Тройной: ретро-тест Scott Model 3S 1936 года

20 мая 2013

До того, как Эдвард Тёрнер своим Triumph Speed Twin 1937 года заявил рядную «двойку» как стандартный тип английского мотоцикла, британские инженеры славились разнообразием подходов к проектированию. Одна из таких неординарных конструкций – 1000-кубовый Scott с рядным трехцилиндровым двухтактным мотором.


Тройной: ретро-тест Scott Model 3S 1936 года

Выпуск:
Журнал «МОТО» – май 2013

Автор:
Алан КАТКАРТ, перевод Александра ВОРОНЦОВА, фото Киоши НАКАМУРЫ

Просмотры:
3608

Оставить комментарий

Поделиться с друзьями:

Принимать на себя удары кризиса – участь бедняков. Это подтвердила и Великая депрессия начала 30-х: в то время как продажи «народных» мотоциклов падали, такие производители двухколесной роскоши, как Brough Superior, процветали. Что и натолкнуло руководство компании Scott на рисковую затею: если военные не приняли проект генератора с трехцилиндровым двухтактным 750-кубовым мотором, то, может быть, удастся пристроить этот двигатель на шикарный мотоцикл?

Дебютировавший в конце 1934 года на лондонской выставке «Олимпия» Scott Model 3S произвел сенсацию. Конструктор Билл Калл полностью переработал двигатель для мотоциклетного применения, увеличив рабочий объем до 986 см³ и пристыковав к нему четырехступенчатую коробку передач с ножным переключением. 

Чугунный блок цилиндров имеет единую съемную головку. Коленвал – сборный, с шатунными шейками под углом 120°. Цельные шатуны посажены на коленвал через роликовые подшипники без сепаратора. Смазка – раздельная, производительность масляного насоса зависит от поворота ручки газа.

Импозантный капот в стиле ардеко скрывал под собой радиатор и бензобак. Рекламная брошюра тех лет описывала аппарат как «современный шестицилиндровый автомобиль на двух колесах». 

Scott Model 3S поступил в продажу в 1936 году, «после четырех лет испытаний на всех типах дорог», по цене 115 фунтов стерлингов. Увы, компания Scott была настолько загружена военными заказами от министерства флота, что так и не смогла развернуть серийное производство этих машин. В результате тщательных изысканий, предпринятых членами клуба владельцев мотоциклов Scott, установлено, что было сделано всего девять аппаратов. 

До наших дней дошло пять, и лишь один из них – тот, что представлен в экспозиции Sammy Miller Museum – на ходу. Мне представился шанс опробовать Scott Model 3S на дорогах Хэмпшира, где расположен музей. Интересное совпадение: мой первый «большой» мотоцикл тоже имел трехцилиндровый двухтактный двигатель жидкостного охлаждения – это был Suzuki GT750J, который я купил новым в 1973 году. 

На этом аппарате я проехал много тысяч миль, впервые участвовал в гонках и сохранил о нем самые лучшие воспоминания. Примерно тогда же у меня был Scott Flying Squirrel 1934 года – в некотором роде один из лучших старинных мотоциклов, которыми мне довелось управлять. В 1974 году я на этом Scott доехал из Лондона до Ливерпуля, переправился на остров Мэн посмотреть гонку Tourist Trophy, целую неделю колесил по острову, потом вернулся домой – и за все это время не знал никаких неисправностей, кроме отсоединившегося провода стоп-сигнала. Замечательная была машина! Где-то она сейчас?.. 

Так что вы можете понять, с каким интересом я усаживался в подпружиненное седло Scott Model 3S – и могу сказать, что поездка полностью оправдала мои ожидания. Процедура запуска – это нечто: сначала надо открыть бензокран, заполнить поплавковую камеру карбюратора Amal, несколько раз мягко нажать на кикстартер при выключенном зажигании, проворачивая коленвал для заполнения смесью камер в картере, затем включаете зажигание, выставив его опережение – и энергичным нажатием на кик пробуждаете мотор к жизни. 

Его голос весьма своеобразен. Никаких механических шумов, а звук выхлопа живо напоминает другой трехцилиндровый двухтактник – но не Suzuki, а автомобиля Wartburg, на котором когда-то ездил мой гоночный инженер Мо Оджер. Нет и вибраций, по крайней мере таких, о которых стоит говорить – и это несмотря на то, что силовой агрегат жестко закреплен в раме. 

Мотоцикл, который весит 222 кг, мягко проходит все дорожные выбоины – по меркам той поры он просто роскошен! Мощная параллелограммная вилка Webb покачивается вверх-вниз, обеспечивая при этом даже кое-какую амортизацию. 

Не могу пожаловаться на управляемость: хотя база – 1420 мм – довольно велика для аппарата той эпохи, Scott не страдает тяжеловесностью при изменении траектории. И, несмотря на отсутствие торможения двигателем (двухтактник же!), замедляется эта довольно тяжелая машина неплохо, благодаря большим барабанным тормозам. А это ключевой фактор, если учесть скоростные возможности мотоцикла. 

К сожалению, спидометр Smiths Chrono metric не работал, но фотограф, сопровождавший меня на автомобиле Saab, нередко разгонялся до 100 км/ч – а я при этом открывал дроссель лишь наполовину! Открой газ на малых оборотах – и тут же получишь моментальный отклик; Scott разгоняется уверенно, без дерганий и запинок – хотя и не так уж быстро, масса-то ведь приличная! 

Увы, динамике не помогает и переключение передач: оно медленное и неточное. Хорошо, что нет риска повредить клапаны, если промахнешься с передачей! «Если вы увлечены старинными мотоциклами, рано или поздно вы станете поклонником мотоциклов Scott, – убежденно сказал мне Сэмми Миллер. – У них столько характера, такой своеобразный саунд, такая великолепная динамика! В нашем музее еще четыре мотоцикла этой марки, включая Scott Autocycle 1938 года – первый в мире мопед. Все эти машины демонстрируют высочайший уровень инженерной проработки, который установил стандарты для всей индустрии. Но трехцилиндровый аппарат – это жемчужина; то, что он не пошел в серию – настоящая трагедия. Это был первый в мире двухтактный супербайк, значительно опередивший свое время». Я сам не сказал бы лучше! 

Итог

Scott Model 3S – настоящий комфортабельный экспресс для джентльменов: двигатель работает очень плавно и обладает большим запасом тяги, да и прямая посадка довольно удобна. В общем, двухколесный люкстурер довоенной эпохи.

История Scott 

Альфред Ангус Скотт, основатель Scott Motor Cycle Company, был признанным инженером и изобретателем. Ему принадлежат 60 патентов – в том числе на конструкцию кик-стартера, рамы треугольной формы, ножного переключения передач, золотникового газораспределения, телескопической вилки. 

Сэмми Миллер – в прошлом знаменитый мотогонщик, а сейчас владелец великолепного музея. В его коллекции – более 400 мотоциклов, все на ходу. Среди экспонатов – множество уникальных машин, гоночных и экспериментальных. Подробнее – на сайте www.sammymiller.co.uk.

Он начал экспериментировать с двухтактными моторами еще в конце XIX века, а в 1908 году построил свой первый мотоцикл. Двухцилиндровый двухтактный двигатель жидкостного охлаждения, двухступенчатая коробка передач и цепная главная передача выделяли Scott в ряду современных ему машин. В то же время упрощенная конструкция двухтактного двигателя позволила назначить конкурентоспособную цену. 

Чтобы показать достоинства своего детища, Скотт активно участвовал в гонках. Но спортивные чиновники посчитали его моторы «слишком эффективными», так что для сравнения их рабочего объема с четырехтактными двигателями применяли повышающий коэффициент – 1,32. Несмотря на это, мотоциклы Scott выиграли Tourist Trophy в 1912 и 1913 годах. 

Двухтактный спортбайк – Scott Flying Squirrel 1933 года.

В 1913 году Скотт открыл новый большой завод, на котором 60 рабочих могли выпускать 650 мотоциклов ежегодно. Но его планам помешала Первая мировая война, во время которой компания работала по заказам военного министерства (выпуская также и мотоциклы с колясками для установки пулеметов). 

Альфред Скотт спроектировал специальный аппарат для пулемета, который он назвал Guncar – но не смог заинтересовать военное ведомство. После войны, в 1918 году, Скотт продал мотоциклетную компанию, чтобы вплотную заняться продвижением гражданского варианта Guncar – под именем Scott Sociable. 

Увы, в 1923 году Альфред простудился, возвращаясь с соревнований на своем открытом Sociable, и умер от воспаления легких. Ему было 48 лет. Тем временем покинутая им компания возобновила производство мотоциклов и в 1922 году выпустила знаменитую модель Squirrel («Белка») – первый серийный двухтактный мотоцикл спортивного типа. 

Альфред Ангус Скотт на своем аппарате образца 1910 года.

Рекламный лозунг гласил: «Проворный, как белка – и не потеряет ни орешка». В 1925 году дебютировала еще более спортивная Flying Squirrel, в версиях 498 и 596 см³, а в 1929 году – модель Touring. В том году компания выпустила 1400 мотоциклов, но в следующем году под ударом кризиса производство упало до 860 машин. Компанию спасли военные заказы на переносные генераторы и насосы. 

В 30-е годы она выпускала не больше 150 мотоциклов ежегодно. В 1950 году фирму приобрела Aerco Jig and Tool Company, которая продолжала выпуск этих машин в 600-кубовом варианте – уже с телескопической передней вилкой и маятниковой задней подвеской – до 1978 года. Интересно, что один из Scott Model 3S купил немецкий завод DKW, и в 1939 году он представил автомобиль DKW F9, трехцилиндровый 900-кубовый двигатель которого очень походил на английскую конструкцию. 

После войны этот завод оказался в восточной зоне оккупации и вошел в конгломерат IFA, трехцилиндровый автомобиль выпускался под индексом IFA F9. С 1955 года этот мотор применялся на автомобилях Wartburg, выпускавшихся на бывшем заводе BMW в Айзенахе. До 1991 года была выпущена 1 671 121 машина с двигателем такого типа! 

Scott Sociable – гибрид автомобиля и мотоцикла с коляской.

Тем временем и DKW, возрожденная в Западной Германии, с 1953 по 1963 годы выпускала трехцилиндровые автомобили F91/ F93 Sonder klasse. Сейчас эта компания известна как Audi… Остается упомянуть еще одного производителя автомобилей, шведский Saab. В 1956 году он выпустил модель 93 с трехцилиндровым двигателем типа Scott-DKW.

 

Оставить комментарий

Для добавления комментария требуется зарегистрироваться или авторизоваться на сайте .


↑ Наверх