Возвращение к истокам

23 сентября 2013

Обычно с возрастом люди мудреют. Но, видимо, это не про меня: с годами я все чаще стал ввязываться в авантюры. И когда президент клуба «Ява-Москва» Павел Крючков предложил отправиться в Чехию на реплике «Ява 640 Москва», я тут же загорелся.


Возвращение к истокам

Выпуск:
Журнал «МОТО» – сентябрь 2013

Автор:
Андрей «Котофей» КОЧЕТОВ, фото участников пробега

Теги:
Jawa / Ява / 350 / 640 / Старуха /

Просмотры:
9470

Комментарии:
5

Оставить комментарий

Поделиться с друзьями:

Приглашали в организованный международный мотопробег, посвященный 135-летию со дня рождения основателя марки JAWA Франтишека Янечека.

Чем ближе дата выезда, тем больше одолевали сомнения. Ведь участником пробега мог стать любой владелец мотоциклов Jawa или CZ, а значит, на дальняк отправляется несъезженная компания малознакомых людей на архаичной технике «лохматых» годов выпуска. Невольно задумаешься, на каком километре от Москвы начнется падеж… Но это ли не приключения? Да и плохо ехать лучше, чем хорошо сидеть! 

День старта. На брусчатке Васильевского спуска вдоль стены Кремля выстроились участники пробега: три «старушки» (559, она же «чекушка», и две 360), «Чезет 472.6», две «Явы 638» (одна с коляской), а остальные – «Явы 634» разных модификаций. Участников ожидалось больше, но, как это часто бывает, в последний момент по явились срочные дела, заболела любимая теща, расстроился кишечник… Те , кому не «вышибло дно» (в прямом и переносном смысле), здесь: всего 14 мотоциклов и 4 машины сопровождения, в том числе команда из Новосибирска. 

Компания собралась разношерстая по всем параметрам, начиная с возраста: самому младшему – Ринату из Тольятти – 21 год, а самой старшей – Ольге Михайловне (мастеру спорта СССР по мотокроссу) – 64 года. Но я понял главное: все эти люди – энтузиасты, а значит, техника у них в порядке, без проволочек и скотча. Ни с кем, кроме Павла, я знаком не был. Что ж, нас по знакомит Дорога! Это же относилось и к «Яве 640 Москва», которую пригнали для меня прямо на место старта. До этого я видел ее лишь на стапеле, когда готовил статью о проекте «Реплика» («Мото» №3-2013). 

Мы едем по улицам столицы. Первые впечатления? А здорово! После огромных современных туреров тебя несет нечто маленькое, шустрое, яркое, с двухтактно-звенящим « дрынь-гань-гань!». Утреннее солнце сияет в хромированных накладках «старушачьего» бака, а на душе как-то по-детски радостно, бодро. Я сразу решил не оценивать «Яву» обычным мерилом, сравнивая ее с последними (и не очень) достижениями мирового мотопрома. Ведь, по сути, я имею дело с олдтаймером, технологиями почти полувековой давности. Кто-то проворчит: «В музее ей и место!» Нет, ребята! Ведь первыми моими эмоциями был щенячий восторг от возвращения во что-то светлое, легкое, далекое… от возвращения к истокам. Их вы тоже отправите в музей?.. 

Хотя, в отличие от многих, в моей истории именно «Явы» не было. Мое вхождение в мотожизнь пришлось на конец 80-х, эпоху заката рокерского движения и зарождение байкерской культуры. Моим эталоном стал «Харли», и я начал тянуть вилки и гнуть рули сначала на старых «ИЖах», а потом и на «Уралах». Но я еще помню, как с восторгом отрывался от песочницы, чтобы разглядеть проносящегося мимо парня на чем-то блестящем, рычащем... 

Столица осталась позади. Окутанная сизым дымком двухтактного выхлопа, колонна движется на запад. Спереди и сзади машины сопровождения. Скорость 80 км/ч, для «старушек» оптимальная. Строй мотоциклов постепенно выравнивается, люди вкатываются. По сути, «Ява 640 Москва» – это стандартная «Ява 640», внешне стилизованная под «старушку». Задумывая проект «Реплика», Павел Крючков рассудил, что будущее завода Jawa – в его истории. Я с ним абсолютно согласен. Бессмысленно бодаться с мировыми производителями из Японии, США, Европы, а тем более Китая. Рынок уже поделен. Путь «Явы» – это путь индийского «Энфилда» и нашего «Урала»: небольшие партии мотоциклов в ретро-стиле, но с надежной современной начинкой. Что думают об этом на заводе? Узнаем! Если доедем… 

Каждые 80–100 км остановка. Заправка, перекур, перекус… А главное – необходимость размять чресла. Ведь, по сути, «Ява» – городской мотоцикл, и его скромное сиденье не рассчитано на большие пробеги. Когда пятой точке становилось невмоготу, я вспоминал наших отцов и дедов, которые так же полвека назад отправлялись в Крым или предгорья Кавказа. Нагруженные тяжеленными брезентовыми палатками и другим походным скарбом, они так же неспешно преодолевали сотни километров, борясь не только с российским бездорожьем, но и с погодой, ведь вместо экипа с мембранами и термобелья у них была лётная кожанка или ватник, вместо мотобот – кирзовые сапоги, а вместо дождевика – плащ-палатка… Я не призываю вернуться «назад к природе», ходить в шкурах и охотиться с луком. Но чтобы ощутить всю полноту жизни, нужно порой прочувствовать силу духа наших предков, окунуться в прошлое. Нет дерева без корней, а человека без истории. 

Чем больше людей в группе, тем медленнее она двигается – это аксиома. И это одна из причин, почему предпочитаю путешествовать один. Поначалу медленное передвижение и долгие частые остановки меня раздражали, но в какой-то момент я просто расслабился. Зачем нервничать, если все равно ничего не можешь изменить? Просто принимай то, что дает Дорога и день сегодняшний. Это и есть настоящая жизнь! 

За день прошли чуть более 500 км и уже затемно разбили лагерь прямо рядом с трассой. За ужином познакомились поближе. Оказалось, что в мотодальнобое практически все новички. Многие не отъезжали от дома более 100 км и ни разу не ездили в колонне. Тем приятнее было видеть, что у них неплохо получается. На следующий день от колонны отпали новосибирцы – типа, мы слишком медленно едем (в итоге встретились с ними уже в Чехии, причем мы приехали на день раньше). 

В подвеске ничего не менялось: стандартные «чезетовские» нерегулируемая телескопическая вилка и маятник с двумя амортизаторами (с преднатягом пружин) сзади. Спереди дисковый тормоз с 1-поршневой скобой. Для чуть более 150 кг снаряженной массы мотоцикла он реально эффективен. Задний остался барабанным, но тоже совсем неплох.

Я тоже решил вырваться вперед, чтобы успеть пообщаться с друзьями в Бресте. И преодолеть внутренние сомнения в ненадежности «Явы», а для этого пообщаться с ней тет-а-тет. Не знаю, почему, но на архаичной технике возникает ощущение некоей незащищенности и, как следствие, открытости миру. Десятки раз я проезжал по этой дороге, но нечто подобное испытал лишь 10 лет назад, когда отправился на байк-фест в Бресте на «крысе» из старенькой «Хонды» 1978 года. Спасибо, «Ява»! Ты вновь подарила мне встречу с прошлым. 

Главное отличие от привычных всем «Яв» – электростартер и раздельная система смазки. Последняя очень удобна: 1,5 л масла, залитого в бачок под сиденьем, хватает примерно на 1300 км. При отсутствии тахометра обороты давал по ощущениям, которые легкой вибрацией передавал мне мотоцикл. Необкатанному мотору не нравилась скорость свыше 90 км/ч, и я не настаивал. Расход 6 л на сотню, на мой взгляд, многоват: почти 1700-кубовый тяжелый «Харли» поедает столько же… 

Вечером в Бресте мой друг Виталик «Кащей» спросил: «Ну и как впечатления?» «Забавный мотоцикл, – ответил я. – Не стоит ставить сверхзадач, и ездить можно». И все же сверхзадачи были поставлены! На следующий день предстояло пройти 700 км, учитывая границу и пересечение Варшавы. День обещал быть трудным. Так оно и вышло. Во Франкфурт-на-Одере мы прибыли в 6:30 утра, проведя в седлах почти 22 часа. И команда выдержала! Не растерявшись в забитой машинами Варшаве, не заснув на монотонном ночном автобане. 

На границе нас встретил Стас, живущий в Германии – тоже поклонник «Явы» и участник пробега. Он проводил нас до кемпинга, где прямо на парковке отметили удачное завершение этого дня. «Осталось всего 450!» – обнадежил Павел. «Ну после сегодняшнего это как за хлебом сходить!» – с облегчением выдохнули участники пробега. Пять часов сна – и мы снова в дороге. Страхи, навеянные слухами о ненадежности «Явы», постепенно рассеивались. На остановках парни что-то подкручивали, подтягивали, но еще ни один мотоцикл не «осыпался», все в строю! 

В Дрездене нас встречали местная пресса и еще один участник пробега – Саша (как и Стас, живущий в Германии). Пока суд да дело, начало темнеть. Оставшиеся 200 км до места дислокации – замка Конопиште под Прагой – мы ехали по ночному автобану. В предгорьях Татр заблудились из-за строительства новой автострады. Температура упала до +7 °С. Уже под Прагой на «Яве 250» пропала зарядка, но с толкача ее все-таки удалось оживить. Если мне, опытному и правильно экипированному, было трудно, то каково же остальным?!.. 

Проезжая через Прагу, остановились на Вацлавской площади, условной конечной точке пробега. Но дружного «Ура!» не получилось – за двое суток, проведенных в седле, с 5-часовым перерывом на сон, люди вымотались до крайности. Последний бросок, и в 4 часа ночи мы заселились в пансион под стенами замка. Я сидел на ночной веранде и, потягивая сливовицу, созерцал темные силуэты наших мотоциклов, припаркованных вдоль отеля. Как-то не верилось, что все получилось. Вспомнил цитату из «Алисы в стране чудес»: 

– Ничего не поделаешь, – сказал Чеширский Кот. – Все мы здесь не в своем уме – и ты, и я. – Откуда вы знаете, что я не в своем уме? – спросила Алиса. – Конечно, не в своем! – ответил Кот. – Иначе как бы ты здесь оказалась?!.. 

Да, мы здесь! И мы сделали это! Чтобы ощутить эйфорию от преодоления себя и Пути, я лез в грязи и горы, наматывал тысячи километров по обледенелым зимним дорогам… А всего-то стоило прокатиться до Праги на архаичном мотоцикле! Утром те, кто нашел в себе силы, отправились в Прагу проводить в кругосветку заводского пилота на «Яве 350». Раньше я бы сказал: «На «Яве»? На дальняк?!..» Но мы-то здесь! К тому же на специально подготовленном мотоцикле, да с поддержкой завода… Почему бы и нет? 

На следующий день мы отправились в Тынец-над-Сазавой на завод Jawa. При социализме это было настоящее градообразующее производство, выпускавшее более 100 000 мотоциклов в год. Сейчас все площади распроданы, а у завода осталось лишь одно здание, хоть и внушительное, 10-этажное. Нас встретили представители завода, показали весь современный модельный ряд, провели по цехам. Несмотря на слухи, завод жив! Конвейер движется, выпуская около 3000 мотоциклов в год. Вечером на банкете, устроенном в честь нас руководством завода, я спросил у исполнительного директора пана Грушки, каким он видит будущее «Явы». «Думаю, это путь Harley-Davidson, то есть смотреть в будущее с оглядкой на прошлое», – ответил он. Несколько одиозно, но в целом верно. 

14-литровый бак-капля – «старушачий» (такой же использовался на во многом схожей 639 Chopper), а стальные крылья, капоты и сиденье изготовлены вручную мастерами ТД «Ява Москва». В задней части стальной трубчатой рамы внесли некоторые изменения для соответствия ретростилю. Цепь главной передачи еще на заводе «проварена» в графитовой смазке, полностью закрыта кожухом и обслуживания не требует. Ее лишь нужно периодически подтягивать, что совсем не сложно, даже в полевых условиях. Менять рекомендуется раз в 10 000 км.

И тем не менее этой осенью завод собирается представить новую 1000-кубовую модель, которую мы так и не увидели (секретики фирмы!), а в разработке и 1200-ка, фотографии которой после очередного стаканчика «Бехеровки» пан Грушка показал на своем телефоне. Что-то спортивно-дорожное, с современным угловатым дизайном. «Почему такая?» – спросил я. «Основной продукт сейчас направлен на третий мир, а подвинуть китайцев мы можем только кубатурой». Тьфу!.. И тут я понял, что «Ява» сейчас повторяет путь «Урала» конца 90-х, когда ИМЗ пытался быть «в тренде», выпустив уродливый «Вояж», а потом «Волк» – неплохой, но уже не способный конкурировать с японским секонд-хендом, завалившим на тот момент рынок. 

Вся электрика – генератор, бесконтактное электронное зажигание и прочее – изготовлена чешской компанией VATE. Проблем с ней не возникало, и нареканий от других я не слышал. Фара, стоп-сигнал, замок зажигания, спидометр взяты у той же «старушки» для сохранения стиля. А пульты на руле уже современные, с привычным для нас управлением.

Видимо, чтобы прийти к истине, надо самому пройти тернистый путь, не оглядываясь на чужие ошибки. Хотя я бы оглянулся… А «Ява», на которой я ехал, – это прототип, созданный ТД «Ява Москва». Правлению завода реплика понравилась, и оно дало добро на выпуск юбилейной партии из 10 мотоциклов (6 из них уже нашли хозяев). Поставить их на конвейер завод пока не готов: слишком дорого обойдется переоборудование. Возможно, в будущем… 

Неделя в Чехии пролетела на одном дыхании. Мы посетили несколько частных мотомузеев. В одном из них для нас завели легендарный мотоцикл – Jawa 500 OHC Twin. Двухцилиндровый четырехтактник выпускался с 1952 по 1958 годы и на экспорт не шел. Много интересных моделей задушил Советский Союз, ведь он был основным потребителем продукции завода (из 3,5 млн. мотоциклов 2,5 было отправлено в СССР), а советскому человеку ни к чему дорогой и мощный мотоцикл, да и расширять базу запчастей было неохота. 

В свободное от общих выездов время каждый находил занятие по интересам – поодиночке или группами гуляли по парку и замку, пили пиво в местных кабачках, выезжали на экскурсии по Праге и окрестностям. А по вечерам собирались за общим столом и с удовольствием общались. Да, люди собрались разные. По полу, возрасту, интересам, социальному положению… Но эта разница не перерастала в антагонизм (кроме единичного случая в женской части коллектива). Возможно, на это повлияло общее увлечение – любовь к мотоциклам «Ява», возможно, совместно пережитые трудности. Но я думаю, главное – что в компании оказались Люди (с большой буквы), готовые поделиться своим внутренним миром и понимать и принимать миры окружающих. 

Но время неумолимо. Команда отправилась обратно по знакомому пути – автобанами через Германию. И все же мне не хватало того, что американцы называют experience (опыт, переживание, впечатление), и я в одиночку рванул напрямик, через Татры и узкие польские дорожки с многочисленными населенными пунктами, с намерением встретиться с товарищами уже в Бресте. Только я, «Ява» и Дорога. Взял лишь самое необходимое. Никакого набора ключей, никаких запчастей. Но я уже поверил в надежность моего железного коня. Я знаю, что только настоящее Железо может дать столько позитивных эмоций, и именно на уровне эмоций с ним и надо общаться. Вера в него – основной залог успеха. 

«Сердце» мотоцикла – двухцилиндровый двухтактный 638-й движок объемом 343 см3, хорошо знакомый еще по 1980-м годам прошлого века, но несколько модернизированный. Например, в дополнение к традиционному кику установлен электростартер и редчайшая в то время в наших краях система раздельной смазки «Ойлмастер». 27-сильный движок, конечно, слабоват: ощутимо напрягается на подъеме или с пассажиром. А 4-ступенчатой коробке передач на трассе не хватает 5-й скорости.

Еще никогда эта дорога не была такой долгой по времени и такой быстрой по ощущениям. Я наслаждался, пролетая по извилистым дорожкам сквозь маленькие чешские городки на «Яве». Иногда наступало безвременье, когда я не понимал, происходит ли все это в ХХI веке или в середине ХХ-го… Где-то за Вроцлавом потоком воздуха мне сорвало приоткрытый визор, и я уже совсем аутентично пил встречный ветер… вместе с пылью и мухами. После обкатки «Ява» бодро держала сотню, правда, расход вырос до 8 л. В горах ощутимо напрягалась на подъемах, приходилось переходить на третью, а порой и на вторую передачу. Но ретро-байк не для торопыг, его призвание – замедлять течение времени. Да и мы никуда не спешим. Просто едем, едем… 

Мой варшавский друг Мартин, привыкший видеть меня на здоровенных навьюченных турерах, от смеха не мог открыть ворота. А в Бресте приятели специально приезжали посмотреть, не шучу ли я, что доехал до Чехии на «Яве». Тем не менее это была правда. Осилила «Ява» и последний прохват до Москвы, пройдя 1000 км за 16 ч. Сдюжили этот пробег и все остальные – как участники, так и их техника. За более чем 4000 км и 12 дней было поменяно 3 лампочки, 2 тросика, 1 замок зажигания и 1 генератор (на самой старой Jawa 250). Миф о ненадежности «Явы» был развеян, по крайней мере, для меня. 

Итог 

Вечерами я слушал, с каким упоением участники пробега рассказывают о своих мотоциклах, с каким интересом обсуждают технические моменты. Слушал и силился понять: за что же они любят эту старомодную, по сути технически устаревшую технику? И понял, что любовь к таким мотоциклам подобна любви к женщине. Любви настоящей, которая не требует объяснений или аргументов. По-настоящему любят не «за что», любят «потому что». Не бывает техники устаревшей, есть техника своего времени. А с помощью романтиков-энтузиастов она остается вне его. 

Мотоцикл предоставлен ООО ТД «ЯВА МОСКВА». 
Экипировка и снаряжение – от компаний Force’Age, BASK, Kiwidition.

Материалы по теме:

Оставить комментарий

Для добавления комментария требуется зарегистрироваться или авторизоваться на сайте .

Мне нравится0
Guest
Отличная статейка, спасибо!
Имя Цитировать Мне нравится0
Мне нравится0
Guest
до сих пор езжу на старухе.Кто тебе сказал, что она не надежная,какая чушь!
Имя Цитировать Мне нравится0
Мне нравится0
Guest
статья ни о чём..вымученная...такое ощущение,что автора отправили на каторгу и заставили написать отчёт!!!
Имя Цитировать Мне нравится0
Мне нравится0
Guest
да, брат ты многое потерял когда не ездил на ЯВЕ в своё время,
при первой возможности куплю себе такую!
Имя Цитировать Мне нравится0
Мне нравится0
Сергей
С написанным в статье полностью согласен. Сам являюсь обладателем 32-х летней ЯВЫ 634-6.
Отличная машинка! по надежности превосходит многие японские мотоциклы. На дальняки не катаюсь, очень жесткое седло, менять жаль - раритет.
Имя Цитировать Мне нравится0
 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение
 

↑ Наверх