Мотошкола: Критерии годности

05 апреля 2013

Появление новых водительских удостоверений в Европе для одних стало простой формальностью – окончательный переход на единый формат прав намечен лишь к 2033 году, – для других же – причиной глубокого стресса, ведь с 19 января меняется не только форма выдаваемых удостоверений и количество категорий в них, но и порядок сдачи экзаменов. 


Мотошкола: Критерии годности

Выпуск:
Журнал «МОТО» – март 2013

Автор:
Анатолий Сухов, фото Yamaha-C.E.R. и из архива автора

Просмотры:
6479

Оставить комментарий

Поделиться с друзьями:

Поскольку Россия с петровских времен заглядывается на Европу, а в последнее время все активнее пытается списывать (правда, нередко неряшливо и бездумно) многие законы, проанализируем заранее и вдумчиво, каковы их критерии годности.

«Их просто не научили летать» – скупой комментарий летчика-испытателя после очередной авиакатастрофы в России давно никого не удивляет. Выучиться ездить на мотоцикле, который по статистике куда опаснее самолета, казалось бы, не в пример проще. Это если знать, как учиться и где… 

У нас площадка сдачи на права категории А – осколок ушедшей эпохи, когда сигналы водители подавали руками, а скорость постовые мерили на глаз (на удивление этим не злоупотребляя). Как и экзаменационная техника – устаревшая и морально, и физически, по сравнению с той, что используют большинство мотошкол – и будут использовать счастливые обладатели новых «корочек».

Помимо конусов, на слаломной трассе есть и коридор из стоек шириной всего метр. И проехать его надо не только в одиночку, но и с пассажиром.

Экзамен на категорию А в России короче и проще, чем на В: в город ехать не придется, «умение» пользоваться фарой и поворотником гордо демонстрируем на площадке, вариантов выбора фигур – нет, поэтому учить нужно ровно то, что будем сдавать. И – главное! – никто не требует подтвердить реальные, дорожные навыки управления мотоциклом – интенсивное торможение или объезд препятствия на скорости, медленный слалом между плотно стоящими препятствиями (машинами), умение двигаться с пассажиром. Скажете, сложно? Для новичка – безусловно! Только на дороге ему будет куда сложней. Но окружающие могут узнать об этом слишком поздно. 

Впрочем, пора, как обещал, взглянуть на систему подготовки и сдачи экзаменов там, где мотоциклов на душу населения на порядок больше, чем в России, где их владельцев родители и сослуживцы не считают латентными самоубийцами и где вычислить «чайника» на дороге практически нереально. 

19 января 2013 года на всей территории Европы вступил в действие новый порядок выдачи водительских удостоверений. Теперь они унифицированы для всех стран ЕС, имеют формат пластиковой банковской карточки, в них электронный чип, 15 категорий, а срок действия варьируется от 10 до 15 лет (на выбор страны-эмитента, в Германии и Франции, например, 15).

Например, во Франции. Серпантины там покруче, чем у нас на Кавказе, снег на севере зимой – норма, а уж таких узких улочек и тесных полос на автобанах – поискать. Равно как столько мотоциклов за оградками частных домов, у кафе и магазинов. Прежде всего, готовиться и сдавать на права там можно лишь на мотоцикле той категории, какую собираешься открыть. 

С 19 января всего их 15, из них мотоциклетных – 6, плюс AM для «полтинников». С 16 лет – А1 (для мотоциклов 50–125 см3, до 11 кВт и всего до 0,1 кВт/кг массы – прощайте, легкие спортивные снаряды!), с 18 лет – А2 (до 34 кВт, до 0,2 кВт/кг (для электрических – до 0,15 кВт/кг) – что автоматически означает, что мотоциклы будут либо маломощными, либо тяжелыми) и, наконец, после 24 лет или двух лет обладания правами А2 – категория А (без ограничений). 

У каждой из категорий может стоять пометка «автомат» – что означает разрешение ездить только на мототехнике соответствующей категории с автоматической трансмиссией. Итого – шесть. Не буду вдаваться в тонкости законодательства о возможностях «придушивания» и последующего «раздушивания» аппаратов. Нюансов множество. Главный принцип – осваивай технику постепенно. И сдать площадку на YBR-125 или на «Минске» с барабанными тормозами, а на следующий день с новенькими правами оседлать «шестисотку» или «литр» по их законодательству просто невозможно. 

Более того, с января будущего года для сдачи на «безлимитную» категорию и подготовки к ней вводятся минимальные параметры мотоцикла: 595 см3, 68 л.с., 175 кг. Не можешь справиться с его перекатыванием по площадке или медленным слаломом (о них речь впереди)? Давай, до свидания: или качайся, или учись на младшую категорию. 

Зато с 2016 года на всей территории Евросоюза отменяется законодательное ограничение мощности в 100 л.с., действовавшее (и ненавидимое мотоциклистами) в некоторых странах – как та же Франция. Собственно в методике сдачи экзаменов изменений немного, но они показательны. 

Раскадровка объезда препятствия на скорости 50 км/ч. Стенка – 1,5 м в ширину, коридор – 1 м.

Весь комплект состоит из трех частей – 20 вопросов по ПДД (из них достаточно ответить на 18, как раньше было у нас, до ужесточения процедуры с 1 февраля за счет «бонусных» вопросов), 5 этапов площадки и 30-минутный проезд по дорогам общего пользования. 

Да, то, чего у нас никогда не было – то ли из-за того, что не знали, как инспектору общаться с водителем (у них общение одностороннее: инспектор из машины отдает распоряжения по рации в шлем экзаменуемого), то ли боялись, как бы чего не вышло (после нашей примитивной площадки – очень даже небезосновательно). 

Площадка включает 5 этапов. Первый – обращение с заглушенным мотоциклом, прокат его с поворотом передним и возвращение задним ходом. На этом этапе не нужен экип и совершенно не важно, как держать мотоцикл – лишь бы не уронить и попасть в метровые воротца. Потом – опрос о работе систем и их контроле (причем в программу входят не только проверка уровня масла и натяжения цепи, но даже такие «мелочи» как ход рычага сцепления и разлохмачивание его тросика!). 

Второе упражнение – уже в экипе. Медленоный слалом (на время), причем, помимо ворот из фишек, есть и метровой ширины коридор из высоких стоек. Далее – остановка на развороте (тронуться нужно с вывернутым рулем) и – тот же коридор, но с пассажиром (как правило, инструктором автошколы, причем тоже в экипе). Вот так! 

Здесь и далее цифры обозначают движение по траектории. На проезд от «2» до «3» нужно затратить минимум 20 с. И пользоваться сцеплением и задним тормозом. Остановиться нужно на «4» и «5». Любое касание ногой – провал. Зато сдавать это упражнение можно дважды. Чем многие пользуются – проезжают с плохим временем, получая «В», и пытаются улучшить во второй попытке. Главное – не уронить байк!

Третье – разгон-разворот-интенсивное торможение, до и со скорости 50 км/ч на прямой. Четвертое – разгон до 50 км/ч, слалом в разнесенной змейке минимум на 40 км/ч, разворот, разгон до 50 км/ч, объезд препятствия в узком коридоре и остановка в пределах габаритной площадки. 

Пятый этап – самый легкий: просто серия вопросов по безопасности. Собственно, все ездовые упражнения очень близки к реальности. Причем регламентирован не только выбор передачи в КП, но обязательна и работа сцеплением и тормозом в медленном упражнении, отслеживается положение рук и ног. Да и размер шлема должен подходить. Видно, что требования писали профессионалы, а не политики, изучавшие мотоцикл только по роликам в «Ютубе». 

И если раньше вариантов площадки было несколько и упражнения в них различались, то теперь каждое представлено в двух зеркальных схемах. Сдавать придется только один (по жребию), а вот отрабатывать – оба, чтобы руки, ноги и голова работали одинаково в обоих направлениях. По сравнению с нашей системой – небо и земля. У них – пусть учебные, но реальные скорости, объезд, интенсивное торможение. 

У нас – первая-вторая, плавная остановка – главное, нейтраль поймать и мотор не заглушить! Да, сложнее, но зато – куда большая, чем у нас, терпимость к ошибкам. Оценок в каждом упражнении всего три: без замечаний («А»), с замечанием («B») и не сдал («С»). Причем не убранная подставка или не застегнутый шлем – повод лишь указать на ошибку, но не снизить балл. А сбитый конус на слаломе или касание ногой асфальта при развороте, за которые у нас сразу ставят клеймо «не сдал», – у них всего лишь «В», но не «С». 

До линии С3 нужно дойти до третьей передачи и набрать 50 км/ч – в обоих направлениях. А потом – остановиться до линии С2 (на оценку «А») или С1 (на «В»).

Правда, сбитый конус на объезде препятствия – фатальная ошибка. Как и падение мотоцикла по любой причине – даже стоящего на месте. Зато при ответе на вопросы достаточно раскрыть тему на треть, чтобы получить зачетную оценку «В» (на «А» нужно две трети). А всего для зачета на площадке достаточно набрать две оценки «А» (и, конечно, ни одной «С»). Справедливо? По-моему, да! Все как в реальной жизни. 

Куда важнее проехать в узком коридоре автомобилей, ориентируясь на их габариты, чем по абстрактной «габаритной доске». Также уметь маневрировать на малой скорости с пассажиром куда сложнее, чем проехать «восьмерку». А тронуться с поворотом, а объехать препятствие на «городской максималке» (напомню, у них это 50 км/ч)? 

Много в нашей стране разговоров о безопасности. Под них удобно писать новые законы, кивая на Европу, вводить новые сборы или штрафы. Реально для нормального обучения действительно безопасной езде нужно одно – желание. У мотошкол есть и техника, и готовность предоставлять ее для экзаменов своих выпускников. Карманный радар, которым пользуются в мотошколах Европы и пара раций с гарнитурами стоят у нас меньше 10 тыс. рублей. И служат они – страшно представить – по нескольку лет! 

К С1 разгоняемся до 50 км/ч, в змейке (С2) – минимум 40 км/ч, на входе в коридор (С1) – 50 км/ч. Остановка в обозначенных габаритах.

Но пока до их ответственности и рачительности (проклятые капиталисты ДТП тоже на деньги мерят, дороговато для их бюджета лечение выходит) нам далеко, боюсь, не раз еще скопируют у нас наспех какой-нибудь очередной закон со ссылкой на директиву ЕС – как китайцы японский байк…



 

Оставить комментарий

Для добавления комментария требуется зарегистрироваться или авторизоваться на сайте .

Социальные комментарии Cackle
↑ Наверх