Школа квадроциклиста. Урок 3: Безопасное вождение квадроцикла

23 января 2013

Экипировка выбрана, органы управления квадриком изучены – пора садиться и ехать. Собственно, о посадке на квадроцикл, начале движения, остановке и маневрировании мы сейчас и расскажем.


Школа квадроциклиста. Урок 3: Безопасное вождение квадроцикла

Выпуск:
Журнал «МОТО» – январь 2013

Автор:
Роман СИТНИКОВ, фото Евгения БОБРИКОВА

Просмотры:
15502

Оставить комментарий

Поделиться с друзьями:

Экипировка надета, шлем застегнут – это, конечно, хорошо. Но не стоит забывать, что квадроцикл является, как говорят наши западные коллеги, rider-active, то есть требует от водителя максимальной вовлеченности в процесс управления и работы всем телом. Тело же человеческое, как и двигатель внутреннего сгорания, хорошо переносит физическую нагрузку, будучи разогретым до рабочей температуры. 

Поэтому не поленитесь, потратьте несколько минут на короткую разминку и растяжку. Организм скажет вам за это спасибо. 

  • Мягко и плавно растяните мышцы шеи, наклоняя голову вперед (при этом подбородком тянитесь вниз), вправо и влево (но не назад). 
  • Разогрейте связки и мышцы кистей рук, локтей и плеч, сделав вращательные движения по часовой стрелке, а затем против, по 5 оборотов в каждую сторону. 
  • Наклоны корпуса помогут растянуть и разогреть мышцы спины и торса. Классически поставив ноги на ширину плеч, сделайте по 5 наклонов вперед, назад и в стороны. 
  • Мышцы и связки ног проще всего растянуть следующим образом: одну ногу поставьте на подножку квадрика и потянитесь рукой к носку ботинка. Повторите по 5 раз для каждой ноги. 
  • Приседания с небольшой амплитудой помогут размять ноги в коленях. Поставьте ноги на ширину плеч, руки на пояс и сделайте по 5 легких полуприседаний. 
  • С мышцами бедра придется поработать чуть больше: расставьте ноги пошире и проделайте по 5 наклонов в каждую сторону. 
Ошибка – воспринимать разминку как ненужную блажь. Разогретое и подготовленное к нагрузке тело наиболее адекватно реагирует на неизбежно возникающие перегрузки, при этом риск получить растяжения, вывих или иную подобную травму существенно снижается.

Запуск двигателя

Как и в случае с проверкой квадроцикла перед поездкой, процедура запуска двигателя не просто детально регламентирована, но и тоже обозначается акронимом BONEC для лучшего запоминания. Его расшифровку зачастую можно обнаружить на предупреждающих наклейках на квадроцикле. Соблюдение этой процедуры должно стать хорошей привычкой, которая позволит, например, исключить вероятность «внезапного» старта с места запущенного квадрика. 

Наклейка на квадроцикле напомнит точную последовательность запуска двигателя.

Если двигатель квадроцикла холодный, переключите рычаг обогатителя в положение «ON». Если двигатель прогрет, убедитесь, что рычаг обогатителя находится в положении «OFF» (в противном случае двигатель не будет работать корректно). 

Запустите двигатель квадроцикла (обычно для этого необходимо удерживать рычаг или педаль тормоза). Подробная процедура запуска двигателя конкретного квадроцикла может отличаться некоторыми нюансами, поэтому обязательно ознакомьтесь с соответствующей информацией в руководстве по эксплуатации. 

Правильная посадка на ATV

Правильная посадка на квадроцикле – залог управляемости и безопасности (ну и, конечно, аутентично-гоночного внешнего вида наездника). Несколько простых рекомендаций помогут выбрать правильное положение тела за рулем квадрика при прямолинейном движении. А это позволит оперативно реагировать на любые изменения, быстро переносить вес тела и без затруднений оперировать органами управления. 

Процесс правильной посадки на квадроцикл выглядит так:


  • Подойдите к квадроциклу с левой стороны. 
  • Убедитесь, что стояночный тормоз квадроцикла включен. 
  • Положите левую руку на левую ручку руля.
  • Поставьте ногу на подножку (если квадроцикл оснащен механической КП, будьте внимательны, не наступите на рычаг переключения передач). 
  • Наклонитесь и положите правую руку на ручку руля.
  • Перенесите правую ногу через сиденье и поставьте ее на подножку. 
  • Сядьте так, как вам удобно. 
  • Удерживайте ноги на подножках всегда. 
  • Попрактикуйтесь в обращении с органами управления. Необходимо уметь делать это не глядя на них.
Прежде, чем слезть с квадроцикла: 
  • Поставьте квадроцикл на стояночный тормоз. 
  • Заглушите двигатель с помощью выключателя. 
  • Выключите зажигание. Перекройте кран подачи топлива (если есть). 
После чего выполните действия, описанные в разделе «Посадка на квадроцикл» в обратном порядке.

При прямолинейном движении смотрите вперед по ходу движения, ни в коем случае не фиксируйте взгляд на органах управления или непосредственно перед колесами квадрика. Не нужно вцепляться мертвой хваткой, но и рулить одной рукой тоже не стоит. 

Помните, что квадроцикл чутко реагирует на любые изменения положения тела водителя, поэтому положение ног на подножках и рук на руле должно, с одной стороны, способствовать сохранению контроля над машиной, с другой же – обеспечивать необходимую свободу передвижений. Более всего важна возможность перемещать свой вес при маневрах, преодолении уклонов и переезде препятствий, о чем мы расскажем далее.

Поехали! 

Все-таки вводная часть – она на то и вводная, что является лишь прелюдией к основной задаче, – непосредственно поездке. И в идеале она должна напоминать грузинские тосты – быть содержательной, но при этом в меру длинной. Так что закругляемся с подготовкой и переходим к началу движения на квадроцикле. Естественно, предварительно убедившись, что нужная экипировка надета, шлем застегнут, квадроцикл проверен и готов к старту в соответствии с ранее описанными процедурами. Готовы? Поехали! 

  • Сядьте на квадроцикл. 
  • Запустите двигатель. 
  • Нажмите педаль/рычаг заднего тормоза. 
  • Включите режим D (Drive) КП либо первую передачу. 
  • Снимите квадроцикл со стояночного тормоза.
  • Отпустите педаль/рычаг заднего тормоза и аккуратно добавьте газу.

Переключение передач 

Большая часть представленных на рынке утилитарных квадроциклов оснащена вариатором с центробежным сцеплением, так что их владельцам не нужно задумываться о необходимости выжима сцепления и переключения передач. Если же на вашем квадрике механическая КП, работайте рычагом сцепления максимально плавно. Резкое бросание рычага сцепления в лучшем случае приведет к остановке двигателя квадрика, в худшем же – к потере контроля над машиной. 

Обязательно потренируйтесь выжимать сцепление, чтобы понять, в какой момент оно срабатывает. Кроме того, не лишним будет понимать на слух, какие примерно обороты у двигателя в данный момент – это поможет своевременно переключать передачи, не отвлекаясь на показания тахометра (если он есть). 

  • Голова расположена ровно, взгляд направлен вперед, а не под колеса. 
  • Плечи расслаблены. 
  • Локти согнуты и слегка отодвинуты от корпуса. Не нужно прижимать их к телу, это будет мешать управлять квадриком. Но при этом не стоит и расставлять их сильно в стороны. 
  • Руки на ручках руля. 
  • Колени прижаты к баку. 
  • Ноги стоят на подножках параллельно оси движения квадроцикла.

Многие квадроциклы оснащены передачей заднего хода, и особенную аккуратность следует проявлять при движении назад. Перед началом движения обязательно убедитесь, что сзади вас нет препятствий или людей. В целях безопасности на многих квадриках стоит ограничитель оборотов при движении задним ходом и есть кнопка, кратковременно его отключающая. Без острой необходимости не пользуйтесь ей – движение задним ходом на высокой скорости опасно. 

Остановка квадроцикла

При остановке квадроцикла не переводите взгляд под колеса, продолжайте смотреть вперед по ходу движения, ноги с подножек не убирайте. Старайтесь замедляться плавно, избегая резких движений рулем. 

  • Сбросьте газ. 
  • Переключайте передачи вниз, если квадроцикл оборудован механической или полуавтоматической КП. 
  • Равномерно и плавно работайте и передним, и задним тормозом. 
  • Избегайте интенсивного торможения в повороте, старайтесь снизить скорость до входа в поворот. 
  • Аккуратно и точно дозируйте тормозное усилие на скользких поверхностях.

При интенсивном торможении смещайте вес тела назад, чтобы избежать разгрузки задней оси.

Прохождение поворотов 

Управляемость квадроцикла определяется в первую очередь его геометрическими параметрами и конструктивными особенностями. Большая часть представленных на рынке квадроциклов не оснащена задним межколесным дифференциалом. Соответственно, при движении по дуге задние колеса продолжают вращаться с одинаковой скоростью, поэтому «внутреннее» колесо (движущееся по дуге меньшего радиуса) должно иметь возможность проскальзывать. 

Эту возможность допускает движение вне дорог – на грунте, по траве или по снегу. На асфальте же коэффициент сцепления шин с поверхностью гораздо выше, поэтому движение по дорогам общего пользования приведет к повышенному износу резины и частей трансмиссии, а также заметному снижению управляемости квадрика. 

Мы расскажем об особенностях прохождения поворотов именно на примере квадроцикла, не имеющего заднего межколесного дифференциала. Разумный выбор скорости – если и не гарантия, то одна из основных составляющих безопасного прохождения поворота. Начинайте отработку техники на малых скоростях и в поворотах большого радиуса, наращивайте темп постепенно. Главное – не перестараться. При возрастании скорости прохождения поворотов необходимо больше переносить вес тела внутрь поворота, чтобы компенсировать возрастающую центробежную силу, стремящуюся опрокинуть квадроцикл. 

Если квадроцикл начинает в повороте заметно крениться или разгружает «внутренние» колеса, сильнее наклонитесь внутрь поворота, плавно (!) прикройте газ и при возможности распрямите траекторию движения. 

Быстрые маневры

Навыки быстрого маневрирования очень важны на бездорожье, где необходимость объезда препятствия или резкой смены траектории возникает регулярно. К базовым рекомендациям прохождения поворотов добавляются следующие. Не торопитесь увеличивать скорость маневрирования, наращивайте темп постепенно. В первую очередь постарайтесь почувствовать, понять все нюансы поведения машины. 

Скоростные повороты

Маневрирование на высокой скорости также является неотъемлемой частью внедорожных покатушек. Зачастую поздно замеченное на траектории движения препятствие проще объехать, чем остановиться перед ним. Для совершения маневров на высоких скоростях необходима четкая координация скорости квадроцикла и положения (перемещения) тела. 

Ни в коем случае не снимайте ноги с подножек, колени старайтесь плотнее прижимать к баку. Это позволит вам лучше сохранять контроль над квадроциклом. При прохождении поворотов на высокой скорости вес тела также нужно перемещать быстро. Чтобы этого добиться, стоит немного привстать над сиденьем. 

Зачастую для быстрого входа в поворот к движению рулем и переносу веса тела вперед и внутрь можно добавить короткий, резкий «пинок» курка газа, позволив квадрику довернуть под вами. И, как и при прохождении любых поворотов, если квадроцикл начинает в повороте отрывать от земли «внутренние» колеса и пытается перевернуться, одновременно сильнее наклонитесь внутрь поворота, плавно (!) прикройте газ и при возможности распрямите траекторию движения. 

Помните: скорость движения должна ограничиваться не возможностями вашего квадроцикла, а совокупностью факторов, основные из них – дорожные условия, видимость и, конечно же, навыки водителя. 

Квадроцикл и трасса мотошколы предоставлены для съемок компанией «Байк Ленд». 
Экипировка Fox и Shiſt предоставлена на тест компанией FoxUSA.ru. 
Шлемы LS2 предоставлены на тест компанией «Мотостиль».

 

Оставить комментарий

Для добавления комментария требуется зарегистрироваться или авторизоваться на сайте .

Социальные комментарии Cackle
↑ Наверх