- Техника
- Тесты
- Рынок
- Сообщество
- Ремзона
- Спорт
- Копилка
23 января 2013
Выпуск:
Журнал «МОТО» – январь 2013
Автор:
Роман СИТНИКОВ, фото Евгения БОБРИКОВА
Просмотры:
15502
Экипировка надета, шлем застегнут – это, конечно, хорошо. Но не стоит забывать, что квадроцикл является, как говорят наши западные коллеги, rider-active, то есть требует от водителя максимальной вовлеченности в процесс управления и работы всем телом. Тело же человеческое, как и двигатель внутреннего сгорания, хорошо переносит физическую нагрузку, будучи разогретым до рабочей температуры.
Поэтому не поленитесь, потратьте несколько минут на короткую разминку и растяжку. Организм скажет вам за это спасибо.
Запуск двигателя
Как и в случае с проверкой квадроцикла перед поездкой, процедура запуска двигателя не просто детально регламентирована, но и тоже обозначается акронимом BONEC для лучшего запоминания. Его расшифровку зачастую можно обнаружить на предупреждающих наклейках на квадроцикле. Соблюдение этой процедуры должно стать хорошей привычкой, которая позволит, например, исключить вероятность «внезапного» старта с места запущенного квадрика.
Если двигатель квадроцикла холодный, переключите рычаг обогатителя в положение «ON». Если двигатель прогрет, убедитесь, что рычаг обогатителя находится в положении «OFF» (в противном случае двигатель не будет работать корректно).
Запустите двигатель квадроцикла (обычно для этого необходимо удерживать рычаг или педаль тормоза). Подробная процедура запуска двигателя конкретного квадроцикла может отличаться некоторыми нюансами, поэтому обязательно ознакомьтесь с соответствующей информацией в руководстве по эксплуатации.
Правильная посадка на ATV
Правильная посадка на квадроцикле – залог управляемости и безопасности (ну и, конечно, аутентично-гоночного внешнего вида наездника). Несколько простых рекомендаций помогут выбрать правильное положение тела за рулем квадрика при прямолинейном движении. А это позволит оперативно реагировать на любые изменения, быстро переносить вес тела и без затруднений оперировать органами управления.
Процесс правильной посадки на квадроцикл выглядит так:
При прямолинейном движении смотрите вперед по ходу движения, ни в коем случае не фиксируйте взгляд на органах управления или непосредственно перед колесами квадрика. Не нужно вцепляться мертвой хваткой, но и рулить одной рукой тоже не стоит.
Помните, что квадроцикл чутко реагирует на любые изменения положения тела водителя, поэтому положение ног на подножках и рук на руле должно, с одной стороны, способствовать сохранению контроля над машиной, с другой же – обеспечивать необходимую свободу передвижений. Более всего важна возможность перемещать свой вес при маневрах, преодолении уклонов и переезде препятствий, о чем мы расскажем далее.
Поехали!
Все-таки вводная часть – она на то и вводная, что является лишь прелюдией к основной задаче, – непосредственно поездке. И в идеале она должна напоминать грузинские тосты – быть содержательной, но при этом в меру длинной. Так что закругляемся с подготовкой и переходим к началу движения на квадроцикле. Естественно, предварительно убедившись, что нужная экипировка надета, шлем застегнут, квадроцикл проверен и готов к старту в соответствии с ранее описанными процедурами. Готовы? Поехали!
Переключение передач
Большая часть представленных на рынке утилитарных квадроциклов оснащена вариатором с центробежным сцеплением, так что их владельцам не нужно задумываться о необходимости выжима сцепления и переключения передач. Если же на вашем квадрике механическая КП, работайте рычагом сцепления максимально плавно. Резкое бросание рычага сцепления в лучшем случае приведет к остановке двигателя квадрика, в худшем же – к потере контроля над машиной.
Обязательно потренируйтесь выжимать сцепление, чтобы понять, в какой момент оно срабатывает. Кроме того, не лишним будет понимать на слух, какие примерно обороты у двигателя в данный момент – это поможет своевременно переключать передачи, не отвлекаясь на показания тахометра (если он есть).
Многие квадроциклы оснащены передачей заднего хода, и особенную аккуратность следует проявлять при движении назад. Перед началом движения обязательно убедитесь, что сзади вас нет препятствий или людей. В целях безопасности на многих квадриках стоит ограничитель оборотов при движении задним ходом и есть кнопка, кратковременно его отключающая. Без острой необходимости не пользуйтесь ей – движение задним ходом на высокой скорости опасно.
Остановка квадроцикла
При остановке квадроцикла не переводите взгляд под колеса, продолжайте смотреть вперед по ходу движения, ноги с подножек не убирайте. Старайтесь замедляться плавно, избегая резких движений рулем.
Прохождение поворотов
Управляемость квадроцикла определяется в первую очередь его геометрическими параметрами и конструктивными особенностями. Большая часть представленных на рынке квадроциклов не оснащена задним межколесным дифференциалом. Соответственно, при движении по дуге задние колеса продолжают вращаться с одинаковой скоростью, поэтому «внутреннее» колесо (движущееся по дуге меньшего радиуса) должно иметь возможность проскальзывать.
Эту возможность допускает движение вне дорог – на грунте, по траве или по снегу. На асфальте же коэффициент сцепления шин с поверхностью гораздо выше, поэтому движение по дорогам общего пользования приведет к повышенному износу резины и частей трансмиссии, а также заметному снижению управляемости квадрика.
Мы расскажем об особенностях прохождения поворотов именно на примере квадроцикла, не имеющего заднего межколесного дифференциала. Разумный выбор скорости – если и не гарантия, то одна из основных составляющих безопасного прохождения поворота. Начинайте отработку техники на малых скоростях и в поворотах большого радиуса, наращивайте темп постепенно. Главное – не перестараться. При возрастании скорости прохождения поворотов необходимо больше переносить вес тела внутрь поворота, чтобы компенсировать возрастающую центробежную силу, стремящуюся опрокинуть квадроцикл.
Если квадроцикл начинает в повороте заметно крениться или разгружает «внутренние» колеса, сильнее наклонитесь внутрь поворота, плавно (!) прикройте газ и при возможности распрямите траекторию движения.
Быстрые маневры
Навыки быстрого маневрирования очень важны на бездорожье, где необходимость объезда препятствия или резкой смены траектории возникает регулярно. К базовым рекомендациям прохождения поворотов добавляются следующие. Не торопитесь увеличивать скорость маневрирования, наращивайте темп постепенно. В первую очередь постарайтесь почувствовать, понять все нюансы поведения машины.
Скоростные повороты
Маневрирование на высокой скорости также является неотъемлемой частью внедорожных покатушек. Зачастую поздно замеченное на траектории движения препятствие проще объехать, чем остановиться перед ним. Для совершения маневров на высоких скоростях необходима четкая координация скорости квадроцикла и положения (перемещения) тела.
Ни в коем случае не снимайте ноги с подножек, колени старайтесь плотнее прижимать к баку. Это позволит вам лучше сохранять контроль над квадроциклом. При прохождении поворотов на высокой скорости вес тела также нужно перемещать быстро. Чтобы этого добиться, стоит немного привстать над сиденьем.
Зачастую для быстрого входа в поворот к движению рулем и переносу веса тела вперед и внутрь можно добавить короткий, резкий «пинок» курка газа, позволив квадрику довернуть под вами. И, как и при прохождении любых поворотов, если квадроцикл начинает в повороте отрывать от земли «внутренние» колеса и пытается перевернуться, одновременно сильнее наклонитесь внутрь поворота, плавно (!) прикройте газ и при возможности распрямите траекторию движения.
Помните: скорость движения должна ограничиваться не возможностями вашего квадроцикла, а совокупностью факторов, основные из них – дорожные условия, видимость и, конечно же, навыки водителя.
Квадроцикл и трасса мотошколы предоставлены для съемок компанией «Байк Ленд».Для добавления комментария требуется зарегистрироваться или авторизоваться на сайте .
Социальные комментарии Cackle