Открой Россию с BMW. Сокровища земли уральской

25 октября 2013

Призовое путешествие по итогам объявленного в нашем журнале конкурса «Открой Россию с BMW» («Мото», №12-2012) завершилось. В итоге – тысячи пройденных километров, по дорогам и без них, гигабайты съемки и ничем не измеримые ощущения, когда каждый день ты открываешь сокровища земли уральской.


Открой Россию с BMW. Сокровища земли уральской

Выпуск:
Журнал «МОТО» – октябрь 2013

Автор:
Александр ПАЗУХА, фото Евгения БОБРИКОВА

Просмотры:
12083

Комментарии:
3

Оставить комментарий

Поделиться с друзьями:

Урал! Опорный край державы, 
 Ее добытчик и кузнец, 
 Ровесник древней нашей славы 
 И славы нынешней творец!

                                        

Александр Твардовский


Наверное, многим знакомы эти строки, но далеко не каждый познал и прочувствовал, что же такое наш Урал. Этот интереснейший географический и исторический регион России, к сожалению, незаслуженно обделен вниманием мототуристов. В толщу веков и тысячелетий уходит его история, связанная с историей всей страны, ее развитием и расцветом.

В основе Урала – горная цепь, единственная пересекающая Россию с севера на юг, – граница между двумя частями света и нашей страны – Европой и Азией. Мой план – пройти евроазиатской границей с южных отрогов Уральских гор до суровых вершин Северного Урала.

Насколько позволит техника, мы будем придерживаться малохоженых горных направлений. Мы – это ваш покорный слуга на предоставленном на время пробега BMW F800GS 2013 года выпуска, мой отец на моем старом кроссаче и группа поддержки из дилерского центра BMW в Екатеринбурге с фотографом и оператором «Мото» – на квадриках.

Впереди – две недели приключений на территории Свердловской, Челябинской, Оренбургской областей, Пермского края и Республики Башкортостан. Итак, открываю дневник: путешествие начинается…

И вот, выкроив выходные, мы с Владимиром летим на Урал, чтобы окунуться в походную жизнь, снова пощупать землю колесами мотоциклов. В суматохе офиса начинаешь особенно ценить эти краткие мгновения. Когда я подписывал в печать этот материал, мне было грустно оттого, что не все удалось передать словами. Запахи, шум ветра в кронах сосен, бесконечные ленты дорог и клубки тропинок… Но мы приготовили читателям и приятное дополнение: на нашем сайте moto-magazine.ru они найдут множество не вошедших в печатную версию фото, подробные карты и видео-ролик, снятый нашим оператором Евгением Бобриковым. Спасибо ему и всем участникам проекта!

Александр Пазуха 

Место жительства: Россия, Челябинская обл., г. Миасс. 
Мотостаж: более 15 лет. КМС по спортивному туризму на средствах транспорта (мотоцикл). 
Крайние походы: одиночный мотопоход на Памир и Тань-Шань (2012); мотопоход на плато Маньпупунер (2011); мотопоход на Арал и Каспий через Каракумы и плато Устюрт (2011) («Мото», №4-2013).















День 0. Традиции 

Обычный по-уральскому дождливый летний день. Группа поддержки, погрузившись в машины, уже выдвинулась на старт в г. Куванды к Оренбургской области. Я же только прибыл в столицу Урала Екатеринбург для получения сверкающего наполированными боками свеженького BMW F800GS.

Поход намечается нелегкий – как для меня, так и для мотоцикла – и в BMW аппарат оснастили всеми возможными защитами: картера, боковин двигателя, ручек управления и даже фары. Получив технику, полетел догонять основную группу, привыкая к мотоциклу. GS порадовал жесткой на кручение ходовой и низким центром масс, позволяющим на ходу не чувствовать веса. А достаточно мощный двигатель и адекватные тормоза не дают затосковать на нудном асфальте. Чувствуется – подружимся.

Несколько настораживала ширина установленных кофров, но позже оценил и их неоспоримые достоинства: помимо своих прямых обязанностей, они отменно защищали мотоцикл при падении. К сожалению, убедиться в этом пришлось в первый же день, когда я под дождем влетел в разлитый по дороге битум…

Заодно «обновил» и комплект экипа «Ралли-3», который асфальтовой болезни не поддался, но битумом пропитался основательно.

Вот так, под девизом «Ни дня без приключений!» и началось наше путешествие.

День 1. Уши

Старт путешествию дан на главенствующей над Кувандыком вершине. Виды захватывают: ох, не зря Кувандык в переводе значит «Долина счастья»! Фотограф безостановочно щелкает затвором, мы же любуемся плавными очертаниями зеленых сопок, предвкушая далекий и интересный путь.

От Кувандыка идем красивейшим Зилаирским плато. Каменистая колея, миновав незримую границу Башкирии, несет нас с сопки на сопку. Здесь просто рай для эндуриста: бесконечная череда невысоких гор и хребтов, изрезанных живописными ущельями и логами. Чистые от леса вершины так и манят прохватить! В порывах оседлать хребты теряем колею, рубимся по целине и склонам, снова находим, опять теряем, но продолжаем упорно идти к цели.

Лебедка – наше оружие победы. В жидкой глине, заполнявшей колеи лесовозов, «гусь» вставал намертво.

И вот с вершин уже видна южно-уральская красавица, река Сакмара, голубой ленточкой извивающаяся в теснинах гор. Вода прохладна и чиста – то что надо для разгоряченных подъемами эндуристов. За рекой, потеряв высоту, вкатываемся в лес. А здесь мокрая разбитая колея – непростая задача для моего тяжелого (около 250 кг) BMW (в просторных кофрах уместился багаж двух человек – мой и отца, двигавшегося налегке).

Кульминация лесного приключения – ровный, но мокрый и скользкий подъем. Едешь внатяг, используя все возможности работы мотора на минимальных оборотах. Чуть переборщил с газом – занос и падение, и уже не тронуться: резина замыливается. Досталось там и квадрикам: и на пеньки садились, и на злополучном подъеме покувыркались…

Прямо из земли торчит врезка в трубу «Транснефти», а рядом насыпан и выстелен толстой пленкой бассейн явно не для сбора воды.

Кстати, вопреки мнению о том, что у мотора F800GS нет «низов», он хоть и неохотно, но позволял ползать на малых оборотах, чему я был приятно удивлен. Конечно, это мотоцикл двойного назначения, а не внедорожник, но я чувствовал, что ему под силу придуманный мной маршрут. Хотя местами он был непрост даже для квадриков, в чем мы убедились очень скоро…

Выбравшись из лесного плена, опять помчались по твердым колеям. Квадрики растаяли где-то в пыли. Разворачиваемся на поиски. За очередным поворотом – картина маслом: раскиданные вещи, «вспаханная» земля. Фотограф Женя, лежащий неподалеку, «поймал уши». Сам жив, кости целы – отделался легким испугом.

Не верится, что грандиозное ущелье пропилено маленькой речушкой.


Поразил нож, извлеченный из Жениного кармана – загнуло в дугу о ногу! Все поспешили убрать из экипировки твердые предметы. Технике повезло меньше: квадрик лишился некоторых элементов, пострадала фотоаппаратура… Опытными движениями ребята стянули багажными ремнями квадрик воедино, заклеили БФ-ом ссадины пострадавшего, и группа вновь продолжила путь. Привал устроили на живописном берегу реки Зилаир, давшей название всему плато. За день прошли 220 км.

BMW F800GS 2013. 

Универсальный аппарат, прекрасно подходящий как для асфальта, так и для проселка и умеренного бездорожья. Мотоцикл оснащен защитой поддона силового агрегата, дугами безопасности, навигацией BMW и алюминиевыми кофрами Touratech. 

В электронное оснащение входит отключаемая ABS, отключаемая антипробуксовочная система, регулировка жесткости задней подвески. Специально для путешествия на мотоцикл установлены внедорожные покрышки Metzeler Karoo.


День 2. Чистая вода

С утра река застенчиво куталась в одеяния тумана – тишь и красота. Но дорога зовет! Зашуршал под колесами пыльный грейдер. Как быстро меняется все вокруг: еще вчера мы ехали среди невысоких сопок и безграничных просторов, а сегодня нас все чаще обступает лес, горочки подросли и приоделись в хвойные наряды. Но дорожка по-прежнему радует – то спускает в низинки, то выбрасывает за потрясающими видами вверх.

Долго ли, коротко ли – припылили мы к говорливому перекату речки Большой Ик. Какое наслаждение после пыли грейдера поднять фонтаны брызг на галечной косе! Накупав коней вволю, поднялись по реке к знаменитому Мурадымовскому ущелью. Невероятно, но такое грандиозное ущелье, с высотой скал более сотни метров, было когда-то пропилено столь скромной речушкой.

Гуляли среди красот долго – здесь есть где побродить, что посмотреть… Скалы, тенистые берега кристально чистой реки, пещеры – красота! Но больше всего впечатлила смотровая площадка с «ворот» ущелья – горы на входе. Отсюда весь Мурадым как на ладони!

Во второй половине дня неспешно двинулись на конечную цель дня сегодняшнего – реку Нугуш. Грейдер от Мурадыма сменил асфальт, выведший через аккуратненькие деревеньки к местному курорту – Нугушскому водохранилищу. В одноименном поселке оформили пропуска в национальный парк «Башкирия». И вот здесь произошел случай, кардинально повлиявший на наше дальнейшее продвижение.

Дело в том, что по плану мы должны были достигнуть водопада на притоке Нугуша – Куперле, переночевать там, вернуться в поселок и продолжить маршрут, обогнув Башкирский государственный природный заповедник. В разговоре со служащим национального парка «Башкирия» выяснилось, что заповедник можно и не огибать, а договориться о проезде по его территории «за какие-то небольшие деньги».

Единственное, для того чтобы попасть на дорогу заповедника, надо от водопада еще подняться по Нугушу километров на 30. Перспектива радовала – ведь наш путь пройдет через красивейшее урочище «Пятилистник». Эх, знали бы мы тогда, какие приключения нас там ждут…

Карстовый мост – чудо уральской природы.

Обогнув водохранилище с северо-запада, вышли на огромную поляну, недаром зовущуюся «Привольной» – привал. Кто-то купался, кто-то дрифтовал по песчаным пляжам. Хоть Нугуш и переводится как «Чистая вода», в водохранилище она оказалась зеленоватая, а песочек больше походил на грязь – не задержались. Лесная дорожка до водопада оказалась отличной даже на тяжелом эндурике – можно мчать в удовольствие.

Единственный брод, через реку Урюк, оказался твердым и мелким. А вот засадой стал небольшой ручей: груженый BMW продавил гать – пришлось разматывать лебедку квадроцикла. Место сегодняшнего лагеря, наверное, самое красивое за весь поход: на краю обрыва в сотню метров, с потрясающим видом на грациозно извивающуюся меж горами реку Нугуш. Главное, спросонья не шагнуть в ненужную сторону… За день прошли 210 км.

День 3. Кашаля

Солнечное утро не предвещало проблем. Позавтракали и побежали на водопад Куперля, звенящий в соседнем ущелье. Летом воды здесь мало – лишь тонкие струи падают с широких каменных ступеней. Зато впечатляет грандиозная каменная арка, перекинувшая свой свод над водопадом. От души накупавшись и набегавшись, отправились в дальнейший путь.

Вчерашняя колея еще немного покрутила нас по лесу и спустила к Нугушу. Кристальная водица игриво журчит на камнях – начинается самый сложный участок похода. Колея как безумная прыгает с берега на берег, каждый брод дается с трудом. Скользкие камни и валуны делают продвижение тяжким именно на мотоцикле.

В заброшенных домах пахнет смертью и запустением, поэтому лагерь разбили снаружи.

Глубины, как правило, не велики, но бывали места и под воздухозаборник… Легкий эндурик неплохо справляется с переправами, но преодолевать их на BMW мало кому придет в голову. Но отдаю должное немецким конструкторам: «бумер» хоть и тяжело, но ехал – и ни разу не чихнул в воде. А вот мотоцикл отца пару раз хлебнул карбюратором воды и разок затонул…

А вот и «Пятилистник». Нугуш, в борьбе с горной грядой, пробил себе путь здесь в форме дубового листа. Напрямую верхом тут всего несколько километров (дорога на картах обозначена), а по «листам» – не один десяток… Ищем, ищем верхнюю дорогу, найти не можем. Перед нами, уже измученными рекой, дилемма: или возвращаться, или идти по «листам» в надежде выйти наверх. Всегда хочется надеяться на лучшее – идем далее. И опять бесконечные броды, камни, камни, камни…

Места все глуше, берега все круче – все чаще разматываем лебедки. Пару раз даже квадрики повисали посреди реки на валунах… Кашаля – деревня, к которой мы шли и где рассчитывали переночевать, – стала названием нарицательным и как только нами не склонялась… Во второй половине дня, когда не было пройдено и двух «листов» из пяти, силы, казалось, иссякли…

Наша «каша из топора»: 4 найденных в пустующих домах пакетика чая и 8 кусочков сахара.

Между штурмами я лежал мокрый на каменистом берегу и мечтал, чтобы это все исчезло как страшный сон… Но открываешь глаза, а над тобой по-прежнему высятся скалы, вокруг густая чаща, и лишь Нугуш поет свою нескончаемую песню…

Зато как здесь красиво! Каждый «лист» по своему неповторим: суровые стенки скал, звонкое журчание водопадиков… Вроде и сил нет, а все равно восхищаешься!

Глаза боятся, а руки делают: к вечеру преодолены все «листы», появился реальный шанс доехать до Кашали. Все приободрились и начали мечтать, что в деревне можно раздобыть молока и хлеба… Уже в темноте выезжаем к «деревне»: огромная поляна с двумя полуразвалившимися домиками – здесь давно уже никто не живет.

Лагерь поставили у нашей любимой реки. Заварили последний чай, а на ужин «подавали» сало с шоколадом – единственные оставшиеся продукты. За день не прошли и сорока километров, но каких!

День 4. Прокол

В утреннем тумане, казалось, растворилось все: и Кашеля, и Нугуш, и вчерашние трудности, но вылезать из теплого спальника и натягивать мокрую экипировку совершенно не хотелось. А куда денешься!

И вот мы снова штурмуем реку, упорно ползем вверх. Через пяток бродов выходим на границу Башкирского заповедника. Натоптанная колея нырнула в заповедный лес и повела прочь от реки. Дорожка – не заскучаешь: то по руслу ручья проведет, то завалом путь преградит. Хоть лебедки и не застаивались, но по сравнению с нугушскими бродами здесь отдых!

Главной проблемой стала сушка одежды и обуви, делали это как и где только могли. Даже на заборе Кашали.

И вот долгожданная цивилизация: жилые деревни, пыльные дороги. Как и обещали, заезжаем в офис заповедника – оплатить проезд. Сотрудник, сделав какие-то хитрые расчеты на листочке бумаги, выдал: с вас почти пять тысяч рублей! Вот так «небольшие деньги» за пару десятков километров!

Дальнейший наш путь лежит вдоль главной реки Башкирии Агидель, что в переводе означает «Белая река» – она течет с юга, от солнца, поэтому «светлая», «белая». А дорожка хороша: традиционно то спуская в распадок, то поднимая на горку, открывает нам потрясающие картины горных просторов. Это направление считают истинной визитной карточкой Башкортостана.

По дороге я, задержавшись прикупить кумыса, отстал от своих. А вот догнать уже не получилось: словил саморез в заднее колесо. Вот досада: инструмент, как и сотовая связь, отсутствует. Начал тормозить редкие машины – лишь в десятой оказались ключи и гвоздодер, которым шустро перебортовал покрышку.

А помогавшие ребята оказались теми еще выдумщиками: сказав женам, что отбыли в командировку, поехали путешествовать в оренбургские края. Своих нагнал в Бурзяне (старое название Старосубхангулово). Устроили небольшое ТО: камеру отдали в местный шиномонтаж, правили защиту на квадрике после Нугушских похождений.

От поселка в сторону Белорецка ведет весьма живописная асфальтовая дорога, местные нарекли ее визитной карточкой Башкортостана. Но любоваться долго не пришлось – спустило отремонтированное колесо. Горе-мастер решил сэкономить и одной заплатой заклеил обе дырки, в результате одна из дыр попала на самый край – заплаты хватило на 20 км.

От старейшего села Башкортостана, Кага, покидая асфальт, уходим к одному из красивейших хребтов Урала – Крака. За непростую дорогу, изобилующую бродами, были сполна вознаграждены видами крутобокого хребта. Крака, как огромный спрут, распустил щупальца–отроги во все стороны. И хоть высоты здесь невелики – около тысячи метров, но безлесые склоны с глубокими морщинами ущелий создают совершенно неповторимый ландшафт.

Крака, как заколдованный, не подпускает и не отпускает. Долго мы плутали скользкими лесными колеями, «облизывая» отроги, пока не вырвались из его цепких объятий. Лишь с наступлением ночи выбрались на асфальт и покатили ночевать в город металлургов Белорецк.

А дорога впечатляет даже сейчас: на фоне ночного неба высятся силуэты величественных гор и хребтов… За день прошли 240 км.


Анатолий СУХОВ, главный редактор журнала «Мото»:

Когда задумываешь новый проект, главное – запустить механизм, чтобы его колеса задвигались и, уже задавая ритм, подгоняли тебя самого – и тогда однажды ты с некоторым даже удивлением видишь, как соединяются, сплетаются дела и мысли – и свершается задуманное. 

Так и с нашим конкурсом: достаточно было малого – желания моего и Владимира Чайковского подарить читателям – возможность пройти свой маршрут, – как завертелись колеса. Десятки интереснейших проектов прислали нам читатели. Тысячи километров проехали мы мысленно, анализируя и сравнивая маршруты. Нашли единомышленников, опытных квадроциклистов из Екатеринбурга. 




День 5. Встреча

Утром, размявшись уже традиционным шиномонтажом (заклеили обе открывшиеся дырки своими заплатами), покидаем гостеприимный Белорецк. По пути огибаем самый неоднозначный заповедник России – Южно-Уральский. На его территории, под самой высокой горой Южного Урала Ямантау расположился закрытый город Межгорье. А в самой горе, по слухам, много лет идет строительство некого секретного объекта.

Кстати, перевод Ямантау соответствует – «Плохая», «Злая гора»… Достигнув поселка Инзер на одноименной реке, покидаем нудную трассу и лихим серпантином выходим на село Ассы, знаменитого своими лечебными минеральными водами. Пузырящийся источник находится прямо посреди села, да испить водицы никто не смог – уж больно солона.

А вот отказать себе в прохвате по вершинкам местных гор никто не посмел. Налюбовавшись идиллическими пейзажами Башкирской деревенской жизни, продолжили путь. Дорога ведет месторождениями уральского граната – отделочного камня лемезит. Здесь природа за миллионы лет сформировала ровные плитки породы – человеку остается лишь вскрыть эту одну из многочисленных уральских сокровищниц.

Бесконечные броды особенность нугушского «пятилистника».

Где-то в пыли грейдера незаметно вкатились в Челябинскую область, миновали города Катав– Ивановск и Юрюзань – и у реки Ай встречаем наших гостей: целую колонну мотоциклистов во главе с Владимиром Чайковским (руководитель направления BMW Motorrad в России) и Анатолием Суховым (главный редактор «Мото»).

Уже совместно продолжаем путешествие по берегам лунной красавицы (Ай переводится как «Луна»). С замиранием сердца прокатились по краешку стометровых скал. Кстати, местные прибрежные скалы именуют притесами – от слова тесать. Это Ай, голубой лентой извивающаяся далеко внизу, и вытесала грандиозные вертикальные стены. А самой необычной достопримечательностью реки стало совместное творение природы и человека – артезианский фонтан.

Миллиарды брызг, бриллиантами сверкающих на солнце, встречают изумленных путников на берегу реки. Говорят, геологи проткнули подземный источник, и вот уже не один десяток лет под давлением горных массивов фонтанирует артезианская вода. С закатом солнца помчались в лагерь – к уникальному поселку Пороги. Интересен он тем, что здесь находится ГЭС, возраст которой более 100 лет!

День пятый: «встреча на Эльбе» с московскими гостями.

Когда в столице Российской империи Санкт-Петербурге давали балы при свечах, в глухом уральском поселке люди уже по привычке после рабочей смены включали дома электрический свет. И эта станция до сих пор питает поселок, хотя вокруг страшное запустение: на плотину вход зарыт, цеха завода ферро-сплавов стоят без окон, без дверей, да и плотина, построенная не из бетона, а из природного камня, потихоньку разрушается.

Какие-нибудь немцы открыли бы здесь исторический музей – тем более с действующими экспонатами! – и привечали бы туристов. Но – увы! Встаем лагерем на берегу реки. Начинается дождь. За день пройдено 370 км.

День 6. Гной земли

Всю ночь дожди пели свои колыбельные, не угомонившись и к утру. Под классическую уральскую погоду продолжили путешествие. Извилистые дорожки, окаймленные вековыми лесами, привели к городу крылатого коня. Это Златоуст в долине реки Ай, живописно раскинувшийся по склонам и кручам.

Здесь в начале прошлого века творил легендарный Иванко-Крылатко из бажовского сказа – талантливый гравер по стали Бушуев. Крылатый конь, шагнувший с его клинка в герб Златоуста, – дань уважения труду мастеровых, прославивших город русским булатом и украшенным оружием, символ творчества современников-уральцев.

День шестой: «Добро пожаловать в Башкирию!».

С Айской долины перебрасываемся в красивейшую золотую долину реки Миасс. Если Урал – склад драгоценностей, то золотая долина – самая богатая его кладовая. Золото здесь обнаружили еще в конце 18 века, и именно здесь был найден крупнейший самородок в стране – «Большой треугольник».

Долиной, мимо бывших приисков и живописного Киалимского водохранилища выходим на город Карабаш – гной земли Уральской, грязнейшее место на планете – «спасибо» медеплавильному комбинату. (Правда, говорят, сейчас обстановка улучшается, раньше ядовитые выбросы не улавливали никакими фильтрами, и люди, как и деревья, долго не выдерживали.)

Кругом апокалипсические пейзажи: огненно-рыжие реки, пустыня отравленной земли, заброшенные шахты. Взбираемся на выжженные кислотой горы, а с них, по другую сторону хребта, открывается потрясающий вид на чистейшие озера России – несочетаемое соседство. Подъем по гребню горы (как и спуск с нее) оказался каменист и сыпуч – взбодрило всех.

Под горой прощаемся: Владимир с Анатолием уходят на Екатеринбург, наша же команда углубляется в тайгу и выходит на турбазу «Юрма» в районе заброшенного поселка Куватал. Здесь уже ждет бригада механиков для ремонта и планового ТО нашей техники. За день пройдено 250 км.

День 7. Шайтан

Забавно, что ночевать мы зашли в Европу, а сегодня возвращаемся в Азию. Немного поплутав по лесным дорожкам, вышли к удивительному месту – каменным воротам. Это «дырявый» скальный останец причудливой формы на одной из местных гор.

С высоты птичьего полета перед нами раскинулся весь уральский озерный край, тысячами жемчужин рассыпавшийся до самого горизонта. С горы, как с островка, нырнули в зеленое море тайги. Катишь лесной дорожкой, а вокруг все перекопано: вот старые рудники Демидовских времен (Демидовы – род богатейших российских заводчиков и землевладельцев, выдвинувшийся при Петре I, благодаря созданию оружейных и горнодобывающих предприятий в Туле и на Урале. Основатели многих уральских городов, внесшие неоценимый вклад в освоение и развитие уральской земли.), а вот копанки наших дней.

Айские притесы дадут сто очков вперед Гранд-Каньону.

У этих мест интересная история… Летом 18-го царскую семью отправляли из Екатеринбурга в Тобольск. Следом везли и царскую казну. Но белочехи, перекрывшие магистраль, вынудили спасать огромное богатство государя, сгрузив его на подводы и отправив лесными тропами в Челябинск, а уже оттуда, по железной дороге, в Тобольск вослед царю. И вот здесь, у Кыштыма, разгорелся бой за золотой обоз.

Неизвестно, перегрузили ли золото с поврежденных подвод на другие телеги или спрятали его до лучших времен, но в народе прочно утвердилась вторая версия. Оттого с той поры и стали рыскать по лесам золотоискатели с кирками и лопатами…

Вот среди леса, как мираж, появляются очертания стен – это руины динамитного завода. Его судьба тесно связана с тем золотым боем. Работники завода на протяжении почти десятка лет более всех усердствовали в поиске царского золота. Говорят, кому-то эта золотая лихорадка надоела, и темной ночью 27-го года завод взлетел на воздух…

Продолжаем свое продвижение на север: перевалив живописную вершину горы Егоза, вышли на грейдер и помчались к мистическому Шайтан-камню на озере Иткуль. Уже перед самим озером свернули с пыльной дороги в приятную свежесть лесных колей. Здесь мистический не только камень, но и вся округа: какими-то шайтан-направлениями мы долго кружили по лесу, попеременно утопая то в зарослях, то в грязи.

А в какой-то момент из кустов выбежал шайтан-пень и оторвал мне боковой кофр, да так, что мы с ним, как бильярдные шары, разлетелись по дорожке. В завершение, уже у камня, шайтан-гвоздь расправился с многострадальным задним колесом BMW, тем самым оставив нас в гостях у камня до утра. Раньше местные племена приносили на Шайтан-камне жертвоприношения своим богам. Да и сейчас, поговаривают, у камня часто случаются трагедии на воде… За день пройдено 155 км.

День 8. Угрюм-река

За Иткулем, уже в Свердловской области, отправились на поиски заброшенного Дидинского туннеля. Это бывшее железнодорожное сооружение, проработавшее с 1918 по 1995 год. Проехаться по нему – неповторимое ощущение. Из июльского зноя попадаешь в вечный мрак и сырость подземелья, где исчезают все звуки, все запахи мира людей. Пол на протяжении половины длины – а это более километра – покрыт полуметровым слоем льда…

А выбравшись на свет божий, остро ощущаешь то, на что и внимания уже не обращал – аромат леса, тепло солнца… Сегодня наша цель – знаменитая уральская река Чусовая. Она берет начало на восточных склонах Уральского хребта, в Азии, пересекает его и в основном протекает по его западным склонам, в европейской части России. Река с богатейшей историей – главная транспортная артерия горнозаводского Урала до постройки железной дороги.

Реконструкция крепости у села Каменка.

Каждую весну вместе с половодьем тяжело груженные металлом барки (баржи) – «железные караваны» – отправлялись от пристаней в верховьях Чусовой и направлялись в Пермь. Чтобы еще повысить уровень воды, открывались плотины заводских прудов. Сплав в половодье был очень опасен для тяжелых деревянных судов, некоторые из них быстрым течением разбивало о прибрежные скалы. Самые опасные скалы называли «бойцами», все они имеют свои имена. Сейчас «бойцы» – украшение Чусовой.

На берегах этой красивейшей реки снималось множество фильмов. У села Каменка, на живописном берегу, сохранились декорации к одному из них. Реконструкция древнерусской крепости–поселения построена еще в далеком 1989-м, а потому до наших дней дожила лишь малая часть построек, но все равно очень интересно. А какие здесь леса! Дремучие, непроходимые, таких мы за весь поход не встречали.

На Шайтан-камне приносили жертвы богам. Но и по сей день он собирает свою дань.

По обе стороны дороги высятся его темные стены, и кажется, ни конца ни края ему не будет. Ставить лагерь идем к Чусовой, на огромную поляну – место бывшей деревни Кашка. Пробираясь к месту ночевки, форсировали приток по каменистому и скользкому броду – все отметили, что Кашка и Кашаля подозрительно созвучны. За день пройдено 300 км.

День 9. Баба-яга

С утра продолжаем путешествие вдоль легендарной реки. Мокрая колея, дремучий лес – падаем, застреваем, но упорно идем. Продвижению способствуют наши бессменные попутчики по Чусовой – слепни. Чуть остановился, как на тебя набрасывается голодный рой кровососов… Но вот дорожка выбежала из леса на традиционно большую поляну – урочище Пермяково.

Здесь на месте бывшего одноименного села – столкновение времен: с одной стороны обелиск красноармейцам, форсировавшим здесь Чусовую, с другой – каменный крест с высеченным на нем текстом в честь рождения сына Анкифия из династии горнозаводчиков Демидовых. А на противоположном берегу Чусовой – скала Камень Писаный, на которой высечен тот же текст, что и на кресте.

Писаный Крест на берегу: «1724-года сентября 8 дня на сем месте родился у статского действительно советника Акинфия Никитича Демидова, что тогда был дворянином, сын Никита, статской советник и кавалер святаго Станислава. Поставлен оной крест на сем месте по желанию ево 1779 года мая 3 числа».


От крестов идем удивительно живописной тропой прямо в Пермский край. Натоптанной, широкой, но именно тропой – следов техники здесь нет. А кругом густая чаща, прям обитель бабы-яги. Причудливо изогнутые коряги, блестящие кружева паутины – как в сказке. Никогда бы не подумал, что обычная лесная тропа так меня впечатлит…

Ближе к цивилизации тропу сменила колея. Пытаясь быстрее выскочить на грейдер, уже видимый на навигаторе, спрыгиваем с накатанной дорожки. Но здесь такие фокусы не проходят: направление растворилось в непроходимых сплетениях ивняка. И пошли потери – как ни старался я беречь сцепление BMW, но здесь, в цепкой паутине из ивовых прутьев, здорово его подпалил.

Выскочив из ивового ада обратно на дорогу, шустро достигли желанного грейдера у поселка Кын. Грейдеры здесь интересные – с двумя рядами бетонных плит, шириной под колею грузового автомобиля. Гнали от души – торопились до закрытия музея «Пермь-36».

Писаный Крест с аналогичной надписью, вырубленный на скале через реку.

В какой-то момент квадрики отстали. Остановились с отцом, ждем. Улеглись отдохнуть прямо в дорожную пыль и отрубились. Разбудил автомобильный сигнал – наши тела мешали проезду! А квадриков все нет…

Злой колесный рок преследует нашу команду: на одном из квадров сильный порез, да такой, что на ремонт ушел весь запас жгутиков. (Ремонтировались, кстати, в непростом месте – здесь в декабре восемнадцатого года в ожесточенном бою погиб «красный» бронепоезд.) С таким повреждением покрышки далеко не уедешь – заруливаем в город Лысьва на ремонт. Пока нашли мастера, заварили колесо, наступил вечер. За день пройдено 180 км.

День 10. Гулаг

Так уж сложилось исторически, что Урал всегда был для России местом ссылок и каторжных работ. Благодаря суровому климату и тяжелым условиям жизни, благодаря богатству недр, а также своему географическому положению (в самом центре России, откуда просто некуда бежать) Урал стал идеальным местом для ссылок и идеальным районом для трудовых лагерей.

Во времена Российской империи здесь были Демидовские железорудные шахты и железоделательные заводы, где в адских условиях работали каторжные крестьяне, в Советское время были организованы трудовые и концентрационные лагеря ГУЛАГа. Неподалеку от Чусового, в поселке Кучино, находится музей «Пермь-36».

Поклонный крест на горе Карабаш. Вдали – дым медеплавильного комбината.

Это единственный в России музей истории политических репрессий, и столь значимое место проехать мы не могли. На территории бывшей исправительно-трудовой колонии располагаются сохранившиеся и реконструированные сооружения лагеря для политических заключенных, где в годы советской власти содержались в тяжелейших условиях диссиденты, инакомыслящие, противники коммунистического режима, поборники национальной независимости народов. Последний заключенный покинул эти стены лишь в 1988 году. Экскурсия впечатлила до глубины души, не передать словами – увидеть и прочувствовать это надо самому…

В камере барака тюремного заключения лагеря «Пермь-36» даже в июльский зной не теплее 15 °C.

Далее возвращаемся асфальтом в Чусовой и продолжаем свое движение в стремлении к северу. В пути небольшая остановка у Гремячинска – на живописной смотровой площадке «Белые камни». Переехав по мосту полноводную Усьву, сворачиваем в сторону поселка Шумихинский. Перед ним – одна из главных достопримечательностей Пермского края: Каменный город.

От асфальтовой дороги до «города» натоптанная колея, не представляющая для нас трудностей. А здесь действительно город – узкие каменные улочки, тоннели, башни – дома. И народу гуляет как в самом настоящем городе, разве что машины не ездят. А с вершин башен – красота…

В окрестных лесах прячутся и другие «поселки» – хоть и не столь масштабные, зато менее истоптанные… Вдоволь налазившись по каменным улицам, выползаем на асфальт и долго, нудно продвигаемся к цели дня сегодняшнего – городу Усолье. К сожалению, из-за недостатка времени чудо природы, не уступающее «городу» – Усвенские столбы – пришлось отложить до лучших времен.

Говорят, если пройти через Чертовы ворота, то исполнится одно желание.

Миновав Губаху, Кизел и Яйву, засветло въезжаем в Усолье. Заселяемся чуть в стороне, как сказано в рекламе, на живописном берегу реки Кама, в доме отдыха «Елочка». Ни берега, ни Камы я здесь не увидел. Зато повеселила местная вахтерша, полвечера причитавшая: «Что ж от вас так воняет-то…»

Заселившись, отправляемся на экскурсию. Усолье, основанное в 1606 году как центр солеваренной промышленности, давно утратило свое промышленное значение. Сейчас это собственно город из пары улиц и Строгановский ансамбль – остатки старой столицы торговой империи купцов и промышленников Строгановых, стоящий на островах у правого берега Камы.

Строгановский ансамбль представляет собой небольшой городок, состоящий из нескольких десятков особняков, дворцов и церквей XVIII–XIX столетий, большинство из которых заброшены и разваливаются. Ядро ансамбля составляют три постройки: Спасо-Преображенский храм, палаты Строгановых и колокольня.

Колокольня, ранее опиравшаяся на утраченные ныне торговые ряды, постепенно заваливается на бок. Сейчас это одна из нескольких «падающих башен» в России. Усолье стоит на правом берегу Камы, а на левом лежит город Березники – индустриальный гигант Пермского края.

И точно напротив Строгановского ансамбля дымят частоколы труб, грохочут грандиозные заводские цеха. Вот таков наш Урал: здесь бок о бок – прошлое и настоящее России. И здесь, в Усолье, отчетливо ощущаешь это столкновение веков!

А позже, когда основная команда стала готовить технику и снаряжение к предстоящему переходу, я, воспользовавшись способностью BMW к быстрой телепортации, отправился в Соликамск. Дело в том, что завтра мы будем в очередной раз пересекать Уральские горы, на сей раз по знаменитому Бабиновскому тракту, служившему в старину главным почтовым путем в Сибирь. А дорога начиналась у Соликамска и именно здесь, у соборной площади, стоит столб первой версты тракта… За день накручено 385 км.


Владимир ЧАЙКОВСКИЙ, руководитель направления BMW MOTORRAD в России: 

Одно из самых больших удовольствий в жизни – воплощать задуманное, видеть, как идея становится реальностью. И теперь уже можно спокойно говорить, что в случае с нашим конкурсом и интереснейшим путешествием, ставшим его кульминацией, именно это и произошло. 

Лишь два дня мы были вместе с экспедицией, и я точно этого не забуду. Порой возникало ощущение, что я уже неделю в пути. Красивейшие виды дикой, мрачноватой природы, индустриальные и тоже немного дикие города и поселки, вполне приличные автомагистрали и размытая глина лесных колей. 

Походный лагерь, водка под мужские разговоры дождливой ночью и белые простыни прекрасного екатеринбургского отеля на следующий вечер. Сгусток впечатлений. Какая же интересная и разная наша страна! Какие же сильные и веселые люди! 

А теперь время поблагодарить: Александра Пазуху за то, что он придумал и прошел до конца фантастически интересный, но очень непростой маршрут, его команду – Дмитрия, Андрея, Евгения, Владимира – за поддержку, терпение и профессионализм, компанию «БайкХаус» за незаменимую помощь в организации экспедиции и, конечно, журнал «Мото» и его главного редактора Анатолия Сухова за то, что поддержал идею конкурса, за любовь к приключениям, к мотоциклам и к настоящему бездорожью!


День 11. Судьба

По одной из версий, Артемий Бабинов, тайком проследовав за группой манси, которые пришли из Сибири, выведал мансийскую тропу и сделал из нее дорогу. Тракт сыграл огромную историческую роль в судьбе России. Именно по ней шло освоение Сибири и даже Дальнего Востока. По ней через Уральские горы, тайгу и реки везли царские указы, денежную казну, проезжали посольские делегации, почтовые кареты и научные экспедиции.

Тысячи русских крестьян, заселявших Прикамье, прошли этим путем в поисках свободных пригодных для жизни земель. В настоящее время Бабиновского тракта как такового не существует: зарос, заболотился. Поэтому мы планируем продвигаться уже современными дорогами, построенными, как правило, для вывозки леса, лишь иногда пересекаясь со следами тракта.

Для выхода на нужное направление идем на поселок Яйва, миновав Березники. На заправке поселка недосчитались двух квадров сопровождения. Идем на поиск и обнаруживаем наших товарищей, печально пылящих по обочине в обратную сторону – развалился ступичный подшипник. Поиск запчастей в Березниках результата не дал – ближайшие в Перми. Что ж, там я еще не бывал…

Соликамск – начало Бабиновской дороги. Но мы выбрали иной путь.

Все-таки асфальт – родная стихия GS800: к вечеру запчасти были доставлены из столицы края. Ремонт производили у настоящего уральского мастера. Глаза разбегались от обилия техники: тут и подготовленные внедорожники, и собранные его руками катера, и летательные аппараты… Пока я катался, команда по совету мастера перестроила маршрут.

Мы должны были Бабиновским направлением выйти к Конжаковскому камню – высшей точке Свердловской области – и через Карпинск и Североуральск зайти к красивейшему месту Северного Урала – плато Кваркуш. Чтобы сэкономить потерянный сегодня день, предложили идти на Кваркуш напрямую с Соликамска.

Я не против, тем более дорога обещает быть живописной. После ремонта собираемся и выдвигаемся в Соликамск, где заселяемся на базу «7 небо». Местные рекомендуют ее как исключительно спокойное место, ведь рядом «Белый лебедь» – колония пожизненно осужденных. За день пройдено 555 км.

День 12. Голый Урал

Из Соликамска трясучий грейдер несет нас через дремучую тайгу. По дороге поселки Сим и Красный Берег, живущие своими колониями (строгого и особого режима). У Красного Берега наше направление преградил шлагбаум, вокруг заборы, затянутые колючей проволокой. Дежуривший здесь парень в спортивном костюме вежливо поздоровался, поинтересовался целью нашего визита и, предупредив кого-то по рации, поднял шлагбаум.

Что это было, мы так и не поняли. Полдня пылили грейдерами, периодически останавливаясь в долинах живописных рек. Думали, что так без проблем въедем и на плато, – не тут-то было: грейдер неожиданно оборвался на делянке – далее мокрая лесовозная колея. Вот и развлечение: цепляясь кофрами за борта колеи, кувыркаясь и проваливаясь в жидкую глину, упорно ползем с BMW на Кваркуш.

Один из четырех «братьев» Кваркуша. А под ногами мох и море морошки.

Зато сколько здесь черники! Намаявшись в колее, отползали на обочину и придавались наслаждению лесным лакомством. Но вот дорожка твердеет, лес расступается – мы выкатываемся на плато Кваркуш, что на коми-пермяцком языке означает «Голый Урал». После тесной лесной колеи плато поражает простором. Свобода!

Но каменистость плато обманчива: стоит неосмотрительно съехать с проторенной тропы – попадаешь на верховое болото… Солнце отблесками заката озарило склоны Вогульского камня, высшей точки плато, а мы стали искать место для ночевки. Остановились под скалами «Братья», прикрывшими своими могучими телами наш лагерь от пронизывающих североуральских ветров. За день пройдено 185 км.

День 13. Финиш

Это была последняя и лучшая ночевка похода – отлично выспались на мягком моховом ковре. Собирались не спеша: кто гулял, кто морошку с черникой собирал… Уезжать не хотелось, но зовет дорога – и работа. Подъехав к краю плато, начали спуск по твердой колее. Вид на спуске ошеломляет: весь Главный Уральский хребет как на ладони!

Но насколько красивы виды, настолько и сложна дорога: потихоньку колея превратилась в каменистое русло ручья. Еще одно испытание для BMW и его водителя, похлеще вчерашнего подъема. Нам очень повезло, что судьба вчера нас повела на плато другим путем: подняться здесь с тяжелым мотоциклом нереально.

Любопытство привело зайца в крепкие руки участников экспедиции, но после фотосессии он был отпущен на свободу.

Вот так потихоньку, облизав все валуны защитой картера и кофрами, спустились на грейдер, ведущий прямо на финиш – Североуральск. Но после тяжкого спуска неплохо бы и окунуться – помчались к реке Жигалан. Река, беря начало на плато Кваркуш, каскадами водопадов буквально обрушивается в долину. Поток пенится и грохочет меж скалистых берегов.

Кристально чистая вода настолько холодна, что купание сводилось к молниеносному заныриванию. После обеда хорошим грейдером пошли на Североуральск завершать наше путешествие. Незаметно пересекли Главный Уральский хребет, очередной раз переместившись из Европы в Азию и одновременно сменив Пермский край на Свердловскую область.

Шлем нашего фотографа неизменно вызывал улыбки окружающих.

Казалось бы, что нас может задержать на такой дороге, где даже легковушки ездят. Но вновь в зеркалах пропали квадрики – на этот раз оборвало кардан. Лишь к вечеру, запыленные и усталые, выбрались к Северо-уральску.

Всё – доехали! Живые, здоровые – и люди, и мотоциклы. Хоть и измотанные до крайности. Но хочется еще и еще идти по этим горам, пылить живописными дорожками, штурмовать говорливые речушки, петлять дремучей тайгой… А значит, мы еще вернемся, обязательно вернемся!

Стальные мыски кроссовых сапог не пережили бесконечных уральских бродов.

В завершение хочу поблагодарить: Компанию BMW и лично Владимира Чайковского, журнал «МОТО» и лично Анатолия Сухова за организацию проекта «Открой Россию с BMW», а также всех участников пробега: отца – за то, что вопреки всему прошел этот нелегкий маршрут, Дмитрия за четкую организацию, Андрея за поддержание боевого духа команды, Женю за то, что не падал духом и отснял хороший материал. Без любого из вас было бы не то. И отдельное спасибо моей супруге, взвалившей всю тяжесть домашних проблем на свои хрупкие плечи ради моего участия в проекте…

Фото к статье Открой Россию с BMW. Сокровища земли уральской

  • IMG_3104.jpg
  • IMG_3097.jpg
  • IMG_3093.jpg
  • IMG_3087.jpg
  • IMG_3072.jpg
  • IMG_3057.jpg
  • IMG_3047.jpg
  • IMG_3040.jpg
  • IMG_3034.jpg
  • IMG_3023.jpg
  • IMG_2989.jpg
  • IMG_2986.jpg
  • IMG_2980.jpg
  • IMG_2978.jpg
  • IMG_2973.jpg
  • IMG_2969.jpg
  • IMG_2965.jpg
  • IMG_2917.jpg
  • IMG_2887.jpg
  • IMG_2866.jpg
  • IMG_2860.jpg
  • IMG_2854.jpg
  • IMG_2834.jpg
  • IMG_2814.jpg
  • IMG_2807.jpg
  • BMW-travelUral-453.jpg
  • BMW-travelUral-451.jpg
  • BMW-travelUral-449.jpg
  • BMW-travelUral-448.jpg
  • BMW-travelUral-447.jpg
  • BMW-travelUral-443.jpg
  • BMW-travelUral-442.jpg
  • BMW-travelUral-441.jpg
  • BMW-travelUral-440.jpg
  • BMW-travelUral-437.jpg
  • BMW-travelUral-435.jpg
  • BMW-travelUral-433.jpg
  • BMW-travelUral-430.jpg
  • BMW-travelUral-428.jpg
  • BMW-travelUral-425.jpg
  • BMW-travelUral-423.jpg
  • BMW-travelUral-421.jpg
  • BMW-travelUral-418.jpg
  • BMW-travelUral-416.jpg
  • BMW-travelUral-415.jpg
  • BMW-travelUral-414.jpg
  • BMW-travelUral-413.jpg
  • BMW-travelUral-411.jpg
  • BMW-travelUral-405.jpg
  • BMW-travelUral-404.jpg
  • BMW-travelUral-402.jpg
  • BMW-travelUral-393.jpg
  • BMW-travelUral-392.jpg
  • BMW-travelUral-389.jpg
  • BMW-travelUral-388.jpg
  • BMW-travelUral-381.jpg
  • BMW-travelUral-380.jpg
  • BMW-travelUral-365.jpg
  • BMW-travelUral-364.jpg
  • BMW-travelUral-362.jpg
  • BMW-travelUral-357.jpg
  • BMW-travelUral-355.jpg
  • BMW-travelUral-353.jpg
  • BMW-travelUral-352.jpg
  • BMW-travelUral-350.jpg
  • BMW-travelUral-349.jpg
  • BMW-travelUral-348.jpg
  • BMW-travelUral-347.jpg
  • BMW-travelUral-344.jpg
  • BMW-travelUral-340.jpg
  • BMW-travelUral-338.jpg
  • BMW-travelUral-337.jpg
  • BMW-travelUral-335.jpg
  • BMW-travelUral-334.jpg
  • BMW-travelUral-331.jpg
  • BMW-travelUral-330.jpg
  • BMW-travelUral-328.jpg
  • BMW-travelUral-326.jpg
  • BMW-travelUral-325.jpg
  • BMW-travelUral-323.jpg
  • BMW-travelUral-321.jpg
  • BMW-travelUral-320.jpg
  • BMW-travelUral-319.jpg
  • BMW-travelUral-318.jpg
  • BMW-travelUral-317.jpg
  • BMW-travelUral-316.jpg
  • BMW-travelUral-314.jpg
  • BMW-travelUral-311.jpg
  • BMW-travelUral-309.jpg
  • BMW-travelUral-306.jpg
  • BMW-travelUral-305.jpg
  • BMW-travelUral-303.jpg
  • BMW-travelUral-302.jpg
  • BMW-travelUral-301.jpg
  • BMW-travelUral-299.jpg
  • BMW-travelUral-298.jpg
  • BMW-travelUral-296.jpg
  • BMW-travelUral-294.jpg
  • BMW-travelUral-292.jpg
  • BMW-travelUral-288.jpg
  • BMW-travelUral-286.jpg
  • BMW-travelUral-284.jpg
  • BMW-travelUral-281.jpg
  • BMW-travelUral-280.jpg
  • BMW-travelUral-278.jpg
  • BMW-travelUral-274.jpg
  • BMW-travelUral-273.jpg
  • BMW-travelUral-272.jpg
  • BMW-travelUral-270.jpg
  • BMW-travelUral-266.jpg
  • BMW-travelUral-264.jpg
  • BMW-travelUral-262.jpg
  • BMW-travelUral-259.jpg
  • BMW-travelUral-258.jpg
  • BMW-travelUral-247.jpg
  • BMW-travelUral-244.jpg
  • BMW-travelUral-243.jpg
  • BMW-travelUral-239.jpg
  • BMW-travelUral-236.jpg
  • BMW-travelUral-232.jpg
  • BMW-travelUral-228.jpg
  • BMW-travelUral-227.jpg
  • BMW-travelUral-226.jpg
  • BMW-travelUral-225.jpg
  • BMW-travelUral-224.jpg
  • BMW-travelUral-221.jpg
  • BMW-travelUral-220.jpg
  • BMW-travelUral-218.jpg
  • BMW-travelUral-217.jpg
  • BMW-travelUral-214.jpg
  • BMW-travelUral-212.jpg
  • BMW-travelUral-211.jpg
  • BMW-travelUral-207.jpg
  • BMW-travelUral-205.jpg
  • BMW-travelUral-204.jpg
  • BMW-travelUral-202.jpg
  • BMW-travelUral-200.jpg
  • BMW-travelUral-198.jpg
  • BMW-travelUral-197.jpg
  • BMW-travelUral-194.jpg
  • BMW-travelUral-189.jpg
  • BMW-travelUral-187.jpg
  • BMW-travelUral-182.jpg
  • BMW-travelUral-181.jpg
  • BMW-travelUral-177.jpg
  • BMW-travelUral-175.jpg
  • BMW-travelUral-173.jpg
  • BMW-travelUral-170.jpg
  • BMW-travelUral-163.jpg
  • BMW-travelUral-162.jpg
  • BMW-travelUral-161.jpg
  • BMW-travelUral-159.jpg
  • BMW-travelUral-156.jpg
  • BMW-travelUral-155.jpg
  • BMW-travelUral-151.jpg
  • BMW-travelUral-150.jpg
  • BMW-travelUral-148.jpg
  • BMW-travelUral-147.jpg
  • BMW-travelUral-145.jpg
  • BMW-travelUral-144.jpg
  • BMW-travelUral-143.jpg
  • BMW-travelUral-142.jpg
  • BMW-travelUral-139.jpg
  • BMW-travelUral-138.jpg
  • BMW-travelUral-134.jpg
  • BMW-travelUral-132.jpg
  • BMW-travelUral-130.jpg
  • BMW-travelUral-129.jpg
  • BMW-travelUral-127.jpg
  • BMW-travelUral-124.jpg
  • BMW-travelUral-120.jpg
  • BMW-travelUral-118.jpg
  • BMW-travelUral-115.jpg
  • BMW-travelUral-114.jpg
  • BMW-travelUral-113.jpg
  • BMW-travelUral-111.jpg
  • BMW-travelUral-110.jpg
  • BMW-travelUral-106.jpg
  • BMW-travelUral-105.jpg
  • BMW-travelUral-104.jpg
  • BMW-travelUral-102.jpg
  • BMW-travelUral-91.jpg
  • BMW-travelUral-90.jpg
  • BMW-travelUral-89.jpg
  • BMW-travelUral-85.jpg
  • BMW-travelUral-83.jpg
  • BMW-travelUral-82.jpg
  • BMW-travelUral-80.jpg
  • BMW-travelUral-71.jpg
  • BMW-travelUral-70.jpg
  • BMW-travelUral-66.jpg
  • BMW-travelUral-65.jpg
  • BMW-travelUral-63.jpg
  • BMW-travelUral-58.jpg
  • BMW-travelUral-57.jpg
  • BMW-travelUral-55.jpg
  • BMW-travelUral-54.jpg
  • BMW-travelUral-53.jpg
  • BMW-travelUral-51.jpg
  • BMW-travelUral-50.jpg
  • BMW-travelUral-47.jpg
  • BMW-travelUral-45.jpg
  • BMW-travelUral-42.jpg
  • BMW-travelUral-34.jpg
  • BMW-travelUral-33.jpg
  • BMW-travelUral-32.jpg
  • BMW-travelUral-31.jpg
  • BMW-travelUral-28.jpg
  • BMW-travelUral-24.jpg
  • BMW-travelUral-21.jpg
  • BMW-travelUral-13.jpg
  • BMW-travelUral-10.jpg
  • jkk-8.jpg
  • BMW-travelUral-5.jpg
  • BMW-travelUral-1.jpg
 

Оставить комментарий

Для добавления комментария требуется зарегистрироваться или авторизоваться на сайте .

Мне нравится0
Guest
Красота! Эх, наверно тоже этим летом решусь на поездку по Уралу :)
Имя Цитировать Мне нравится0
Мне нравится0
100 лет тоже на Урале не была, хочется снова туда вернуться.
Имя Цитировать Мне нравится0
Мне нравится0
Guest
Какие проекты были!
Имя Цитировать Мне нравится0
 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение
 
Социальные комментарии Cackle
↑ Наверх