Царь горы

01 августа 2014

С момента появления на свет «фыжер» пережил не один рестайлинг. Менялись формы, появлялась «умная» электроника, но главные достоинства туристического мотоцикла – надежность и комфорт – даже по прошествии тринадцати лет остаются одними из лучших в классе.


Царь горы

Выпуск:
Журнал «МОТО» – июль 2014

Автор:
Дмитрий ФЕДОТОВ, фото Евгении ЛЮБИМОВОЙ и из архива редакции

Теги:
Рынок / Выбор / Yamaha / FJR1300 /

Просмотры:
7902

Оставить комментарий

Поделиться с друзьями:

История 

Рожденный в 2001 году мотоцикл не мог похвастать ни рекордной мощностью, ни максимальной скоростью, но, несмотря на это, у него появилось огромное количество фанатов по всему миру. Оно и понятно: большой мотор с паровозным моментом, кардан и электрорегулируемое ветровое стекло не могли оставить равнодушным ни одного мототуриста. 

Уже в 2003 году свет увидело второе поколение «фыжера», отличавшееся большим диаметром передних тормозных дисков (320 мм против 298 мм), наличием бардачка и опциональной ABS. В 2006 году машину в очередной раз доработали: вылечили «детские болезни», установили радиатор большего размера, усилили маятник, изменили генератор и освежили дизайн. Водительское сиденье и руль стали регулироваться по высоте, изменились пассажирские подножки, а бардачок стал запираемым. ABS вошла в стандартную комплектацию, как и комбинированная тормозная система. Но главным новшеством стало появление версии AS (на некоторых рынках AE) с полуавтоматическим сцеплением. 

В 2012 подогрев рукояток (до этого опциональный) вошел в стандартную комплектацию, а в 2013 свет увидел полностью переработанный «фыжер». 

От предыдущих модификаций он отличался новой оптикой и обтекателем, привод ветрового стекла стал работать четче и быстрее, а блок цилиндров стал отливаться вместе с верхней частью картера. Помимо этого, мотоцикл не обделили и электроникой: трекшн-контроль и электронная ручка газа вошли в стандартное оснащение машины.


Зачем

В первую очередь, для туризма. Да, к состоянию асфальта под колесами «фыжер» придирчив, но по хорошему покрытию мотоцикл позволит с комфортом проезжать и по полторы тысячи километров за день. Отличная ветрозащита, электрорегулируемое ветровое стекло и изменяемая высота сиденья сделают комфортным любое путешествие. Вдобавок на более свежих аппаратах в штатной комплектации установлен обогрев рукояток и ABS. 

Помимо этого, на некоторых рынках «фыжер» продается и в полуавтоматическом исполнении, КП на них обычная, механическая, а рычага сцепления нет. Блок управления трансмиссией сам включает и выключает сцепление, а при необходимости подгазовывает или сбрасывает обороты при переключениях. Официально у нас такие машины продавались с 2007 по 2011 год. Плюс попадаются и «серые» аппараты. С таким сцеплением аппарат доставляет удовольствия не меньше, чем максискутер, особенно в городе, где переключаться приходится часто. Впрочем, город – не стихия «фыжера»: из-за немаленькой массы и общей ширины прошивать пробки на нем нелегко.


Выбор 

Выбрать «поношенный» FJR нетрудно, главное помнить о нескольких моментах. Все «фыжеры», выпущенные до 2006 года, имели две «детских болезни»: датчик положения дроссельной заслонки, со временем выходящий из строя, и не самый надежный натяжитель цепи ГРМ. 

Колеса «фыжера» слабыми не назовешь, но на наших дорогах страдают ободы дисков и геометрия колес, особенно переднего.

Первая проблема решается заменой датчика на аналогичный, но от «рестайлингового» мотоцикла. Понять, что мотоцикл «не едет» именно из-за датчика положения дроссельной заслонки, просто. Для этого нужно ввести блок управления в диагностический режим, и электроника сама расскажет о всех неисправных датчиках и проблемах. В отличие от многих конкурентов, диагностировать «фыжер» и сбрасывать ошибки можно без какого-либо оборудования – просто оперируя кнопками на приборной панели. 

Бортовой компьютер «фыжера» отличается дружелюбностью к пользователю: сбрасывать ошибки и даже диагностировать форсунки можно без специального оборудования.

В диагностическом режиме приборка покажет диапазон чисел от единицы до семидесяти двух, где напротив числа 62 будет высвечиваться общее количество ошибок, а в пункте 61 будет указан номер конкретной ошибки. Например, ошибка номер 30 – срабатывание датчика падения. Свой номер есть у каждой ошибки, поэтому на «смотрины» стоит захватить распечатку с кодами, чтобы в случае неисправности понять, какой из датчиков барахлит. Впрочем, бортовой компьютер видит не все проблемы. 

Ввести мотоцикл в диагностический режим нетрудно: для этого при включенном зажигании и кнопке Stop engine в положении «Выкл.» нужно удерживать обе кнопки на приборной панели в течение десяти секунд. На «смотрины» захватите с собой распечатку с расшифровкой ошибок, иначе пользы от набора цифр, высвечивающихся на приборной панели, будет мало.

Второй «болячкой» мотоциклов, выпущенных до 2006 года, является натяжитель цепи ГРМ. Электроника его не увидит, а вот человек услышать может. В запущенных случаях цепь будет довольно громко греметь при наборе и сбросе газа, и, если проблему запустить, перескочившая цепь ГРМ принесет немало хлопот в виде необходимости переборки или даже покупки другого мотора. В лучшем случае двигатель просто перестанет заводиться, в худшем – клапаны, забитые поршнями в головку блока и загнутые шатуны. Поэтому не стоит экономить на замене, тем более что стоит он недорого, да и от более свежих аппаратов, на которых подобной проблемы нет, натяжитель подходит. 

Перед покупкой мотоцикла обратите внимание на радиатор: соты, забитые грязью или гудроном, ухудшают охлаждение и приводят к перегревам.

Помимо прочего, стоит обратить внимание на шестерни, передающие крутящий момент с коробки передач на кардан. Со временем гайка, притягивающая шестерню к валу, ослабевает, и в шлицевом соединении появляется люфт. В особо запущенных случаях шлицы разбивает настолько, что вал начинает прокручиваться в шестерне, и мотоцикл «встает». Материал вала КП прочнее, чем шлицевого отверстия шестерни, поэтому весь ремонт, как правило, сводится к замене одной лишь шестерни, но раз в 50–60 тысяч пробега наведываться к гайке с динамометрическим ключом в любом случае проще и дешевле. 

Редукторы на «фыжерах» живут долго и, как правило, не доставляют хлопот владельцам, но «послушать» и проверить на отсутствие люфтов все же стоит.


Где искать 

Найти хороший «фыжер» можно везде – и в объявлениях «частников», и в салонах, торгующих секонд-хендом. Выпускается мотоцикл и сейчас, поэтому при желании можно стать владельцем нового аппарата, купленного у официалов, или приобрести «белый» аппарат с небольшим пробегом, сданный в трейд-ин. 

Аккумулятор «фыжера» расположен за передним обтекателем. Бокс под него имеет скромный размер, и замена аккумулятора доставляет владельцам немало хлопот. К тому же АКБ подобных размеров есть лишь у нескольких производителей, и цены на них, как правило, «кусаются».

Сложнее будет найти «полуавтоматический» аппарат: в продаже они встречаются реже обычных, поэтому его лучше заказывать из Европы или Америки. И не стоит бояться американских миль и фаренгейтов: цифровую приборную панель отечественные умельцы уже давно научились прошивать под принятые у нас километры и градусы. 


Цены

На вторичном рынке «фыжер» представлен широко, при желании можно подобрать аппарат не только в отличном состоянии и нужном цвете, но и в подходящей комплектации. Отсюда и большой разлет цен: за аппараты начала двухтысячных попросят от 220 тысяч рублей, а на более свежие рестайлинговые машины, выпущенные после 2006 года, цены начинаются от 350 тысяч. Высшая планка – в салонах официалов, где за новый аппарат этого или прошлого модельного года попросят до 812 тысяч рублей. 


Тюнинг

Производители тюнинга «фыжер» не жалуют. Мотоцикл популярный, вот только большая часть того, что принято считать тюнингом, на мотоцикл ставят еще на заводе. Особенно это касается свежих машин, где в заводской комплектации уже присутствует центральный кофр. 

Электрорегулируемое ветровое стекло – неотъемлемый атрибут «фыжеров» всех поколений.  Благодаря ему не нужно выбирать между «лопухами», обеспечивающими хорошую ветрозащиту, и «мухобойками», не ухудшающими аэродинамику.

Для аппаратов постарше больше простора для тюнинга, на них можно поставить и «теплые» ручки, и ветровое стекло повыше. Вдобавок, для них продаются удлинители переднего крыла, защищающие радиатор от грязи, а водителя – от летящих с колеса брызг. 

Что же до мотора, то здесь все как у всех – «нулевики», «прямотоки» и «пауэркоммандеры» от разных производителей и за разный прайс. К слову, жалобы владельцев «фыжеров» на недостаток мощности – скорее исключение, чем правило.


Конкуренты

Благодарим Романа МОТОГАДа Захарова (г. Москва) за помощь в подготовке материала. Мотоцикл для съемок предоставлен компанией Mr.Moto.


Материалы по теме:

Оставить комментарий

Для добавления комментария требуется зарегистрироваться или авторизоваться на сайте .


↑ Наверх