Sidecar cocktail: смешать, но не взбалтывать

11 апреля 2013

Идеей отправиться на «Элефантентреффен» Котофей заразил меня давно, вот только на «одиночке» в такой пробег не отправишься, а ехать на серийном «Урале» с коляской желания не было. Выход один…


Sidecar cocktail: смешать, но не взбалтывать

Выпуск:
Журнал «МОТО» – апрель 2013

Автор:
Дмитрий ФЕДОТОВ, фото Алёны КУИМОВОЙ и Евгения БОБРИКОВА

Теги:
Коляска / Ремзона / Мотоцикл с коляской / Юпитер /

Просмотры:
14047

Оставить комментарий

Поделиться с друзьями:

В нашем распоряжении оказались тестовый Harley-Davidson FLHTK Electra Glide Ultra Limited 2012 модельного года и коляска БП-65 от мотоцикла «ИЖ-Ю-2К». Помимо мотоцикла, компания «Москва Harley-Davidson» выделила на переделку небольшой бюджет, которого, по нашим подсчетам, должно было хватить на «всю хурму». 

Задачу осложняли два условия: во-первых, мотоцикл после теста мы должны вернуть в том виде, в котором забрали, а значит, пилить (варить, резать) машину нельзя, а во-вторых, «минус» за бортом и объемный туристический скарб предполагают наличие на своих местах штатных кофров, дефлекторов и пластиковых крышек, мешающих установке «люльки». Такая работа – хороший повод рассказать, как «прирастить» третье колесо своему двухколесному другу. Поэтому, когда два улыбчивых бородача из мастерской KWORX взялись за свои инструменты, мы взялись за свои – диктофон и фотоаппарат. 

Перед началом установки коляски не лишним будет обратиться к специальной литературе. Так, в книге А. М. Иерусалимского «Теория, конструкция и расчет мотоцикла» неплохо раскрыта тема установки боковых прицепов, а также рассмотрены возможные конструкции.

Итак, для начала ставим мотоцикл рядом с коляской, чтобы изучить возможные места крепления. Главное в установке бокового прицепа – правильное его расположение относительно мотоцикла. Здесь важную роль играют взаимное положение осей, схождение и развал колес (заводской сайдкар может отличаться и геометрией рулевой колонки, но для временной установки коляски изменять ее геометрию не имеет смысла). 

Найдя подходящие места креплений, изготавливаем их и примеряем. Верхнее и нижнее крепления задней части поселятся на одной дуге…

Схождение колеса коляски относительно продольной оси мотоцикла должно быть порядка 1/2–3/4 дюйма, или 1,25–1,9 сантиметра, а для курсовой устойчивости мотоцикл следует отклонить от коляски (положительный развал). В нашем случае развал составил 1–2 градуса. Измерить угол развала поможет вертикальный отвес и транспортир или электронный угломер. 

…а передние разнесены: нижнее изготовили под стандартные отверстия в раме, а верхнее держится за раму при помощи фрезерованного зажима.

Схождение колес мотоцикла и коляски проверяют при помощи рулетки и двух брусков или металлических полос, приложенных к боковой плоскости колес.Для удобства мотоцикл и коляска устанавливаются на размеченном листе металла или фанеры. Боковой прицеп позиционируется таким образом, чтобы смещение оси его колеса вперед относительно оси заднего колеса мотоцикла оказалось в пределах 100–250 мм по отечественной версии, или 8–14 дюймов по американской (в нашем случае смещение составило 300 мм). 

Все кронштейны прекрасно «прописались» на мотоцикле, вот только ижевская коляска рассчитана иначе, поэтому беремся за нее.

На поведение мотоцикла с коляской влияет множество факторов: скорость, загрузка, аэродинамика и даже ширина шин. Всего не рассчитать, поэтому окончательно выставлять схождение и развал (а иногда и положение коляски) лучше после тест-драйва. С пассажирами или грузом развесовка изменится, а за ней – и поведение мотоцикла, поэтому для более точной настройки нужно сымитировать предполагаемую нагрузку (например, усадив пассажира в коляску). Как правило, коляска «тянет одеяло на себя», разворачивая мотоцикл вправо. 

Скомпенсировать этот момент можно увеличением развала колес, удлиняя верхние тяги крепления коляски. За счет этого руль стремится повернуться влево и тем самым компенсирует увод мотоцикла вправо. Но не переусердствуйте – иначе в правых по- воротах мотоцикл будет перевешивать коляску, особенно пустую. Регулируя схождение (нижние крепления), можно улучшить траекторную стабильность мотоцикла, в том числе в поворотах. Но слишком большой угол схождения нежелателен из-за чрезмерного износа шин.


Передний нижний кронштейн выдвинули вперед при помощи труб, а сверху приварили кронштейн регулировочной тяги.

Колея мотоцикла с боковым прицепом рассчитывается исходя из длины его колесной базы, центра тяжести и многих других вводных. Сопоставив колесную базу «электрички» и «Урала Ретро», мы увидели, что соотношение колеи к величине колесной базы на обоих мотоциклах практически одинаковое – четыре к пяти. Слегка усложнили процесс глушители и обилие облицовок, скрывающих раму «электрички». 

Задний нижний кронштейн отодвинулся назад и получил регулировку в двух плоскостях: вертикальной и горизонтальной.

Место для крепления верхних тяг нашлось быстро – передняя завязалась с рамой через фрезерованный хомут возле рулевой колонки, а заднюю прикрутили к сварной дуге, повторяющей форму подседельной крышки. С изготовлением нижних креплений-шарниров пришлось попотеть. Через фрезерованные переходники передний шарнир прикрутили к месту соединения рамы с мотором (в районе водительской подножки), а задний – к кронштейну пассажирской подножки. 

Получившуюся конструкцию соединяем с мотоциклом и еще раз сверяемся с разметкой на станине. Тонкую настройку углов обычно производят в ходе пробных поездок, для этого тяги крепления коляски делают изменяемой длины.

С рамой коляски задний шарнир соединяется через специально изготовленный и регулирующийся в двух плоскостях узел, как, например, на «Урале Ретро». Рама коляски также подверглась модификациям. Передний цанговый зажим и ухо крепления передней верхней тяги были перенесены. Для этого потребовалось изготовить и приварить к раме две жесткие трубчатые конструкции. 

В отличие от нижних креплений, верхние должны легко регулироваться. Ведь именно ими приходится пользоваться чаще всего.

«Уставший» ижевский амортизатор перебрали, доработали шток, уменьшив таким образом ход и сообразно увеличив жесткость. Крепящий амортизатор кронштейн с сайлент-блоком отрезали от рамы и перенесли выше для увеличения клиренса. Для того, чтобы мотору было легче поддерживать нормальную рабочую температуру в условиях зимы, решили модифицировать штатный масляный радиатор. 

Платформу коляски относительно горизонта выставили с учетом нагрузки: разобрав амортизатор, поставили болванку, имитирующую половину его хода, и, совместив с ровно стоящим мотоциклом, «поймали» горизонт.

При изучении места соединения маслоканалов пришла идея перенести радиатор в коляску. Кузов коляски обклеили изнутри фольгированным утеплителем, сделали два отверстия с резиновыми закладными для маслостойких шлангов. По нашим прикидкам, масляный радиатор от «Соболя» должен был согревать ноги пассажира, не переохлаждая при этом масло. А мотор (и ноги водителя) защитили от переохлаждения и грязи накладкой, растянутой между штатными щитками, установленными на дугах мотоцикла. 

Гальваника – удовольствие недешевое и небыстрое, поэтому молдинги обтянули пленкой «под хром» – недолговечное, но относительно бюджетное и быстрое решение. Сэкономили и на «малярке», приведя «корыто» коляски и крыло в должный вид малой кровью.

Кроме того, заднее колесо мотоцикла обули в зимнюю автомобильную резину (мотоциклетной для зимы в этом размере не найти, да и в Европе владельцы сайдкаров по ступают именно так). 

Из истории коляски

В этом году боковой прицеп (коляска) отмечает юбилей. 120 лет назад, в 1893 году, один французский журнал объявил конкурс на лучший вариант перевозки пассажира на велосипеде. Победило предложение унтер-офицера Берту, который предложил устанавливать кресло для пассажира на трубчатом треугольнике, опирающемся на раму велосипеда и дополнительное третье колесо сбоку. 

Мотоцикл с коляской в поворот не завалишь, потому широкая автомобильная шина с большим пятном контакта работает куда лучше обычной, мотоциклетной.

Надо сказать, что мотоциклисты оценили идею лишь через десять лет – поначалу они усаживали пассажира или в двухколесный прицеп, тянувшийся за мотоциклом, или… перед водителем, в кресле между двух передних колес (чтобы он служил еще и мягкой подушкой при столкновении). Впрочем, столь кровожадное решение быстро утратило популярность, и уже в начале XX века коляски для мотоциклов завоевали всеобщее признание. 

Устанавливаем «корыто» коляски и утепляем его. Оста- лось выехать и окончательно настроить схождение и развал (см. выше).

Что и кого только в них не возили! Детей и жен, больных и заключенных, дрова и мороженое, навоз и цветы… В годы Первой мировой войны в боковые прицепы ставили пулеметы и носилки для раненых. А в лихие 20-е годы американские бутлегеры лихо уходили от полицейских погонь на скоростных Indian и Henderson с колясками, заполненными бутылками с виски. 

В промежутке между двумя мировыми войнами европейские компании выпускали тяжелые мотоциклы (к которым относили все, что больше 500 см³) в основном для эксплуатации с колясками. На некоторых моделях даже двигатель смещали в сторону – для лучшего уравновешивания бокового прицепа. Тогда же создали первые конструкции с едиными рамами для коляски и мотоцикла – но признания этот выверт не получил. 

За рубежом боковые прицепы утратили популярность в 50-е годы – на волне всеобщей автомобилизации. Зато на «одной шестой части суши» им было раздолье! Владеть мотоциклом с коляской в советские времена было престижнее, чем сейчас ездить на корейской иномарке. А от «оппозитов» запрещалось отцеплять боковой прицеп вообще – считалось, что без его помощи среднестатистический водитель с 650-кубовым 32-сильным чудищем справиться не в состоянии. 

В 90-е мы опять пошли в противофазе с остальным миром. Презрительно заклеймив мотоциклы с колясками как «совнархоз», мы с легким сердцем сменили их на потрепанные «Фольксвагены». А за рубежом к ним потихоньку возвращался былой статус. Причины об завестись третьим колесом были разные: кто-то не желал закрывать сезон с выпадением снега, у кого-то жена требовала хоть какого-то комфорта, кому-то элементарно не хватало чувства равновесия. 

Выпускавшие коляски компании, жизнь в которых с 50-х годов еле теплилась, почуяли наживу и мигом взвинтили цены на свою продукцию. Добавим расходы на установку, сертификацию… В общем, в Европе и США позволить себе мотоцикл с боковым прицепом может лишь обеспеченный человек. Что разом подняло их статус. Так что третье колесо – не всегда лишнее… 

Хождение по докам 

В соответствии с законодательством установка бокового прицепа считается внесением изменений в конструкцию ТС и требует регистрации. Приказ Главного Управления ГИБДД РФ №1240 от 07.12.2000 «О порядке внесения изменений в конструкцию транспортных средств, зарегистрированных в ГИБДД МВД РФ» регламентирует процедуры, необходимые для легализации переделок. 

Для начала обладателю мотоцикла-«одиночки» нужно прийти в ГИБДД по месту регистрации ТС и написать заявление о желании внести изменения в конструкцию ТС. На основании этого заявления начальник районного ГИБДД вынесет решение о необходимости получения заключения специализированной организации. 

Отказаться принимать заявление ГИБДД не может в соответствии с законодательством. В случае с установкой бокового прицепа ГИБДД примет решение о направлении собственника ТС в аккредитованную организацию, уполномоченную выдавать заключения о возможности внесения изменений в конструкцию ТС. 

Полученное заключение будет содержать: описание работ, которые необходимо произвести при внесении изменений в конструкцию, рекомендации по выбору производственной базы, на которой возможно выполнение работ, и перечень операций, которые собственник может произвести сам. 

В случае установки коляски в специализированном сервисе, производитель работ заполняет заявление-декларацию и передает ее владельцу, а если коляска устанавливалась самостоятельно, то собственник заполняет и подписывает заявление-декларацию лично. 

Выполнив все необходимые работы и собрав документы, собственник отправляется в ПТО или на СГТО ГИБДД, где проводится проверка соответствия объема и качества выполненных работ, указанных в заявлении-декларации. Пройдя все инстанции, можно отправляться в ГИБДД с пакетом собранных документов, на основании которых выдается новое свидетельство о регистрации и вносятся изменения в ПТС. 

На бумаге все выглядит просто, а на деле процедура оформления внесения изменений отнимет много сил и времени, но… Загляните в ПТС своего мотоцикла: в графе «кузов (кабина, прицеп) №….» будет написано что-то вроде «отсутствует» или «не установлен» и, соответственно, не очень понятно, отсутствует боковой прицеп вообще или у него нет номера. Нечеткость формулировки позволяет вполне законно ездить мотоциклам с неоригинальными колясками по дорогам общего пользования.

О том, как вел себя трехколесный «Харлей» в зимнем дальнобое, читайте в следующем номере.

Благодарим кастом-ателье KWORX и лично Илью ЗАМЕСОВА (Кащей) и Романа ОСИПОВА (Клюква), Центр технической экспертизы ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ», а также Максима БЕЛОУСОВА и компанию «Москва Harley-Davidson». 

Материалы по теме:

Оставить комментарий

Для добавления комментария требуется зарегистрироваться или авторизоваться на сайте .


↑ Наверх