- Техника
- Тесты
- Рынок
- Сообщество
- Ремзона
- Спорт
- Копилка
05 ноября 2015
Часть 3: Подбор шин
Сейчас на рынке масса вариантов резины ураловских размеров под любой кошелек от таких брендов, как Mitas, Pirelli, Metzeller и прочие. Но на колясыче они работают плохо. Почему?.. Поделимся опытом.Выпуск:
Журнал «МОТО» - октябрь 2015
Автор:
Андрей «Котофей» КОЧЕТОВ, фото автора
Теги:
Просмотры:
10992
Выбор шин для мотоцикла – дело крайне ответственное! Но многие подходят к этому небрежно: «Чего там морочиться с «Уралом»? Размер подходит, фирма-производитель авторитетная – ну и отлично!» В итоге шина нестабильно ведет себя на асфальте, протирается за пару тысяч, а то и просто разваливается, не держит вес мотоцикла и проваливается в грунт.
При выборе шин одной размерности мало. Нужно учитывать и условия, в которых она будет эксплуатироваться, и вес мотоцикла. Колясыч при езде не наклоняется, поэтому резина нужна с квадратным профилем, подобная автомобильной. У нее больше пятно сцепления с дорогой, что немаловажно для тяжелого аппарата, и снашивается она равномерно, а не только по узкой центральной полосе. Другой важнейший фактор — индекс нагрузки шины. Для колясочника специалисты рекомендуют от 70 и более, но категорически — не менее 67. Если индекс меньше, то даже новая резина может развалиться на ходу просто от перегруза.
Современный «Урал» завод комплектует шинами Duro HF308 (4.00-19). Родом они из Тайваня, хотя и носят гордое испанское имя (в переводе — «твердый», «надежный»). Василий «ПЗ» охарактеризовал ее так: «Шина универсальная — посредственно едет как по асфальту, так и по грунту, а по грязи вообще никак». Профиль у нее круглый и на мотоцикле с коляской работает только центральной частью, но служит довольно долго за счет того, что достаточно жесткая (на заднем колесе у меня прошла около 9000 км). Зато на холоде дубеет и совсем теряет контакт с дорогой. Ее плюс — грузоподъемность. Немного существует шин этого размера с индексом нагрузки 72Р (до 355 кг и до 150 км/ч). И относительно недорогая. Видимо, для завода компромиссный вариант в соотношении «цена/качество» (4500 руб.*).
Широкий спектр разнообразных (от асфальтовых до кроссовых) и недорогих шин делает питерский завод «Петрошина». Для проекта мы остановились на двух вариантах, подходящих именно для «Урала» с коляской — универсальном и внедорожном.
Первая — это модель Л-333 (4.10-19) с индексом нагрузки 70L (до 335 кг и до 120 км/ч). Ее профиль близок к квадратному и пятно контакта заметно больше, чем у Duro. К тому же мягкая, отчего дорогу держит не в пример лучше, да и не дубеет в холод. Ярко выраженный (но не «злой») протектор с ламелями (тонкие прорези) на шашках отлично работает на любой твердой поверхности, в любую погоду и сезон, и даже на обледенелой дороге (проверено как летним, так и зимним Заполярьем и Норвегией). Хорошо шипуется даже грузовым шипом. Л-333 хороша для дорог с любым покрытием и неплоха для бездорожья. А для зимних путешествий ей альтернативы нет. Единственный минус — снашивается достаточно быстро (на заднем колесе у меня прошла около 7000 км, из них 20% бездорожья).
Для грязи же лучший вариант — «Петрошина» С-97 (4,25-19, индекс 71К) и Л-96 (3.75-19, индекс 68Р). «Девяносто седьмая» сделана специально для «Урала». По заводской классификации это шина не кроссовая, а для сложных дорожных условий — у нее больше шашек, которые вытянуты вдоль колеса, а профиль по-колясочному близок к квадратному, и под нагрузкой она держится за дорогу всеми шашками. Из-за мягкости не очень долговечна, но не дубеет на морозе и позволяет при необходимости доехать до грязи по асфальту своим ходом без особого трясуна. Если твоя задача не установить рекорд прохождения круга, а протащить тяжелый мотоцикл по плохой дороге, грязи или снегу, то она великолепна. Но использовать ее лучше на гребущих колесах — заднем и колясочном. На переднем колесе из-за квадратного профиля она тяжело поворачивает и плохо выбирается из колеи. Для этого существует шина Л-96 с чисто кроссовым круглым профилем. Она заметно уже, а кроме основных шашек вбок торчат дополнительные «пальчики», которые помогают цепляться за края колеи, когда надо из нее вылезти. Опыт зимних мероприятий, как «Медведь-шатун» и Самовар-треффен«, показывает, что пока лучшего соотношения не придумано. К тому же они отлично шипуются. Цена каждой указанной модели «Петрошина» — 3500 руб.
Для людей с тугим кошельком существует еще Heidenau К37 (4.00-19 71Р). Известный немецкий производитель шин выпускает ее специально для «Урала» с коляской с подачи крупнейшего дистрибьютора ИМЗ в Европе. Универсальная, но несколько ближе к эндурной. Квадратная, с хорошим пятном контакта. У нее три продольных ряда крупных шашек с широкими бороздками. По опыту парней из «ТруЪ МоторЪ», она хорошо едет по асфальту, по камням и грунту, да и по грязи неплохо. Хотя достаточно жесткая, почему и более долговечная (по опыту московских уралистов, на заднем колесе она ходит до 12 000 км). Но из-за жесткости зимой дубеет. Поэтому Heidenau сделали ее зимнюю «реплику» — К37 Silica, в составе которой большая доля кремния. Если говорить про универсальность, то у нее нет конкурентов. Но цена кусается — 11 500 руб.
* Цены на шины в компании «Пламен».
ШИПОВКА
Если вы собираетесь ездить зимой, то зашиповать колеса просто необходимо! На обледенелых колеях, на замерзших реках и другой наледи это сложно переоценить. Опыт показывает, что на мотоцикле без привода, но с шипами ты гарантированно уедешь дальше, чем на мотоцикле с приводом, но без шипов. При желании, до того же «Шатуна» ты можешь доехать своим ходом и выйти на трассу, не меняя резины. Для зимних покатушек по твердой поверхности шиповать коляску не обязательно. Но если ехать туда, где не чищено, то шиповать стоит все три колеса.
С этой проблемой мы обратились к Алексею «Пинцету», веселому эндуристу и специалисту по шиповке моторезины. В процессе работ он рассказал некоторые тонкости.
Для мотоцикла есть два варианта шиповки: мотокроссовый шип и автомобильный шип для дорог общего пользования. Тело шипа стальное, а сердечник, часть которого торчит из тела, из твердого сплава. Кроссовый — чисто спортивный, высокий. Длина сердечника над резиной от 7 до 10 мм. Но для асфальта они, конечно, не подойдут — сцепления с поверхностью никакого, они для чистого льда, утоптанного снега, обледенелых колей и прочих внедорожных прелестей. Поэтому для зимних покатушек с преобладанием дорог общего пользования ставят шип автомобильный, легковой или грузовой (последний — помощнее и потолще, обычно его ставят в ведущее колесо). Он дает возможность комфортно и безопасно ездить зимой, как по асфальту, так и вне него (без фанатизма, конечно!). Такая шина работает в пятне контакта и шипом, и резиной, что дает достаточное сцепление с дорогой как на чистом асфальте, так и на обледенелых участках. Подбирается шип индивидуально, в зависимости от размера шашек. Вариантов масса, но наиболее подходящий размер для мотошин: 6-20 мм высота тела (посадки), 8-9 мм его диаметр, 1-1,5 мм видимая часть твердосплавного сердечника. Для моей «Петрошины» лучшим вариантом оказался шип легковой с диаметром тела 8 мм и сердечником 1 мм, но для Л-96 и Л-333 — с посадкой 7 мм, а для С-97 — с посадкой 12 мм. В отличие от кроссовых, обычный шип можно сажать без клея — на него нет большой нагрузки, так как выступающая часть не превышает 2 мм.
Устанавливаются они специальным пневматическим пистолетом. Если не жалко пальцев, то можно вколачивать и самому с помощью дрели, кувалды, оправки и «такой-то матери», но лучше обратится к специалисту.
«Некоторые по бедности шипуют строительными дюбелями, а кто-то вворачивает саморезы, — рассказывает Алексей. — Да, они работают, но все это на два-три выезда, а потом резину на выброс. У тех и других острый конец быстро стирается и перестает работать. Есть еще вворачивающиеся шипы с головкой под шестигранник, но это полная туфта, только резину портить. И, конечно, все эти варианты абсолютно не подходят для асфальта».
Для добавления комментария требуется зарегистрироваться или авторизоваться на сайте .