- Техника
- Тесты
- Рынок
- Сообщество
- Ремзона
- Спорт
- Копилка
17 октября 2013
Выпуск:
Журнал "МОТО" - октябрь 2013
Автор:
Анастасия ПРУДНИКОВА, фото команд-участниц
Теги:
Просмотры:
4044
Беспроигрышные серии случались и раньше: например, когда бал правил Стефан Эвертс, а фанатов с каждым годом только прибавлялось. Что сейчас не так? Почему на фоне радужной картины встает вопрос о потере интереса к мотокроссу? Есть ли будущее у чемпионата?
Если вспомнить несколько последних лет, в первую очередь настораживает полупустая стартовая машинка. Неужели для того, чтобы попасть на старт, необходимо пройти еще ряд соревнований, на которых нужно влезть в топ-5 гонщиков или набрать проходной бал? Вовсе нет.
Почему же на старте не хватает пилотов, а лидирующая группа за тридцатипятиминутный заезд частенько догоняет круговых? Как уравнять шансы на победу и спровоцировать борьбу?
Управляет действом Джузеппе Лонго, руководитель компании Youthstream – промоутера чемпионата мира по мотокроссу. Первое, что Лонго сделал, когда пришел в этот вид спорта в 2005 году, – отменил все стартовые, а вместе с ними и призовые, аргументировав решение тем, что команды сами должны платить гонщикам. Незамедлительно пошла волна возмущения, ведь лидеры лишились бонусных денег и отчасти мотивации.
После этого большинство частников стали проситься в команды, чтобы продолжить участие в чемпионате и остаться под материальной опекой. Спустя несколько лет, в разгар кризиса, Лонго снова меняет регламент: в Гран-при устанавливаются высокие стартовые взносы для спортсменов, а также для организаторов, что практически полностью лишает возможности не только частников, но и многие команды засветиться на мировой арене.
Ранее почти все талантливые райдеры разных национальностей имели возможность пройти отбор и в результате сразиться за золотую медаль. Если до этого спортсмену, чтобы попасть в ту или иную команду, достаточно было показать удовлетворительный результат, то теперь гонщику, не входящему в топ-15 чемпионата мира, необходимо заплатить взнос около 50 000 евро непосредственно команде, чтоб его взяли и смогли обеспечить техникой и механиком, при этом никаких тебе призовых, ни бонусов, если не приедешь на подиум. Живи как можешь.
Но времена нынче не те, и гонщики, способные вести борьбу, остались не у дел ввиду отсутствия денег и спонсоров. Сметы выросли вдвое, и надежда была лишь на спонсоров, которые согласятся на финансирование взамен рекламы на телевидении, но и показ чемпионата мира по мотокроссу на телеканалах прекратился.
Обвинения в отсутствии массовости на старте и явной нехватке соперничества обрушились на Джузеппе. В ответ на критику Лонго ввел объединенный заезд МХ1 и МХ2 для заокеанских гонок, мотивируя его тем, что стартовая машина будет заполнена сильнейшими. Но попытка провалилась: гонщиков на старте стало больше, а конкуренции среди лидеров не прибавилось.
На сегодняшний момент, с учетом глобального экономического кризиса, 90 % спортсменов – молодых, опытных, перспективных, – которые могли бы поднять зрелищность чемпионата на новый уровень, просто отказались от Гран-при. Первенство приобрело чисто коммерческий характер, в результате в чемпионат мира попадают участники со слабой подготовкой, но мощной финансовой поддержкой.
Потому стала падать популярность среди спонсоров, и возросло количество несчастных случаев. С такой политикой не согласны не только гонщики, но и многие менеджеры, такие как Стефан Эвертс, Жоэль Сметс, Микаэль Пишон.
Очередной новинкой стало решение Youthstream об отмене класса МХ3 с 2014 года, сокращении заездов до 30 минут плюс два круга и количества участников до тридцати. А зачем? Новые лица от этого мы вряд ли увидим, а вариант возвращения к старой, проверенной системе, когда сила спортсмена выявляется по его скорости, а не по кошельку, Лонго даже и не рассматривает.
А что же за океаном? Возьмем, к примеру, чемпионат по суперкроссу, который проходит в Америке. Здесь и многотысячная публика, и телетрансляции, и захватывающая борьба (хоть в гонках также имеется лидер, но никто не возьмется утверждать, что чемпионом на следующий год вновь будет Виллопото). А почему? Да все просто: на стадионах собираются именитые гонщики, которым не перекрыт кислород, и взамен зрители получают поистине захватывающее зрелище.
Ни для кого не секрет, что многие спортсмены мечтают выступать в американских чемпионатах: система развития мотоспорта в стране работает уже более 30 лет и менялась незначительно. Кроссмены начинают с региональных кубков, переходят по рангу на чемпионаты штатов, а после пробуют себя на открытом чемпионате Америки, за которым зарубежная публика следит практически на всех спортивных телеканалах. Американская Мотоциклетная Ассоциация много раз выступала с критикой взгляда Джузеппе Лонго на проведение чемпионата мира, утверждая, что такая стратегия ведет мотоспорт к краху и не дает развиваться талантам: «Лонго думает, что своей политикой привлекает только элитных гонщиков, но, похоже, многие его элитные гонщики гоняют в США. Все идет к тому, что спортсменов, действительно достойных выступать в Гран-при, можно будет пересчитать по пальцам одной руки, а команды то и дело будут расформировываться».
Хорошо еще, что чемпионат не покидают производители, как это происходит в других мотоциклетных сериях. Наоборот, со следующего года на мировую арену вернется Husqvarna под руководством бывшего чемпиона мира в классе 500 см³ Джеки Мартинса. Не исключено, что на решение о возвращении повлияла покупка компанией KTM акций Husqvarna.
Пока Мартинс не дает четких комментариев на тему команды в «королевском» классе, но в классе МХ2 уже подписан контракт с Александром Танковым и французом Романом Февром. Остальные гонщики и менеджеры команд не оглашают информацию о смене «прописки». У большинства сильных спортсменов подписан двухгодовой контракт. Кто оказался не в их числе, старались на последних этапах совершать меньше ошибок, проехать на все 100 % и доказать своей команде или команде-сопернику, что у них тоже есть шанс подняться выше в итоговой таблице.
Для добавления комментария требуется зарегистрироваться или авторизоваться на сайте .