Поднебесная тень «Ямахи»

03 июня 2014

«Говорим Jianshe, подразумеваем – Yamaha», в Китае об этом знают все. И вот случилось так (философы сказали бы – должно было так случиться), что увидеть это удалось и мне. Но предшествовала этому целая цепь событий, которые случайностью быть не могли...


Поднебесная тень «Ямахи»

Выпуск:
Журнал «МОТО»

Автор:
Иван КСЕНОФОНТОВ, фото автора и Jianshe

Теги:
Jianshe / Yamaha / Завод / Китай /

Просмотры:
19904

Оставить комментарий

Поделиться с друзьями:

Во-первых, я давно заочно знаком с компанией, 10 лет назад тестировал первый в России полноприводный ATV Jianshe JS400 4x4. Во-вторых, всё лето 2013 года отъездил на Jianshe JS150-3 R6 в ходе теста журнала «Мото» (подробнее, кому интересно, могут посмотреть рубрику «Гараж» в «Мото» №№ 7-10 2013 г.). Ну, и в-третьих, даже оказавшись в китайском городе Чунцин (Chongqing), где проходила международная выставка мотоциклов CIMAMotor-2013, совершенно неочевидной была экскурсия на завод. Ведь в Чунцине, мотоциклетной столице Китая, работает 17 компаний (они производят вместе чуть более 8 млн. в год), из которых крупнейшие – Loncin и Lifan. Однако в единственный свободный день китайские организаторы UNIDO-SPX, собравшие журналистов со всего мира, решили провести экскурсию именно на завод Jianshe (по-русски «Джианши», хотя правильнее было бы произносить «Цзяньшэ»). Всё-таки это судьба!

Итак, едем на завод «Джианши», расположенный на окраине Чунцина. У города с населением под 30 млн дорога на окраину заняла часа полтора. Ехали то по автострадам, проходящим изредка через туннели (ведь город расположен в горном ущелье), то по местным дорогам среди невысоких домов. А я пока вникал в историю предприятия – нам перед поездкой раздали краткие описания на английском.

Компания Chongqing Jianshe Motorcycle Co., Ltd. – государственная с историей в 124 года. Впрочем, мотоциклы стали строить сравнительно недавно, немногим более 30 лет, завязав тесные отношения с японской корпорацией Yamaha Motor Co. За это время на Jianshe освоено производство двигателей от 48 до 400 см3, которые устанавливаются на мотоциклы, скутеры, пит-байки, скутеретты и ATV.

С этой скутеретты начиналось сотрудничество с «Ямахой».

Самой известной является «ямаховская» модель YBR125 – её делают как раз здесь, в Чунцине. Также выпускаются модели с электродвигателями. Продукция поступает на рынки более чем 70 стран под брендами Jianshe, Chongngqing, Jianshe-Yamaha, Chongqing-Yamaha. «Джианши» способна производить до одного миллиона мототехники в год, занимая в рейтинге мотопроизводителей Поднебесной 8-е место. Для понятия, что такое миллион – столько в лучшие годы в СССР производили вместе три ведущих мотозавода: Ижевский, Минский и Ковровский.

Первые шаги по территории завода «Джинши».

Вот подъехали. Завод, занимающий целый квартал, ничем снаружи не примечателен, серые приземистые знания за низким формальным забором. Начали экскурсию с небольшого шоу-рума с новой продукцией. Я был немало удивлён, что не увидел той модели, на корой ездил – R6. А ведь всего год назад это была топовая модель на мировом буклете компании. «Как быстро они работают», – отметил про себя.

В шоу-руме не так много моделей. «Джинши» упирает на качество, а не на количество.


Последняя версия R6 – той модели, которая продавалась в России.


Новый скутер со 100-кубовым мотором 4Т.


Ещё одна 100-кубовая модель в стилистике китайского рынка.

Подвели к большому цеху, где изготавливают картеры двигателей. К сожалению, фотографировать не разрешили, задействовали своих фотографов. Потом фото действительно прислали, но на них не то, что было самое интересное. Основные впечатления – темно и малолюдно, хотя где-то здесь сосредоточено около 3000 человек. «Трудятся» автоматы и роботы – им освещение не нужно, изредка на подхвате люди. Видимо, роботизирована и доставка деталей – на полу отгорожены жёлтыми линиями проезды, с которых нас, журналистов, всё время как-то испуганно сгоняли. Наверное, прецеденты были, но при нас ничто не перемещалось. Между цехами заметили зону отдыха – столы, компьютеры, книги. Есть что-то вроде Доски почёта, растяжки с красными иероглифами (попросили перевести – сказали что-то про призыв повышать производительность труда и экономить ресурсы).

В механическом цеху темновато, но и людей не видно – слева плотными рядами стоят обрабатывающие автоматы.


Рассматриваем рамы Yamaha YBR125, сваренные роботами.

Картерные детали перемещались по конвейеру, это детали для мотоциклов «Ямаха» 125 и 150сс. Сборочный цех двигателей здесь же, на 2 этаже, в год выдают для «Ямахи» около 1 млн. узлов в год. Собирают, помимо двигателей для мотоциклов и скутеров, моторы для ATV 250 и 400сс. Модели последних – известны в России, это JS250 ATV «Пума» схемы 4х2 и самый первый у нас полноприводный китайский мотовездеход JS400 4x4, он пошёл где-то в 2004, ещё до CF-Moto.

Вообще, модельный ряд не особо разнообразный. Попалась на глаза новая модель скутера JS100T-32 (кстати, все модели только 4Т), скутеретта JS110-5, новинка для китайского рынка JS125-28В. Была и новая модель под брендом «Ямаха», которую разрабатывали на равных японские и китайские инженеров – JYM-125Н8. Это новый этап сотрудничества, который стартовал лишь несколько месяцев назад, и которым очень гордятся на заводе «Джианши». Ведь до этого всё, вместе с технологиями, разрабатывалось только ямаховскими конструкторами.

Самая последняя модель Yamaha JYM-125, разработанная совместно японскими и китайскими конструкторами.

Ещё один цех – сварочный, здесь в 6 кабинах орудуют роботы, но люди тоже участвуют – устанавливают заготовки рам, переворачивают и снимают готовые детали. Больше всего рам для скутеретт – 7 видов. Любопытно, что помимо скутеретт с ямаховскими моторами по типу Honda Super Cub (а собственно с таких моделей и начиналось сотрудничество с «Ямахой» 30 лет назад), выпускают скутеретты с хондовскими клонами – чтобы не отставать на рынке от других производителей. Моторы от «Ямахи» внутри полностью другие, чем традиционные «хондовские» «кабы», хотя снаружи различить их сложно.

Самое большое разнообразие – в ряду скутеретт для китайского рынка.


На сборочном конвейере скутеретт (фотографировать процесс не разрешили).

Гордость завода – лаборатория и испытательные боксы. В лаборатории проводят испытания деталей и узлов на надёжность, прочность и виброустойчивость. Вдоль длинного коридора 8 исследовательских боксов по двигателям – необычно то, что люди сидят вряд без каких-либо перегородок. Перед ними пульт управления, мониторы, дальше – окно в испытательный бокс. В них также проводят выборочную проверку двигателей с конвейера – они должны отработать без замечаний 200 часов. Один стенд предназначен для шасси скутеров.

В испытательной лаборатории операторы сидят в общем коридоре, перед ними – пульт и боксы.

Тут же на улице расположены дороги с разным покрытием: асфальт, брусчатка и матёрый булыжник, рядом внушительной крутизны горка. По периметру проходит грунтовая дорога для внедорожной техники. Прямо дмитровский полигон НАМИ в миниатюре.

Заводской полигон, здесь имитируются разные дороги и подъёмы.


Мототехника на испытаниях.


Удалось прокатиться по булыжнику.


Ещё один вид продукции «Джианши» – багги.


Нам объяснили, что эта лаборатория является первым национальным исследовательским центром в Китае по части мотоциклостроения. В некоторой степени эта лаборатория представляет китайский национальный стандарт по мотоциклам, она в течение последних 5 лет оценивается соответствующими правительственными ведомствами как № 1.

Нам выкатили несколько новых моделей, которые как раз проходили испытания. Среди них оказалась новейшая модель RS 150 с разработанной своими конструкторами системой жидкостного охлаждения. Конструкция интересна тем, что помпа имеет привод от распредвала и не привязана к картеру. То есть на такую систему несложно в производстве переоборудовать «воздушник». Также применена система впрыска топлива.

Перспективная модель.


На 150-кубовом моторе применены жидкостное охлаждение и впрыск топлива.

После недолгих катаний, пригласили на пресс-конференцию. Вопросы касались в основном взаимоотношений с «Ямахой». Вот краткий конспект этой беседы.


Каковы взаимоотношения между «Джинши» и «Ямахой»?

Это очень интересный вопрос. Фактически «Джианши» является генеральным партнером «Ямахи» на материковом Китае (то есть без Тайваня, который формально входит в состав КНР). В настоящее время в Китае есть три совместных предприятия «Джианши» с «Ямахой». Первое находится в Чунцине (Chongqing Jianshe Yamaha Motor Co.) и впускает мотоциклы и скутеретты. На втором – в Чжучжоу (Zhuzhou Jianshe Yamaha Motor Co.) выпускают скутеры.

Третье предприятие находится в Шанхае (Shanghai Jianshe Yamaha Sales Co., Ltd.) – оно продаёт мотоциклы на внутреннем рынке под брендом «Ямаха». Между тем «Джианши» использует принадлежащие ей другие бренды (Jianshe и Chongging) и свои торговые сети. Вообще, формы сотрудничества между «Джианши» и «Ямахой» в течение 30 лет несколько раз менялись. Вначале «Джианши» только производила и импортировала 2-3 модели «Ямахи» включая 110-кубовый двигатель, схожий с «кабовским», но конструкции «Ямахи». В 1990-х «Джианши» и «Ямаха» создали первое совместное предприятие под названием Chongqing Jianshe Yamaha Co. Ltd.. Сегодня зарегистрировано три СП с «Ямахой». Десять лет назад сотрудничество перешло на следующий уровень. С тех пор «Джианши» производит мотоциклы для «Ямахи» целиком (модель YBR 125), и они продаются под брендом Yamaha в Китае и других странах. А 3-4 года назад, благодаря использованию освоенных технологий «Ямахи», местные специалисты стали вносить некоторые усовершенствования, чтобы удовлетворить требованиям рынка. Эти новые модели нацелены на внутренние и внешние рынки. В 2013 году пошли дальше – теперь доля своих разработок достигла 50%. Эти новейшие модели создаются, в первую очередь, для рынка Китая.


Новая модель Jianshe использовала двигатель YBR250 от «Ямахи». Есть ли у «Джианши» планы разработать свой 250-кубовый двигатель, или даже агрегат большей кубатуры? И будут ли такие модели востребованы на китайском рынке?

Фактически стратегия развития «Джианши» всегда нацелена на удовлетворения требованиям рынка. В условиях крупномасштабного производства следует улавливать самые важные изменения рынка, при этом соблюдая баланс между стоимостью и прибылью. В прошедшем десятилетии китайский рынок требовал главным образом простые модели с двигателями кубатур 110, 125 и 150 см3. Лишь последние 2-3 года образовался спрос на моторы больших кубатур, и «Джианши» начала свои разработки. Также новым направлением, востребованным на рынке, стала система жидкостного охлаждения – модель RS150 (JS150-31) призвана удовлетворить желание покупателей.


Продаются ли какие-либо мотоциклы «Джианши» в России?

Компания «Джианши» сотрудничает с местным партнером в России. В то же время компания была бы рада расширению своей сети. 

На пресс-конференции.


Материалы по теме:

Оставить комментарий

Для добавления комментария требуется зарегистрироваться или авторизоваться на сайте .


↑ Наверх