Продолжение захватывающей истории о турбонаддувных мотоциклах восьмидесятых годов и... четырехколесных турбомонстрах

09 февраля 2017

Представляем вашему вниманию продолжение рассказа о появлении турбонагнетателей на дорожных мотоциклах и продвижении данной технологии на серийных автомобильных двигателях. Вспомним старые добрые времена и поразительную технику!


Теги:
Suzuki / XN85 Turbo / Yamaha / XJ650 / Kawasaki / GPz750 Turbo / Ford / Dodge / Buick / GMC /

Просмотры:
10207

Оставить комментарий

Поделиться с друзьями:

На сей раз мы решили разбавить подборку японских мотоциклов интереснейшими турбонаддувными автомобилями Нового Света, которые частенько пребывают в тени моделей из Европы и Страны восходящего солнца.



В стороне от турбоэкспериментов не осталась и компания Suzuki – с 1983 по 1985 года она производила спортбайк XN85 Turbo. Всего на свет появились 1153 машины.



Наддув наддувом, но детище Suzuki было едва ли не первым мотоциклом с передним 16-дюймовым колесом, которое прежде являлось привилегией гоночных байков. В оснащение вошли клипоны и задний моноамортизатор. Но главным достоянием, конечно же, была наддувная «четверка» объемом 673 куб. см. с системой впрыска топлива, которая выдавала 85 л.с. при 8000 об/мин и 76,4 Нм при 6500 об/мин. Что ценно, XN85 Turbo не представлял собой неуправляемый снаряд. Пожалуй, его сильная сторона заключалась в гармонии — достойная динамика сочеталась с неплохой управляемостью.



Ford Mustang — это непременно V-образная «восьмерка»? А вот и нет! К примеру, сейчас американский спорткар можно приобрести с 2,3-литровым четырехцилиндровым наддувным мотором EcoBoost. Адепты лишь презрительно усмехаются, но на деле это не первый случай, когда фордовскую легенду вооружают наддувным мотором рабочим объемом чуть больше пакета сока. В 1984 году подразделение SVO (Special Vehicle Operations) вывело в свет интересную и весьма неожиданную модификацию на базе Ford Mustang третьего поколения.



Mustang SVO выпускался с 1984 по 1986-й, но за это короткое время успел эволюционировать. Все пони-кары комплектовались 2,3-литровой «турбочетверкой» с интеркулером, однако сначала её мощность составляла 175 л.с., затем отдача скакнула к 205 л.с. (в частности, благодаря установке другого распредвала и повышению давления наддува),.



В SVO, хвала автомобильным богам, не ограничились одной лишь «накачкой мускул». Автомобиль усовершенствовали комплексно: оснастили передней модифицированной подвеской (оставив сзади неразрезной мост!) и рулевым управлением «поострее». С 1985-го устанавливалась более «короткая» главная пара — 3,73:1 против 3,45:1. Подобный набор позволял купе на равных соперничать с автомобилями, вооруженными агрегатами V8. SVO, казавшегося выпускником Гарварда на фоне сельского увальная Mustang с 5,0-литровой «восьмеркой», сгубило именно его совершенство, следствием которого стала цена. Автомобиль был примерно на 4000 долларов дороже восьмицилиндрового Mustang, при этом клиентов у европейских спорткаров он так и не смог переманить.

 

Красива ли Yamaha XJ650 Turbo? Как минимум оригинальна — обтекатель массивный и футуристичный, во всю «высоту» мотоцикла. У Suzuki XN85 такого не было, зато имелась система впрыска топлива, в то время как Yamaha довольствовалась карбюраторами. Да и на фоне той же Honda CX500 ямаховский байк выглядел… нет, конечно же, не одноклеточным, а более простым. Четырехцилиндровый двигатель объемом 653 «кубика» мощностью 90 л.с. при 9000 об/мин — с воздушным охлаждением.



Мотор оснащался турбонагнетателем Mitsubishi, который был еще компактнее «улитки» IHI на CX500 Turbo. Диаметр турбинного колеса («горячей» крыльчатки) — всего 39 мм. Хоть на «полтинник» ставь! Но, как и другие двухколесные «турбояпонцы», XJ650 Turbo не стал долгожителем — производился он с 1982 по 1983 год. Всего было выпущено около 8000 экземпляров.



В восьмидесятые и начале девяностых годов концерн Chrysler ставил систему наддува на автомобили, некоторые из которых старательно маскировались под добропорядочные семейные машинки. Знакомьтесь, Dodge Spirit R/T – одно из впечатляющих творений автопроизводителя, появившееся в 1991 году. С виду это скромный переднеприводный «американец», а на деле настоящий убийца спорткаров с более объемистыми моторами.



Источник впечатляющей бодрости R/T – 2,2-литровая «турбочетверка» мощностью 224 л.с. Желающим разогнать этого «волка в овечьей шкуре» до сотни в пределах 6 секунд приходилось оперировать пятиступенчатой механической коробкой передач, а в случае форс-мажора уповать на более эффективную тормозную систему с опциональной ABS.



Одним из последних «турбобайков» той эпохи стал Kawasaki GPz 750 Turbo, что довольно символично, — все с Кавы началось, все на ней же и закончилось. Но компания напоследок так хлопнула дверью, что здание затряслось, а окна разом вылетели.


GPz 750 Turbo, выпускавшийся с 1983 по 1985 год, был одним из самых динамичных мотоциклов в мире. С турбонагнетателем Hitachi четырехцилиндровый 738-кубовый мотор развивал 112 л.с. при 9000 об/мин. Интересный факт: «улитка» была установлена перед двигателем (а не позади, как на том же Suzuki) почти в самом низу, что снижало эффект турбоямы ввиду меньшего пути выхлопных газов до турбинного колеса и, кроме того, понижало центр тяжести. Некоторые мотоциклисты считали именно GPz750 Turbo лучшим наддувным байком той эпохи из Страны восходящего солнца. Сомневающимся Kawasaki, способный «прожечь» ¼ мили за 10,9 с, демонстрировал задний фонарь.



Одного взгляда на Ferrari F40 или, скажем, Toyota Supra было достаточно, чтобы понять: это быстрые или очень быстрые машины. Но совершенно демонический Buick GNX 1987 года вызывал и вызывает совершенно другие чувства. Обычно это… мороз по коже.



В погоне за совершенством купе Regal Grand National с наддувным мотором обернулось еще более зловещей версией GNX (Grand National Experimental), которая была выпущена в количестве всего 547 штук. Сейчас GNX – мечта коллекционера, желающего обладать поистине уникальным автомобилем, по праву считавшимся одним из быстрейших «американцев» тех лет.



Создавая GNX, джиэмовцы продолжили черпать ресурсы в моторе V6 объемом 3,8 л. Мощность в 276 л.с. и 488 Нм, по некоторым данным, занижена. Издание Road&Track еще в 1987 году сообщало, что при замерах агрегат способен показать свыше 300 л.с. при 4400 об/мин и 569 Нм при 2400 об/мин. GNX отличался усиленным автоматом и доработками шасси. По некоторым данным, сотню это дитя сумрака набирает в пределах 5,5 с.



Одно дело легковушка-двухдверка и совсем другое дело — внедорожник с наддувом. Перед вами один из самых невероятных американских автомобилей недалекого прошлого, великий и ужасный GMC Typhoon. С виду это Jimmy (или Blazer, если говорить о версии от Chevrolet), облаченный в аэродинамический обвес и возомнивший себя спорткаром, но его потенциал вполне оправдывал жутковатый экстерьер. Маленький трак комплектовался модифицированным 4,3-литровым двигателем V6 с «улиткой» Mitsubishi, выдающим 280 л.с.. При поддержке полноприводной трансмиссии автомобиль выстреливал с места знатно — по некоторым данным, до 100 км/ч в пределах 6 с. С 1992 по 1993-й построено 4 697 товарных «Тайфунов». И, кстати, некоторое количество из них даже поселилось в России!



Еще более диким был пикап Syclone, который производился до Typhoon. Силовой агрегат такой же, как и у внедорожника, но спринт до сотни был еще более головокружительным: грузовичок на базе GMC Sonoma срывался с места до сотни примерно за 5,5 с, чем немало портил настроение гордым обладателям Chevy Corvette C4 и других спорткаров.



Материалы по теме:

Оставить комментарий

Для добавления комментария требуется зарегистрироваться или авторизоваться на сайте .


↑ Наверх