God Shave the Queen

19 ноября 2013

Скепсис вместо традиции, вивисекция вместо эволюции, утопизм вместо потребительского уюта. Это не мода, это не стиль, тем более не эпигонство – это разрыв среды обитания вообще и шаблонов восприятия в частности.


God Shave the Queen

Выпуск:
Журнал «МОТО» – ноябрь 2013

Автор:
.Stinger, фото из архива автора

Теги:
Cтимпанк / Дизельпанк / Джетпанк / Панк /

Просмотры:
3859

Оставить комментарий

Поделиться с друзьями:

Тему панк-инжиниринга в журнале я первый раз затронул пару лет назад («Мото»,№8-2011). Напомню: тогда речь шла о дизель-панке как перспективном направлении в кастомайзинге, а также о законах этого жанра. 

С тех пор немало бензина утекло: дизель- и стимпанк вошли в тренд, начали подтягиваться другие подобные направления – и, что важнее всего, все эти идеи наконец перешагнули рамки «стиля ради стиля», обретя свою идеологию (подобно рэтлуку или олдскулу, в которых идеологическая составляющая была первичной). 

Это еще не панк-революция (да и вряд ли таковая случится: уж больно трудоемкое направление), но захват уличного пространства эпатажно выглядящими и агрессивно настроенными гражданами идет методично и по нарастающей. 

Итак, что было бы если бы? Если бы Ленина зарезала из ревности Крупская, Гитлер вернулся к живописи, отряд Махно взял в плен и казнил Троцкого, КГБ арестовал Мао за правый уклонизм, а скромного батюшку Владимира Г. – за контрабанду шмали? 

Среди прочего это еще и попытка возврата миссии дизайна от потребительской к утопической.

Если бы наддув в мотогонках не запретили, де Голль вместо сверхналога на полноразмерные мотоциклы ввел таковой на все автомобили, а Габриэль Вуазен, Эрнст Хейнкель и Вилли Мессершмитт занялись производством супермотоциклов, а не недоавтомобилей? 

Да и если б не было бы – хрен с ним, каждый имеет право своего видения истории вообще и эволюции конструкции и дизайна мотоцикла в частности. За точку бифуркации берется конкретная эпоха, после чего – поехали! Поехали мешать использовавшиеся на тот момент дизайнерские и технические решения (включая автомобильные и авиационные) – и те, к которым пришли много позже, потому что тогда просто еще не догадались. 

И, конечно же, не оказывая ни малейшего почтения ни традициям, ни господствовавшим пропорциям в формообразовании. Более того – при малейшей возможности ломая «общепринятые» силуэты через коленку. Во всех этих отношениях мотоциклы – объект крайне благодарный. И по причине легкости перекомпоновки, и ввиду простоты применения решений из смежных областей техники. 

«Базовых периодов» по части альтер-эволюции называют с десяток (от каменного века до наших дней), но применительно к мотоциклам вообще – по крайней мере, мотоциклам с ДВС – и кастомайзингу в частности имеет смысл ограничиться тремя. 

Стимпанк (Steampunk – «паровой панк»). С начала XIX века до конца 1920-х, ключевой период – начало XX в. Стилистические доминанты – модерн (в особенности «стиль Глазго»), нагромождение форм и объемов. Иконы стиля: Fokker Dr. I, Delaunay-Belleville 70, Ford 999, С-22 «Илья Муромец». Силовые агрегаты – практически любого типа (включая двухтактные жидкостного ох лаждения), но максимально возможного размера. Характерные решения – медь (меднение), черный матовый окрас, полированное дерево, наружные трубопроводы. 

«Плохие художники подражают, великие – воруют». Пикассо Бэнкси

Дизельпанк (Dieselpunk – «дизельный панк»), он же бензопанк. 1920-е – конец 40-х, ключевой период – середина 30-х. Стилистические доминанты – ар-деко, аэродинамика и гигантомания. Иконы стиля: АНТ-20 «Максим Горький», Auto Union Type C, LZ 129 Hindenburg, Stout Scarab. Силовые агрегаты – 4-тактные воздушного охлаждения либо жидкостного с компрессором, по возможности экзотической конфигурации. Характерные решения – сверленый алюминий, заклепки, никелирование. 

Джетпанк (Jetpunk – «реактивный панк»), он же атомпанк. С середины 1940-х и до середины 70-х, ключевой период – вторая половина 50-х. Стилистические доминанты – «детройтское барокко» с вкраплениями поп-арта, а также всевозможные подражания дозвуковой авиации тех лет. Иконы стиля: Greyhound Scenicruiser, Citroën DS, Tatra 603, МиГ-15 УТИ. Силовые агрегаты – любые, включая роторно-поршневые и «ньюскульные», но крайне приветствуется наддув, особенно газотурбинный. Характерные решения – в процессе наработки: это самое свежее из всех панк-направлений, освоенное больше «на бумаге», нежели «в металле». 

А теперь обратим внимание на объединяющий момент. Ключевые периоды во всех трех случаях – время доминирования эстетики Большого Стиля. Отсюда демонстративная выспренность форм и детализации. (Вообще-то, маньеризм в кастомайзинге – вещь почти обязательная, но здесь он педалируется по полной; любопытно, что в изобразительном искусстве направление, наиболее близкое идеологически, называется… гиперманьеризм). 

И именно поэтому такой аппарат гармонично смотрится рядом со сталинскими высотками или готическим собором, подчеркивает фальшак «лужковского барокко», становится центром внимания в старых городских кварталах – и вызывающе рвет ландшафт спальных районов, контрастируя с пыльным рационализмом крупно-панельного домостроения. 

Но то же самое можно сказать и о некоторых ретростилях – от ар-деко до «детройтского барокко» – буржуазно-уютных, а потому идейно соотносящихся с панком примерно как запонки в манжетах с булавкой в носу. Панк делают панком три элемента. 

Первый – полное презрение к классическим пропорциям и любовь к гипертрофированию того или иного объема. Как правило, силового агрегата, реже – обтекателя, еще реже – демонстративное (а как иначе?) обнажение переднего колеса посредством консольной подвески. 

Второе – использование в конструкции решений и технологий, небывалых для мотоциклов того времени, но активно использовавшихся в других типах техники. Чаще всего в авиации. Например, задние подвески, ныне известные как «кантилевер» – см. RD350, SS900 или «ЗиД-Пилот» – были доминирующим решением для хвостовых опор шасси двухстоечной схемы, «перевернутый телескоп» – нормой для бомберов 20–40-х, а вот в 50-е пошли плодиться длиннорычажные системы. 

Из железнодорожной же техники и автомобильного дизайна заимствуются декоративно-оформительские решения и формообразование отдельных объемов (баков, обтекателей и т.д.). 

В авиации гидропневматические амортизаторы используют с конца 20-х, «орбитальные» дисковые тормоза и турбонаддув – с начала 40-х, ABS – с середины 50-х, цифровые многофункциональные приборы – с начала 70-х.

И наконец, третий момент: в целом ретрообразная конструкция должна быть увенчана ультрасовременным элементом. В качестве такой «розочки на торте» может выступать как конструктивное решение, находящееся на виду (зубчатоременная главная передача, видеокамера заднего вида, турбонаддув на нижневальном моторе…), так и декоративный элемент – скажем, одна наружная панель может быть выполнена из карбона. Но – одна; тут чувство меры крайне важно: малейший перебор сделает из панк-арт-объекта невнятную эклектику. 

Еще один краеугольный камень – аппарат должен быть заточен под практическое использование. Что стим-, что дизель-, что джетпанк – порождение урбанизма, а значит, предмет сугубо городской, если не сказать – мегаполисный. 

А в-главных, конструкция должна быть не просто действующей, но регулярно действующей. Пусть не «на каждый день» – столь дорогое (если не в финансовом, то трудозатратном смысле точно) транспортное средство гонять во всепогодном режиме будет жалко – но и в качестве мебели для кастомшоу или даже бархоппера для пятничных ночей – мелковато будет. 

Никакого эскапизма! Панк-инжиниринг рожден не дожидаться, когда клерки отправятся спать, освобождая улицы ночным стилягам, – а врываться в пространство, оккупированное самоходными предметами стандартных форм. И, продравшись сквозь него, вновь возникать в разных точках города. В точном соответствии с основными принципами того панка, что безо всяких приставок: DIY (Do it yourself – «Сделай это сам!») и RTS (Reclaim the streets – «Верни себе улицы!»). Ни бога, ни господина. Drossel Riot в полный рост. А вы думали – это игра?

Тупиковость дизайнерских идей настоящего вызвала интерес к олдскулу, и вот – следующий шаг в альтер-эволюции кастомайзинга.

Оставить комментарий

Для добавления комментария требуется зарегистрироваться или авторизоваться на сайте .


↑ Наверх