S значит scrambler (Часть 1)
03 ноября 2019
Желание построить стильный мотоцикл «под себя» – и не для выставки, а для ежедневных поездок – возникло у меня давно, но до реализации дело так и не дошло. Недавно же, наводя в гараже порядок, я наткнулся на подвешенную в дальнем углу стальную раму жёлтого цвета. «Чёрт, это же Suzuki DR250S!» – подумал я. Именно последняя буква в заводском наименовании этого лёгкого эндуро определила его дальнейшую судьбу.
Выпущенный в конце прошлого века эндуро Suzuki DR250S сейчас никакой серьёзной конкуренции современным хард-эндуро составить не сможет. Довольно тяжёлый, оснащённый слабым «воздушником» аппарат и сегодня был бы хорош в качестве неприхотливого транспорта для ежедневных поездок, если бы не одно но: отсутствие генератора и электростартера. Необходимость «топтать кик» при каждом старте двигателя, невозможность улучшить слабенький свет и установить дополнительное электрооборудование... Нет уж.
Мотоцикл этот появился у меня в гараже около 12 лет назад – тогда я начал осваивать внедорожную технику «по бразильской системе», заявившись на кантрикросс через несколько дней после покупки DR. В течение последующих нескольких лет он исправно выполнял роль физкультурно-спортивного снаряда, городского транспорта, «учебной парты» для друзей и даже вседорожного туристического аппарата. Затем я решил привести его в порядок, полностью разобрал, отпескоструил и покрасил раму и... Уже при сборке обнаружил заметные повреждения рабочей поверхности на его «перевёртыше». Установка новых сальников и пыльников оказалась лишённой смысла, я начал искать новые трубы, безрезультатно. В итоге как-то получилось, что мотоцикл так и остался разобранным.
Так выглядел «донор» нашего скремблера ещё совсем недавно.
Найдя в гараже сначала раму, а затем и всё остальное, я понял: это знак. Пора подарить «дээру» вторую жизнь. Но строить один из множества безыдейных аппаратов не хотелось. Нужна была Идея, именно с большой буквы. И она появилась. Раз уж серьёзно увеличить мощность 250-кубового «воздушника» не получится, то можно повысить энерговооружённость аппарата путём снижения его массы. После всех измерений и расчётов была поставлена непростая задача: построить скремблер, снаряжённая (!) масса которого не будет превышать 100 кг.
Задача не из простых: сухая масса этого и так не имеющего ничего лишнего эндуро согласно заводским спецификациям составляет 117 кг, снаряжённая – 147. Беспристрастные весы показали 122,7 кг у абсолютно «сухого» мотоцикла, видимо, за годы жизни наш DR250S где-то набрал ещё почти 5 кг. Много. Но поправимо.
Первым делом разбираемся со стальной рамой. Огромный задний подрамник нам тут точно не нужен, поэтому он первым делом был отделён от передней части рамы и отправлен в утиль. Туда же ушли и многие стальные детали: массивные кронштейны и шпильки двигателя, ось маятника и пр. Уже лучше. В ходе проведения работ обнаружили неприятный сюрприз: рулевая колонка приварена к раме с заметным, на 6 мм, перекосом. На заводе! Прекрасно. Отрезаем и на стапеле ввариваем её ровно. Сложности добавило два момента – номер рамы, расположенный близко к шву, и тот факт, что верхняя часть рамы является маслобаком. Проварили, опрессовали высоким давлением – всё в порядке!
Самый простой способ привести в приличное состояние двигатель повидавшего виды мотоцикла – очиститель Engine Clean Moto. После первого же применения мотор «дээра» стал выглядеть намного лучше, но картину портило въевшееся между рёбер охлаждения масло – щёткой туда не подлезть, а данная химия грязь хоть и размягчает, но требует дальнейшего её удаления физически. Эту проблему эффективнее всего решать с помощью очистителя карбюратора P1 Carbu Clean – агрессивная жидкость подаётся под давлением и полностью убирает остатки загрязнений.
Всё в том же гараже была обнаружена вилка от Suzuki DRZ400SM, пострадавшая в результате ДТП. Повреждения подвижной трубы вилки устранили просто – укоротив её. Траверсы оставили «дээрзетовские», но немного их облегчили на фрезерном станке. А вот стальную ось рулевой колонки заменили на лёгкую ось из титанового сплава, которую мы сами и выточили.
Совершенно случайно нам удалось найти два 18 дюймовых – всё по канонам – колеса из магниевого сплава. Идеальный вариант! Для их установки пришлось спроектировать и изготовить две новые оси, разумеется, тоже из титанового сплава, и алюминиевый переходник для установки тормозного диска на заднее колесо.
Параллельно с этими работами занимались двигателем. После тщательной очистки мотора провели его полную разборку и дефектовку. На удивление, годы жизни не особо сильно сказались на состоянии двигателя, замены требуют только маслосъёмные колпачки, задеревеневшие от времени. Правда, сравнение двигателей DR250 и DR350 натолкнуло на мысль собрать на имеющемся картере 350-кубовый мотор. Пока думаем, изучаем цены на компоненты ЦПГ.
А вот внешний вид нашего скремблера пока окончательно не определён. Несколько эскизов есть, но они очень сильно отличаются друг от друга. Поэтому мы в любом случае сначала соберём ходовую часть, а затем уже станем определяться с окончательным обликом нашего скремблера. Думаю, уже в следующем номере мы покажем, что за аппарат у нас вырисовывается.
Партнёры проекта:
- Motul: масла, эксплуатационные жидкости, мотокосметика
Материалы по теме:
Оставить комментарий
Для добавления комментария требуется зарегистрироваться или авторизоваться на сайте .
↑
Наверх