Песчаный человек

04 мая 2016

Спортивные династии — совсем не редкость в мире, хотя у нас они встречаются не так часто. Оттого братья Максим и Артемий Назаровы, довольно успешно участвующие в отечественном кроссовом чемпионате, закономерно привлекают внимание. Мы встретились с младшим.


Песчаный человек

Выпуск:
Журнал «МОТО» – апрель 2016

Автор:
Роман АБАЛАКИН, фото Никиты ФРОЛОВА (True Nature Media)

Теги:
Мотокросс / Интервью / Максим Назаров / Артемий Назаров /

Просмотры:
1109

Оставить комментарий

Поделиться с друзьями:

Внутренней конкуренции между тобой и Максимом нет?

 Нет. Хотя бы потому, что мы едем в разных классах: Макс — в «250 см³», а я — в «125 см³». Однако бывают любительские соревнования, где мы попадаем в одну категорию. Я даже как-то подсчитал: на какой-то гонке за один уикенд мы четыре раза менялись местами. Но и в этом случае войны никакой между нами нет.

 

В мотоспорт как пришли? Родителям не пришлось пинками не загонять?

 Вообще без проблем. Совсем не заставляли. Мы же выросли на трассе. Поэтому у Максима перед глазами всегда пример был — наш отец (Владислав Назаров — прим. ред.), который и сам гонял. А я видел, как начинал Макс. Так что заставлять не заставляли. Даже наоборот отговаривали. Первые шаги сделал в три года, но потом учебный мотоцикл пришлось родителям продать — не до занятий было. Так что по-настоящему за меня взялись лишь в шесть лет, а уже в восемь на чемпионате России я заработал серебро в классе «50 см³». 



А в 2014 году стал золотым призером в «125 см³»...

А в прошлом я вышел в финал, победив в этом же классе в отборочном туре по ЦФО. Однако в нынешнем формате проведения чемпионата России права на ошибку нет: после восьми региональных турниров только два финала с четырьмя заездами. По ходу первого мы сошлись в схватке с Иваном Барановым. Думал, позже продолжу и поборюсь за первое место. Но на квалификации второго финала у меня выбило коробку в нейтраль, из-за чего я упал на «волне» и травмировал руку... Говорят, без сознания провалялся минут десять, но из памяти вылетело часов пять. Сразу же понял, что всё, потому что разница между этапами — всего неделя. В итоге, лишь седьмой.

 

Я заметил, что пару лет назад кроссовый чемпионат разделили по федеральным округам.

Да, на зональные первенства. И, как мне кажется, в сравнении со старым классическим форматом у нового никаких преимуществ. Ну, отъездили мы пять этапов в отборочном по ЦФО, выиграли его, а потом два непонятных финала... В этом году МФР попыталась частично исправить ситуацию и сделала финалы, где итоговый результат будет высчитываться по трем лучшим из четырех: 26-28 августа в ВДЦ «Орленок» и 2-4 сентября в Белой Глине (оба — в Краснодарском крае). Получается, что нет никакого стимула ехать в полную силу в своем округе. Ведь чтобы пробиться в финал, нужен минимум очков.

Раньше чемпионат России был составлен по классической схеме с семью этапами, где необходимо было выкладываться и набирать очки. Постоянная конкуренция была. И к тому же квалификация с гонкой не сваливались в один день, а были разделены на два, как во всем мире. 


Конечно, в МФР говорят, что народа стало больше, лицензий напродавали. Но это исключительно за счет любителей, которые из своих зон не вылезают. На финалах же количество участников не увеличилось. Сейчас более-менее реальными соперниками по ЦФО могу считать лишь Ивана Баранова, Александра Ефимова и Кирилла Гаврилова. А у Макса были такие заезды, когда он второму «привозил» круг. Ни конкуренции, ни роста никакого. Сделали бы для любителей свой чемпионат...

 

Напоминает ситуацию с отечественным «кольцом», где в один заезд запихнули кучу классов. Народу много, но все друг другу мешают.

В кроссе тоже так делали. Например, как-то объединили «125 см³» и «250 см³». В одной из таких гонок Макс фактически лишился титула. Ему тогда старт не удался. Толпу «осьмушек» он нагнал быстро, но у них же свои амбиции, своя война — не пропускали... И пока пробирался сквозь них, потерял уйму времени... В «Орленке» это было. Ужасная трасса. «Бетон» сплошной.

 

Так на ней же в этом году планируется проведение молодежного первенства мира...

Ужас вообще. Там падать так больно... Хотя местное руководство сейчас активно землю насыпает. Но когда «Орленок» сильно заливают водой перед гонками, то вместе с грунтом размягчается скальная порода — как цемент, синеватая такая. И если начинаются сезонные ливни, то всю привезенную землю с нее смывает. И грязь... Противная, не отмывается совсем. 



В одном из наших интервью Эмиль Сайфутдинов рассказывал про странную любовь спидвейщиков к 30-летним покрышкам Barum. В кроссе есть подобные предпочтения?

В кроссе (особенно, в зимнем) резина тоже важна. Отец рассказывал, что в советские времена, когда ее резать запрещали, многие отмачивали покрышки в керосине и солярке, чтобы те мягче были. Обычно использовалась «пятерка» (Петрошина — прим. ред.). Питерцы (а тогда еще ленинградцы) на правах местных заказывали эксклюзивные компаунды. Сейчас проще: открыл каталог — и выбрал. Зато теперь резать можно: нарезаются ламели, отчего резина иногда вся лохматая.

 

Марка имеет значение?

Петрошина. Ни Pirelli, ни Goldentyre... Может, еще Mitas, но далеко не всегда. С «пятеркой» ничего не сравнится! Особенно на песке. Когда-то была очень мягкая модель размерности 4,25 — грязь к ней вообще не прилипала!

 

Насколько знаю, ты же еще и на пит-байках ездишь... В прошлом сезоне не вышло отметиться на всех этапах?

Увы, только на двух из пяти. Всё из-за того, что ради участия в чемпионате мира берег силы и здоровье. Просто пит-байк — это такая тема... Бывает, без тренировок сядешь — и ничего не выходит. Порой кажется, что вообще неприспособлен для езды, неуправляем. Руль отпускаешь — и падаешь. Не едет прямо. А прыгать и вовсе страшно. Каждый выезд, как первый. Чтобы заново вкатиться, заезда два нужно откатать. Зато при перехода с «пита» на «взрослый» мотоцикл кайфуешь! После него всё кажется таким простым. Любопытно, что в последнее время пит-байки из забавы превращаются в большой спорт со своим тюнингом, командами... Как у ребят из Jazzmoto. Они, конечно, молодцы. Вкладываются в спорт, не стесняются. Я с ними с 2012 года езжу и год за годом замечаю, как они прогрессируют. Вместе хотели поехать на мировое первенство по пит-байкам. Посмотрим. 



Популярность «питов» действительно растет. Даже быстрее многих других видов спорта.

А он доступней, чем чистый мотокросс. Хотя есть уже пит-байки и по 250 000 рублей, и дороже. На версиях, подготовленных под соревнования, уже и подвеска хорошего качества.

 

На MXGP получится попасть в этом году?

Похоже, нет. У нас и в прошлом-то году вышло совершенно случайно... Нас с Максом на MXGP должна была везти команда, за которую мы выступали в чемпионате России. И мотоциклы, само собой, готовить. Именно так было прописано в контракте. Но у нее начались проблемы, и в последний момент нам сказали: «Извините, ничем помочь не можем». А потом к отцу пришел знакомый и предложил: «Я хочу, чтобы вы поехали. Вот вам деньги». Часть дал он, что-то дали другие — и мы поехали на этап Латвии. Со стандартными мотиками. Посмешили народ. Когда техкомиссию проходили, рядом парень стоял: «Вы на них из России своим ходом приехали?» А один из мотоциклов и вовсе по звуку не прошел: запихивали в трубу всякие лески, мочалки... Да и в целом подготовиться не успели... Один из примеров. Макс на своем KTM 450 SX-F отрабатывает старт, а позади него стоит испанец на «триста пятидесятке», в носу ковыряет, поправляет очки. Стартуют одновременно. Испанец Макса на середине прямой догоняет, обходит и в поворот влетает первым. Брат рукой показывает: смотри, мол! У большинства же участников чемпионата мира моторы «деланные», и они крутятся намного охотнее. Испанец тот на первой тронулся и на второй до поворота добрался, а Макс за то же расстояние успел несколько передач включить. Да и по ходовой тоже большая разница: ты едешь стоя — тебя колбасит, а они сидят в седле. Как результат, в первом заезде я финишировал 23-м, а во втором — 25-м. Макс пробился выше: до 20 и 18 мест соответственно.

 

В прошлом году хоть Евгений Бобрышев выстрелил, заработав бронзу.

Да, Женька — молодец! Мы за него всегда переживаем. Раньше он чрезмерно торопился, но с возрастом пришло понимание. А еще он — человек! Порядочный, без понтов.



Как думаешь, что нужно сделать, чтобы поехать на мировом уровне?

Жить за рубежом. У нас таких трасс и близко нет. Дело даже не в конфигурации. У наших спортсменов нет такого хода, чтобы трассы выбивались. По этой причине они в Европе другие: кочки другие, колеи другие. Приезжаешь туда и в колее не можешь удержаться, потому что она на выход ведет, на ускорении проходится.  А у нас — оп! — и вовнутрь, все корявые. Раньше, когда за «Автохозяйство» (ГУП МО «Автохозяйства Правительства Московской области» — прим. ред.) ездили, мы на месяц, к примеру, в Голландию выбирались. В первые две недели привыкаешь, а к концу месяца начинаешь за лидерами держаться. Даже положение тела меняется. На сегодняшний же день и Бельгия, и Голландия — это настоящие центры мотокросса, где живет очень много первоклассных гонщиков. А возвращаешься обратно, месяц проходит — и всё. Как все.

 

Может, тогда имеет смысл подумать над участием если не в «мире», то в голландском первенстве?

А Голландия — это почти то же самое, что и «мир». И расходы примерно те же. Многие голландцы дальше своего чемпионата и выходить не хотят. Они по песку едут так, как не могут многие из MXGP, где большинство трасс — жесткие.

 

Тебе самому какие трассы ближе?

Я на песке родился. Хотя у нас, конечно, совсем не голландский песок. Есть несколько трасс (например, в Пензе), которые отдаленно их напоминают. Но всё равно... Да и с жесткими у нас проблемы: почти везде полупесчаные, полуглинистые.

 

А трасса в Семигорье? Все-таки она чемпионат мира принимала.

Не то... Хотя Максу очень нравится. Потому что она тяжелая, колеи набиваются, и мало кто способен по ней ездить — все дохнут. Многие от него по кругу получали за заезд.

 

Может, имеет смысл построить свою трассу мирового уровня?

А где гонщиков таких взять? Надо же жить вместе с мировыми пилотами, чтобы бороться с ними. К тому же они по-другому все-таки готовят под себя мотоциклы. Причем не только профи, но и любители. 



Как складываются отношения с МФР?

МФР — странная организация. Лицензии продают, техпаспорты выдают — уже хорошо. Но иногда кажется, что спорт развивается не благодаря, а вопреки ей. Хотя, казалось бы, ничего придумывать не надо: всё уже выстроено годами, всё отработано во многих странах. Но нет, у нас свой путь. Взять, к примеру, требования к возрасту: в «125 см³ 2Т» могут участвовать спортсмены от 13 до 17 лет, а в «250 см³ 4Т» (та же категория, по сути) — от 14 до 18. В чем смысл?

 

Кстати, что для тебя предпочтительнее: два такта или четыре?

Они очень разные. «Двухтактник» резче везде: не только на «верхах», но и «снизу». Иногда он непредсказуем, срывной. Но он выглядит выигрышнее на затычных, колейных трассах, где одни повороты, прыжки и упоры. Для него нужен хороший зацеп. Поэтому на «бетоне» и песке ему делать нечего. «Четырехтактник» же располагает тягой на всех оборотах. Езда с ним комфортнее, проще и легче. Хотя многое зависит от предпочтений спортсмена, конечно.

 

Что думаешь на счет кубатуры 350 см³?

Макс пробовал — ему не понравилось. У нее «низы» — как у 250 см³. А вся мощность — где-то на «верхах». Несомненно, количество «лошадей» близко к 450 см³, но до них докрутить еще нужно. Зато она останавливается лучше «четвертушки», в поворот входит легче и не вырывает так руки. «Тристапятидесятка» хороша на скользкой трассе, на «бетоне», где постоянные срывы. Но на песке и затяжных подъемах сильно проигрывает. Поэтому для «Орленка» она подходит, а вот для Коврова — не особо. Тот же Кайроли не зря ее сменил на KTM 450 SX-F. Хотя опять же всё зависит от райдера. Не исключаю, что мне подойдет — я все-таки значительно легче брата.

А на счет перспектив в целом... Посмотрим, в какую команду попадем. Думали даже что-то свое замутить. Если всё выгорит, то, может, и проедем пару этапов в MXGP.

Материалы по теме:

Оставить комментарий

Для добавления комментария требуется зарегистрироваться или авторизоваться на сайте .


↑ Наверх