В белом гетто

30 марта 2016

Все там будут. Любая кастом-мода, пережив свой пик, вспыхивает сначала до мегабюджетных шоу-звезд, потом сползает до утехи клерков — чтоб в оконцовке схлопнуться до культурного гетто для тех, чье время остановилось. Характерный тому пример — скутеркастомы, ушедшие в свой полузакрытый мир, почти не отсвечивающий наружу.


В белом гетто

Выпуск:
Журнал «МОТО» – март 2016

Автор:
.Stinger, фото из архива редакции

Теги:
Скутер / Кастом / Hellmade /

Просмотры:
5681

Оставить комментарий

Поделиться с друзьями:

Если смотреть издалека — все по плану. Каталоги скутершопов и тюнингеров пухнут все больше и больше, стенд Malossi на миланском мотосалоне по-прежнему не уступает ни харлеевскому, ни катээмовскому по размерам. Но не по посещаемости: у тинейджеров новые игрушки, гонки на скутерах все менее популярны, а скутеристы...

А скутеристов (не тех, кому Beverly на работу ездить, — а кому отжечь невзирая на пробки) становится все меньше. Уж больно неблагоприятным становится соотношение затрат к ходовым качествам с каждым годом. Да, прогресс налицо: верхняя планка мощности, скажем, у «правильных» Vespa (РХ и т.д.) перевалила за 40 сил, у Smallframe или «полтинников» — за 30. Но цена этого прогресса — переход (как правило) на специальные картеры; стоковые уже не держат мощность, да и «мяса» для навьючивания на них «правильных» цилиндров (кроссовых на Vespa, специальных на скутерматики) с их широкими каналами и еще шире расставленными креплениями, как правило, фланцевыми, а не шпилечными, на стоке маловато. А спецкартер — это минимум 650 евро (Polini 94), цена же на фрезерованные (скажем, Cristofolini под 125 кубов) иногда переваливает далеко за тысячу. В результате 4500 евро за готовый 100-кубовый 32-33-сильный мотор Polini выглядит вполне умеренной цифрой. Умеренной относительно остальных — и лишающей смысла постройку действительно быстрого, но малоресурсного и неадекватно дорогого скутеркастома. Хорошо еще, что цены на неэкстремальный (сил до 22-25) тюнинг «бигблоков» и Vespa PX остался на прежнем уровне — но все равно бюджет такого проекта кардинально выше, нежели «кафешника» из SR400 при сравнимой динамике.


Дороговизна топового тюнинга наложилась на исчерпание свежих идей. Исчерпание тотальное — ну вот от слова совсем. Это характерно для большинства направлений, — но тут за 40 лет эволюции «олдскула» и 25 «скутерматиков» выжали все, что могли, и сами, и из смежных-враждебных-параллельных направлений. Стритроды, чопперы, кафе-рейсеры, стритфайтеры, даже скрэмблеры — все уличные тренды последних десятилетий оставили свой след на эволюции бешеных и не очень табуреток. Все, приехали. А в сочетании с цикличностью кастом-моды это привело к тому, что, скажем, аппараты на страницах Scootering (ведущего издания по скутерному олдскулу, и не только в Великобритании) прошедшего года и, скажем, 99-го почти на одно лицо, да и по «спекам» отличий минимум. «Скутерматики» же в массе своей «просто» прекратили эволюцию, и новые аппараты — всего лишь повторение старых рецептов. Причем везде, во всех направлениях и школах, что французской, что немецкой, что американской.


Впрочем, есть и исключения — например, с десяток известных мне проектов прошедшего года, сводящихся к одному: стилистическому заимствованию у олдскула. В первую очередь — по части обрезания. Корчевание встречалось и раньше — то нижние облицовки выкинут, то вместо штатного хвоста приделают «гоночный пластик» от супербайка. Но то было именно что корчевание с целью сделать аппарат полегче, попроще и минимальными средствами. Сейчас же за электролобзик и ножовку берутся с художественными целями. И, как мы видим на фото, иногда небезуспешно. Станет ли это новой струей — пока неведомо, но в любом случае разворошить уснувший муравейник не получится. Новый стилистический прием и не более того.


С другой стороны, не вижу ничего плохого в том, что скутеры ушли в свое гетто, оставшись вне его только как еще один небезынтересный тип доноров для постройки совсем необычного кастома. Сами-то скутеры от этого хуже не стали, что подтверждают и радикальные проекты последнего времени, среди которых нельзя не упомянуть отечественные — например, гибрид «Тулицы» и Sportster работы Олега Скворцова. (К слову, проект оказался отнюдь не «для мебели»: в сезоне-2015 он был регулярно замечен на улицах и у баров столицы.) Да, в качестве доноров скутеры — что олд- что ньюскул — в меньшинстве. Но отнюдь не капля в море. А редкость использования «Тулы», Vespa или Italjet для «уличного» кастома только подчеркивает оригинальность мышления пилота.


А в Питере продолжает свою войну Саша Мазан (о его работах — в «Мото» № 9-2014). Оставшись без конкурентов и разнообразив фронт работы стрит-кастомами из более традиционных нынче доноров (от CL400 до Monster), он в своем Butcher Garage тачает кастомы из Vespa все возрастающими темпами. Например, к сезону он грозится закончить «обрезанта» из РХ — и лоурайдер (!) из ньюскульной ЕТ4. А в планах... не буду озвучивать, чтоб не сглазить, но уверен что одна его работа через годик удивит очень многих, причем далеко за пределами страны.


Так что и в гетто тоже жизнь. И даже, как видим, налицо отдельные попытки партизанских вылазок наружу. Что радует. В конце концов, это еще не конец истории. Как не был концом уход в полуподполье рэтбайков, спустя несколько лет реинкарнировавшихся в Rusty, рэтлук, а еще чуть позднее породив «постапокалиптику». Оказавших, к слову, влияние и на нашумевшие год назад аппараты Butcher Garage.




Материалы по теме:

Оставить комментарий

Для добавления комментария требуется зарегистрироваться или авторизоваться на сайте .


↑ Наверх