Своим путем: тест снегоходов Lynx

06 февраля 2013

О том, что некогда независимый производитель снегоходов Lynx теперь принадлежит BRP, финны вспоминать не любят. Да, в рамках единого концерна они вынуждены унифицировать собственные машины с другой техникой. Но при этом каждый раз обязательно подчеркивают, что их продукт оригинален и обладает неповторимым характером.


Своим путем: тест снегоходов Lynx

Выпуск:
Журнал «МОТО» – февраль 2013

Автор:
Роман АБАЛАКИН, фото Евгения БОБРИКОВА

Теги:
Снегоход / Lynx / Своим путем /

Просмотры:
15478

Оставить комментарий

Поделиться с друзьями:

Само собой, поводов для гордости у финнов хватает. Первый снегоход марки Lynx покинул производственные корпуса компании Velsa Oy в городке Курикка всего через восемь лет после того, как Жозе-Арманд Бомбардье наладил массовый выпуск своих Ski-Doo. А в самом начале восьмидесятых, после переезда в новые корпуса в сердце Лапландии, в городе Рованиеми, на престиж марки стали работать многочисленные победы первой спортивной модели GLS 3300 на снегокроссовых трассах. Причем ранние награды завоеваны еще с предсерийным прототипом… 

Технические характеристики Lynx Boondocker 3700 600 E-TEC

Не потому ли, поглотив финскую компанию в 1993 году, канадская BRP (тогда Bombardier Inc.) с «сокращением издержек» решила не перебарщивать – и в духе российских политиков той поры дала «Линксу» столько суверенитета, сколько тот способен проглотить? Так что главной целью новообразованного скандинавского филиала стало создание машин под специфику условий стран Балтии и Северной Европы. 

Как и у Ski-Doo Summit X, верхние рычаги передней подвески Lynx BoonDocker 3700 600 E-TEC изготовлены с зубцами для удобства управления на траверсировании вдоль склона, когда одна нога на подножке, а вторая – над лыжей или на шаровой опоре. Жаль, амортизаторы ради снижения цены лишили настроек гидравлики.

Впрочем, про законы экономики канадцы тоже не забыли. Все современные платформы Lynx созданы при участии материнской компании: спортивная RE-X есть не что иное, как модифицированная «скидушная» Rev-XP, а утилитарно-туристическая L-XU в корне имеет хорошо известное шасси Rev-XU. Искать отличия во внешнем виде облицовок не стоит – они-то как раз выполнены в едином корпоративном стиле, с острыми рублеными гранями. Свобода инженерной мысли проявилась в большей мере в конструкции подвесок. 

Несмотря на массивность конструкции и отсутствие регулировок, подвеска PPS-3700 работает более чем хорошо. Ее основное преимущество над другими конструкциями – в обеспечении правильного распределения массы и сцепления гусеницы независимо от нагрузки.

Финская гордость – задняя подвеска PPS (Pauli Piippola Suspension), получившая название в честь известного скандинавского экс-гонщика, а ныне конструктора Паули Пииппола. Линксовцы говорят, что ее основное преимущество не в энергоемкости и надежности, а в обеспечении правильного распределения массы и сцепления гусеницы независимо от нагрузки. Правда, повышенный запас прочности негативно отразился на массе агрегата: даже при всех ухищрениях подвеска PPS финских снегоходов заметно тяжелее аналогов Ski-Doo. 

Казалось бы, что может быть проще и эффективней, чем два такта? Малая масса, легкий запуск, мгновенный отклик на подачу топлива и резвый характер. Однако характерный сизый дым от сгорания масла давно поставил большой экологический крест на широком применении таких двигателей. Австрийцам из Rotax, по их словам, с помощью непосредственного впрыска удалось победить эту проблему у всех своих «двухтактников». Его применение на двигателе 600 HO E-TEC стало гарантией весьма умеренного аппетита – в среднем 11,3 л/100 км.

Тем не менее, несмотря на грузность, она была признана удачной и с 2007 года в разных вариациях прописалась на всех моделях Lynx. И, прежде всего, на спортивных и близких к ним снегоходах, включая семейство для глубокого снега BoonDocker. С этого года в линейке «Бундокеров» силовых агрегатов два: компанию уже проверенной двухтактной «двойке» Rotax с непосредственным впрыском объемом 800 см³ составила младшая сестра о 600 «кубах», цель которой – заполнить нишу фрирайдовых машин относительно бюджетной версией. 

На BoonDocker появилась фирменная система крепления багажа LinQ, которая допускает установку разного вида навески (например, канистры, багажного кофра или пассажирского седла) на одни полозья на туннеле.

Последнюю как раз и привезли на презентацию Lynx 2013-го модельного года в Мурманск. Рецепт «дауншифтинга» несложен: в ту же самую «тележку» втыкаем двигатель послабее, амортизаторы подешевле и чуть-чуть зауживаем колею лыж – все, новое блюдо готово. Острота ушла, а вкус лишился ярких оттенков? Вовсе нет: в темпераменте появилась сбалансированность. 

Все второстепенные переключатели «Бундокера» расположены на пластиковом капоте под приборной панелью и изысканным дизайном не отличаются. Зато руль полностью свободен от лишних органов управления и ничем не цепляется за одежду во время активной рулежки в горах или глубоком снегу.

Пусть от нажатия на курок газа 600-кубовый мотор не наливается яростью, а «всего лишь» напористо выталкивает вперед, загребая 146-дюймовой гусеницей с увеличенными до 59 мм грунтозацепами. Пусть на пухляке для активного бундокинга все также требуется твердая и уверенная рука. Пусть строптивости все еще хватает с лихвой. Но за счет более узкой колеи и изогнутых шпинделей перекладывать в глубоком снегу «шестисотый» BoonDocker стало несколько проще, чем прошлогодний «восьмисотый».

Жесткие подножки – залог уверенной рулежки в глубоком снегу. Правда, размер отверстий слегка подкачал. По сравнению с родственными горниками и кроссоверами Ski-Doo, у «Линкса» они сильнее забиваются снегом.

Заваливаешь его на бок – и газ, газ, газ! Хотя легкости вальсирования на целине, какую испытываешь верхом на Ski-Doo Renegade Backcountry X, ему все-таки недостает… Зато с подвеской PPS-3700 можно ходом влетать на любые косогоры. На ухабистой более-менее укатанной трассе, где гостеприимные хозяева заблаговременно соорудили «гребенку» с полуметровыми горбами – полный газ. И-и-и… 

На свои «горники» финны устанавливают мягкую стропу. Честно говоря, не заметил, чтобы это сильно влияло на удобство управления. Хотя многим больше по нраву жесткая фиксированная, как на Ski-Doo.

Ничего! Вместо удара – мягкий толчок и приземление. Никаких утомительных раскачек или жестких пробоев. Следующий прыжок – и то же самое. BoonDocker проглатывает все не поперхнувшись. Каждый раз возвращается на землю не просто мягко – комфортно! И в горах он на голову выше своего канадского кроссоверного собрата. Полуторакилометровый траверс вдоль склона – что игра на детской площадке. 

Технические характеристики Lynx 69 Yeti 600 Army

Жаль, на презентацию в Мурманск российские дистрибьюторы не привезли главную ударную силу Lynx на фронте целинных снегоходов – BoonDocker 3900 DS 800R E-TEC, чью подвеску системы PPS-3900-DS инженеры компании создавали с прицелом на горы и фрирайд. Если верить иностранным коллегам, заложенного в ней потенциала вполне хватает, чтобы на равных конкурировать с признанными фаворитами горной категории. 

Такой панелью приборов оснащается не только Lynx 69 Yeti 600 Army, но и куча самых разных снегоходов всего концерна BRP.

Однако при всей бесспорной привлекательности львиную долю прибыли компании приносят вовсе не «спортсмены», а утилитарники. Один из них – новый Lynx 69 Yeti Army 600 E-TEC. Модернизированный «армеец», пришедший на смену Yeti Pro Army V-800, построен на платформе L-XU, которая вытеснила архаичную Yeti II. Под капотом у него такой же «двухтактник», что и на младшем «Бундокере». Но условия его работы совсем иные: масса – в лучшем случае паспортные «сухие» 311 кг, вариатор – утилитарный, с трансмиссией Syncro и понижающим рядом для буксировки груженого прицепа. 

Рулевая колонка на снегоходах линеек Yeti и Grand Tourer регулируется по углу наклона.

Подвески? Если не считать фирменной задней PPS-6900-A, то изысков никаких. Спереди так вообще стоят простейшие телескопические стойки LTS. Никакой рычажки, никакой разлагающей роскоши! Да она здесь, по сути-то, и не нужна. Воин обязан быть выносливым и неприхотливым. Точка. Преимущества незамысловатых решений осознаешь в первую очередь в лесу, когда, маневрируя между близко стоящими деревьями, перестаешь задумываться о риске зацепить и, следовательно, повредить рычаги. Ведь их нет!

Технические характеристики Lynx 69 Ranger Alpine 4-TEC

Расплачиваться приходится, к сожалению, управляемостью. Заправить его в крутой поворот – это, как сказать… литерный поезд идет только прямо! Под газом широченная гусеница тащит его мимо виража, невзирая на команды рулем. Упертый «вояка» меняет направление лишь накатом… 

Гусеница шириной 61 см позволяет не проваливаться в пухляке, а специальный горный тормоз – зафиксировать Lynx Ranger 69 Alpine на крутом склоне. Кстати, о том, что он опущен, сигнализирует специальная лампа в левом верхнем углу на панели приборов.

Частично эта фамильная черта «супер-вайдтраков» компенсируется поведением в полях, где снега по пояс и выше – при должной сноровке ездока он способен даже рулиться и заваливаться. И, кстати, по сравнению с предшественником, ставить на дугу его немного легче, в том числе и благодаря пересмотренной эргономике: на нем удобно стоять, сидеть и свешиваться. 

Если у Lynx эта 130-сильная четырехтактная «тройка» предназначена для утилитарников и туристов, то у Ski-Doo ей оснащается еще и кроссовер. В целом понятно – ровная, напористая и предсказуемая отдача мотора с самых «низов» сочетается с приемлемым потреблением топлива (около 12,8 л/100 км). Стопроцентно «американский» характер.

Но если не гнаться за очередными дозами коктейля, замешанного на адреналине и эндорфине, то и противоречий никаких. Главная задача Lynx 69 Yeti Army – проползти на пузе там, где бронепоезд не промчится. И при возможности дотащить сани с бесценным скарбом в целости и сохранности. 

В целях облегчения обслуживания аккумулятора емкостью 30 А*ч слева от приборной панели Lynx Ranger 69 Alpine предусмотрена розетка для подключения зарядного устройства.

Помимо Yeti Army, в партии трудяг состоят и другие снежики на той же платформе – например, Lynx 69 Ranger Alpine 4-TEC. Еще один «широкогусеничник», но мотор другой – 1200-кубовая четырехтактная «тройка» Rotax. Мощность и крутящий момент у этого большеобъемного сердца значительно выше, чем у «Йети» или «Бундокера»: 130 л.с. и 119 Нм. Но больше и масса – три с половиной центнера. Зато каков характер двигателя! Ровный, напористый. Кажется, запас сил и тяги неиссякаем. 

Подвеску PPS-6900-F сконструировали специально для Lynx Ranger 69 Alpine. Главная ее особенность – наличие прямых салазок и спаренного заднего амортизатора.

Вы видели когда-нибудь, как летают тяжеленные чугунные утюги? Нет? А как поднимается в воздух транспортный самолет АН-124 «Руслан»? Тоже не приходилось лицезреть? Неважно – забудьте! Когда после короткого разбега сверхмассивный «Альпин» отрывается от земли и где-то с пару секунд пытается поспорить с законом всеобщего тяготения, это выглядит весьма похоже. 

Технические характеристики Lynx Adventure Grand Tourer 1200 4-TEC

Надо сказать, впечатляющее зрелище. От невесомости гадко сосет под ложечкой. А затем – ба-бах! – и окрестные деревеньки подпрыгивают в такт приземлившемуся снегоходу. Сам удар и последующий подброс хоть и чувствуешь, но с водительского места они не кажутся разрушительными – во многом из-за фирменной «тележки» PPS-6900-F с задними спаренными амортизаторами. 

Чувствуется, что при создании Lynx Adventure Grand Tourer 1200 4-TEC основная ставка была сделана на комфорт в дороге: высокое стекло, удобное водительское и пассажирское места, регулируемая рулевая колонка, электроподогрев всего и вся. Причем если места для багажа недостаточно, то можно прицепить сани. Благо, чтобы их тащить, потенциала «литра-двести» хватит более чем.

А как он на ровной укатанной поверхности дрифтит! Нет, без шуток.Стоит в повороте резче нажать на курок газа – и вот сквозь вираж ты уже протаскиваешь Lynx боком, по-спидвейному. Разве что ногу не выставляешь. Меж тем, о чем это я? Какие такие прыжки? Какая езда в заносе? Ведь и незрячему очевидно: не для лихачеств был создан Ranger Alpine, а для тяжелой работы. Вон как ощетинился стальными бамперами и прочими балками. Чего один уникальный горный тормоз стоит! Да и багажник – на зависть многим. Серьезный настрой. 

Из традиционной картины труженика выпадает только передняя подвеска на А-образных рычагах. На первый взгляд, как-то не очень практично – обычно на таких машинах стоят телескопические стойки. Но рычажная подвеска при помощи набора из списка опций позволяет менять размер колеи: с «условно горных» 1075 до «равнинных» 1167 мм. Правда, утилитарный имидж сказывается на способности «альпийца» преодолевать глубокий снег: финская «рысь» проявляет чудеса непотопляемости и плывет по снежной глади строго вертикально, всячески сопротивляясь любым попыткам наклониться. Что в целом тоже свойственно «вайдтракам». 

Ну а что делать, если хочется такой же энерговооруженности, комфорта и всепролазности, но при этом без утилитарных атрибутов? Тогда прямая дорога к Lynx Adventure Grand Tourer 1200 4-TEC. Конечно, установленная на него подвеска PPS-5900-A конструктивно чуть попроще за счет того, что задний амортизатор всего один, а потому работает мягче на порядок. Нет и столь внушительных бамперов вперемешку с дополнительным оборудованием из арсенала спасателей. Вместо них – чисто гранд-туристические аксессуары в виде регулируемой по углу наклона рулевой колонки или рукояток пассажира с электрообогревом. 

Но единая платформа L-XU со сверхширокой гусеницей и одинаковая ротаксовская «тройка» делают их характеры, за некоторыми нюансами, крайне похожими. До такой степени, что впору называть близнецами. 

Итог

Так или иначе, но глобализация и унификация в современном мире стала обыденностью. Настолько, что техника разных марок, собранная, словно из кубиков, на базе одних агрегатов, встречается повсеместно. Но говорить о том, что снегоходы Lynx есть продукт банального бедж-инжиниринга, отличающегося от Ski-Doo одними эмблемами, все-таки нельзя. Финны вложили в них свой дух. Дух Северной Европы.

Тест организован компанией ROSAN. 
Экипировка Richa предоставлена компанией RichaMoto, шлем AGV – магазином «Фудзи моторс». 

Материалы по теме:

Оставить комментарий

Для добавления комментария требуется зарегистрироваться или авторизоваться на сайте .


↑ Наверх