- Техника
- Тесты
- Рынок
- Сообщество
- Ремзона
- Спорт
- Копилка
24 сентября 2012
Выпуск:
Журнал "МОТО" - сентябрь 2012
Автор:
Юрий Тюрин, фото автора
Просмотры:
5426
Все произошло случайно. Весной, во время командировки в немецкий Манхайм, у меня образовались свободные выходные. Варианты с посещением родного для каждого русского человека Баден-Бадена или средневекового Хайдельберга меня не очень вдохновляли, и я решил изучить календарь мероприятий для любителей ретро-техники, которые проходят по всей Германии каждый уикенд. В итоге в воскресение утром я забивал в автомобильный навигатор название населенного пункта Остхофен, где стартовал 12-й международный пробег ременных мотоциклов до 1915 года выпуска.
В списке участников – 92 мотораритета из разных городов Германии, Голландии, Швейцарии, Франции и Великобритании. Все они были приблизительно поровну распределены на три класса. Первый – для машин «от ста и старше», то есть до 1912 года выпуска. Второй – для мотоциклов, изготовленных до 1915 года, и третий «специальный» класс – для особо выдающейся "молодежи" производства до 1924 года.
Первое, что меня впечатлило, – все мотоциклы, независимо от даты рождения, были абсолютно ездовыми аппаратами, никаких полномасштабных макетов!
Строго по расписанию участники, начиная с первого номера – Aсhilles 1901 года – неспешно выкатывались по ковровой дорожке на старт, где ведущий рассказывал про историю машины и ее хозяина. А дальше каждый трогался в путь, запуская мотор своим оригинальным способом: с помощью педалей, рукоятки стартера или просто с толкача.
Все ралли состояло из двух кругов, по 50 и 30 километров. Маршрут пролегал по дорогам через населенные пункты Райнхессена, одного из винодельческих районов Германии. Зная по собственному опыту, насколько сложно поддерживать антикварный мотоцикл в рабочем состоянии, я никак не предполагал увидеть практически всех стартовавших участников на финише. Но, по моим наблюдениям, с маршрута сошли не более 10 машин – прекрасный результат для столетних спортсменов.
Британский мотоцикл Phelon & Moore 500 (он же Panther) 1914 года. Большинство моделей фирмы, с начала ХХ века и вплоть до середины 60-х годов, выделялись двигателем с наклонным цилиндром, игравшим роль передней трубы рамы.
Первая модель фирмы NSU – 1 ¾ PS 1902 года. Фактически это велосипед с установленным под передней трубой рамы швейцарским мотором Zedel.
Двигатель Zedel в самом начале ХХ века использовался многими компаниями, решившими перейти от производства велосипедов к мотоциклам. Конструкция мотора типична для своего времени: клапанный механизм типа IOE (клапан над клапаном), при этом выпускной нижний клапан – с механическим приводом от распределительного кулачка, а верхний, впускной – автоматического типа, открывается за счет разрежения в цилиндре во время такта всасывания. Зажигание – батарейного типа, с прерывателем на том же кулачковом валу. Перед цилиндром – примитивный карбюратор распылительного типа, который пришел на смену испарительным.
Эта английская трехколеска AC Sociable 1914 года тоже классифицируется как мотоцикл. Компромиссный вариант для тех, кого не устраивал чрезмерный аскетизм мотоциклета, а на автомобиль средств не хватало. Спустя сто лет мода на трехколесные байки опять возвращается.
По официальным данным, старейшим участником пробега стал австро-венгерский Achilles Typ T5 1901 года. Странно: если верить различным изданиям по истории мотоцикла, то компания Achilles свой первый мотоцикл построила лишь в 1904 году. Впрочем, на фоне целого столетия погрешность в три года практически незаметна.
Французская трехколеска Monet-Goyon выпускалась уже после первой мировой войны.
Компания Victoria из немецкого Нюрнберга первую свою двухцилиндровую модель выпустила в 1906 году. Хотя этот мотоцикл и не участвовал в самом ралли, он был одним из самых интересных участников встречи. Создавалось впечатление, что его только что вынули из сундука, в который спрятали сто лет назад. Машина, которой не касалась рука реставратора, сейчас огромная редкость.
Еще одна Victoria, но уже послевоенная – модель KR1 1921 года. На мотоцикле установлен оппозитный двигатель BMW-MII B15 конструкции Мартина Штолле. Первый мотоцикл BMW модели R32 с подобным мотором, но с коленвалом, расположенным вдоль оси машины, появится только через два года – в 1923-м.
Отдельная тема – мотоциклы с коляской. Английский Clyno V2 1910 года превзошел всех по изяществу бокового прицепа.
Из совершенно немотоциклетной ныне страны Швейцарии приехали два участника на "родных" 1000-кубовых Motosacochе 1918 и 1919 годов в нереставрированном, сохраненном состоянии с оригинальными колясками, обтянутыми кожей.
Двухцилиндровый двухтактный двигатель водяного охлаждения – визитная карточка английских мотоциклов Scott. На фото – 500-кубовая модель 1920 года выпуска.
Немецкий Mars Mа20 1920 года. На этом ралли было очень трудно выявить наиболее интересного участника. Но этот мотоцикл, хотя и не перешагнул столетний порог, находился в центре постоянного внимания.
Единственный американский мотоцикл на слете – прекрасно отреставрированный 1000-кубовый Excelsior 1912 года. Эта марка вплоть до конца 20-х годов пыталась конкурировать с главными мотопроизводителями Соединенных Штатов – Indian и Harley-Davidson.
Фирма Peugeot производит мотоциклы с конца ХIX века. В пробеге участвовало аж семь мотоциклов этой французской марки разных годов выпуска. На фото – самый «молодой» из них, модели Paris-Nice 1913 года.
Шведская Husqvarna 145 1918 года, несмотря на цепной привод, также была допущена к участию в ралли.
Для добавления комментария требуется зарегистрироваться или авторизоваться на сайте .
Социальные комментарии Cackle