Почем подиум? Подсчитываем расходы в мотоспорте

17 февраля 2013

Победители, улыбающиеся зрителям с подиумов, кажутся обывателю далекими небожителями. Чтобы вступить в их число, мало быть талантливым и упорным, нужно иметь за спиной «денежный мешок», свой или чужой – неважно... 


Почем подиум? Подсчитываем расходы в мотоспорте

Выпуск:
Журнал "МОТО" - февраль 2013

Автор:
Саша ГЛУШКО и Роман АБАЛАКИН, фото из архивов команд и редакции

Теги:
Спорт / Расходы / ШКМГ / Мотокросс / Ралли-рейд / Мотоспорт /

Просмотры:
4983

Оставить комментарий

Поделиться с друзьями:

Сколько же денег придется вложить в гонщика, чтобы тот начал побеждать или хотя бы «вышел на самоокупаемость»? Каковы перспективы таких инвестиций? В каждом виде спорта — по-разному. Рассмотрим самые популярные из них.

ШКМГ: Дорогой асфальт

При выборе спортбайка правило «чем дороже, тем лучше» срабатывает далеко не всегда. В наших реалиях важны не только технические характеристики (хотя, конечно, у них приоритет), но и распространенность модели, а заодно — запасных частей и аксессуаров. В этом причина немалой популярности в отечественном «кольце» Yamaha YZF-R6 двух последних поколений. Ведь сезон у нас крайне скоротечен, а в случае аварии найти на нее можно что угодно и в разумно короткие сроки.

Но прежде свежеприобретенный «спорт» потребует определенных доработок и, само собой, денежных вливаний. Первый взнос пойдет на оплату комплекта спортивного пластика, который существенно крепче стандартного и проще в ремонте: немного стеклоткани, чуток эпоксидки — и мотоцикл в строю. Для коррекции эргономики понадобятся афтермаркетовые подножки и клипоны, а для защиты двигателя — ударопрочные крышки (от традиционных слайдеров многие отказываются, мотивируя тем, что при падении те наносят еще больший ущерб, зачастую вырывая куски рамы).

1. Мотоцикл; 2. Подготовка мотоцикла (тюнинг, запчасти и расходники); 3. Экипировка; 4. Шины; 5. Шипованные шины; 6. Тренировки в России 7. Тренировки за рубежом; 8. Услуги тренеров (в России и за рубежом); 9. Соревнования в России (включая логистику и проживание); 10. Автобус (при- цеп) для перевозки мотоцикла; 11. Страхование от несчастного случая (на сумму 1,5 млн. руб.); 12. Страхование по программе экстренной медицины; 13. Медицинские услуги.

Если ограничиться участием в российском «Суперстоке», то на этом, в общем то, модернизацию можно и остановить, потому как этот класс допускает еще максимум замену глушителя, а также клапанов и пружин в подвесках. А вот в топ-категориях «Суперспорт» и «Супербайк» эти траты станут лишь началом. Особенно когда начнут расти аппетиты, и вы вовлечетесь в «гонку вооружений». Вот тогда бюджет устремится к бесконечности: новые подвески, прямоточная выпускная система, облегченные колеса и электроника — и все самое лучшее, самое совершенное (о подготовке Yamaha YZF-R6 к соревнованиям в классе Supersport можно прочитать в номерах «Мото» № 4, 5, 6 и 7 за 2011 год).

Не стоит забывать и о том, что спортивную технику придется на чем-то возить, а значит, покупка микроавтобуса или хотя бы прицепа не за горами. Тем не менее, даже если у вас будет самый мощный и управляемый мотоцикл, его потенциал еще надо уметь реализовать. Тренировочный процесс бесценен и бесконечен. Но разбить его на финансовые составляющие все-таки можно.


Шоссейно-кольцевые мотогонки (ШКМГ) проводятся как на специально подготовленных, так и на серийных спортбайках по замкнутым трассам с асфальтовым покрытием.


В первую очередь, это оплата услуг опытного учителя из числа успешных гонщиков (бывших или действующих), который бы смог со стороны увидеть ошибки и поправить их. Расценки на обучение прямо пропорциональны послужному списку тренера: уроки именитых отечественных спортсменов обойдутся в среднем в 1000–2000 руб. за одну трек-сессию, а зарубежных — 150–300 евро за целый трек-день (примерно пять сессий). Естественно, мастер-классы звезд первой величины обходятся в совсем другие суммы (например, день занятий с Троем Бейлиссом в рамках DRE — 2100 евро).

Во вторую — непосредственно практика на треках. Отчасти заменить «взрослые тренировки» на зимний период способны занятия минимото на крытых картодромах. Хотя здесь есть один нюанс: дабы не отпугивать цивилизованный люд ароматами сизого выхлопа и непроглядной дымовой завесой — «двухтактники» как-никак! — пеструю ватагу минимотоциклистов пускают обычно лишь после полуночи (2000 рублей за 2,5 часа).

Максим АВЕРКИН.

Начал свою мотокарьеру в 1993 году, а вот победителем Кубка России впервые стал только в 2003-м.




Впрочем, при работе на результат без большого «кольца» все же не обойтись. Так что основной пелотон RSBK вместе со всем своим «хозяйством» с ноября по март плавно мигрирует на треки Чехии, Италии и Испании. А по возвращении в Россию этот скарб имеет свойство увеличиваться в объеме в несколько раз в силу того, что запчасти и расходники в Европе стоят значительно дешевле — себе впрок на сезон и «лавочку открыть», чем многие команды и пользуются, создавая магазины по продаже спортивного тюнинга.

Домашние тренировки возобновляются с наступлением весны. В помощь — всё: от крошечных картодромов до больших кольцевых трасс. К счастью, география последних ежегодно расширяется: московские ADM Raceway («Мячково») и Moscow Raceway, нижегородский NRing, а также казанский KazanRing. Цены на полные трек-дни варьируются от 2 до 10 тыс. рублей. Но до них еще нужно доехать, а потому снова — деньги, деньги, деньги…

Не успевает будущий Росси или Бьяджи оглянуться, а в ступеньки, ведущие его на подиум, инвестированы очередные полмиллиона. В силу специфики этой дисциплины одной из весомых статей расходов является резина. С позапрошлого года в RSBK применяется «моношина» Dunlop, и все участники должны выступать на шинах этой марки — строго определенных моделей и размеров. Реализацией занимаются организаторы чемпионата по цене примерно 16–19 тыс. рублей за комплект. Его хватает на один трек-день, состоящий из 4–6 сессий. При этом гоночный уикенд длится четыре дня-то есть комплектов должно быть по крайней мере столько же. А дальнейшая их судьба-либо в утиль, либо…

Регулярно после этапов команды проводят настоящие распродажи «резины с трека» и тем самым пытаются хотя бы частично отбить финансовые потери. Но желающих получить целую по центру и сточенную «в ноль» по бокам покрышку обычно немного.

Травмы-то еще «удовольствие», недешевое и весьма сомнительное. Увы, на треке они почти неизбежны, поскольку мотоспорт существенно опасней занятий кройкой и шитьем. Самая распространенная, «фирменная» мотоциклетная травма — перелом ключицы. Спортсмены шутят: ключица — это такой расходник, который заказывается оптом на всю команду. Хуже, что заранее подсчитать точный размер убытков в случае форс-мажора не сможет никто — все зависит от тяжести травм. Потому что если потраченный на лечение кэш иногда покрывает страховка, то компенсировать упущенное время она, к сожалению, не сможет.

Участие в чемпионате или Кубке России складывается из нескольких видов затрат. Административные включают в себя гоночную лицензию, стартовые взносы и обязательную страховку, дополнительные — транспортные расходы. Если все ходы верны, через несколько сезонов спортсмен перешагивает рамки российских кольцевых серий и пробует себя в зарубежных. А это — уже новая профессиональная ступень и… другая ценовая категория.

Мотокросс: князи из грязи

Гоночный сезон профессионального кроссмена длится круглый год и обходится в сумму около 2 млн. рублей. Расписан он буквально поминутно; ноябрь—февраль — тренировочный период, февраль—апрель — подготовительные гонки, апрель—октябрь — чемпионаты. Причем весь холодный период по вполне понятным причинам проходит преимущественно в теплых странах: в Италии, Испании и на юге США. А уж с шипованной резиной тренировки можно продолжить и в России.

Цена серьезного кроссового мотоцикла, который худо-бедно гарантировал бы его обладателю конкурентоспособность и потенциальную победу, зависит от марки и кубатуры, но в среднем равна 300 тыс. рублей. Для участия в российских соревнованиях такой мотоцикл почти не нуждается в доработке. Однако никто не запрещает вкладывать в него столько, сколько позволят фантазия и финансовое положение.


Мотокросс — гонки на специальных спортивных мотоциклах по замкнутой грунтовой трассе с естественными и искусственными препятствиями.


Стоит начать — и остановиться уже невозможно: под горячую руку идут сначала руль, седло и подножки для исправления эргономики, затем — облегченные колеса, вилка и амортизатор подороже для улучшения управляемости, вслед за ними — новая поршневая группа, воздушный фильтр низкого сопротивления и прямоточный выпуск для повышения мощности двигателя и прочее и прочее…

Доведя стоимость тюнинга до 200 тыс. рублей, не стыдно будет показаться и на статусных европейских баталиях. Как и в случае с «кольцом», обрастая спортивным инвентарем, любой кроссмен рано или поздно задумывается о фургоне для его перевозки. Ну или хотя бы о тандеме «фаркоп плюс прицеп».

Евгений БОБРЫШЕВ.

Путь от первых соревнований до чемпионского титула Женя прошел за пять лет: начав в возрасте семи лет, он уже в 1999 году заработал главный трофей в классе 85 см³.




Без сомнения, профессиональный тренер жизненно необходим. Пусть он и обходится недешево (расценки сопоставимы с ШКМГ), пусть найти «своего» наставника и отладить с ним тренировочный процесс очень непросто, — но без него никак. Кстати, многие прорайдеры сами могут тренировать, одновременно обучаясь у профи более высокого уровня.

Зато над чем точно не приходится ломать голову, так это над местами для тренировок: приемлемые кроссовые трассы есть в каждом регионе страны. Да и цены на «покататься» карман не слишком тяготят — от 100 рублей в час. На худой конец, за временную тренировочную площадку сойдут и лес с полем. А вообще, чтобы подняться с нуля до статуса мирового гонщика, нужно провести не один год упорных занятий.

У каждого своя скорость роста: кто то, как Кен Рокзен, в 17 лет становится чемпионом мира в МХ2, а кто-то выбивается в лидеры годам к тридцати. Радует, что в России есть и детские школы по мотокроссу, что, несомненно, увеличивает шансы россиян на мировые подиумы.

Ралли-рейд: мотивация — мечта

Итак, вы решили ралли-рейдить? Если изначально планировать участие в зарубежных марафонах, мотоцикл лучше выбирать с ПТС, а не со спортивными документами — так меньше сложностей на границах. В целом можно не заморачиваться перевозкой своего, а брать за рубежом напрокат — что многие и делают. Но такая возможность есть не всегда, а при неудачном стечении обстоятельств итоговая стоимость аренды и залога за мотоцикл выйдут в цену собственного. И если с типом мотоцикла все более-менее понятно (регламентом марафонских гонок допускаются мотоциклы с двигателями до 450 см³), то выбор марки зависит скорее от личных пристрастий и финансовых возможностей.

Наибольшее распространение получили KTM, Honda и Yamaha — и если у вас нет очень серьезных причин для выбора иной марки (например, контракт со спонсором), стоит остановиться на этой троице.

Построить из хард-эндуро настоящий раллийный снаряд не проблема. В мире хватает специализированных компаний, готовых предложить внушительный ассортимент аксессуаров для подобного превращения: дополнительные топливные баки, защиту, «раллийные» обтекатели, подрамники, подвеску и многое другое. Оборудование в обязательном порядке должно включать в себя раллийную навигацию в виде роудбук-холдера (устройства для «прокручивания легенды») и трипметра (счетчика пробега), которые обойдутся примерно в 27–44 тыс. рублей. Все остальное (устройство GPS, навигатор, «балис» (одноразовый передатчик сигнала SOS), «иритрек» (датчик слежения) и прочие вспомогательные устройства) берется в аренду.

Чаще всего стоимость аренды уже включена в заявочный взнос (от 2500 до 5000 евро — в зависимости от соревнования), но бывает, что приходится платить отдельно. В качестве тренера желательно подключить действующего спортсмена, который не только тренирует, но и вывозит на соревнования. Чем больше охватишь локальных российских гонок, тем быстрее приблизишься к международным ралли-рейдам.

Алексей НАУМОВ.

Знаменитому коломчанину потребовалось всего три года, чтобы добыть свой первый чемпионский кубок: первый старт произошел в 1999-м, а уже в 2002 году Алексей стал чемпионом России по ралли-рейдам.



После Александра Нифонтова и Сергея Поварова, которые одними из первых в России протоптали дорогу на африканские «Дакары» в девяностых, был большой перерыв. Те редкие «постсоветские вкрапления» в лице россиян Алексея Наумова и Дмитрия Павлова, а также украинца Вадима Притуляка не особо поменяли картину.

Вероятно, проблема в том, что до недавнего времени ралли-рейды были не очень популярны в России в силу своей малозрелищности: участника видно лишь на старте и на финише. А раз так, то интерес спонсоров к ним был практически на нуле. Тем не менее для нескольких российских спортсменов сезон отечественных марафонских гонок 2012 года послужил неплохим прологом Кубка мира, где стоимость участия исчисляется суммой не меньше 700 000 рублей за этап.

А чтобы попасть на легендарный «Дакар», таких этапов необходимо пройти как минимум три-четыре и дополнительно выложить три-четыре миллиона (!) рублей. Дорого. Но, как сказал один из гонщиков, если вы сравниваете стоимость этой гонки с покупкой квартиры в Подмосковье или ценой на джип, — она не для вас. Потому что в ралли-рейдах мотивация — мечта.


Ралли-рейды — гонки на внедорожных мотоциклах по пересеченной местности и по дорогам общего пользования с заданной средней скоростью, включающие в себя несколько специальных участков (СУ).


«Кольцо», кросс, ралли — отнюдь не исчерпывающий перечень мотоциклетных дисциплин. На сайте Мотоциклетной федерации России их насчитывается 15, так что шанс найти направление по душе и по карману остается всегда. Безусловно, на чем-то есть смысл сэкономить. Но на первое место на подиуме скидок не дают. Возможность присутствия в пелотоне обеспечит и среднестатистический уровень столичного дохода.

Несколько рядовых сезонов рано или поздно доведут до подиума. Что делать дальше — укрепиться на нем или довольствоваться достигнутым — каждый решает самостоятельно.

Благодарим Марию МЕДВЕДЕВУ, Дмитрия ПАРШИНА и Антона ЗУБОВА за помощь в подготовке материала.

Материалы по теме:

Оставить комментарий

Для добавления комментария требуется зарегистрироваться или авторизоваться на сайте .


↑ Наверх