Центр избирком

22 июля 2013

Эссен – столица кастомайзинга? Теперь выходит, что так. Чемпионат мира – юбилейный, десятый – впервые прошел не на юге Штатов, а на западе Германии. Кастом-мир не перевернулся – но его витрина стала куда многообразнее.


Центр избирком

Выпуск:
Журнал «МОТО» – июль 2013

Автор:
.Stinger, фото AMD и автора

Теги:
Эссен / AMD / Шоу /

Просмотры:
3839

Оставить комментарий

Поделиться с друзьями:

Признаюсь честно: на чемпионате мира по кастомайзингу я раньше ни разу не бывал. А вот в этих стенах – да, доводилось. В декабре 2000-го на Essen Motor Show – тогда главном тюнинг-шоу мира (ныне этот статус принадлежит салону в Лас-Вегасе). 

А в этом самом 11-м павильоне традиционно демонстрировались самые экстравагантные аппараты мира (вне зависимости от числа колес) – от реактивных дрегстеров до лучших мотоциклов Арлена Несса, на тот момент однозначного гуру №1 в кастомстрое. 

А за воротами Messe Essen так же было плюс 12 и дождливо. Один павильон, десяток стендов по периметру (зато в их числе главные поставщики компонентов: S&S, Baker и Custom Chrome), а зрителей – так и вовсе всего ничего. 

Каждый мотоцикл, прежде чем занять место на стенде, проходил тест на работоспособность, включавший пробную поездку.

Минимум рекламы, увесистая цена на билет – все способствовало тому, чтоб до выставки добрались лишь сами кастомайзеры да наиболее продвинутые их клиенты. 

3-е место в Freestyle завоевал британский (Rocket Bobs)… нет, не кастом. Модифайд! Проще и дешевле было бы сделать такое заново, но Пит Пирсон не искал легких путей и скрупулезно перелопатил старый «Шовел». По три суппорта на диск, по отдельному трамблеру (с прозрачными крышечками!) на цилиндр и так далее по каждому узлу. Сумасшедшие трудозатраты, результат, видимый лишь специалистам, но судили-то именно они!

Провал? Ни в коем случае. Главный организатор, Нейл Блабер, взял курс не на шоу для всех, а на выставку для специалистов по аналогии с американским дилершоу в Цинцинатти. 

Отсюда – по крайней мере, для начала – и минимум местных, немецких, торговцев компонентами (чтобы не отпугнуть иностранных экспонентов), и полное отсутствие торговли атрибутикой и мелочовкой. Да и немецких кастомайзеров было хоть и немало, но отнюдь не большинство – и даже меньше, нежели, скажем, испанцев. 

2-е место в классе Freestyle – у бесподвесочного (тем не менее уже успевшего «валить за 200» на Бонневилле) кастома работы француза Лорана Дютрюэля. Мотор – Buell, КП – отсутствует. За что приз? А за дерзость!

23 страны. 105 участников. 122 мотоцикла в пяти классах, самый многочисленный и одновременно главный – Freestyle. На все про все один трайк и три бэггера – но это говорит, скорее, о малопопулярности этих направлений в Старом Свете. 

Переезд в Европу породил качественный скачок в классах Retro Modified и Street Performance.

Наличие сайдкаров – напротив, о неизменной, хоть и ограниченной, актуальности таковых. А вот дизельпанк уже стал почти мэйнстримом по обе стороны океана; каферейсеры же – и вовсе доминирующий стиль, хотя здесь их было все же меньше, нежели традиционных чопперов. 

Чемпион мира «в абсолюте» – Rondine ирландской мастерской Medaza c мотором Moto Guzzi Falcone 1971 года. Выигрыш не нокаутом, но уверенный. Обращает на себя внимание простой, без особых куштюков, но грамотный и деликатный дизайн – и остроумное использование доработанных узлов и деталей от известных мотоциклов. Например, от V-Rod здесь взяты два передних колеса – и маятник в качестве основы передней вилки!

Также из года в год расширяется список применяемых силовых агрегатов. Хотя «метрики» и пребывают в меньшинстве на чемпионате, но отвоевывание ими пространства заметно и здесь. BMW, Ducati, разномастные «японцы» и – как откровение шоу – испанские Sanglas и итальянские Moto Guzzi (чемпионом так и вовсе был признан каферейсер с почти забытым одноцилиндровым Moto Guzzi Nuovo Falcone). 

Чемпион в классе Retro Modified – итальянский Bastarda senza Gloria на базе агрегатов Pan- и Shovelhead. Приятно удивляет сочетание хрома и обтяжки кожей, остроумное использование деталей из латуни (в частности, литой крышки бардачка и шкивов для прокладки троса сцепления) и… бака и переднего колеса от М-72.

И – внезапно – аж два дизельпанковых аппарата с немотоциклетными моторами: один с лодочным дизелем, другой – со стационарным движком родом из 1929 года. 

На церемонии награждения незримо витал призрак бороды Чурова – судейские сюрпризы сыпались один за другим.

И – наддув, наддув! Чуть ли не на каждом пятом мотоцикле. И все чаще – не приводные компрессоры, а турбонагнетатели. Последние отстроить, конечно, посложнее, да и с карбюратором просочетать задачка та еще, зато они лучше подходят для «одностволок» и V2 с малым углом развала. А заодно дают возможность обойтись без глушителя, в крайнем случае – «концом» сильно уменьшенных размеров. 

Еще один кубок чехов из Wildstyle – 6-е место во Freestyle за этот каферейсер. Да, не особо оригинально – но насколько чисто и изящно все решено, от заднего кантилевера до вилки от MV Agusta! Отделка не менее блистательна, включая потрясающий оттенок матового серо-голубого.

Еще один тренд – уже касательно отделки: пополнение списка материалов деревом. До деревянных ободов и крыльев дело пока не дошло (но, думаю, это вопрос ближайшего времени – напомню, что в старину на велосипедах и то и другое работало как надо, а композит «фанера-бальса-фанера» показал себя в авиации не хуже дюраля). 

Когда Крюгера объявили занявшим четвертое место в Freestyle, я пожалел, что не умею свистеть. С какого перепиху ему обломился кубок? За дорогущие колеса с прозрачными дисками и берингеровские тормоза? За отделку – пусть очень хорошую, но ничуть не лучшую, нежели у половины экспонатов? Такие формы и силуэты уже и «на улице» выходят из моды, а CB450 в качестве «донора» – почти общее место…

А вот в рукоятках, подножках и отделке седел разные породы дерева – от дуба до фисташкового – применены уже активно и смотрятся не менее эффектно, нежели всевозможная, от тонкой перфорированной до грубой тисненой, «свинина». 

Комбинация мотора Sportster и бигтвиновской КП первым апробировал еще в 2008 году Фитиль. Увы, того аппарата больше нет: не так давно в Чечне его разбили о клумбу…

Но ехать сюда стоило не за этим. Все три дня, что работала выставка, я бродил у стендов с мотоциклами не для того, чтоб отследить тренды и угадать векторы развития кастомайзинга – это можно было сделать и не вставая с дивана в Москве. 

Детальная проработка и уровень финишной отделки – вот то, что отличает топ-кастомы (во времена ремесленных цехов сие именовалось шедеврами, в советскую пору – «опытными образцами, разработанными в инициативном порядке») от «улицы», да и клиентских машин. 

А вообще, как выяснилось, «уважаемое жюри» в теме каферейсеров было… не в теме. Так, вокруг этого аппарата все восхищенно цокали языком. Бедняги, видимо, не знали, что почти такие же роллинг-шасси под спортстеровский мотор братья Рикманы выпускали в 80–90-е серийно. Да-да, вот с такими хромированными рамами а-ля Norton.

Возьмем, казалось, малозначительный элемент – тросовый привод выжима сцепления. У большинства все как всегда, но у одного между тросом и бобышкой цепочка унитазного вида (на самом деле, конечно же, из доброй стали и термообработанная), у другого большая часть троса без оболочки и проложена через систему блоков (латунных, на минуточку!), у третьего вроде ничего особенного, но выжим ножным рычагом, качающимся не в продольной, а в поперечной плоскости. 

И так по всем элементам: расширительные емкости гидропривода тормозов, фары, рули, пробки баков… Блистательные чешские работы, нарколегированные голландские «модифайды», девятый вал интересных испанских кастомов (до Эссена я, грешным делом, считал «гешпанцев» третьим эшелоном – впрочем, в отношении их мое мнение по части финишинга осталось прежним), дерзкие замыслом и филигранно исполненные французские аппараты… 

Спросите, как среди всего этого великолепия смотрелись работы российских кастомайзеров (а таковых было аж шесть: два ореховских, три фитилевских и один – Торыча-Виолетты)? 

Не менее я был разочарован 5-м местом чехов из Wildstyle. Аппарат дерзок во всех деталях: пневмоподвески всех трех колес; изящные решения в дизайне фальшбака, «навески» двигателя, рычагов подвесок… Да и сама идея микса из дизайна «кольцевых колясочников» 50-х и современных спидвейных мотоциклов, увенчанная «валуевским» мотором, чего стоит. Вот только передняя часть рамы из сваренных звеньев цепи – спорно, спорно…

Однозначно не топ-10, и по простой причине: все они были мотоциклами «для клиента», а не «шедеврами мастера», построенными специально под шоу. А вот что не получили ни одного приза (шифовский же Ducati GT хоть и урвал, но всего второе в классе Street Performance, где он однозначно был лучшей работой)… 

В общем, «Если это выборы – я ***** систему!» Судили сами участники – и, естественно, более высокие оценки давали своим же землякам и приятелям. Отсюда – первое место в Street Performancе у унылого (даром, что турбового) стрита из XR1200, четвертое место «в абсолюте» у опоздавшего родиться лет на пять стритбоббера и прочие чудеса судейства в духе Центризбиркома. 

Это тоже работа Medaza: Ducafe на базе стокового мотора и оригинально переделанной рамы Ducati Pantah. Только 5-е место в классе Retro Modified. Главная причина относительного неуспеха – очень сильные соперники в классе на этот раз. Плюс немодность 80-х в «большом» кастомайзинге – да еще и усугубленная деталировкой из 90-х, что ну совсем не любят в царстве хэви-металла, лишь недавно переставшего считать вторым сортом неамериканские моторы.

А вот победитель «в абсолюте» почти не вызывал вопросов. «Почти» – потому что столь колоссального отрыва от конкурентов, как год назад у чемпиона мира-2012, немецкого PainTTless, все же не было. 

Тем не менее, объективно работа ирландцев из Medaza была лучшей. И если уровень детальной проработки был, по меркам чемпионата, «просто» хорошим, то во всем остальном – от общего дизайна до конструкторских находок – сочетание оказалось действительно чемпионским. Да и по части «попадания в тренд» тоже. Но об этом – в следующем номере.

Фото к статье Центр избирком

  • ess1.jpg
  • ess1-2.jpg
  • ess1-3.jpg
  • ess1-4.jpg
  • ess1-5.jpg
  • ess1-6.jpg
  • ess1-7.jpg
  • ess1-8.jpg
  • ess1-9.jpg
  • ess1-10.jpg
  • ess1-11.jpg
  • ess1-12.jpg
  • ess1-13.jpg
  • ess1-14.jpg
  • ess1-15.jpg
  • ess1-16.jpg
  • ess1-17.jpg
  • ess1-18.jpg
  • ess1-19.jpg
  • ess1-20.jpg
  • ess1-21.jpg
  • ess1-22.jpg
  • ess1-23.jpg
  • ess1-24.jpg
  • ess1-25.jpg
  • ess1-26.jpg
  • ess1-27.jpg
  • ess1-28.jpg
  • ess1-29.jpg
  • ess1-30.jpg
  • ess1-31.jpg
  • ess1-32.jpg
  • ess1-33.jpg
  • ess1-34.jpg
  • ess1-35.jpg
  • ess1-36.jpg
  • ess1-37.jpg
  • ess1-38.jpg
  • ess1-39.jpg
  • ess1-40.jpg
  • ess1-41.jpg
  • ess1-42.jpg
  • ess1-43.jpg
  • ess1-44.jpg
  • ess1-45.jpg
  • ess1-46.jpg
  • ess1-47.jpg
  • ess1-48.jpg
  • ess1-49.jpg
  • ess1-50.jpg
  • ess1-51.jpg
  • ess1-52.jpg
  • ess1-53.jpg
  • ess1-54.jpg
  • ess1-55.jpg
  • ess1-56.jpg
  • ess1-57.jpg
  • ess1-58.jpg
  • ess1-59.jpg
  • ess1-60.jpg
  • ess1-61.jpg
  • ess1-62.jpg
  • ess1-63.jpg
  • ess1-64.jpg
  • ess1-65.jpg

Материалы по теме:

12.03.2020

1. Не пропустите: 10-я международная выставка техники для активного отдыха «Мотовесна–2020»

11.03.2020

2. Флэт-трек Motul In Dust We Trust пройдёт на «Мотовесне»

17.02.2020

3. Юбилейная кастом-выставка в столице: это будет круто!

24.12.2019

4. Рок и мотоциклы: выставка MP20 «взорвет» Хельсинки

29.11.2019

5. Читайте в новом номере «Мото»: Главное шоу планеты

03.11.2019

6. «Мотозима» - сезон закрыт!

23.10.2019

7. «Мотозима» уже на этой неделе!

30.09.2019

8. Закрытие мотосезона – 2019 от Ночных Волков

22.09.2019

9. Выставка CIMAMotor: аэродинамика шлема

21.09.2019

10. Выставка CIMAMotor: шлемы - в ретро

21.09.2019

11. Выставка CIMAMotor: кройка, гибка и сварка

12.09.2019

12. Рекордсмены книги рекордов Гиннеса примут участие в закрытии мотосезона в Минске!

24.07.2019

13. Шоу «Кастом Конвенция» приглашает на юбилей

24.06.2019

14. Фестиваль «РетроЛето»: это должен увидеть каждый!

29.04.2019

15. Интерактивная выставка OldsCoolShow II приглашает всех!

Оставить комментарий

Для добавления комментария требуется зарегистрироваться или авторизоваться на сайте .


↑ Наверх