- Техника
- Тесты
- Рынок
- Сообщество
- Ремзона
- Спорт
- Копилка
29 февраля 2016
В нашей почте оказываются письма не только из России, но и из-за рубежа. Одно такое письмо и дало повод присмотреться к взаимоотношениям мотоциклистов и дорожной полиции в столице Азербайджана. А ситуация там уже напоминает боевые действия — правда, пока без потерь, но зато с выслеживанием и захватом «живой силы и техники противника».
Выпуск:
Журнал «МОТО» – февраль 2015
Автор:
Андрей КОЧЕТОВ, фото из открытых источников
Теги:
Просмотры:
6988
Теперь уже трудно установить, что именно подтолкнуло власти обратить внимание на двухколесных. Кто-то говорит, что началось всё с той ночи, когда байкеры дольше обычного гоняли по серпантину неподалеку от загородной резиденции президента республики. Кто-то утверждает, что осенью 2014 года мотоциклисты подрезали кортеж министра МВД, чем и объявили себя «вне закона». Третьи свидетельствуют, что преследование по «двухколесному признаку» вошло в практику ДПС после назначения Рашадата Бабаева руководителем Полка дорожно-патрульной службы Управления государственной дорожной полиции Баку летом 2014 года. Так или иначе, в течение ушедшего года в азербайджанских СМИ и соцсетях с завидной периодичностью появлялись заметки с описанием, мягко говоря, странного поведения работников дорожной полиции города Баку в отношении байкеров. Некоторые СМИ даже назвали это «Войной ДПС и мотоциклистов». Подробностями с редакцией поделился Сабир Наджафов, член бакинского мотоклуба Insurgents MC.
По словам Сабира, «закручивать гайки» начали в 2014 году. Тогда действительно многие бакинские мотоциклисты ездили без номеров, с «тюнинговыми» прямотоками, а то и вовсе без документов. Полк ДПС под руководством Рашадата Бабаева взялся за дело туго, и вскоре байкеры в целом привели свою технику в соответствие с законом: получили номера, установили штатные глушители. Но, похоже, это уже не могло изменить ориентировку: «мотоциклист — нарушитель спокойствия». И задержания продолжились — теперь уже, видимо, «в профилактических целях». Чтобы неповадно было...
Происходит это так: экипаж ДПС останавливает мотоциклиста, под каким-либо надуманным предлогом конфискует ТС и отправляет его на штрафстоянку. В большинстве случаев предлогом служит «громкий звук выхлопа». При этом никаких протоколов не выписывается, замеров уровня шума специальным прибором не ведется. «Если пытаешься что-то доказать, отбирают права, запугивают „неподчинением сотруднику полиции“, — рассказывает Сабир. — Отдадут мотоцикл, когда сами решат. Штраф произвольный, как договоришься. Обычно пишут „неправильный маневр“, „неработающий поворотник“ и т.п. А то и предлагают „решить на месте“. За эвакуатор — 20 манат (1 манат — примерно 70 руб.), за день стоянки официально — 0,3 маната, но пытаются содрать 2 маната. Не хочешь платить — нет проблем, пусть стоит на штрафной».
По словам бакинских байкеров, инициатор этой охоты — именно Бабаев. Завидев мотоцикл, он отдает по рации распоряжение его задержать. «Да, есть некоторые, кто ездит с явными нарушениями и без прав, — рассказал Сабир. — Но почему страдают законопослушные водители, у которых все в порядке с документами и техникой? Каждая встреча с гаишниками заканчивается штрафной и последующими мытарствами по вызволению мотоциклов. Первый раз у меня забрали мотоцикл и права 11 мая. Я написал почти во все инстанции от прокуратуры до президентского аппарата. После чего мне пришел ответ из ДПС: „Инспектор, заподозрив Вас в нарушении лимита децибел, эвакуировал Ваше ТС для проверки на штрафстоянку. После проверки с Вашим участием, убедившись, что Ваша выхлопная система заводская, Вам вернули Ваше ТС“. Но моего участия в проверке не было! А на вопросы „почему забрали на штрафную?“, „почему отобрали права?“, „почему держали 6 дней?“ мне никто ничего не ответил. Да и какого-то официального ограничения по шуму у нас нет. Полно машин с прямотоками, а их никто не трогает».
При этом мотоциклистам сложно собрать доказательства: ведь для суда нужно предупредить собеседника о том, что разговор будет записан, да и видеорегистратор на шлеме — штука заметная. И притом легко отламывается. Доказывай потом!.. Типичную ситуацию описал бакинским СМИ мотоциклист Гасан Магерламов: «Сотрудники полиции остановили, отломали видеорегистратор, забрали мотоцикл на штрафную. Без оформления протокола и оглашения причин. Видеорегистратор мне так и не вернули. Сказали, что не знают, где он».
Несмотря на это, в СМИ и интернете появляются отдельные фото и видео с регистраторов, подтверждающие беззаконие. Байкеры обратились за помощью к министру внутренних дел, прокуратуре, омбудсмену и даже президенту Азербайджана. Но на сегодняшний день каких-либо изменений в ситуации нет.
На возмущение байкеров тем, что ДПС превышает свои полномочия и действует незаконно, стражи порядка отвечают коротко: «Жалуйтесь кому хотите, мы выполняем приказ Рашадата Бабаева». А главный «страж» даже сделал заявление информационному порталу Qafqazinfo. По его словам, операции против байкеров действительно проводятся по его приказу и находятся под его личным контролем. Бабаев добавил, что есть такие люди, которые пытаются придать байкерам статус национальных героев. «Но они самые бескультурные водители. Поэтому дорожная полиция всегда будет бороться с ними».
Реальную помощь байкерам оказывает Фазиль Мамедов, правозащитник и глава НПО «Помощь образованию водителей». Многие просто не знают законов, своих прав. Этим и пользуются инспекторы ДПС. Ведь и КоАП, и ПДД в Азербайджане существуют, и законы в них прописаны четко. Например, статья 85 ПДД запрещает останавливать ТС без причины, а «проверка документов» разрешена только на стационарных постах. А статье 84 (ч. 6-1) прописано, что инспектор обязан «составить постановление о применении административного взыскания или протокол об административном проступке». Статья 83 (III) указывает, что «контроль за определением факта эксплуатации технически неисправного ТС осуществляется только с помощью специальных приборов. Использование других способов для определения таких случаев не допускается». А в реальности превышение допустимого шума определяют на слух. Никакого официального документа, определяющего его допустимый уровень, а тем более прибора для его замера, у инспекторов нет. Писать протокол они отказываются, потому что это станет документальным подтверждением нарушения закона. Но согласно «Принципу презумпции невиновности» в КоАП (ст. 8.1) «лицо... признается невиновным, если его вина не доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, или не установлена...»
«В августе меня снова остановили сотрудники ДПС, — рассказал Сабир. — Я применил все знания и советы, которые дал Фазиль, и мне таки удалось отстоять мотоцикл. Но на это потребовалось более трех часов и много нервов. Инспекторы применили все возможные средства, от уговоров до запугивания. Даже возили в отделение полиции, где пытались инкриминировать „неподчинение“. Видимо, за неисполнение указаний начальника им здорово достается... Не знаю, почему Бабаев так невзлюбил мотоциклистов. Но по факту он просто терроризирует нас, используя служебное положение. А главное, делает это, нарушая закон! И заставляя нарушать его своих подчиненных».
Но часть ответственности за происходящее лежит и на самих мотоциклистах. Вот что написал в январе Фазиль Мамедов в своем блоге: «Меня очередной раз вызывали в городское управление дорожной полиции. Диалог длился более трех часов. Против Бабаева не принимают мер, потому что его работа удовлетворяет руководство. Что является показателем хорошей работы? Отсутствие жалоб! Оказывается, кроме меня, никто не жалуется! Попытался рассказать об операции, которую разработал и провел Бабаев в декабре прошлого года с группой байкеров, которых задержали и более суток незаконно продержали в полицейском участке. А мне резонно: „А где жалобы этих байкеров? Почему никто из 12 человек даже не пытался заявить о нарушениях? Почему нет ни одного заявления?“ Господа байкеры, как вас защищать? Кататься вы хотите, а отстаивать свое право гражданина должен „дядя“? Если от вас не будет поддержки, я не вижу перспективы...»
Осенью 2015 года редакция «Мото» обратилась с письменным официальным запросом на имя начальника управления ГДП при МВД генерал-майора Рамиза Зейналова с просьбой прокомментировать происходящее. Ответа мы не получили. Позже нам удалось дозвониться до секретариата, откуда нас переадресовали в отдел по связям с общественностью ГУ ГДП республики. Его начальник, полковник полиции Кямран Алиев так прокомментировал создавшуюся в Баку ситуацию: «Некоторые наши мотоциклисты ездят без шлемов, прав и номерных знаков, создают аварийные ситуации. Есть и такие, кто специально ставят шумные глушители. И, конечно, их привлекают к административной ответственности. Но у нас нет никакой информации о незаконных задержаниях».
Уважаемый господин Алиев, теперь она у вас есть! Надеюсь, дойдет этот журнал и до руководителей МВД, и они всё-таки заставят уважать закон не только байкеров, но и своих сотрудников. А на наш запрос в МВД лучшим ответом будут письма наших бакинских читателей, которые хотят спокойно ездить по улицам своего города на двух колесах. Не опасаясь, что на них идет охота.
Для добавления комментария требуется зарегистрироваться или авторизоваться на сайте .