Бизнес с байкерским лицом

02 января 2015

Когда заходит речь о мотоцикле по-американски, мы привычно вспоминаем только одну марку. Между тем американский мотопром куда многообразнее – и сегодня, и в былые дни.


Бизнес с байкерским лицом

Выпуск:
Журнал «МОТО» – декабрь 2014

Автор:
Александр ВОРОНЦОВ, фото автора

Теги:
США / Байкер / Лига наций /

Просмотры:
4801

Оставить комментарий

Поделиться с друзьями:

Америка не была бы Америкой, если бы предмет труда, пусть непрофессионального, 
не пытались превратить в источник заработка. 

Владимир Познер. «Одноэтажная Америка»


Бескрайние просторы, мощная промышленность, мобильный и предприимчивый народ. Что еще нужно для развития новых средств транспорта? 

Конечно же, у американцев есть свой претендент на звание изобретателя мотоцикла. В 1869 году Сильвестр Роупер построил двухколесный аппарат с паровым двигателем. По утверждению конструктора, машина разгонялась до 60 км/ч и могла брать любой подъем – жаль, что эти сведения никто не проверил, хотя сам паровик чудом дошел до наших дней. В 1880-е годы бурную деятельность развил другой американский изобретатель, Люциус Коупленд: построив чрезвычайно легкую (9 кг вместе с котлом!) паровую машину, он приспосабливал ее к различным двух- и трехколесным велосипедам и объездил всю Америку, демонстрируя свое изобретение в действии. 

Паровой мотоцикл Сильвестра Роупера, 1869 год.

Но настоящим мастером пиара проявил себя другой американец – Джоэль Пеннингтон. Одаренный механик, обладатель 82 патентов, свой первый мотоцикл с ДВС, работавшим на масле, он построил в 1890 году. Через четыре года он создал усовершенствованный вариант с двухцилиндровым двигателем и с ним отправился покорять сердца и кошельки европейских предпринимателей. Обнаружив, что они готовы выкладывать миллионы за одну лишь идею, он забросил доводку своего детища, целиком сосредоточившись на рекламе его якобы несомненных достоинств. 

Джоэль Пеннингтон был настоящим мастером пиара.

Серийное производство мотоциклов в США первым освоил предприниматель из Буффало Эдвин Росс Томас, в 1900 году он под маркой Auto-Bi наладил выпуск легких аппаратов с одноцилиндровыми ДВС в модифицированном велосипедном шасси. Этот камушек сдвинул целую лавину: через несколько лет число мотопроизводителей перевалило за сотню! И в их числе вскоре завоевавшие мировую славу Indian (с 1901 года) и Harley-Davidson (с 1903-го). 

Первый серийный американский мотоцикл – Auto-Bi Эдвина Росса Томаса.

Сколько же интересных конструкций было создано представителями этой первой сотни! В 1904 году Гленн Кёртисс (тот самый, что чуть позднее занялся производством авиационных двигателей) построил первый американский V-твин – вскоре такой формат станет самым распространенным в Америке с ее просторами. А через три года он создал аппарат с V-образной «восьмеркой» и разогнался на нем до фантастической скорости 219 км/ч! New Era Auto-Cycle 1909 года имела скутерную компоновку с двигателем под селом. Militaire 1911 года отличался шасси автомобильного типа с поворотной ступицей переднего (деревянного!) колеса. Братья Том и Уильям Хендерсоны в 1912 году разработали мотоцикл с продольным четырехцилиндровым двигателем; эта конструкция впоследствии выпускалась также под именами Ace и Indian Four. 

Глен Кёртисс в 1907 году построил мотоцикл с V-образной «восьмеркой» и разогнался на нем до скорости 219 км/ч.

В 1913 году Карл Клэнси на Henderson впервые совершил кругосветное мотоциклетное путешествие. Эндрю Стрэнд в 1913 году спроектировал мотоцикл Cyclone с верхневальным V-твином; эта машина доминировала на довоенных треках, показывая скорость под 180 км/ч. Но самым необычным аппаратом был, пожалуй, спроектированный Карлом Нерачером в 1920 году Neracar: рама-монокок, поворотная ступица переднего колеса, вариатор с фрикционным диском. 

Одно из самых необычных творений американского мотопрома – Neracar (что созвучно выражению «почти автомобиль»).

Перед Первой мировой войной мотопромышленность США была мощнейшей в мире – и по объемам выпуска, и по техническому совершенству. Когда в 1911 году заводская команда Indian решила нагрянуть на трассу Tourist Trophy, то она наголову разгромила англичан в их собственном доме, заняв все призовые места. И кто бы мог подумать, что один человек, совершенно не интересовавшийся мотоциклами, вскоре приведет ее к краху? Его звали Генри Форд, он ухитрился настолько рационализировать автомобильное производство, что Ford T практически сравнялся в стоимости с двухколесными машинами. В 20-е годы прошлого века американские мотоциклетные компании одна за другой выходили из бизнеса, а когда грянула Великая депрессия, в строю остались только две: Harley-Davidson и Indian. Да и эта парочка выжила во многом благодаря заказам силовых структур. 

Гоночный Indian навел шороху в 1911 году, когда наголову разгромил англичан на их родном Tourist Trophy.

Но в то же время именно Великая депрессия подтолкнула двух партнеров – инженера Остина Элмора и финансиста Фостера Солсбери – к созданию нового средства транспорта, дешевого и экономичного. Взяв за основу популярный в США еще до Первой мировой войны моторизованный самокат, они снабдили его сиденьем, под которое установили моторчик – получился скутер! Машинка дебютировала в феврале 1936 года под именем Salsbury Motor Glide. Заказ на двигатели партнеры разместили у компании Cushman, специализировавшейся на производстве малолитражных ДВС – и вскоре та выпустила свой вариант скутера под именем Auto-Glide. К началу Второй мировой войны такие аппараты выпускали десятки компаний, они привлекли внимание даже за границей: лицензию на их производство собирался купить итальянский концерн Fiat. Интересно, что во время войны производство скутеров не только не заглохло, но даже поощрялось – ведь они потребляли намного меньше топлива, чем автомобили. А компания Cushman выпустила военный вариант для десантников. По окончании Второй мировой войны все переменилось. И прежде всего потому, что немало молодежи – с деньгами и адреналиновой зависимостью – вернулось с фронтов. Бывшие летчики и танкисты потянулись к мотоциклам. Кто-то увлекся мотоспортом, а некоторые просто сбивались в банды, развлекаясь в меру своего понимания. Бензинчику в этот огонь подлили британские компании: способ выживания они нашли в экспорте за океан. За британцами подтянулись итальянцы, немцы, потом японцы… Совместными усилиями они задушили американский мотопром, лишь Harley-Davidson вывернулся из их объятий. 

С этого мотоцикла по прозвищу Silent Grey Fellow («Тихий серый приятель») началась в 1903 году история концерна Harley-Davidson.

После войны расцвел и кастомайзинг. Ведь каждый мотоциклист считал своим долгом переделать свой аппарат! Работа шла в двух направлениях: одни срезали все, по их мнению, лишнее, другие ставили высокие рули и комфортные седла для дальнобоя (в отличие от европейцев, американцы всегда предпочитали расслабленную посадку). Эти невинные забавы вскоре приняли вид выпендрежа. Так, передние вилки с лихим наклоном появились потому, что кастомайзеры повелись на искажение перспективы, рассматривая в журналах фотографии шоу-байков, снятые спереди-снизу. Поскольку не у всех руки растут откуда надо, возникло множество мастерских, производящих детали для кастомайзинга, а при случае собирающих и комплектные машины. А после того, как в 1969 году по экранам планеты с триумфом прошел фильм Easy Rider, кастом-эпидемия охватила весь мир. 

Фильм Easy Rider выплеснул кастомайзинг по-американски на мировые просторы.

Впрочем, «очумелые ручки» не ограничивались лишь переделкой мотоциклов. Национальной забавой стала установка в двухколесное шасси автомобильных моторов – разумеется, настоящих V8. Возникла даже компания Boss Hoss, производящая таких монстров серийно. А не так давно пришла даже мода – правда, недолговечная – ставить на кастом-байки авиационные звездообразные двигатели. 

Boss Hoss – мотоцикл с автомобильной V-образной «восьмеркой».

На другом полюсе – вновь вспыхнувшая в 60-е годы любовь к транспорту на крохотных колесах, на сей раз в формате мини-байка. Десятки фирмочек бросились клепать подобные машинки, пока их не вытеснили с рынка более профессионально сделанные аппараты итальянского и японского производства. Но самый оригинальный подход к обращению с колесами продемонстрировал калифорниец Чарльз Фен, который в 1959 году взял патент на «Мотоцикл для медленного передвижения по пересеченной и горной местности». Уже через четыре года его изобретение было воплощено под маркой Rokon – мотоцикл с приводом на оба колеса, такие большие, что они не только вмещали в себе баки для бензина и воды, но и позволяли аппарату уверенно передвигаться по болотам и даже плавать. 

Rokon – двухколесный мотовездеход.

Кризис в мотопроме США наступил в начале 80-х, когда соперники из Японии и Европы освоили производство мотоциклов, в точь-в-точь совпадающих со вкусами американцев – даже с V-твинами. И тогда правительство страны, всегда ратующей за свободу торговли, пошло на беспрецедентный шаг: ввело на пять лет повышенные пошлины на импорт мотоциклов с рабочими объемами более 700 см³. К чести боссов Harley-Davidson (а никто особо и не скрывал, что этот шаг был предпринят для спасения именно этой компании) надо сказать, что как только финансовое положение выправилось, они сами ходатайствовали о досрочной отмене этой пошлины. 

Salsbury открыл в 30-е годы эпоху скутера.

Девяностые годы прошлого века отмечены таким интересным явлением, как альтернативные производители. К тому времени в стране процветало изготовление деталей и узлов для кастомайзинга, из которых при желании можно было собрать полноценный мотоцикл. Чем и воспользовались такие компании, как Big Dog, Titan и иже с ними. Они прошли сертификацию и получили право ставить собственный VIN. Правда, после кризиса 2008 года деятельность «альтернативщиков» поутихла. 

Big Dog – один из американских «альтерна- тивщиков».

Самым крутым из «альтернативщиков» стал концерн Polaris, специализирующийся на производстве снегоходов и мотовездеходов. В 1997 году он в пику Harley-Davidson выпустил собственную линейку круизеров Victory. Правда, несмотря на все старания и неординарные шаги (такие, как тесное сотрудничество с семьей знаменитых кастомайзеров Нессов), пока сколь-нибудь осложнить жизнь американскому мотопроизводителю №1 у Polaris не получается. Но недавний сильный ход – покупка компании Indian и выпуск под этим брендом совершенно новых мотоциклов по интересным ценам – может добавить в это противостояние интриги. 

Buell – американский вариант спортбайка.

Время от времени в США находились герои, жаждущие доказать, что американский мотоцикл – этоне только круизер. Самый успешный из них – Эрик Бьюлл, который в 1987 году начал сборку спортбайков «имени себя» с оригинальным шасси и модифицированным двигателем H-D XR1000. Бизнес пошел настолько хорошо, что через десять лет сам Harley-Davidson не избежал соблазна включить компанию Buell в свою империю. Правда, по прошествии еще десятка лет устрашенный кризисом Harley прикрыл свое спортбайковское отделение, дав Эрику полную свободу. Чем тот и воспользовался, возродив производство аппаратов под маркой EBR (см. тест в «Мото» №10-2014). 

Zero – один из лучших современных электробайков.

Хотя никто не ждал от американцев технического прорыва, они неожиданно оказались впереди планеты всей в разработке электробайков. Компании Brammo и Zero создали практичные версии электрифицированных мотоциклов на каждый день, Lightning и Mission – электроспортбайки. Даже Harley-Davidson не смог удержаться и обкатывает свой электропроект LiveWire. 

Так что списывать Америку со счетов, пожалуй, рановато…

Indian Four – представитель когорты американских «четверок».


Материалы по теме:

Оставить комментарий

Для добавления комментария требуется зарегистрироваться или авторизоваться на сайте .


↑ Наверх