- Техника
- Тесты
- Рынок
- Сообщество
- Ремзона
- Спорт
- Копилка
02 января 2015
Выпуск:
Журнал «МОТО» – декабрь 2014
Автор:
Александр ВОРОНЦОВ, фото автора
Теги:
Просмотры:
5050
Бескрайние просторы, мощная промышленность, мобильный и предприимчивый народ. Что еще нужно для развития новых средств транспорта?
Конечно же, у американцев есть свой претендент на звание изобретателя мотоцикла. В 1869 году Сильвестр Роупер построил двухколесный аппарат с паровым двигателем. По утверждению конструктора, машина разгонялась до 60 км/ч и могла брать любой подъем – жаль, что эти сведения никто не проверил, хотя сам паровик чудом дошел до наших дней. В 1880-е годы бурную деятельность развил другой американский изобретатель, Люциус Коупленд: построив чрезвычайно легкую (9 кг вместе с котлом!) паровую машину, он приспосабливал ее к различным двух- и трехколесным велосипедам и объездил всю Америку, демонстрируя свое изобретение в действии.
Но настоящим мастером пиара проявил себя другой американец – Джоэль Пеннингтон. Одаренный механик, обладатель 82 патентов, свой первый мотоцикл с ДВС, работавшим на масле, он построил в 1890 году. Через четыре года он создал усовершенствованный вариант с двухцилиндровым двигателем и с ним отправился покорять сердца и кошельки европейских предпринимателей. Обнаружив, что они готовы выкладывать миллионы за одну лишь идею, он забросил доводку своего детища, целиком сосредоточившись на рекламе его якобы несомненных достоинств.
Серийное производство мотоциклов в США первым освоил предприниматель из Буффало Эдвин Росс Томас, в 1900 году он под маркой Auto-Bi наладил выпуск легких аппаратов с одноцилиндровыми ДВС в модифицированном велосипедном шасси. Этот камушек сдвинул целую лавину: через несколько лет число мотопроизводителей перевалило за сотню! И в их числе вскоре завоевавшие мировую славу Indian (с 1901 года) и Harley-Davidson (с 1903-го).
Сколько же интересных конструкций было создано представителями этой первой сотни! В 1904 году Гленн Кёртисс (тот самый, что чуть позднее занялся производством авиационных двигателей) построил первый американский V-твин – вскоре такой формат станет самым распространенным в Америке с ее просторами. А через три года он создал аппарат с V-образной «восьмеркой» и разогнался на нем до фантастической скорости 219 км/ч! New Era Auto-Cycle 1909 года имела скутерную компоновку с двигателем под селом. Militaire 1911 года отличался шасси автомобильного типа с поворотной ступицей переднего (деревянного!) колеса. Братья Том и Уильям Хендерсоны в 1912 году разработали мотоцикл с продольным четырехцилиндровым двигателем; эта конструкция впоследствии выпускалась также под именами Ace и Indian Four.
В 1913 году Карл Клэнси на Henderson впервые совершил кругосветное мотоциклетное путешествие. Эндрю Стрэнд в 1913 году спроектировал мотоцикл Cyclone с верхневальным V-твином; эта машина доминировала на довоенных треках, показывая скорость под 180 км/ч. Но самым необычным аппаратом был, пожалуй, спроектированный Карлом Нерачером в 1920 году Neracar: рама-монокок, поворотная ступица переднего колеса, вариатор с фрикционным диском.
Перед Первой мировой войной мотопромышленность США была мощнейшей в мире – и по объемам выпуска, и по техническому совершенству. Когда в 1911 году заводская команда Indian решила нагрянуть на трассу Tourist Trophy, то она наголову разгромила англичан в их собственном доме, заняв все призовые места. И кто бы мог подумать, что один человек, совершенно не интересовавшийся мотоциклами, вскоре приведет ее к краху? Его звали Генри Форд, он ухитрился настолько рационализировать автомобильное производство, что Ford T практически сравнялся в стоимости с двухколесными машинами. В 20-е годы прошлого века американские мотоциклетные компании одна за другой выходили из бизнеса, а когда грянула Великая депрессия, в строю остались только две: Harley-Davidson и Indian. Да и эта парочка выжила во многом благодаря заказам силовых структур.
Но в то же время именно Великая депрессия подтолкнула двух партнеров – инженера Остина Элмора и финансиста Фостера Солсбери – к созданию нового средства транспорта, дешевого и экономичного. Взяв за основу популярный в США еще до Первой мировой войны моторизованный самокат, они снабдили его сиденьем, под которое установили моторчик – получился скутер! Машинка дебютировала в феврале 1936 года под именем Salsbury Motor Glide. Заказ на двигатели партнеры разместили у компании Cushman, специализировавшейся на производстве малолитражных ДВС – и вскоре та выпустила свой вариант скутера под именем Auto-Glide. К началу Второй мировой войны такие аппараты выпускали десятки компаний, они привлекли внимание даже за границей: лицензию на их производство собирался купить итальянский концерн Fiat. Интересно, что во время войны производство скутеров не только не заглохло, но даже поощрялось – ведь они потребляли намного меньше топлива, чем автомобили. А компания Cushman выпустила военный вариант для десантников. По окончании Второй мировой войны все переменилось. И прежде всего потому, что немало молодежи – с деньгами и адреналиновой зависимостью – вернулось с фронтов. Бывшие летчики и танкисты потянулись к мотоциклам. Кто-то увлекся мотоспортом, а некоторые просто сбивались в банды, развлекаясь в меру своего понимания. Бензинчику в этот огонь подлили британские компании: способ выживания они нашли в экспорте за океан. За британцами подтянулись итальянцы, немцы, потом японцы… Совместными усилиями они задушили американский мотопром, лишь Harley-Davidson вывернулся из их объятий.
После войны расцвел и кастомайзинг. Ведь каждый мотоциклист считал своим долгом переделать свой аппарат! Работа шла в двух направлениях: одни срезали все, по их мнению, лишнее, другие ставили высокие рули и комфортные седла для дальнобоя (в отличие от европейцев, американцы всегда предпочитали расслабленную посадку). Эти невинные забавы вскоре приняли вид выпендрежа. Так, передние вилки с лихим наклоном появились потому, что кастомайзеры повелись на искажение перспективы, рассматривая в журналах фотографии шоу-байков, снятые спереди-снизу. Поскольку не у всех руки растут откуда надо, возникло множество мастерских, производящих детали для кастомайзинга, а при случае собирающих и комплектные машины. А после того, как в 1969 году по экранам планеты с триумфом прошел фильм Easy Rider, кастом-эпидемия охватила весь мир.
Впрочем, «очумелые ручки» не ограничивались лишь переделкой мотоциклов. Национальной забавой стала установка в двухколесное шасси автомобильных моторов – разумеется, настоящих V8. Возникла даже компания Boss Hoss, производящая таких монстров серийно. А не так давно пришла даже мода – правда, недолговечная – ставить на кастом-байки авиационные звездообразные двигатели.
На другом полюсе – вновь вспыхнувшая в 60-е годы любовь к транспорту на крохотных колесах, на сей раз в формате мини-байка. Десятки фирмочек бросились клепать подобные машинки, пока их не вытеснили с рынка более профессионально сделанные аппараты итальянского и японского производства. Но самый оригинальный подход к обращению с колесами продемонстрировал калифорниец Чарльз Фен, который в 1959 году взял патент на «Мотоцикл для медленного передвижения по пересеченной и горной местности». Уже через четыре года его изобретение было воплощено под маркой Rokon – мотоцикл с приводом на оба колеса, такие большие, что они не только вмещали в себе баки для бензина и воды, но и позволяли аппарату уверенно передвигаться по болотам и даже плавать.
Кризис в мотопроме США наступил в начале 80-х, когда соперники из Японии и Европы освоили производство мотоциклов, в точь-в-точь совпадающих со вкусами американцев – даже с V-твинами. И тогда правительство страны, всегда ратующей за свободу торговли, пошло на беспрецедентный шаг: ввело на пять лет повышенные пошлины на импорт мотоциклов с рабочими объемами более 700 см³. К чести боссов Harley-Davidson (а никто особо и не скрывал, что этот шаг был предпринят для спасения именно этой компании) надо сказать, что как только финансовое положение выправилось, они сами ходатайствовали о досрочной отмене этой пошлины.
Девяностые годы прошлого века отмечены таким интересным явлением, как альтернативные производители. К тому времени в стране процветало изготовление деталей и узлов для кастомайзинга, из которых при желании можно было собрать полноценный мотоцикл. Чем и воспользовались такие компании, как Big Dog, Titan и иже с ними. Они прошли сертификацию и получили право ставить собственный VIN. Правда, после кризиса 2008 года деятельность «альтернативщиков» поутихла.
Самым крутым из «альтернативщиков» стал концерн Polaris, специализирующийся на производстве снегоходов и мотовездеходов. В 1997 году он в пику Harley-Davidson выпустил собственную линейку круизеров Victory. Правда, несмотря на все старания и неординарные шаги (такие, как тесное сотрудничество с семьей знаменитых кастомайзеров Нессов), пока сколь-нибудь осложнить жизнь американскому мотопроизводителю №1 у Polaris не получается. Но недавний сильный ход – покупка компании Indian и выпуск под этим брендом совершенно новых мотоциклов по интересным ценам – может добавить в это противостояние интриги.
Время от времени в США находились герои, жаждущие доказать, что американский мотоцикл – этоне только круизер. Самый успешный из них – Эрик Бьюлл, который в 1987 году начал сборку спортбайков «имени себя» с оригинальным шасси и модифицированным двигателем H-D XR1000. Бизнес пошел настолько хорошо, что через десять лет сам Harley-Davidson не избежал соблазна включить компанию Buell в свою империю. Правда, по прошествии еще десятка лет устрашенный кризисом Harley прикрыл свое спортбайковское отделение, дав Эрику полную свободу. Чем тот и воспользовался, возродив производство аппаратов под маркой EBR (см. тест в «Мото» №10-2014).
Хотя никто не ждал от американцев технического прорыва, они неожиданно оказались впереди планеты всей в разработке электробайков. Компании Brammo и Zero создали практичные версии электрифицированных мотоциклов на каждый день, Lightning и Mission – электроспортбайки. Даже Harley-Davidson не смог удержаться и обкатывает свой электропроект LiveWire.
Так что списывать Америку со счетов, пожалуй, рановато…
Для добавления комментария требуется зарегистрироваться или авторизоваться на сайте .