Поллитра с прицепом

13 ноября 2014

Для одних мотоцикл с коляской – пережиток прошлого и «недоавтомобиль», для других – полноценный всесезонный транспорт. В поисках экономичного варианта дальнего путешествия в лагерь последних попал и я, ведь втроем (как мы с друзьями планировали) можно поехать на одном колясыче, пропорционально сократив расходы. Осталось его построить…


Поллитра с прицепом

Выпуск:
Журнал «МОТО» – ноябрь 2014

Автор:
Дмитрий ФЕДОТОВ, фото Алены КУИМОВОЙ и Евгении ЛЮБИМОВОЙ

Теги:
Honda / CB400N / Коляска / Мотоцикл с коляской /

Просмотры:
12252

Оставить комментарий

Поделиться с друзьями:

Первое и главное в строительстве сайдкара – найти подходящего донора. Бюджет сильно сдерживал выбор аппарата, главным критерием которого были надежность и мощность, поэтому выбор пал на Honda CB400SF 1994 года выпуска. С купленным мотоциклом я отправился на диностенд в техцентр AES-moto, чтобы узнать, сколько в нем осталось от заявленных 53 лошадей, и рассчитать передаточное отношение приводных звезд под возросшую нагрузку. Результаты замера обрадовали: мотор выдал 50 л.с., а показаний к замене звезд не нашлось: на шестой передаче и 8 тысячах оборотов насчитали около 20 сил (скорость – приблизительно 100 км/ч). Для колясыча – более чем достаточно, а большие обороты непременно сказались бы на расходе и ресурсе. 

Разобравшись с теорией, я отвез «сибиху» в мотосервис Ninja workshop, где ее уже ждала коляска. Боковой прицеп «Спутник» оказался не слишком тяжелым, при этом довольно удобным и вместительным. Мы отделили «корыто» от рамы, а стойку подвески разобрали, чтобы на время примерки вместо пружины установить проставку, имитирующую половину ее хода. 

Перед началом работ расчертили на листе фанеры все размеры и выставили раму «в горизонт». В прошлом году мы писали о присоединении коляски к «электричке» («Мото» №04-2013), и нынешние расчеты основывали на данных прошлого года: ширину колеи считали исходя из длины колесной базы по пропорции 4:5. В нашем случае база донора – 145 см, а значит, ширина колеи будет 116 см. Смещение оси колеса коляски вперед относительно оси заднего колеса мотоцикла – 25 см. 

Это в теории. А на практике? Оказалось, что точки крепления нижних цанговых зажимов никак не соответствуют раме мотоцикла: передний на 15 см выпирает относительно окончания рамы, задний расположен там, где у «сибихи» уже идет маятник. Выход один – варить подрамник с шарами для цанговых зажимов. Трубчатую конструкцию решили закрепить на раме мотоцикла в нескольких точках: шпильками в переднем и двух задних креплениях двигателя к раме (фото 3) и к кронштейнам центральной подставки и глушителя (фото 2). Вдобавок мы использовали хомутовые зажимы, прикрепив кронштейны подрамника к нижней (фото 4), передней и задней трубам рамы (фото 1). Водопроводные трубы и стальные листы для изготовления подрамника купили на ближайшем строительном рынке. Нехитрый и инструмент: всю конструкцию изготовили при помощи болгарки, сварки и трубогиба (фото 8). 

Настала очередь коляски: ее раму трогать не стали, а вот цанговые зажимы перенесли вперед, чтобы они правильно соотносились с шариками на подрамнике. От регулировки переднего зажима отказались, намертво приварив его к раме (фото 5), а задний, как и в случае с «электричкой», доработали, добавив к регулировке в продольной плоскости еще и регулировку плоскости вертикальной (фото 6). Верхние же крепления регулировочных тяг расположили следующим образом: заднее ухо приварили к подрамнику, переднее прикрутили хомутами к трубе рамы, а сами тяги немного укоротили (фото 7). 

Отдельно подумали и о тормозах коляски, необходимых с довольно легким «тягачем». В стандартное оснащение нашего прицепа входил барабанный тормоз с тросовым приводом, но этот архаизм решили заменить на современный, дисковый гидравлический. Начали с поиска колеса и, перебрав множество вариантов, остановились на переднем от Bandit 400. Во-первых, диаметр оси этого колеса, как и у ижевского, 17 мм, во-вторых, на нем уже имелся тормозной диск (фото 11). 

В таком виде колесо прописалось на коляске, а крепление суппорта изготовили из швеллера толщиной 4 мм (фото 10). Сам суппорт – плавающий, двухпоршневой, от китайского скутера. Его соединили с главным тормозным цилиндром заднего контура через армированный шланг и болт на два фитинга от передней тормозной машинки какого-то «японца» (фото 9). Недостаточно? Но тормоз коляски не должен быть хватким, иначе мотоцикл на торможении будет швырять вправо. 

В довершение коляску покрасили в цвет мотоцикла, прикрутили новые фару и фонарь, а также перепроложили проводку и установили разъем прикуривателя. Ветровик коляски изготовили из 4-миллиметрового листа оргстекла (его нагрели строительным феном и придали форму на горячую), а «грили» передних и задних багажников сварили из стальных прутков. Теперь настала очередь регулировки. 

В случае с неприводной коляской, мотоцикл должен быть отклонен от нее на 1–2 градуса (развал – положительный), а схождение колеса коляски с продольной осью мотоцикла должно составлять 12,5–19 мм. Для замера этой величины мы на- тянули леску параллельно колесу коляски на уровне ее оси и заме- рили разность расстояний до нее от центров переднего и заднего колес мотоцикла. 

Эти параметры – лишь точка отсчета. Регулировать углы необходимо с загрузкой, при которой он будет использоваться, и на тех же скоростях. Так мы и поступили, научив мотоцикл ехать прямо. Следующий этап – проверка поведения на торможении. У нас с этим неплохо: хотя при использовании заднего тормоза аппарат немного уводит вправо, стоит задействовать передний, как траектория мгновенно выравнивается и остается стабильной до полной остановки. Чтобы при резком открытии или сбросе газа руль не болтался в руках, к перу вилки и к раме коляски прикрутили рулевой демпфер от автомобиля, а штатные пружины вилки дополнили – через проставку (шайбу) – наружными клапанными пружинами от «жигулей».

Благодарим мотосервис Ninja workshop, AntoxaBurgmanGarage, Моto99 и технический центр AES-moto за помощь в подготовке материала.

Материалы по теме:

Оставить комментарий

Для добавления комментария требуется зарегистрироваться или авторизоваться на сайте .


↑ Наверх