R-эволюция: история Yamaha YZF-R1

11 января 2020

Осенью 1997 года на миланской выставке EICMA компания Yamaha представила спортивный «литр» YZF-R1 — мотоцикл, который, сменив восемь поколений и при этом не меняя своей идеологии, выпускается и по сей день.


R-эволюция: история Yamaha YZF-R1

Выпуск:
Журнал «МОТО» - ноябрь 2019

Автор:
Роман АБАЛАКИН, фото Yamaha

Теги:
Yamaha / YZF-R1 / Спортбайк / Журнал МОТО /

Просмотры:
41350

Оставить комментарий

Поделиться с друзьями:

1998 Yamaha YZF-R1 4XV
Мощность: 150 л.с. при 10 000 об/мин
Крутящий момент: 108,3 Н·м при 9600 об/мин
Сухая масса: 177 кг

Первый «эр-один», разработанный под присмотром Кунихико Мивы, задал всему спортклассу новую планку мощности, массы и управляемости, став прижизненной легендой.

ДЕТАЛИ. Верхняя ребристая поверхность лапки передач, по замыслу разработчиков, должна обеспечивать надёжное сцепление с подошвой ботинка, а мягкая резиновая накладка на её тыльной стороне — смягчить контакт при переключении вверх. Другая интересная деталь — глушитель и «полки» обтекателя изготовлены из углеволокна.

ДВИГАТЕЛЬ. Вертикально расположенная коробка передач и применение керамического покрытия стенок цилиндров позволили добиться не только компактности («рядник» оказался короче «литрового» мотора Thunderace на 81 мм), но и лёгкости (масса уменьшилась на 9,5 кг).

ШАССИ. За счёт того, что картер двигателя выполнен жёсткой на кручение литой деталью, его удалось включить в силовую структуру рамы Deltabox II. К тому же скромные габариты рядной «четвёрки» помогли главе проекта Кунихико Миве установить маятник небывалой прежде длины 582 мм и при этом сохранить колёсную базу на уровне спортбайковских 1395 мм, что гарантировало «эрке» завидную управляемость.

ТОРМОЗА. Вылитую единым узлом 4-поршневую скобу технически можно было назвать моноблоком, однако таковой она всё-таки не была из-за прикрывающих поршни характерных «звезданутых» крышек синего цвета. Выбор тормозных дисков диаметром 298 мм не случаен: меньшая масса имеет меньший гироскопический эффект, а значит, требует меньше усилий для смены направления и гарантирует меньшие потери при работе подвески, что в конечном счёте положительно сказывается на управляемости.

EXUP. В год своего дебюта располагавшая 150 силами и 108,3 ньютон-метрами «эрка» могла похвастать лучшим соотношением мощности и массы среди «литровых» спортбайков, а наличие клапана EXUP в выпускной системе помогло максимально расширить рабочий диапазон. Сервопривод поворачивал заслонку, основываясь на пяти факторах: обороты двигателя, номер передачи, скорость движения, положение дросселя и оперативность поворота ручки газа.


2000 Yamaha YZF-R1 5JJ
Мощность: 150 л.с. при 10 000 об/мин
Крутящий момент: 108,3 Н·м при 9600 об/мин
Сухая масса: 175 кг

В «Ямахе» поняли, что любая сила нуждается в контроле. Второе поколение R1 получает 250 новых деталей и становится более покладистым. Титановый глушитель помогает сбросить пару кило.

2002 Yamaha YZF-R1 5PW
Мощность: 152 л.с. при 10 500 об/мин
Крутящий момент: 104,9 Н·м при 8500 об/мин
Сухая масса: 174 кг

Спортбайк модернизирован с целью завоевания превосходства в поворотах. На «эрке» пересмотрены органы управления, настройки подвесок и характеристики рамы на кручение (жёсткость увеличена на 30 %). Но главное — появился впрыск, и прибавилось тяги на средних оборотах. Нестареющий дизайн.


2004 Yamaha YZF-R1 5VY
Мощность: 172 л.с. при 12 500 об/мин
Крутящий момент: 106,6 Н·м при 10 500 об/мин
Сухая масса: 172 кг

Благодаря более короткоходному мотору с увеличенной до 12,4:1 степенью сжатия, соотношение мощности и массы впервые достигло 1:1. При проектировании рамы инженеры сделали акцент на улучшение обратной связи: применение системы CAD позволило «запрограммировать» нужную податливость шасси. «Литр» стал заметно комфортабельнее.

2006 Yamaha YZF-R1 5VY
Мощность: 175 л.с. при 12 500 об/мин
Крутящий момент: 107,1 Н·м при 10 500 об/мин
Сухая масса: 173 (174) кг

Серия точечных изменений в двигателе, поднявших отдачу на 3 л.с., и увеличение длины маятника на 16 мм нужны были, по сути, исключительно для того, чтобы подготовить публику к следующему поколению, появившемуся годом позже.
2006 Yamaha YZF-R1 SP
Мощность: 175 л.с. при 12 500 об/мин
Крутящий момент: 107,1 Н·м при 10 500 об/мин
Сухая масса: 170 кг

Существование переходной генерации можно оправдать уже одним появлением омологационной модификации SP, которая щеголяла проскальзывающим сцеплением, подвесками Öhlins и коваными дисками Marchesini. Всего было изготовлено 1000 штук.
2007 Yamaha YZF-R1 4C8
Мощность: 180 л.с. при 12 500 об/мин
Крутящий момент: 112,7 Н·м при 10 000 об/мин
Сухая масса: 177 кг

Дикий характер и бешеные «верхи». Во многом благодаря отказу от фирменной 5-клапанной схемы в пользу более традиционной с четырьмя клапанами на цилиндр, а также внедрению «электронного» газа YCC-T и системы изменения длины впускных коллекторов YCC-I (к слову, впервые на серийных мотоциклах). Другие отличительные черты: новая рама, проскальзывающее сцепление и 6-поршневые суппорты.
2009 Yamaha YZF-R1 14BE
Мощность: 182 л.с. при 12 500 об/мин
Крутящий момент: 115,5 Н·м при 10 000 об/мин
Снаряжённая масса: 206 кг

«Эр-один» получает рядную «четвёрку» с неравномерными интервалами между вспышками в цилиндрах (прежде подобная технология применялась «Ямахой» исключительно в MotoGP). На выбор предлагается три карты впрыска. В очередной раз перекроена рама Deltabox. Регулировки демпфирования разнесены по разным перьям вилки: в левом — сжатия, в правом — отбоя.
2012 Yamaha YZF-R1 1KB
Мощность: 182,1 л.с. при 12 500 об/мин
Крутящий момент: 115,5 Н·м при 10 000 об/мин
Снаряжённая масса: 206 кг

Седьмое поколение обзаводится трекшн-контролем: простенькая система учитывает разницу между скоростью вращения колёс и при обнаружении проскальзывания корректирует зажигание, подачу топлива и угол поворота дросселей YCC-T.

2015 Yamaha YZF-R1 2CR
Мощность: 200 л.с. при 13 500 об/мин
Крутящий момент: 112,4 Н·м при 11 500 об/мин
Снаряжённая масса: 199 кг

Легче, управляемее и мощнее. Дизайн в духе гран-прийного прототипа YZR-M1. В бортовую электронику интегрирован инерционный датчик IMU, учитывающий не только ускорения по трём осям, но и момент вращения вокруг них.
2015 Yamaha YZF-R1M 2KS
Мощность: 200 л.с. при 13 500 об/мин
Крутящий момент: 112,4 Н·м при 11 500 об/мин
Снаряжённая масса: 200 кг

Топовой версии положены адаптивная подвеска Öhlins ERS, блок телеметрии CCU с GPS-датчиком (доступ к нему осуществляется со смартфона или планшета), карбоновые облицовки и алюминиевый бак.

2020 Yamaha YZF-R1 B3L
Мощность: 200 л.с. при 13 500 об/мин
Крутящий момент: 113,3 Н·м при 11 500 об/мин
Снаряжённая масса: 201 кг

Внешнее сходство с M1 поражает. Но модернизация носит локальный характер: двигатель загнан в рамки эконорм «Евро-5» без потери сил, а попутно пересмотрены настройки подвески и конфигурация электроники. Блок ABS стал компактнее и научился контролировать торможение в наклоне, а в передних суппортах поменялся материал колодок.


2020 Yamaha YZF-R1M B4S
Мощность: 200 л.с. при 13 500 об/мин
Крутящий момент: 113,3 Н·м при 11 500 об/мин
Снаряжённая масса: 202 кг

Новая вершина спортивной линейки Yamaha. Установлена «газовая» вилка Öhlins ERS NPX, переработана ездовая электроника.



Материалы по теме:

Оставить комментарий

Для добавления комментария требуется зарегистрироваться или авторизоваться на сайте .


↑ Наверх