Borile 450 Scrambler. Вчера не умрет никогда

02 октября 2013

Бывший художник-реставратор Умберто Бориле четверть века назад перешел от восстановления полотен старых мастеров к созданию собственных шедевров – из металла и пластика и на двух колесах. 


Borile 450 Scrambler. Вчера не умрет никогда

Выпуск:
Журнал «МОТО» – октябрь 2013

Автор:
Алан КАТКАРТ, перевод Александра ВОРОНЦОВА, фото Киоши НАКАМУРЫ

Теги:
Scrambler / Умберто Бориле /

Просмотры:
4071

Оставить комментарий

Поделиться с друзьями:

До сих пор он ваял мотоциклы имени себя практически в одиночку в своей мастерской. Но теперь, объединившись с кланом Басси, он поставил производство на промышленные рельсы. И один из первенцев новой эры – Borile 450 Scrambler с компонентами двигателя от Ducati.

Этот аппарат – трибьют классическому Ducati Scrambler, культовой итальянской модели конца 60-х годов. Мотор для него был создан при активной поддержке Ducati, которая взялась обеспечивать Бориле компонентами двигателя Desmodue и комплектными силовыми агрегатами. 

Да-да, в планах на будущее – разработка Borile V2 с мотором от Monster 696 в хром-молибденовой раме. Но это потом, а пока передо мной – предсерийный прототип Borile 450 Scrambler, который пойдет в продажу в начале следующего года по цене 12 500 евро (в Италии, включая местный налог в 21 %). Я опробовал этот аппарат на сельских дорожках Северной Италии, на знаменитых strade bianche – белых проселках – что вьются по холмам среди виноградников. Пожалуй, нет лучше места, чтобы кататься на мотоцикле в стиле скрэмблер! 

В двигателе Borile 450 Scrambler использованы узлы и детали мотора Ducati Desmodue 1100DS.

Как и любое произведение искусства, висящее на стене музейного зала, Borile Scrambler стоит изучить повнимательнее, наслаждаясь деталями – хотя цифровая панель приборов AIM, словно пришедшая из мира MotoGP, выбивается из стиля. Но ведь это только прототип, и такой изощренный инструментарий необходим для точной настройки систем двигателя. 

Одноцилиндровый двигатель В450 разработан Умберто Бориле совместно с Франческо Вилла, хозяином компании Moto Villa и братом экс-чемпиона мира Вальтера Вилла. Силовой агрегат представляет собой задний цилиндр и головку от Ducati 1100DS, установленные на оригинальный картер со специально спроектированным коленвалом, балансирным валом и пятиступенчатой коробкой передач кассетного типа. Цилиндр сохранил наклон назад на 18°, впуск расположен спереди, а выпуск – сзади.

Взобравшись на узкое, но довольно комфортабельное седло, я нахожу посадку вполне удобной – благодаря низким подножкам и оттянутым назад рукояткам руля. Круглые зеркала не выбиваются из ретро-стиля и в тоже время дают хороший обзор назад, который нисколько не страдает при запуске мотора. Это потому, что двигатель от довольно высоких – 2200 об/мин – холостых оборотов и вплоть до отсечки на 8200 об/мин не отзывается вибрацией ни на седле, ни на руле, ни на подножках – балансирный вал делает свое дело на славу. Что вовсе не означает, что аппарат лишен характера – этот малыш, напротив, шумноват! 

Собственно механических шумов от мотора немного, а вот выпускная система Spark больше похожа на прямоток. Благодаря своей малой массе Borile весьма проворен для одноцилиндрового двухклапанника: он резво ускоряется, хотя на малых оборотах крутящего момента явно не хватает. Отдача мотора на малых скоростях, с частично открытой дроссельной заслонкой, откровенно слаба: приходится либо открывать газ, либо набирать хотя бы 4000 об/мин. 

Авангардная панель приборов плохо сочетается с ретро-обликом мотоцикла, но служит и для настройки систем двигателя.

Возможно, такая незадача вызвана слишком большим диаметром диффузора (его 40,5 мм рассчитаны на цилиндр рабочим объемом 550 см³), либо короткоходностью двигателя, или же неправильно подобранными картами впрыска-зажигания. Не будем забывать, что это прототип, и работа над ним все еще идет. Такая манера поведения не слишком приятна на бездорожье, приходится подтравливать сцепление. Но прибавьте оборотов – и все встает на свои места. Мотор весело подхватывает на середине рабочего диапазона, вывозит на 6000 об/мин на верхушку крутящего момента, а на 7000 об/мин пора переключаться на высшую передачу. 

Передний тормозной диск Brembo изготовлен из нержавеющей стали.

Переключение пятиступенчатой коробки передач легкое и четкое, хотя для такой пиковой характеристики двигателя не помешала бы и шестая. На 7000 об/мин на высшей передаче мотоцикл идет со скоростью 130 км/ч. По заверениям Бориле, он может разогнаться до 158 км/ч – но если вам нужен скоростной сингл, присмотритесь к KTM 690 Duke. А Borile Scrambler хорош для расслабленной езды по извилистым сельским дорожкам, где солнце просвечивает сквозь виноградины, уверяя вас, что все хорошо в этом мире. 

Фактор feel good словно встроен в этот аппарат! Тем более что управляемость машины внушает доверие, а способности амортизаторов Bitubo меня просто удивили! Они так мягко поглощают все неровности сельских дорог, что это сделало бы честь и подвеске с моноамортизатором и прогрессивной характеристикой. Под стать и передняя вилка Marzocchi. 

Задние амортизаторы Bitubo регулируются лишь по преднатягу пружин.

Легкий диссонанс вносят лишь чешские шины Mitas с выраженными грунтозацепами. Нет, на strade bianche они показали себя с самой лучшей стороны, да и шумят гораздо меньше, чем Bridgestone на Triumph Scrambler. Но на шоссе на скорости выше 125 км/ч их начинает водить, а ведь именно на асфальте покупатели таких мотоциклов проводят 98 % своего времени. Я бы выбрал в качестве стандартного варианта Pirelli Scorpion, а Mitas оставил бы как опцию. 

Borile 450 Scrambler создан как трибьют культовому мотоциклу 40-летней давности Ducati Scrambler.

Не вполне соответствуют характеру машины и тормоза: для замедления с любой скорости приходится что есть силы давить на рычаг. Я бы увеличил диаметр тормозного диска с 260 до 280 мм и (или) поставил четырехпоршневые скобы. Все-таки это дорожный мотоцикл с легкими внедорожными задатками, а не эндуро. 

Итог 

В целом этот трибьют Ducati Scrambler 40-летней давности удался. Более того: его можно рассматривать как ответ на многочисленные просьбы о возрождении одноцилиндровых Ducati (возможно, именно поэтому руководство фирмы из Болоньи с такой легкостью согласилось на поставки деталей?). Легкая машина с резвым мотором, хорошей управляемостью и отличными подвесками – что еще нужно поклонникам современного ретро? Возможно, ценник высоковат. Но когда арт-объекты стоили дешево?



Умберто Бориле – Боттичелли мотомира 

Всю свою жизнь Умберто Бориле – активный мотоциклист. Когда ему было 13 лет, он купил 50-кубовый минибайк и переделал его в кроссовый мотоцикл. Но поначалу он выбрал другую специальность и стал одним из лучших в Италии художников-реставраторов. Он работал для таких знаменитых музеев, как галерея Уффици и дворец Питти во Флоренции. А параллельно занимался мотоспортом – спидвеем и кроссом. 

Свои мотоциклы он готовил к соревнованиям сам, а затем стал выполнять заказы друзей-гонщиков. Наконец, в 1982 году открыл собственную мастерскую. Там он выполнял довольно сложные работы: так, в 1984 году для Yamaha YZ490 сделал углепластиковый бензобак, объединенный с корпусом воздухофильтра, а в следующем году – глушитель с карбоновой оболочкой. 

Он опережал свое время! К такому же выводу пришли и специалисты концерна Honda. Они были потрясены, увидев в 1988 году на стенде мотор-шоу в Милане первый комплектный мотоцикл марки Borile – модель Piuma («Перо»). Этот футуристичный внедорожник с двигателем Husqvarna отличался такими передовыми чертами конструкции, как диагональная алюминиевая рама (впервые на кроссовом мотоцикле), задний пневмоамортизатор, обеспечивающий прогрессивную характеристику подвески за счет своей внутренней конструкции, передняя пневмовилка без пружин… 

Классический Ducati Scrambler – машина, получившая культовый статус на переломе 60-х и 70-х.

Honda обратилась к Умберто с просьбой продать мотоцикл – это письмо до сих пор висит в рамочке на стене его офиса. Увы, тогда Husqvarna перешла в собственность Cagiva, поставки двигателей стали невозможны, и Бориле вернулся к ремеслу реставратора. Следующий виток его мотоциклетной карьеры связан с именем Чарли Брауна. Нет, знаменитый герой мультсериала не стал байкером: под таким псевдонимом (из-за отца, недовольного хобби сына) выступал в спидвее один из самых успешных в Италии гонщиков. 

Позднее он разработал 500-кубовый четырехклапанный спидвейный двигатель собственной конструкции и начал его мелкосерийное производство под маркой GM. Собственно, эта аббревиатура раскрывает тайну псевдонима Чарли: она составлена из первых букв его настоящих имени и фамилии: Джузеппе Марцотто (Giuseppe Marzotto). Бориле и Марцотто были друзьями, вместе гонялись на спидвейных трассах – так что нет ничего удивительного в том, что основой для силового агрегата нового Borile стал мотор GM. 

Bastard – шасси в ретро-стиле под двухцилиндровый британский мотор.

Переделывать пришлось много. Чтобы перевести двигатель с метанола на бензин, понадобилось уменьшить степень сжатия, поставить распредвалы с уменьшенным подъемом кулачков, наварить ребра для лучшего охлаждения, сделать циркуляционную систему смазки вместо прежней «на прогар», а вместо магнето поставить генератор. Кроме того, мотор был соединен с пятиступенчатой коробкой передач Quaife. В 1990 году дебютировала новая Piuma – в версиях для мотокросса и супермото, а в 1997 году Умберто на мотор-шоу в Милане представил Borile B54T – ретро-байк в стиле классических британских скрэмблеров. 

Первый дорожный мотоцикл Умберто – Borile B500CR Café Racer.

Он собрал немало заказов, но тут приключилась незадача. Компания GM перешла на производство моторов с сильно наклоненным вперед цилиндром. Такая конфигурация соответствовала новейшим тенденциям в спидвее, но совершенно не подходила для внедорожного мотоцикла. Так что пришлось создавать свой собственный мотор – его изготовлением занялся Франческо Вилла. 

Borile B500 Supermoto.

От GM удалось использовать четырехклапанную головку цилиндра и кривошипно-шатунную группу, а вертикальный цилиндр с никасилевым покрытием стоял на оригинальном картере с моноблочной пятиступенчатой коробкой передач. С этим силовым агрегатом Умберто решил построить свой первый дорожный мотоцикл – представленный в 1999 году Borile B500CR Café Racer. За ним в 2003 году последовала версия В500 Supermoto. За восемь лет Бориле построил около 200 таких аппаратов. 

Решающий поворот в судьбе его компании произошел в 2010 году. Он организовал совместное предприятие (50/50 %) с семьей промышленников Басси. Если раньше Бориле делал свои мотоциклы практически в одиночку в своей мастерской в Во (городок с самым коротким в Италии названием), то теперь производство переместилось на новый завод в Вероне, а Умберто занялся постройкой прототипов. 

Borile Multiuso с 230-кубовым мотором Zongshen.

Так что в 2011 году на мотор-шоу EICMA в Милане он показал впечатляющую гамму новинок. Кроме B450 Scrambler, ее составляли кроссовый B500 Ricky, модернизированная версия кроссового мотоцикла с мотором на основе GM и четырехступенчатой коробкой передач в отдельном блоке, практичный легкий мотоцикл двойного назначения Multiuso с 230-кубовым китайским двигателем Zongshen, и Bastard, шасси в триальном ретро-стиле для установки двухцилиндровых двигателей Triumph или Norton. 

В 2012 году под руководством генерального директора Альберто Басси компания значительно расширила дилерскую сеть в Италии и впервые начала продажи за рубежом, в том числе в США, Японии и Австралии.

Материалы по теме:

Оставить комментарий

Для добавления комментария требуется зарегистрироваться или авторизоваться на сайте .


↑ Наверх