Электроэволюция: BMW C evolution

12 декабря 2012

BMW меняется. И С evolution – первый электроскутер компании – показывает направление перемен.


Электроэволюция: BMW C evolution

Выпуск:
Журнал «МОТО» – декабрь 2012

Автор:
Алан Каткарт, фото BMW, перевод Александра Воронцова

Теги:
Тесты / Электроскутеры / BMW /

Просмотры:
6026

Оставить комментарий

Поделиться с друзьями:

В 2011 году BMW Motorrad продал 104 286 мотоциклов – абсолютный рекорд в своей 90-летней истории. И вступил в новый для себя сектор городского транспорта со скутерами серии С. Таким образом, концерн нацелился на те 50% земного населения, которые живут в городах (по прогнозам, в следующие 25 лет их станет 70%). Специалисты BMW верят, что уплотняющийся городской трафик, рост цен на энергоносители, ужесточение норм шума и выбросов, а также ограничение въезда автомобилей в центры городов умножат привлекательность двухколесных машин. Чтобы застолбить эту нишу, компания выпустила семейство двухцилиндровых максискутеров – С600 Sport и C650GT.

Третий – и самый радикальный – представитель семейства дебютировал этим летом во время Олимпийских игр в Лондоне. Это электроскутер С evolution, разработка которого заняла четыре года. Конструктивно он базируется на прототипе BMW Concept E, показанном в сентябре прошлого года на Франкфуртском мотор-шоу. Но если тот фактически представлял собой модель С600 Sport с электромотором вместо ДВС, то С evolution, воплотивший в себе уроки постройки и испытаний Concept E, разработан с чистого листа.

Со слов специалистов BMW, заряда литий-полимерных аккумуляторов хватает на 100 км пробега «в нормальных условиях», то есть если не выкручивать ручку газа постоянно до упора. Время полной зарядки – три часа, но 70% емкости батареи набирают всего за полчаса. Так что на этом аппарате вполне можно ездить на работу. Хитрецы из BMW омологировали скутер как 15-сильную машину, что во многих странах Европы разрешает водить его с правами категории В. В то же время пиковая мощность – 35 кВт/48 л.с. при 10 000 об/мин – обеспечивает весьма достойную по меркам максискутеров динамику. Этот финт стал возможен потому, что омологационные требования Евросоюза требуют, чтобы двигатель работал на полной мощности 30 минут – что легко для ДВС, но недоступно для электромотора, который просто высосет досуха батарею. Хотя максимальная скорость ограничена величиной 120 км/ч, этого достаточно и для движения по автостраде. А в городе, даже с пассажиром, вы с легкостью обходите весь трафик – ведь свои 72 Нм электродвигатель развивает уже с 1 об/мин.

Чтобы продемонстрировать все эти достоинства, BMW пригласил избранных – всего 30 человек! – журналистов протестировать новинку во время Олимпийских игр в Лондоне (неспроста концерн стал их официальным партнером!). Сначала мы оседлали максискутеры С600 Sport, чтобы доехать из Лондона в Биггин-Хилл – ныне частный аэропорт в Кенте, а в годы Второй мировой войны, по иронии судьбы, одна из баз ВВС, защищавших столицу от налетов Luftwaffe. Там нам раздали ключи от «почти серийных» электроскутеров – да-да, ключи, а не цифровые коды – и позволили проехать 48 км по сельским дорожкам Кента. Увы, опробовать С evolution в условиях его естественного обитания – в большом городе – нам не удалось. Вечером на максискутерах C650GT мы вернулись в Лондон. Ну что же, по крайней мере, это хорошая возможность сравнить скутеры с ДВС и электроприводом.

Посадка на С evolution не хуже посадки на любом максискутере: центральный тоннель не слишком выступает вверх, не больше, чем на Aprilia SRV850. Поворачиваете ключ в замке зажигания, затем складываете боковую подставку (что автоматически деактивирует стояночный тормоз), затем нажимаете на красную кнопку у правой рукоятки руля, крутите ручку газа – и вперед! Не забудьте только включить ходовые огни – цепочку светодиодов между фарами. Представители BMW предостерегали нас, что максимальный крутящий момент доступен уже с малых оборотов, так что нам не следует слишком баловаться с ручкой газа. Но на самом деле в контроллер зашита программа, уменьшающая крутящий момент на низах, так что на сухом асфальте опасности нет. А на мокром, действительно, трекшн-контроль был бы не лишним.

Ускорение на С evolution никак не меньше, чем на С600 Sport – но оно более плавное и, конечно, бесшумное. На малой скорости слышно лишь подвывание планетарной передачи, а со скорости 80 км/ч – шум ветра. И, конечно, шелест шин Metzeler Feelgreen. Эти шины спроектированы так, чтобы уменьшить сопротивление качению – за счет снижения массы, уменьшения гистерезиса и специального рисунка протектора. По заверениям специалистов компании, их сопротивление качению на 25% меньше, чем у стандартных скутерных шин Metzeler Feelfree. И на сухом асфальте они обеспечивают великолепное сцепление с дорогой, позволяя не сбрасывать скорость на виражах.

BMW C evolution – скутер большой и просторный как для пассажира, так и для водителя, которому есть куда поставить ноги. А таких превосходных зеркал я давно уже не видел на мототехнике. Под комфортабельным седлом есть место для одного шлема (но не двух – аккумуляторы отъедают пространство). Несмотря на большую базу, скутер хорошо сбалансирован и легко маневрирует даже на малой скорости. Ехать по извилистым узким сельским дорогам со скоростью 50 км/ч – одно удовольствие. Но и на высокой скорости аппарат устойчив: ни воздушная волна от встречных грузовиков, ни резкое торможение не заставляют подруливать. Чувствуется, что скутер разработан командой мотоциклетных конструкторов. Вот только задняя подвеска – очень жесткая (заявленные ходы обеих подвесок - 115 мм, но у задней он явно меньше), приходится тщательно объезжать все выбоины. «Мы еще не работали всерьез над настройками шасси, — объясняет Кристиан Эбнер, руководитель проекта. – На первых порах нашим приоритетом стала доводка электропривода и системы его управления. Эти машины будут испытываться в различных условиях и в разных странах, мы поработаем и с подвесками перед тем, как запускать электроскутер в серию». По планам концерна, электроскутеры BMW появятся в продаже вскоре после электромобилей. Значит, если автомобиль i3 дебютирует на рынке в 2013 году, то С evolution – в 2014-м.

Покритикую электроскутер и за настройки торможения двигателем. Могли бы сделать его и посильнее – на спусках машина просто катится вниз безо всякого замедления. А если бы асфальт был покрыт осенней грязью? Совет пользоваться тормозами — не выход. Я бы поставил четырехпозиционный переключатель степени рекуперации, чтобы выбирать ее в зависимости от дорожных условий и своих предпочтений. А еще бы дополнил аппарат звуковым синтезатором – полная бесшумность в городе слишком опасна! Как вам выбор между звуками выхлопа одноцилиндрового G650GS, традиционного оппозита и гоночного супербайка S1000RR Марко Меландри?

Когда в 2014 году С evolution выйдет на рынок, он встретит соперника от другого немецкого автомобильного концерна: Daimler AG выпускает свой собственный электроскутер под маркой Smart. Конечно, BMW готовит более мощный и скоростной аппарат – но он и дороже. Интересно, Volkswagen Audi Group тоже ввяжется в электрогонку? Если принадлежащая теперь этому концерну Ducati выпустит свой вариант транспортного средства для города, почему бы к нему не приспособить электропривод?

BMW C evolution: максискутер, 2012, экспериментальный, 48 л.с. 265 кг.
BMW C evolution: максискутер, 2012, экспериментальный, 48 л.с. 265 кг.
BMW C evolution: максискутер, 2012, экспериментальный, 48 л.с. 265 кг.

Трехфазный электродвигатель переменного тока встроен в литой маятник задней подвески в месте его крепления к раме. Привод на заднее колесо – ремнем через одноступенчатую планетарную передачу.
Трехфазный электродвигатель переменного тока встроен в литой маятник задней подвески в месте его крепления к раме. Привод на заднее колесо – ремнем через одноступенчатую планетарную передачу.

Литий-ионные полимерные аккумуляторы объединены в три модуля, таких же, как на электромобилях i3 и i8. Корпус батарей служит также рамой скутера.
Литий-ионные полимерные аккумуляторы объединены в три модуля, таких же, как на электромобилях i3 и i8. Корпус батарей служит также рамой скутера.

Тормоза Nissin оборудованы ABS Bosch 9M, «обученной» работать совместно с системой рекуперации. Тормозные магистрали – армированные.
Тормоза Nissin оборудованы ABS Bosch 9M, «обученной» работать совместно с системой рекуперации. Тормозные магистрали – армированные.

Панель приборов на тонкопленочных транзисторах сообщает массу информации – в том числе и оставшийся заряд батареи, а также режим — расхода электроэнергии или рекуперации.
Панель приборов на тонкопленочных транзисторах сообщает массу информации – в том числе и оставшийся заряд батареи, а также режим — расхода электроэнергии или рекуперации.

Срок службы аккумуляторов, установленных на BMW C evolution, – десять лет или 160 000 км пробега.
Срок службы аккумуляторов, установленных на BMW C evolution, – десять лет или 160 000 км пробега.

BMW C evolution – плод четырехлетней разработки двухколесных аппаратов с электроприводом.
BMW C evolution – плод четырехлетней разработки двухколесных аппаратов с электроприводом.

ИТОГ


Я проехал тысячи миль за рулем самых разнообразных электробайков – от дешевых китайских поделок до гоночного Mission R, который на трассе «Лагуна Сека» проиграл Honda Кейси Стоунера меньше 10 с на круге. Ездил я и на Vectrix – первом в мире электрическом максискутере, и на изделиях компании Zero Motorcycles, крупнейшего в мире производителя электромотоциклов. И должен сказать: BMW C evolution обходит Vectrix по всем показателям: он мощнее, изысканнее и лучше сделан. А вот Zero он проигрывает – как в плане доводки, так и по практичности. Zero S разгоняется до 142 км/ч и проходит на одной зарядке 183 км – вот параметры, на которые BMW надо равняться.

Техническая характеристика BMW C evolution


Материалы по теме:

Оставить комментарий

Для добавления комментария требуется зарегистрироваться или авторизоваться на сайте .


↑ Наверх