Настоящие эндуро: новинки от Husaberg

24 декабря 2012

Стремительная раскрутка «новых старых» мотоциклетных брендов продолжается, вывод на рынок из небытия подзабытых производителей становится новым трендом. Вот и тихо существовавший на задворках большого мотобизнеса шведский Husaberg принялся отвоевывать себе место под солнцем.


Настоящие эндуро: новинки от Husaberg

Выпуск:
Журнал «МОТО» – декабрь 2012

Автор:
Роман Ситников, фото Husaberg, Франческо Монтеро и Себаса Ромеро

Теги:
Новинки / Эндуро / Husaberg /

Просмотры:
13209

Оставить комментарий

Поделиться с друзьями:

До недавних пор о мотоциклах Husaberg знали преимущественно фанаты мотоспорта и специалисты мотобизнеса. Да и откуда знать другим – у компании практически не было ни развитой дилерской сети, ни рекламы, ни информационной поддержки – ничего, кроме спорта. И хотя спортивные успехи более чем серьезные, складывалось впечатление, что шведы, где-то мельком увидев лозунг Win on Sunday, sell on Monday (побеждай в воскресенье, продавай в понедельник – англ.), запомнили лишь его первую часть, совершенно забив на вторую.

Husaberg, который некогда отпочковался от проданной итальянцам Husqvarna, так бы и продолжал тихо строить мотоциклы двойного назначения да кроссовые и завоевывать на них титулы в чемпионатах (а замахнуться на большее даже при наличии государственной поддержки было трудно), если бы не помощь из КТМ. Австрийцы, еще в 1995 году прикупившие шведский бренд «на всякий случай», вдохнули новую жизнь в сине-желтые мотоциклы.

Сохранить в Швеции компанию полного цикла не удалось, производство мотоциклов сейчас базируется в Австрии, на мощностях «оранжевых». Но на исторической родине осталось R&D подразделение Husaberg, где шведские инженеры продолжают создавать настоящие спортивные эндуро. Результаты их работы, помноженные на возможности КТМ – модели Husaberg 2013 года, – мне и довелось протестировать в Пиренеях. Компания представила новинки во всех категориях – как соответствующие всем регламентам 250- и 450-кубовые мотоциклы, так и межклассовые с 350- и 510-кубовыми моторами.

Основная ударная сила Husaberg – 4-тактные эндуро. Как полагается, эти мотоциклы не только способны брать призы на соревнованиях любого уровня, но и допущены на дороги общего пользования. Все в полном соответствии с законами рынка, ведь и в Европе, и в Штатах продажи мотоциклов двойного назначения растут из года в год. Увеличение числа адептов офф-роуда влечет за собой еще больший интерес со стороны "необращенных" и, как следствие, дальнейший, практически лавинообразный рост спроса. Удовлетворение которого и приносит прибыль.

Отдельного упоминания достоин эндуро-парк, где проходил тест. Расположенный в предгорьях Пиренеев, он занимает не один десяток гектаров. Здесь есть, пожалуй, все, что в том или ином виде может встретиться на пути эндуриста: горные спуски и подъемы, медленные извилистые лесные тропинки и длинные прострелы по песчаной и каменистой гребенке, каменные ступени и лесные завалы, болота и речушки… Тут мне и предстояло вплотную познакомиться со всем модельным рядом легендарных шведских эндуро. Действительно, чем еще заняться в горах Испании, когда термометр в тени показывает +48°C?

Но главное, что этот тест – совсем не абстракция для российского читателя, нередко потчуемого рассказами о мотоциклах, увидеть живьем которые у нас в салонах не суждено. В России появился дистрибьютор мотоциклов Husaberg, так что сложностей ни с приобретением, ни с обслуживанием и покупкой запчастей, я полагаю, не предвидится.

Двигатель


Все мотоциклы оснащены системой впрыска топлива с диффузором диаметром 42 мм. В качестве опции доступен переключатель предустановленных карт "мозгов" и возможность создания и сохранения собственных.
На 250- и 350-кубовых двигателях и впускные, и выпускные клапаны изготовлены из титана, у FE450 и FE501 титановые клапаны только на впуске. Кроме того, большие двигатели получили балансирный вал.
На всех силовых агрегатах Husaberg, вне зависимости от рабочего объема, установлено два масляных насоса. Один отвечает за нагнетание масла к парам трения и смазку сцепления, второй – за откачивание масла из картера и смазку КП. Генератор располагается в масляной ванне для более эффективного охлаждения. Разумеется, все эндуро оснащены электростартером, но на любую 4-тактную модель можно установить кикстартер.

Рама


Рама на всех эндуро Husaberg – из хром-молибденовой стали, классический рецепт сочетания жесткости и невысокой массы от КТМ. Для обеспечения более эффективной отработки неровностей подвеской инженеры немного снизили степень поперечной жесткости рамы.


Задний подрамник выполнен из углепластика, армированного полиамидом. По заверениям инженеров компании, это решение позволило добиться не только меньшей массы, но и большей устойчивости к падениям. В случае удара алюминиевый подрамник обычно деформируется и меняет геометрию, пластиковый же гораздо более упругий и зачастую геометрия его не страдает. Кроме того, подрамник, состоящий из трех деталей, является еще и корпусом воздушного фильтра, замену которого можно осуществить за считанные секунды без применения инструмента.

Подвески




Подвески на "Хусабергах" имеют то же происхождение, что и КТМ'овские – только лучшие компоненты от White Power Suspension. Точнее, теперь их принято стыдливо называть WP – а то изначальное название в современном толерантном обществе может привлечь к себе ненужное внимание каких-нибудь воинствующих пацифистов-толерастов. Но качество подвески от этого, к счастью, не меняется.

Все эндуро 2013 модельного года оснащены 48-миллиметровой вилкой WP 4860 4CS с разделением функций демпфирования по перьям: за сжатие отвечает левое перо, за отбой – правое. Регулировку можно осуществлять без применения инструмента.

Амортизатор задней подвески – WP Suspension PDS 5018 DCC – тоже получил упрощенную систему регулировки степени предварительного поджатия пружины. Гидравлика сжатия регулируется раздельно для высоких и низких скоростей хода подвески. Маятник стал жестче за счет измененной геометрии, при этом его масса снизилась на 300 г.

Колеса


"Топовые" обода от DID, анодированные в синий цвет, ступицы и даже ниппели спиц – все изготовлено из алюминиевых сплавов. Сами спицы имеют черное покрытие – и от коррозии защита, и внешний вид интересный.

Тормоза


Название компонентов тормозной системы говорит само за себя – Brembo. Лепестковые тормозные диски стали еще легче и при этом эффективнее.

Бензобак


Полупрозрачные полиэтиленовые бензобаки позволяют визуально контролировать уровень топлива. Объем бака на любом из 4-тактных эндуро – 9,5 литров, добавилась и такая роскошь, как контрольная лампа уровня топлива.

Пластик, эргономика.





Полностью обновленное сиденье, форма бензобака и пластика призваны улучшить контроль над мотоциклом, позволить слиться с ним в одно целое. Очень удобны выемки в хвостовой части пластика – всегда есть, за что ухватиться, чтобы поднять упавший или застрявший мотоцикл.


По заверениям Husaberg, новые выпускные системы стали тише, при этом негативного влияния на характеристики двигателя удалось избежать.


Все мотоциклы 2013 модельного года получили траверсы иной геометрии, фрезерованные из алюминия, с черной анодировкой.

HUSABERG FE250




Husaberg FE250: эндуро, 2013, 248,6 см³, 107,5 кг, 375 000 руб.

FE250 — классика жанра, эндуро с двигателем рабочим объемом 250 см³. Двигатель FE250, построенный на базе KTM’овского 250SX-F, оснащен титановыми клапанами на впуске и на выпуске. Для обеспечения лучшей тяги на средних оборотах мотор получил иные настройки, потеряв при этом часть мощности, но зато прибавил крутящего момента в столь нужном в эндуро диапазоне. Правда, несмотря на все эти манипуляции, объем остался прежним, так что щелкать передачи придется очень активно. И тогда ни затяжные подъемы, ни прострелы по прямой не станут препятствием для этой 250-ки.

В первой половине оборотов FE250 – довольно спокойный аппарат с великолепной ходовой частью, не отпугивающий новичков дикостью нрава. Но стоит повернуть ручку газа еще немного, и мотоцикл преображается. Во второй половине диапазона оборотов FE250 готов лететь вперед, к победе. Главное – не стесняться при обращении с ручкой газа. Ну и, разумеется, не забывать "ловить момент", вовремя подтыкая нужную передачу.

Недостаток тяги внизу, мешающий "газом" переносить переднее колесо через препятствия, хорошо компенсируется высококачественными подвесками и малой массой мотоцикла. FE250 чутко реагирует на работу телом, молниеносно разгружая переднее колесо, и тогда небольшое добавление тяги помогает беспрепятственно преодолевать ямы, бревна и прочие препятствия. Опять же, изменение передаточного отношения главной передачи позволит настроить мотоцикл под требуемые условия, от околотриальных до раллирейдовых.

FE250 явно нацелен на спортивные достижения, но при этом он будет великолепен в качестве "учебной парты", позволяя начинающим любителям эндуро освоить азы внедорожного вождения и, не меняя мотоцикла, переходить на следующие ступени развития. Вплоть до соревнований уровня Кубка и Чемпионата России.

HUSABERG FE350





Husaberg FE350: эндуро, 2013, 349,7 см³, 108,5 кг, 385 000 руб.

Рост популярности «внеклассовых» эндуро – заслуга не только маркетологов, но и в некоторой степени влияние здравого смысла. Понятно, что на практике ни мощности 450-ки, ни массы 250-ки здесь обычно нет, несмотря на заявления специалистов по изучению (и формированию) чаяний рынка. Но если говорить о FE350, картина получается довольно любопытной.

Масса 350-ки почти не отличается от «четвертушечной» – 1 "лишний" килограмм вряд ли можно считать существенным проигрышем FE250. А вот двигатель по ощущениям не имеет с 250-кубовым силовым агрегатом ничего общего. Да, конечно, ему далеко до дикого нрава 450-кубового мотора, но здесь "фишка" в другом: крутящий момент доступен практически с самых низов, и нет необходимости выкручивать наизнанку ручку газа, чтобы заставить мотоцикл ехать. Проще и переносить переднее колесо через препятствия, что очень актуально для мотоцикла двойного назначения. И, кстати, несмотря на добавление 100 "кубиков" (если быть совсем точным, то 101,1 см³), уровень вибраций 350-кубового мотора не возрос.
Оборотная сторона медали – отсутствие ярко выраженного "подхвата" во второй половине тахометра. Но это сложно причислить к минусам, скорее, такова особенность мотоцикла. А для менее опытных райдеров так вообще плюс – более тяговитый двигатель делает FE350 чуть снисходительнее к ошибкам в выборе передачи. Но требует при этом более аккуратной работы газом.

Ходовая часть справляется со своими обязанностями на отлично, то же касается и тормозной системы. Да иного и ожидать было нельзя – практически без изменений позаимствованные у старших моделей подвески и тормоза проявляют себя во всей красе.

FE350 заказан путь на серьезные соревнования из-за того, что он не относится "ни к нашим, ни к вашим". Но мотоцикл способен подарить море позитива любителям эндуро. Чем дольше едешь на Husaberg FE350, тем больше начинаешь ценить уникальное сочетание тяговитого двигателя, небольшой массы и потрясающей управляемости. Кроме того, "лишние" 100 кубиков рабочего объема будут хорошим подспорьем для тяжелых райдеров, морально не готовых седлать 450-ку, но не желающих постоянно "до звона" крутить "четвертушку".

HUSABERG FE450



Husaberg FE450: эндуро, 2013, 449,3 см³, 112 кг, 395 000 руб.

Как всегда, необузданность спортивной 450-ки заставила потратить существенную часть времени на то, чтобы вкатиться в мотоцикл, а большую часть сил – на то, чтобы преодолевать желание мотоцикла ехать так, как хочется ему, а не мне. Не скажу, что в итоге все получилось идеально: очень долго мотоцикл управлял мной, а не я им, но в итоге понять и распробовать FE450 я успел. Или мне показалось, что успел…

Двигатель Husaberg FE450 – источник непрекращающегося ужаса для "чайника", переоценившего свои силы при выборе мотоцикла, и перманентного счастья для профессионала или просто опытного райдера. Мощности здесь в избытке, внушительный крутящий момент доступен в очень широком диапазоне, а четко работающая 6-ступенчатая КП позволяет удерживать обороты в самой "мясной" его части. Мотоцикл уверенно ускоряется на любых оборотах, переднее колесо норовит выстрелить в воздух при любом неаккуратном движении правой руки.

"Ходовка" FE450 скроена по образу и подобию КТМ’овской 450-ки, но, как и у прочих "Хусабергов", со своими технологическими особенностями. Возможности подвесок WP позволяют в полной мере реализовать потенциал мотора, а неизменно великолепные тормоза от Brembo уверенно и прецизионно замедляют «низколетящий» "Хусаберг".

FE450 – это спорт. Без скидок, без компромиссов. Мотоцикл "заточен" под классический эндуро, но будет на высоте и в ралли-рейдах. Несмотря на чуть большую, чем у некоторых конкурентов, массу, FE450 способен очень на многое. Главное, чтобы райдер не подкачал. Мотоцикл будет постоянно демонстрировать все новые, пока еще не освоенные райдером, возможности, заставлять последнего тянуться вперед, повышая и повышая уровень мастерства. Просто потому, что вырасти из FE450 крайне непросто.

HUSABERG FE501



Husaberg FE501: эндуро, 2013, 510,4 см³, 112,5 кг, 410 000 руб.

Удивительный мотоцикл! Несмотря на сочетание двигателя большего (ни много ни мало на 13,5%) рабочего объема с идентичной 450-ке массой (разницу в 0,5 кг сухой массы вряд ли можно считать существенным отличием), FE501 ощущается невероятно покладистым. В 501-й не потребовалось вкатываться, мотоцикл сразу же подарил то великолепное чувство, когда он становится твоим продолжением, ты сливаешься с ним в единое целое и можешь все. Что-то подобное было на FE350, но сопровождалось еще необходимостью своевременно щелкать передачами, попадая в нужный диапазон оборотов. Здесь же все просто: нужна тяга – газуй! Крутящего момента тут в избытке на любых оборотах, вне зависимости от того, крадешься ли ты по камням на холостом ходу или валишь по грейдеру на все деньги. Переднее колесо перебрасывается через бревна легким движением кисти.

Ходовая часть FE501 абсолютно идентична "ходовке" 450-ки, масса тоже практически не отличается, так что работы подвескам и тормозам если и добавилось, то только за счет возросшего потенциала двигателя. И справляются они с этой работой замечательно. Еще бы, богатый гоночный опыт и широкие возможности, открывшиеся после братания с КТМ, позволили компании сделать великолепное шасси.

На мой взгляд, стихия 501-го – ралли-рейды. Да, конечно, я помню про ограничение в 450 "кубиков" в ряде регламентов, но речь сейчас в первую очередь о любительских и "полупрофессиональных" соревнованиях. Именно там бездонный 510-кубовый мотор проявит себя в полной мере, позволяя легким движением руки отрываться от 450-кубовых конкурентов на скоростных допах. Но при этом и в классическом эндуро мотоцикл не будет играть роль статиста – при необходимых навыках райдера места на подиуме обеспечены. Я, конечно, теоретизирую, но, на мой взгляд, подобное сочетание великолепной "ходовки" и "бездонного" мотора придутся очень кстати на мероприятиях типа Erzberg Rodeo и Romaniacs.


FE250 способен на многое, если не давать оборотам упасть в нижнюю половину диапазона.


Уникальное сочетание тяговитого двигателя, небольшой массы и потрясающей управляемости – главная особенность FE350.


FE450 – рафинированный спортсмен. Попытки использовать его для околодачных покатушек – сродни забиванию гвоздей микроскопом.


Husaberg FE501 – удивительный мотоцикл: при всей своей энерговооруженности он ощущается наиболее покладистым.


Крутящего момента у FE501 в избытке на любых оборотах.

ИТОГ


Патронаж "большого брата" в лице КТМ позволил шведскому бренду не просто продолжить создавать конкурентоспособные эндуро, но и начать активно расширять зону влияния на рынке мотоциклов двойного назначения. Так что в ближайшее время, похоже, нам предстоит все чаще встречать сине-желтые мотоциклы и на спортивных трассах, и на клубных покатушках. Оно и к лучшему – здоровая конкуренция пойдет на пользу и производителям, и потребителям.

Тест организован при участии компании "ПРО Мото".
Экипировка Fox предоставлена на тест компанией FoxUSA.ru.

Материалы по теме:

Оставить комментарий

Для добавления комментария требуется зарегистрироваться или авторизоваться на сайте .


↑ Наверх