Карманные снегоходы

13 марта 2013

Россия – зимняя страна, и неудивительно, что снегоходы в ней производятся и продаются самые разные. Казалось бы, все известные ниши заполнены и спрос удовлетворен. Ан нет: в последние годы, как грибы после дождя, стали появляться странные аппараты...


Карманные снегоходы

Выпуск:
Журнал «МОТО» – март 2013

Автор:
Иван КСЕНОФОНТОВ, фото автора и Александра БАТЫРУ

Теги:
Карманные / Irbis / RM /

Просмотры:
19550

Оставить комментарий

Поделиться с друзьями:

...примитивные по конструкции, с дизайном эрзац-пулемета, разборные – так что их можно перевезти в обычной легковушке – и стоящие при этом на порядок дешевле «взрослых» снежиков. Этой зимой мы испытали трансформеры двух российских брендов – «Ирбиса» и «Русской механики».

Irbis Dingo T110 (от 60 000 руб.)

Проект снегохода Dingo T110 был запущен с нуля: в феврале прошлого года появилась идея, а уже в декабре продана пробная партия. Конечно, такое было бы невозможно без технологической мощи китайских заводов. Но разработка конструкции и ее доводка – дело рук двух умельцев: Андрея Течки на и Валерия Смирнова. 

Irbis Dingo T110 хотя и без вариатора, но благодаря «оборотистому» кабовскому мотору позволяет почувствовать драйв на укатанном снегу.

Нашли самодельщиков на форуме раскрученного снегоходного сайта. Андрей из уральского Златоуста, а Валерий из нижегородского поселка Сява; они до приезда в подмосковный Железнодорожный (где базируется «Ирбис») даже не были очно знакомы. Для постройки прототипа им предоставили карт-бланш – возможность использовать любые узлы и детали от «китайцев», которые занимают огромный ангар. 

Концепция снегохода была уже определена – легкий трансформер. Такой, чтобы по частям помещался в багажник малолитражки (эталоном выбрали «Ладу Приору» как самый популярный в провинции автомобиль). Разборку-сборку должно быть под силу осуществить двум неквалифицированным людям минут за 5–10. Цена – минимальная, чтобы конкурировать с получившими у нас распространение мотобуксировщиками. 

Ну и конечно, снегоход должен соответствовать стандарту, последняя версия которого стала действовать с сентября прошлого года. Итак, в Железнодорожном родилось два прототипа. Затем Андрей Течкин увез технику в Приуралье, где в марте-апреле занялся доводкой. Ну а летом утвержденный образец полетел в Китай, где отрабатывали технологию, изготавливали оснастку и налаживали производство. 

Ведь «Ирбис» затеял эту игру не ради одной партии: в планах компании массовый выпуск усовершенствованной модели. Ожидать от первых машин отсутствия детских болезней не приходится, ведь, повторюсь, ни «Ирбис», ни китайские партнеры до этого никакого отношения к снегоходам не имели. 

Бензобак расположен по-мотоциклетному, между коленей, имеется топливомер, замок зажигания и гнездо прикуривателя.

При беглом осмотре «Динго» замечаешь решения, не принятые на «настоящих» снегоходах – например, отсутствие поддона под двигателем и капота. Мотор – без принудительного охлаждения, а в трансмиссии нет привычного вариатора. Хотя аппарат совсем небольшой, он с двухместным сиденьем, под ним ящик для инструмента и мелочевки. Гусеница – как на большинстве современных снегоходов, 380 мм шириной, правда, короткая. Но ведь и вес «Динго» – всего 108 кг. 

Могучая 520-я цепь и дисковый тормоз с гидроприводом.

Подвеска гусеницы – рессорная, применены склизы и шесть катков. Лыжи тоже современные – пластиковые, с двумя подрезами. Все это изготовлено в Китае, но за спецоснастку пришлось платить, и немало. Двигатель – хорошо знакомый по мототехнике 4-тактный кабовский мотор – самый распространенный в мире. Основу конструкции заложила «Хонда» в начале 60-х прошлого века; конкретное исполнение агрегата для « Динго» выполнила китайская компания Loncin, «второй номер»в рейтинге страны. 

Была выбрана довольно редкая 110-кубовая версия, у которой в КП одна скорость вперед и одна – назад, а автоматизм управления обеспечивает центробежное многодисковое сцепление в масляной ванне. Правда, на снегоходах такой мотор еще не применялся, только на детских квадриках. Поэтому для «Динго» остается открытым вопрос перегрева – ведь режимы на снегу бывают очень тяжелые. 

Однорычажная подвеска лыж не идеальна с точки зрения проходимости. Зато мягко ехать. Применены пластиковые лыжи и регулируемые амортизаторы.

К сожалению, проведенный тест не внес полной ясности – стоял мороз ниже –20 °С, а снега было немного. Также беспокоит отсутствие подогрева карбюратора, ведь у обычных снегоходов моторный отсек под капотом, и при движении там всегда «плюс». А здесь возможно замерзание дросселя в колодце карбюратора – с этим нередко сталкиваются мотокроссовики. И, конечно, не дело, что отсутствует резервная система запуска – кик или ручной стартер, как на всех других снегоходах. Ведь зимой в тайге, на льду большого водоема или в горах надежный запуск – буквально вопрос жизни и смерти. По мне – лучше обошлись бы без электростартера. 

Однако во время теста мотор снегохода, стоявшего всю ночь на улице при температуре ниже –20 °С, запустился легко. После пятиминутного прогрева на обогатителе (его роль выполняет воздушная заслонка) можно ехать. Органы управления и приборы схожи со скутерными. Понятно, что пульты упрощены – нет переключателя поворотников и кнопки сигнала, габаритных огней. Фара с галогенной лампой горит в режимах «дальний-ближний», а при нажатии на рычаг тормоза срабатывает светодиодный стоп-сигнал. 

Из такого состояния трансформер собирается за 5–10 минут без какого-либо инструмента.

Тормоз, кстати, с гидроприводом – чего не могут себе позволить матерые производители русских снегоходов. На рычаге тормоза предусмотрен фиксатор – для стоянки на уклонах. Имеется клавиша «стоп двигателя». Из контрольных приборов перед глазами скутерная «банка» со спидометром, в шкале есть окошко для цифр пробега. Также предусмотрен указатель топлива – на верхней панели бака, рядом с замком зажигания и розеткой прикуривателя. 

Кстати, указатель без электронно-цифровых примочек, прекрасно все видно. Посадка, если сравнивать с большими снегоходами, специфична. И все из-за того, что ноги водителя ставятся не на полик, а на подножки мотоциклетного типа. Эти подножки совсем небольшие и расположены низко, рядом с рулевыми тягами. Плохо то, что на них не встанешь. Ноги не защищены; впрочем, по глубокому снегу «Динго» все равно не идет: слишком низко расположены рама и мотор, да и подвеска лыж на поперечных рычагах на это не рассчитана. К тому же для лыж не предусмотрены пластиковые расширители, которые не давали бы передку тонуть.

Модификация кабовского 4-тактного мотора с центробежным сцеплением и режимами КП «вперед – нейтраль – назад».

Итак, для движения надо включить передачу (вперед или назад) и нажать на рычажок дросселя. Вариатора в трансмиссии нет, скорость зависит только от оборотов двигателя. Его предел – 8500 об/мин, что позволяет на плотном снегу разогнаться до 40 км/ч. Спидометр при этом безбожно врет, однако шкала его такая мелкая и невнятная, что не каждый разглядит показания. 

ЖК-панель одометра на морозе – тоже не лучшее решение. Угол поворота руля огромный, лыжи встают чуть ли не поперек. Спасает от «ушей» то, что скорость в общем небольшая: с 7,5 «силами» особо не порысачишь. Подвеска лыж на одинарных рычагах, что обеспечивает экономию в весе, вызывает изменение схождения лыж при срабатывании амортизаторов. Получается так: амортизаторы сжимаются – лыжи из параллельного положения начинают становиться, как говорят горнолыжники, «плугом». А это на снегу создает помеху движению. 

В катково-склизовой подвеске гусеницы удары смягчает листовая рессора.

Так что снегоходу по многим причинам не показан выезд на глубокие снега. Хотя если найдется «буранка» (так на севере называют укатанные снегоходные дороги), то проблемы снимаются – колея лыж не выходит за ширину следа «Бурана». 

Огорчило отсутствие подогрева рукояток, хотя бы в качестве опции. Маловат бензобак – даже учитывая экономичность четырехтактника, его пяти литров вряд ли хватит на 50 км. Ну и немного жестковата подвеска гусеницы, ощущения пятой точки примерно такие же, как на всем известном «Буране».

 

Безусловно, некорректно сравнивать «Динго» с «настоящими» снегоходами. Скорее, его нужно оценивать глядя на мотобуксировщики, близкие по цене и эксплуатационным параметрам. И тут, конечно, ирбисовская новинка на высоте. Ведь ехать можно вдвоем (заявленная грузоподъемность – 150 кг), а при нужде на сиденье поместится и третий. Есть багажник и даже имеется возможность тянуть сани. Мотор прекрасно отлажен, к тому же он от известного производителя. 

А как с транспортировкой в автомобиле? Снегоход быстро разбирается без инструмента на три основные части: моторный блок, гусеницу с подвеской и рулевой блок. Дополнительно отсоединяются лыжи, багажник, руль и подседельная рама с багажным отделением. Самый большой габарит имеет блок гусеницы: 1040х450х300 мм. 

Соединительные велоболты (со складными ручками) унифицированы, всего их девять штук, и никакие гаечные ключи им не требуются. 

Итог

Идея сверхбюджетного снегохода, последние годы витавшая в самой обширной зимней стране, нашла воплощение. Для этого объединились опыт самодельщиков, технологическая мощь китайского мотопрома и инвестиции одной из крупнейших российских мотокомпаний. Даже немного поездив на «Динго», понимаешь: ирбисовским разработчикам удалось найти свою нишу. Благодаря малому весу и размерам, а также возможности быстрой сборки и разборки, снегоход можно перевозить в обычных автомобилях. Он подойдет для рыбаков, любителей неэкстремального активного отдыха, обучения, в том числе детей. И при этом цена его как минимум в три раза ниже, чем самого простого снегохода других производителей.

Технические характеристики Irbis Dingo T110 

Снегоход предоставлен на тест компанией «Ирбис Моторз». 

RM «Рыбинка» (от 78 000 руб.)

Надо отдать должное мэтрам отечественного снегоходостроения – их творение кустарщиной не назовешь. В облике – форме носовой части и кожухе двигателя – присутствуют элементы дизайна. Рама окрашена по современной порошковой технологии, как и у «больших» машин, а это гарантирует долговечность покрытия. 

Пульты руля и рычаги также взяты от снегоходов – они из пластика, что на морозе хорошо, а главное – допускает установку обогревателей (в штатной комплектации их нет). Однако не следует думать, что это такой же снегоход, как другие, только меньше. У «Рыбинки» совершенно иная конструкция, да и класс машины сами производители определили как «средство малой механизации». 

Применена давно забытая заднемоторная схема. Она лишила места пассажира, зато проще привод гусеницы.

Снегоход строго одноместный – позади седла разместили мотор. Этот агрегат – заменивший Robin Subaru, что устанавливали на первых партиях, 4-тактный Kohler Command Pro. Он применяется в составе стационарных генераторов, мотоблоков, мотопомп и т.д. Его мощность 7 л.с. позволяет разгоняться на укатанном снегу до 20 км/ч. 

«Рыбинка» выделяется дизайном и «фабричностью» изготовления.

Любопытный штрих из мировой истории: на первом снегоходе современного вида (Ski-Doo SK60), который построил канадец Арман Бомбардье в 1959 году, тоже применялся 7-сильный Kohler. Затем в 1972 году РМЗ (преемником которого по снегоходам сегодня стала «Русская Механика») начал выпускать копию более поздней модели «Бомбардье». И вот сегодня, более чем полвека спустя с момента появления SK60, Kohler вновь вернулся на снегоход. Такой вот виток истории… 

Телескопическая подвеска лыж хороша с точки зрения проходимости. Но в этом конкретном исполнении у нее очень малый ход.

Трансмиссия «Рыбинки» самая простая – центробежное сухое сцепление и привод ведущего вала гусеницы цепью. Никаких контрольных приборов нет, даже топливомера (хотя объем бачка мизерный, и надо быть начеку), зато установлены фара и электростартер. Оценивать посадку водителя и управляемость на «Рыбинке» правильнее также по сравнению с мотобуксировщиками – она покажется супер. 

Органы управления – от «больших» снегоходов. Они эргономичны, рычаги из пластика – на морозе это большой плюс.

Однако поездившие на ближайших по классу снегоходах «Тикси» или «Каюр» отметят тряску на твердом покрытии. Ведь гусеница подвешена на жестко закрепленных катках, а лыжи на телескопических стойках имеют незначительный ход. Однако в защиту конструкции отмечу – на тех небольших скоростях и «радиусе боя», на которые рассчитан аппарат, о комфорте обычно не задумываются. 

А вот что обидно – мал угол поворота лыж! Ведь при отсутствии реверса это подразумевает перетаскивание снегохода руками. Хорошо хоть, что конструкторы заботливо установили удобные ручки – и на том спасибо! 

В разобранном виде «Рыбинка» также умещается в багажник автомобиля. Но в отличие от «Ирбиса», отделение мотора от блока гусеницы здесь не предусмотрено, поэтому одному справиться с погрузкой-разгрузкой тяжелее. Да и гаечный ключ потребуется.

Итог

«Рыбинка», выгодно отличаясь от других «снежных блох» элементами дизайна и солидностью заводского изготовления, огорчает сравнительно высокой ценой. При относительно привычной снегоходной посадке, комфорт минимален (попросту – трясет), для перевозки скарба и пассажира надо рассчитывать только на сани. Из главных плюсов – быстрая разборность и возможность перевозить в багажнике обычного автомобиля. С определяющей функцией доставки рыбака к месту назначения «Рыбинка» справляется. 

Технические характеристики RM «Рыбинка»

Снегоход предоставлен на тест компанией «Русская механика».

Материалы по теме:

Оставить комментарий

Для добавления комментария требуется зарегистрироваться или авторизоваться на сайте .


↑ Наверх