Королевство открытых ладоней

27 сентября 2013

Год назад Генеральная ассамблея ООН учредила Международный день счастья, который отмечается 20 марта. Идею одобрили все 193 страны-участницы ассамблеи. 


Королевство открытых ладоней

Выпуск:
Журнал «МОТО» – сентябрь 2013

Автор:
Олег КАПКАЕВ, фото автора

Просмотры:
4730

Оставить комментарий

Поделиться с друзьями:

Новый праздник должен пропагандировать счастье как всеобщую цель человечества и будет служить стимулом для усиления связей между людьми – так решили авторы, группа представителей королевства Бутан. Что же это за народ, который в мире наживы и чистогана, где правят деньги, ложь и насилие, думает о Счастье в мировом масштабе? 

Многие века мир не ведал о существовании этой страны и тем более не знал ее названия. Ее возвышенные и недостижимые границы были окутаны непроницаемой пеленой загадочности. Тибетские хроники XVIII века ссылаются на множество названий, таких как «Спрятавшаяся Святая Страна», «Южная Долина Целебных Трав» и «Лотосовый Сад Богов». Однако бутанцы называли свою страну Друк Юл, что на языке цзонгка означает «Королевство Громового Дракона». 

Для иностранцев она открылась лишь в 1972 году, телевидение и телефон разрешен с 1998 года, а интернет подключили буквально вчера. Сегодня «страну всеобщего счастья» посещают не более 800 туристов в год. Такая статистика разожгла дух первооткрывателей и авантюристов, присущий парням из клуба Rolling Anarchy MCC. Но цена тура (плюс перелет, плюс аренда мотоциклов) оказалась многим не по карману. 

В итоге в загадочную страну отправилось 12 человек из России, Белоруссии и Латвии, оказавшихся первой группой мотоциклистов в Бутане. Наш путь начался в Индии, вернее, в бывшем королевстве Сикким, где мы арендовали мотоциклы Royal Enfield – что-то типа ИЖa на англо-индусский манер. Маршрут согласовывали за два месяца. За $ 250 в день у нас будет и стол, и кров, и даже гид. 

Типичный бутанец из города...

При всей простоте пересечения границы Индии и Бутана (просто проехали красивые ворота в центре города), контроль очень жесткий. Перемещение только в сопровождении гида, проживание только в заранее забронированных отелях. Романиваныч попытался въехать по иному паспорту, нежели указал в заявке на визу, и… штраф $ 50! А еще $ 40 за новую визу. Страна расположилась в самом сердце Гималаев на высоте более 2000 м. Промышленность – только ремесла и гидроэлектростанции (основной источник дохода в бюджет). Остальное ввозится из соседки-Индии, кроме культуры, табака, алкоголя. И секса. 

Монахи за нас помолились

Бутан сильно религиозен, официальная и единственная религия в стране – буддизм, хотя остальные вроде как не запрещены. Бутан – настоящее королевство. Его Величество 5-й король Джигме Кхесар Намгьял Вангчук молод (33 года от роду), женат лишь на одной королеве (в отличие от отца, счастливого обладателя четырех красавиц-жен), учился в Оксфорде, передвигается на велосипеде. Плюрализм при короле больше похож на заботу о народе, чем на демократию. 

Его отец ввел понятие «валового национального счастья» вместо грубого, прагматичного, капиталистического ВВП (валового внутреннего продукта, а не то, что вы подумали). Короля уважают. Он отец нации, ее лицо и кормилец – красив, умен, прост и в меру прогрессивен. Он вводит Бутан в новую жизнь, но ограждая подданных от тлетворного влияния алчности и злобы западного мира и контролируя проникновение в страну прогресса, дабы сохранить многовековой паритет между природой и человеком. 

Основное блюдо мотобуддистов.

В каждом доме висит портрет короля, и, как нам показалось, народ искренне любит своего государя и гордится им. Все мосты в Бутане имеют имя, так что отсчет идет от имени собственного, а не просто по километражу. Дома самые разные, но все построены в национальном стиле, по утвержденным проектам короля. Украшать жилища золотом и мрамором не принято (да и нет их в стране), поэтому расписывают стены изящным национальным орнаментом с изображением… членов. Эти изображения весьма символичны, ведь много веков назад странствующим монахом, размахивающим пенисом, словно палицей, из Бутана были изгнаны злые духи. Изображения фаллоса уступают лишь изображениям дракона. Тут уж зодчие и художники реализуют свою фантазию безмерно. Большинство бутанцев убеждены, что они потомки Громового Дракона, а сам Дракон живет высоко в горах. Его следы встречаются повсюду – страна Друк Юл, авиакомпания «Друк», пиво «Друк» и все такое прочее. Может, именно поклонением дракону объясняется запрет на табак в стране? Кто из смертных (пусть даже потомков Дракона) способен извергать изо рта пламя и дым?.. Сигареты в стране не продаются. Туристам разрешен ввоз только 5 пачек на человека при уплате пошлины по 10 евро за пачку. Остальное – контрабанда. 

Содержимое многочисленных лавочек – народные промыслы ушедших веков.

При более чем лояльном отношении к иностранцам, специальная полиция может в отеле проверить наличие сигарет, а за нарушение – 5 лет реального тюремного срока! За наркотики – смертная казнь. А конопля растет повсюду, как сорняк, и климат благоприятствует правильному вызреванию урожая. Наши «Энфилды» прекрасно подготовлены для дорог Бутана (особенно при наличии механика и запасного мотоцикла на крыше джипа сопровождения). А дорог, по сути, две – не заблудишься. В основном серпантины, асфальт и грунт. Пробеги небольшие, за день проезжаем 100–200 км, но ощущения на все 700–800. Мотоцикл приходится ловить в ямах, шарахаться от грузовиков, умудряться не нырнуть в пропасть… 

Никаких ограждений, сплошная зона свободного падения. В этой высокогорной стране всего пара небольших долин, полностью распаханных. Народ трудолюбивый, поэтому любой клочок земли задействован на 200 %. Плодородный слой, засеянный рисом и бататами, поддерживается в непростом климате лишь руками бутанцев. Одна из любимых в Бутане притч отдаленно напоминает русскую сказку «Репка». В ней четверо друзей (слон, обезьяна, кролик и павлин) получили большой урожай фруктов благодаря смекалке и взаимопомощи. 

Горы накладывают отпечаток на всё – от скорости прохождения закрытых поворотов (других там просто нет) до пищевого рациона жителей. Стручки фасоли, цветная капуста, морковь, горох, перец, картошка, рис – еда незатейливая, разнообразием не блещет. И очень острая. Нам готовили специально, тем не менее частенько огненную еду было невозможно проглотить. Овощи в томате, ярко зеленые соусы и перец, перец, перец! Зато экологичность продуктов высочайшая, ведь промышленности нет совсем – гадить нечем! Поэтому ягоды, мед, варенье, предлагаемые к столу, поглощались в гигантских количествах. 

Присаживаюсь на скале. Закрываю глаза от слепящего солнца. Слышу ветер. Звук колокольчика от молитвенного барабана «мани» короткими отрывками срезает сознание…

Алкоголь есть везде. Бутанцы активно пьют пиво. А бутылки не сдают – лежат везде кучами. Нам еще повезло: кто-то на протяжении нашего маршрута убивал коров и куриц, поэтому мы имели на столе мясо. Ведь по канонам буддизма нельзя убивать живых существ, а тем более их есть. Но можно приобрести «лицензию на убийство» – разрешение поудить рыбу (всего за $ 100). Капитализм на пороге! Правда, строжайше запрещено ловить ее у монастырей и возле мостов. Сушеную рыбу варят и тушат, а как воблу не употребляют. 

Продуктовая лавка.

По нашему предложению ели, очень хвалили и… сплевывали. А так Бутан – страна буддистов и вегетарианцев. Религия является основополагающим руководством к жизни, смерти, бытию. Король может родиться только от Дракона, учиться может только монах, потому что все учебные заведения расположены в монастырях... А вот куда поместить останки в виде ступок-неваляшек (тсаца), слепленных из глины и пепла усопшего и с замурованной на дне бумажкой с его именем, решает монах-астролог. Хорошо, если укажет место на окраине села. А если высоко в горах? А туда еще надо отнести и вкопать шесты с мантрами, напечатанными на холстах! Количество ступок и их размер (как и флагов) тоже укажет монах. 

Выездная торговля бананами.

Однажды так отправили бабушку высоко в горы дедушку разместить – и мантры не поставила, и ступочки рассыпала, и осталась с любимым дедушкой на склоне… Непросто следовать канонам! Эти ступки повсюду и очень похожи на сувениры, так и просятся с тобой в дорогу. Буддизм… Цветные флажки, кои тут повсюду, это те же мантры, только во здравие и восхваление. Так сказать, для задора в жизни. Мы не стали отходить от традиций и повесили их на рули, штук по 10–20 каждый. Некоторым помогало, а другим почему-то наоборот… Не буддисты. 

Снял ботинки? Обнажи и душу!

Колорита добавляет национальная одежда бутанцев. Без нее невозможно посетить ни одно государственное учреждение или музей. Наши гиды всегда переодевались в большие халаты, именуемые «гхо», и подпоясывали их красиво расшитым ремнем «керой». Впереди получается большой карман, где можно хранить много чего полезного. Женщины носят нечто среднее между халатом и сари, которое называется «кира». Красиво и изысканно. А еще мужчины носят перевязь, вроде большого платка, цвет которой информирует о сословии. Белая – бизнесмен, красная – воин или монах, желтая – король или высшее духовенство, ну а голубая – это… депутат! Общество с цветовой дифференциацией существует! Но от трендов и тут не спастись: среди мужчин модно носить золотые резиновые сапоги, а у юношей и девушек много татуировок – свастики, ромбики, волны, драконы. 

Матриархат в действии.

Здесь несметное количество монастырей XVI века (время основания Бутана). Они похожи друг на друга, но энергетика и эмоциональное состояние, накрывавшее нас при посещении оных, совершенно разные. Центральным местом паломничества и поклонения, безусловно, является Логово Тигрицы (оно же Гнездо Тигра), расположенное на скале над долиной Паро. Оно же место медитации и просветления гуру Ринпоче (он же гуру Падмасамбхава), которого почитают, как второго Будду. 

Настоящий буддист.

Когда-то, в VIII веке, когда буддизм делал первые шаги по земле, гуру три месяца медитировал на этом месте, оставив отпечаток на камне в пещере, вокруг которой и построен монастырь в 1692 году. Именно сюда он перелетел из Тибета на спине тигрицы, в которую перевоплотилась его жена. В это я верю, так как сам видел следы лап, оставшиеся после приземления, а что жены могут не только в тигриц перевоплощаться, это всем хорошо известно. Сегодня Паролакханг – самая популярная из 13 пещер, в которых он размышлял. И каждый истинный буддист (как и самоуверенный мотоциклист) пытается пешком подняться на крутой утес высотой 3120 м, чтобы время позволило погрузиться в себя… 

Король Бутана Джигме Кхесар Намгьял Вангчук.

Но мы, по большей части, оказались не настоящими буддистами, а «слабохарактерными тряпочками», поэтому большую часть пути проделали на маленьких крепких лошадках. Очень спокойных, но так настойчиво пытающихся сойти в пропасть, что «восторженные» возгласы всадников будили сонные Гималаи. Но главную тропу с почти 800-метровым вертикальным подъемом на высоте более 3000 м прошли пешком. Дошли не все… Но мы это сделали! Красивый водопад со святой водой, бамбуковый мост через пропасть и… новодел Логова перед нами. Оказывается, 15 лет назад монастырь сильно выгорел, пострадав от главного бича Бутана – пожаров. Однако все восстановлено идеально. Живут там по 3 года всего 7 монахов, практически не спускаясь на землю Паро. Бдительные полицейские на входе в храм почти обыскивают, изымая фото- видео и мобильные телефоны. В принципе, во всех храмах запрещено фотографировать, но чтобы вот так… Похоже, сильно святое место! 

Обратная дорога позволяет наглядеться на снежные вершины и леса, леса, леса… Сосновый лес на 3000-метровой высоте буквально рвет легкие кислородом. Останавливаюсь. Присаживаюсь на скале. Закрываю глаза от слепящего солнца. Слышу ветер. Звук колокольчика от молитвенного барабана «мани» короткими отрывками срезает сознание… в нем проносятся незнакомые слова, лишенные всякого смысла… «Ом мани падме хум… омманипадмехум…» Я – маленький зеленый лепесток, который ветер плавно кружит над горами… Солнце ласково гладит меня… Большие деревья разговаривают со мной, показывая дорогу к ручью… Олени, пьющие из ручья воду, нюхают меня, смешно трогая влажными носами… Волна толкает меня… Пустота… Сила… И… голос Миши интересуется моим самочувствием! 

Одно из главных богатств – полотна ткани.

Говорят, что три месяца медитации здесь приравниваются к трем годам медитации в обычном монастыре. А поход в Логово Тигрицы – почти как хадж (паломничество, связанное с посещением Мекки и ее окрестностей в определенное время. Хадж является пятым столпом ислама.) для мусульман. Может, в буддизм?.. Краси-и-иво-о-о! Мани – это деревянный цилиндр на оси, расписанный мантрами с помощью красок или резьбы. Один оборот равен множественному прочтению мантры, энергия которой, распространяясь по пространству, оказывает благотворное действие, помогает чистить карму не только того, кто его вращает, но и всех людей, о благе которых он беспокоится. 

Суть этой «механизации» не в том, что мани делает за человека его работу, а в том, что кругообразное движение мантр задает потокам энергии правильную конфигурацию, очищая пространство и всех, кто в нем находится. Так сочетается физическая активность с духовным содержанием. Этими барабанами заставлен весь Бутан. Огромные, размером с 2-этажный дом, и совсем крошечные, словно катушка ниток, они стоят по одному или по сотне возле домов, лавок, в монастырях, музеях, гостиницах. Очень красиво и колоритно. 

Дорога из Паро в сторону столицы Тимпху идет вдоль одного из самых опасных и высокогорных аэропортов мира. Расположенный на высоте 2700 м и окруженный почти 6-километровыми вершинами Гималаев, он разрешает сажать и поднимать самолеты только 8 пилотам в мире. Нам удалось наблюдать за взлетом. Никогда бы не подумал, что огромный пассажирский лайнер способен на такое! Представляю, что чувствовали люди внутри… 

Еще один монастырь, который вам не дадут пропустить, – Пунакхадзонг, где совсем недавно жила королевская семья. Он расположен в месте слияния двух главных рек Бутана – Пхо Чху и Мо Чху («Отец» и «Мать»). Воды темного и светло-зеленого цветов перемешиваются прямо под стенами монастыря. Зрелище закручивает взгляд воронкой. Обзорная площадка перед монастырем платная. Сам дзонг многоэтажен и окружен высокими белыми стенами. По периметру цветут яблони и вишни. К монастырю (а, скорее, крепости) перекинут мост, когда-то подъемный, превращавший его в неприступную твердыню. Внутрь ведут два ряда ступенек настолько крутых, что следующей ступеньки ты касаешься… «достоинством». Становится понятно, почему его никто никогда не смог завоевать. 

Внутри странная смесь узких лабиринтов, бойниц и ритуальных залов. В главном зале возлежит огромный Будда. Мы не удержались и ударили в барабан, подвешенный у входа. Тут же появился монах, мастер дисциплины, с палкой и… вежливо попросил нас так не делать. Судя по движению рук, палку он применяет часто и охотно. Повезло… Здесь же размещена летняя резиденция верховного ламы. В огромном комплексе служат и молятся несколько сотен монахов. Радушны и приветливы, несуетливы и сосредоточены. Буддисты. Недалеко от Пунакха заглянули в храм Друкпа Кюнле, то есть святого Сумасброда Драконового (а как иначе?) – того самого монаха, святого с членом (и не только в руке). 

Основные символы Бутана.

Естественно, доминантой в храме служит член из дерева и слоновой кости. Многие лета тянутся женщины к Нему, поцеловать и прикоснуться, ибо он – прародитель жизни и священного семени. Он дает им силу и плодовитость. А благословения монах раздает девушкам ударами члена по голове… благо хоть деревянного. Приглянулся мне святой Сумасброд с его идеологией и техникой реализации верования. Он остро относился к ханжеству, беспощадно боролся и всячески смеялся над ним. Он указывал на внутреннюю сущность всяческих табу и запретов, круша их своими экстравагантными поступками (в основном с женщинами). Шалил, так сказать. Его методы на пути к просветлению, столь же развратные, сколь и магические, мы до сих пор используем для изготовления детей или просто для удовольствия. Его второе имя в народе – «Святой 5000 женщин». Интересно, почему?.. Мне понравились его мантры-поучения: «Любовь к модным украшениям – Искушение для женщин. Пресекайте это, одевая их в заплатанные лохмотья». «Длинные ногти матери – Несчастье отцовским яйцам. Отведите его, обрезая ногти маленьким острым ножичком». «Кашель и потенция Мешают спать самому и другим. Предотвратите это, съев лук и перец!» «С каждой кружки пива приходится писать; Если не поссышь – капает на дверной порог, Если зажать пальцами – начинает бежать из носа». Ну и так далее… Интересная история и богатое наследие Бутана открылись нам в этих мантрах. 

Дорога в столицу петляет среди высокогорных лесов: идеальное сочетание серпантина и красоты окрестностей. Только этот «идеал» был изрядно замазан дождем и туманом. А неожиданности в дороге в виде грузовичков, заталкивающих тебя на скалу, только добавляют адреналина и уменьшают объем жидкости в теле. Но зато мы увидели золотого лангура – такую специальную обезьяну, живущую только в Бутане. 

Обезьяны не боятся ничего, могут запросто обчистить сумки. Едят всё, даже очень острое. После Индии в глаза бросается чистота – даже в самых отдаленных уголках – и качественный уровень машин: развалюх на дорогах практически нет. Бутан – страна, мягко говоря, небогатая, но попрошаек и нищих на улицах нет. Валюта Бутана – нгултрум – приравнена к индийской рупии (1 BTN = 1,85 руб.) Уровень жизни невысок: зарплата индусов-чернорабочих при строительстве дороги руками – 150 BTN в день, у крестьянина – 300 BTN в день. Водители зарабатывают 8000 BTN в месяц, а полицейский – 9000 BTN (плюс жилье и еда). Но и цены невысоки: бутылка виски (1 л) в магазине стоит 240 BTN, в баре – 100 BTN за 50 грамм. Пиво в баре – 60 BTN, в гостинице – 120 BTN. Обед в забегаловке обойдется в 150 BTN (это «от пуза»). Бананы – 30 BTN за дюжину. Колючий огурец – 60 BTN за килограмм, морковь – 40 BTN, картошка – 20 BTN, манго – 100 BTN. Излишества дороже: бензин – 69 BTN за литр, модные кеды в магазине – 650 BTN, национальная одежда – 3500 BTN, массаж – 1000–1900 BTN в зависимости от класса ресорта (не дают!). 

Множество монастырей похожи друг на друга, но энергетика у всех разная.

Отели разнообразнейшие. Некоторые поражают шиком и видами из окон, а были и с печкой-буржуйкой в комнате, щелями в окнах, без электричества, но с душем и телевизором. Диапазон ресторанов так же широк: от шикарного зала до забегаловки с алюминиевой посудой. Столица поразила только отсутствием светофоров, пробками из 10 машин, количеством магазинов и музеем текстиля. Город маленький и шумный, люди разные. Движение образцово-показательное, в центре регулировщик активно регулирует движение нескольких машин. Есть дискотеки и караоке-бары. Есть магазин Счастья, где продают его буквенное выражение на футболках, шапках, сумках. За всем этим с высоты одной из окружающих гор наблюдает огромный золотой Будда. Далее следуем в некогда королевский город – деревню Тронгса. 

Стандарты строительства радуют глаз.

Дорога на этом участке ползет все выше и выше, через перевал Дочу-Ла (3130 м). 108 ступ поставлены на месте, где много лет назад изгоняли злых духов, и в честь победы над индийскими сепаратистами. Место действительно энергетически заряженное. Сейчас тут ведут борьбу силы природы: туман несколько раз скрывал ступы, а солнце отбивало пейзаж от вязкой взвеси. Сразу за перевалом начинается полоса настоящих лесов. Но погода меняется и сильно холодает. Впереди самый высокий перевал – 3500 м. Надеваем теплую одежду, но дождь и ветер выдувают тепло. Девять градусов выше ноля, на склонах снег. Начинается град. Я отстаю для замены батареи в фотоаппарате. Вскоре догоняю часть группы, уютно расположившуюся на асфальте, щедро усыпанном градом и снегом. Разбитые фары, поломанные ручки, обтрепанные дождевики… Никто не пострадал, едем дальше. 

Погребальные тсаца повсюду.

В отеле чистый романтизм – нет электричества. Как и связи, и интернета. Прекрасно! Ужин при свечах с красным вином сглаживает холодный вечер. Мы общаемся и шутим с персоналом, состоящим сплошь из красивых девчушек. Вечер наполняется вином и разговорами… По утру видим бармена с фингалом, помощника в отеле вообще с одной рукой… Осторожно интересуемся: кто и как? Тензин (наш гид) успокаивает – не наши! Из отеля ночью был только один звонок с вопросом: что им делать, если байкеры едят стаканы… Но его уже не пронять, он с нами больше недели! Отвечает: «Не волнуйтесь, все нормально. Они всегда так делают. Пусть отдыхают». Вот это я называю гостеприимством! 

Студенты везде одинаковы – любознательны и контактны.

Утром мы посещаем Тронгсадзонг – крупнейшую крепость королевской династии, стоящую над ущельем и контролирующую единственную дорогу между восточным и западным Бутаном. Музей королевской семьи великолепен! Поразили пушки из толстой кожи яков, стянутой железными кольцами. Эти самые яки обильно населяют холодные склоны гор. Удивил в музее автомат Калашникова. Оказывается, их дарил храмам король после короткой войны 2003 года (военная операция, предпринятая Королевской бутанской армией 15 декабря 2003 против базировавшихся в Бутане вооруженных отрядов ассамских мятежников, закончившаяся выдворением их обратно в Индию). 

Бутанцы воевали часто – то с Непалом, то с Индией, то с Тибетом. Затерянная в Гималаях страна всегда боролась за независимость. Одним из пунктов поездки было посещение типичного дома бутанского крестьянина-фермера. Домик приличный, 4 этажа. Искусные архитекторы-бутанцы не используют ни гвоздей, ни железа. Дома строят из каменных блоков, идеально подогнанных друг к другу и соединенных пазами и выступами. На первом этаже располагаются загоны для домашних животных, хранилища сельхозорудий. На втором – четыре или пять жилых комнат, а на третьем, открытом со всех сторон, – амбар. На первый взгляд, такое сооружение должно вмещать не меньше двух семей, а в действительности же оно рассчитано человек на семь-восемь, не больше. 

Среди крестьян распространено жевание тонизирующего средства – бетеля. Это завернутый в листья орех, обладающий слабонаркотическим действием и красящий зубы в красно-коричневый цвет. На вкус ужасен, а штырит слабо. В Бутане нет такого дома, где бы гостя не угостили знаменитым тибетским чаем. Готовят его так: в бамбуковый цилиндр с деревянной крышкой заливают кипяток, добавляют сливочное масло, молоко и соль. Нам такой напиток едва ли придется по вкусу, но его достоинство заключается в жире и солях, помогающих человеку легче переносить жару и усталость. По всему Бутану построены ступы (они же «кортены») – каменные сооружения, которые служат для отправления различных религиозных надобностей и наглядно демонстрируют связь последних с буддистской космологией. Каждый ярус символизирует одну из пяти составляющих мироздания: квадратная часть в основании олицетворяет землю, центральная – воду, шпиль – огонь, полумесяц – воздух, шар – вселенную. 

Цветные флажки, кои тут повсюду – это те же мантры, только во здравие и восхваление. Так сказать, для задора в жизни.

Большое значение бутанцы придают священным маскам, изображающим тех или иных буддистских божеств: здесь считается, что они наделяют человека божественными добродетелями, поэтому их часто носят в монастырях. Не менее значимую роль они играют в религиозных танцах, которые, как считается, защищают людей от злых сил природы. Все вывески в стране одинаковы – деревянные щиты с синим или зеленым полем и белым текстом. Хоть кафе, хоть магазин, хоть полиция – не важно. Национальный вид спорта – стрельба из лука на 140 м в мишень размером 50х100 см. Я даже не сразу ее увидел! 

Первая группа мотоциклистов в Бутане!

Соревнования проводятся почти каждый день, дом на дом, деревня на деревню, контора на контору. Перед каждым выстрелом – серия танцев и песни. Соперники поют друг другу, все се- рьезно и одновременно шутливо. Смысл примерно такой: «Сейчас Вася промахнется, потому что ему жена не дала, а еще он плохо видит!» Другие подпевают: «Так Васина жена и вам не дала, а Вася-то просто зоркий сокол!» Что характерно, в мишень он все-таки попадает, и тогда танцы и песни: «Какой Вася молодец!» 

Нам дали стрельнуть с 50 метров – сломали два лука и продудели несколько стрел, навсегда. Попал только человек, в жилах которого течет кровь потомков Чингизидов, то есть – я. Генетика не врет! Еще есть одна забавная игра, я назвал ее «дартс на земле». С 30 метров в мишень на земле метаются полуметровые дротики весом по 3 кг. 

Пьяные бутанцы ненамного отличаются от нас: такие же вежливые, спокойные, ненавязчивые парни… ну чистые идиоты! Забавно посетить клуб, где за деньги можно заказать песню, подняться на сцену и одному танцевать под нее. Или петь. Остальные тоже танцуют, но не на сцене. Хотя мне больше понравились национальные ритуальные танцы. Танцоры в масках и одеяниях изображают короткие истории из жизни духов, животных и святых. Красиво и понятно! Местами даже погружает. Уже в самолете, пока оценивал пережитое, мне пришло в голову новое название Бутана – Страна открытых ладоней. Почему? Потому что все от мала до велика любые предметы, даже простые конфеты, принимают двумя руками и открытыми ладонями. Так же открыты их души для пришедших на их землю. Всем нам хватит места под солнцем. Будда всем даст тепла и еды, сил и счастья. В мире тысячи Будд, и один из них живет в каждом из нас. Надо только чаще смотреть в себя, открывать себя, отдавать себя. Просто так. Потому что это правильно! Оммм!..

 

Оставить комментарий

Для добавления комментария требуется зарегистрироваться или авторизоваться на сайте .

Социальные комментарии Cackle
↑ Наверх