Ключ к успеху

02 декабря 2015

Успех многих гонщиков неразрывно связан с их верными оруженосцами-механиками, чьи имена часто на слуху. Тот же Валентино Росси вряд ли добился бы столь заметного прогресса, не будь в гран-прийной ямаховской «конюшне» Сильвано Гальбусеры. Однако для каждого из них путь в тысячу ли неизменно начинался с первого шага...


Ключ к успеху

Выпуск:
Журнал «МОТО» – ноябрь 2015

Автор:
Роман АБАЛАКИН, фото автора и Игоря ТРОФИМЕНКО

Теги:
Спорт / Мотошкола / WSBK / MotoGP / Monlau Competicion /

Просмотры:
3502

Оставить комментарий

Поделиться с друзьями:

Учебных заведений, занимающихся подготовкой специалистов гаечного ключа и пневмопистолета, по всему свету хватает. Другое дело — далеко не все из них принимают активное участие в мировых гоночных сериях, а уж рождаются из них — и вовсе единицы. Одна из таких — испанская школа Monlau Competicion, чьё имя первоначально принадлежало команде, по ходу сезона 1997 года поддерживавшей испанца Эмилио Арзамору в 250-м классе Гран-при. И лишь годом позже, видимо, столкнувшись с острой нехваткой кадров, Пио Вентура объявил о создании собственного центра подготовки механиков для чемпионата мира, который в 2005 году возглавил Арзамора.


Впечатление от «Монлау» складывается постепенно: из разных составляющих, словно трехмерный пазл. Первый базовый слой в сознании выстраивает здание с черным блестящим фасадом из полированного гранита, возвышающееся на окраине Барселоны. Следом за ним наступает черед лестничных пролетов с выставленной на них техникой, частично разрезанной для пущей наглядности. Последним слоем в ячейку памяти встают учебные классы, наполненные двухколесными гоночными машинами последнего десятилетия всех мастей. Кстати, уточнение по количеству колес совсем не случайно, ведь в стенах «Монлау» готовят как мото-, так и автомехаников: первые занимают пару верхних этажей, а последние — нижний.

Весь стеллаж забит хондовскими «шестисотками» от прототипов категории Moto2 (по сути, модифицированными силовыми агрегатами CBR600RR). В чемпионате мира их обслуживанием занимается испанская компания ExternPro, расквартированная в технопарке автодрома MotorLand Aragon. Но после того как активная гоночная жизнь этих двигателей заканчивается (после 6000 км пробега), их списывают. Конкретно эти экземпляры «из‑под Марка Маркеса» передали будущим механикам в техникум Monlau Competicion, дабы те набивали руку. Львиную же долю обычно распродают всем желающим «на свой страх и риск» по цене 1250 € за штуку. 

Правда, тем, кто приходит сюда сразу после окончания школы, рассчитывать на получение высшего образования не приходится. Всё, что может дать Monlau Competicion бывшим школярам, — это профподготовка (по аналогии с тем, что у нас не так давно называлось ПТУ, а теперь гордо величают колледжем), состоящая из одногодичного «вступительного» курса Iniciación a la Mecánica de Competición («Введение в специальность гоночного механика») и двухлетнего основного Escuela Mecánica Moto (то есть собственно «Школы мотомехаников»).

Потрепанный Kawasaki ZX-10R в спортивном пластике – это одна из составляющих дипломной работы «пэтэушников» Monlau Competicion, которые под конец своего обучения проходят через обязательное участие в 24‑часовой гонке на автодроме Catalunya. Кстати, дизайн облицовок тоже придуман студентами: на борта наносится лучший рисунок, выбранный на занятиях по информатике.

Впрочем, чтобы освоить профессию и найти себе место в мире мотоспорта, этого уже достаточно. Тем более что для дружащих с головой и руками попасть сюда особых проблем не составляет: проходишь четыре несложных экзамена (теоретический, практический и психологический тесты, а также английский язык), общаешься с будущими преподавателями, оплачиваешь обучение (примерно 5500-6000 € за каждую программу) — и вот ты уже студент. При наличии свободного места, естественно. Да и список изучаемых предметов тоже не слишком мудрен: технический английский язык, устройство и настройка двигателей и шасси, электрика, обустройство рабочего места, обучение работе с инструментами и станками, компьютерная грамотность, а также теория мотоспорта и взаимодействия в нем. На все про все — 1600 часов теории и практических занятий.

На диностенде проверяются навыки работы с настройкой двигателей (в основном с топливными картами). Всех учащихся делят на команды по четыре человека и дают по три попытки для замера мощности, после которых преподаватели оценивают проведенную работу: у кого наивысшие показатели – тем начисляют десять баллов, у кого скромнее – девять, у кого еще меньше – восемь… При этом учитываются не только пиковые характеристики, но и кривая в целом.


Мало? Никто не запрещает остаться после занятий и поковыряться с каким-нибудь агрегатом еще — завсегда пожалуйста! Тем более что для работы в мототехникуме имеется любой инструмент.

Хочется большей движухи? Тоже не вопрос! Вместе с командой Estrella Galicia 0.0 «Монлау» довольно успешно гоняется в мировом и национальном испанском чемпионатах Moto3, а значит, готов предложить всем желающим покрутить гайки там. А коли интересы больше на стороне эндуро или супермото, то и в этих дисциплинах найдутся варианты.

И все‑таки Monlau Competicion – это не только техникум, но и спортивная команда, сконцентрированная в основном вокруг «кольца». Взять, к примеру, тот же суточный марафон 24 Horas de Catalunya de Motociclismo, ставший де-факто экзаменом на профпригодность будущих механиков: в этом году он завершился финишем квартета пилотов (Хоана Заморано, Энрика Саури, Марка Крю и Массимилиано Четри) на четвертой строчке зачета Superstock 1000. В испанском чемпионате CEV Moto3 дела у «Монлау» идут еще лучше: как‑никак именно с ее коллективом, объединенным под вывеской юниорской Estrella Galicia 0,0 Junior team, в 2012 году Алекс Маркес завоевал титул чемпиона, а в прошлом это удалось Фабио Куартараро. Последний, кстати, в возрасте 14 лет и 218 дней стал еще и самым юным гонщиком в истории испанского мотоспорта, кому этот титул доставался. Посему вполне закономерно, что к этому сезону Фабио вместе с Хорхе Наварро попал уже в основной состав, выступающий в мировой серии Moto3. Кстати, раз уж мы вспомнили про Маркеса-младшего, то было бы нечестно, если б позабыли про старшего. Потому что за судьбой действующего чемпиона мира Марка Маркеса непосредственно следит не кто иной, как директор Monlau Competicion Эмилио Альзамора, который трудится его личным менеджером аж с 2004 года.




Да и во всем остальном: стимулов для отличной учебы — хоть отбавляй! Взять хотя бы тот факт, что лучшей тридцадке выпускников обеих «Школ гоночных механиков» (авто и мото) нефтяники из Repsol возвращают половину стоимости обучения. При этом учитываются не только результаты финальных экзаменов, но и деятельность в течение всего срока обучения, а также дипломная практика — 24-часовая гонка эндуранс на автодроме Catalunya. Причем суточный марафон в июле — это всего лишь кульминация шестимесячного процесса, который начинается в середине февраля с двух абсолютно стандартных «спорт-литров»: их «запиливают» в боевые машины сами учащиеся на основе техтребований FIM для суперстоковой категории, что называется, от и до: от дизайна графики на бортах в «Фотошопе» и до финальных тонких настроек систем.

Эмилио Альзамора начал помогать Марку Маркесу, когда тому было всего 11 лет.


Конечно, после получения диплома механику не составит большого труда собрать и отладить любой двигатель с закрытыми глазами. Или, проверив давление в шинах и настройки подвески, определить причину чаттеринга переднего колеса в повороте. Или накрутить на диностенде впрыск, чтобы и «низы» смогли, и «верхи» захотели. А вот спроектировать тот или иной узел — это увольте. Поэтому всем желающим развиваться дальше (то есть получить ученую степень бакалавра, а затем и магистра) приходится сначала отучиться в одном из технических вузов (например, Universitat Politècnica de Catalunya или University Autònoma de Barcelona) и лишь после четырех лет учебы на стороне поступать в монлаускую магистратуру Master en Ingeniería de Competición.

Несмотря на постепенный переход мотоспорта на четыре такта, старые добрые «двухтактники» пока никуда не делись, а потому их изучение тоже входит в программу: от примитивных «одностволок» до сложных гран-прийных машин недавнего прошлого. Чтобы получить зачет по двигателям, каждому студенту предстоит сначала разобрать мотор, а потом собрать его. Естественно, на время.



Конечно, столь длительный разрыв отношений не всегда удобен — возвращаются единицы. Зато, как сами в Monlau Competicion говорят, самые упорные и целеустремленные. На вопрос, отслеживают ли они судьбу своих выпускников, обычно отвечают, что да, хотя далеко не всех. Для многих удобнее, позабыв про гонки, устроиться в «обычный» сервис. Но те, кто остается в спортивной индустрии, становятся гордостью барселонского учебного центра — его «рекламным щитом», который проще всего предъявить общественности.



Перед будущими магистрами факультета Master en Ingeniería de Competición задачи ставятся заметно сложнее. Пару лет назад их попросили создать с нуля электромотоцикл, а в этом – вокруг 250‑кубового двигателя Honda прототип категории Moto3. Студенты должны рассчитать геометрию, спроектировать раму и кучу других элементов (как, например, корпус воздушного фильтра), изготовить их, проработать расположение агрегатов и многое другое. Все необходимые запчасти заказываются через школу по списку, составленному совместно с преподавателями. Результатом их труда должен стать конкурентоспособный гоночный мотоцикл. 






А КАК У НАС?

Если подготовкой автомобильных механиков или инженеров в России худо-бедно еще занимаются в тех же МАМИ, МАДИ, ЯГТУ и множестве профтехучилищ (с недавних пор они переименованы в политехникумы или колледжи) на базе учебников 60-80-х годов прошлого столетия, то обучением аналогичных мотоспециалистов — нет. Причем прежние кузницы кадров мотозаводов в Туле, Ижевске и Ирбите про мототематику уже позабыли, а новых (в том числе и для отдельных сборочных производств), увы, так и не появилось. Возможно, в ближайшем будущем что-то и поменяется (во всяком случае, потребность в подобных специалистах есть). А пока, как ни жаль, различные громкие проекты, завершившиеся ничем, — скорее закономерность, чем исключение. Зато участие девяти отечественных учебных заведений из разных регионов в конкурсе Smartmoto Challenge (чемпионата среди легких мотоциклов на электрической тяге, построенных студентами инженерных вузов) удивляет не на шутку. Более того, летом этого года команда МАМИ одержала победу на этапе в Барселоне. Но этот «челлендж» заслуживает отдельного материала.



Материал подготовлен при содействии DMC Panavto-Yamaha.





Материалы по теме:

06.09.2023

1. Лимитированная версия Ninja ZX-10RR WSBK от Kawasaki

09.03.2023

2. Число мотоциклистов в России может увеличиться

17.02.2023

3. Автомобилист признал свою вину в смерти Пола Смарта

27.12.2022

4. Ducati Panigale V4 World Championship Replica: продано за 32 760 000 евро!

04.12.2022

5. Suzuki Racing: финишный флаг (+видео)

28.09.2022

6. MotoGP приходит в Казахстан!

25.09.2022

7. MotoGP приходит в Индию: 2023 году этап пройдёт на автодроме Будды

11.07.2022

8. "Пьяная" авария Франческо Баньяи на Ибице не повлияет на его дальнейшее участие в MotoGP

18.05.2022

9. Suzuki уходит из MotoGP

03.05.2022

10. Смена лидеров: массовый завал на гонке Moto2 в Португалии (+видео)

30.03.2022

11. Бывший гонщик MotoGP Дани Педроса пересаживается на четыре колеса

11.03.2022

12. Tissot представила новую коллекцию часов MotoGP

22.02.2022

13. На Мотодроме Сочи начал работать симулятор Moto Trainer

08.01.2022

14. "Китайцы" идут в MotoGP: теперь и QJ Motor

27.12.2021

15. Куартараро: 20 миллионов евро, чтобы остаться в Yamaha

Оставить комментарий

Для добавления комментария требуется зарегистрироваться или авторизоваться на сайте .


↑ Наверх