- Техника
- Тесты
- Рынок
- Сообщество
- Ремзона
- Спорт
- Копилка
02 декабря 2015
Выпуск:
Журнал «МОТО» – ноябрь 2015
Автор:
Роман АБАЛАКИН, фото автора и Игоря ТРОФИМЕНКО
Теги:
Просмотры:
3502
Учебных заведений, занимающихся подготовкой специалистов гаечного ключа и пневмопистолета, по всему свету хватает. Другое дело — далеко не все из них принимают активное участие в мировых гоночных сериях, а уж рождаются из них — и вовсе единицы. Одна из таких — испанская школа Monlau Competicion, чьё имя первоначально принадлежало команде, по ходу сезона 1997 года поддерживавшей испанца Эмилио Арзамору в 250-м классе Гран-при. И лишь годом позже, видимо, столкнувшись с острой нехваткой кадров, Пио Вентура объявил о создании собственного центра подготовки механиков для чемпионата мира, который в 2005 году возглавил Арзамора.
Впечатление от «Монлау» складывается постепенно: из разных составляющих, словно трехмерный пазл. Первый базовый слой в сознании выстраивает здание с черным блестящим фасадом из полированного гранита, возвышающееся на окраине Барселоны. Следом за ним наступает черед лестничных пролетов с выставленной на них техникой, частично разрезанной для пущей наглядности. Последним слоем в ячейку памяти встают учебные классы, наполненные двухколесными гоночными машинами последнего десятилетия всех мастей. Кстати, уточнение по количеству колес совсем не случайно, ведь в стенах «Монлау» готовят как мото-, так и автомехаников: первые занимают пару верхних этажей, а последние — нижний.
Правда, тем, кто приходит сюда сразу после окончания школы, рассчитывать на получение высшего образования не приходится. Всё, что может дать Monlau Competicion бывшим школярам, — это профподготовка (по аналогии с тем, что у нас не так давно называлось ПТУ, а теперь гордо величают колледжем), состоящая из одногодичного «вступительного» курса Iniciación a la Mecánica de Competición («Введение в специальность гоночного механика») и двухлетнего основного Escuela Mecánica Moto (то есть собственно «Школы мотомехаников»).
Впрочем, чтобы освоить профессию и найти себе место в мире мотоспорта, этого уже достаточно. Тем более что для дружащих с головой и руками попасть сюда особых проблем не составляет: проходишь четыре несложных экзамена (теоретический, практический и психологический тесты, а также английский язык), общаешься с будущими преподавателями, оплачиваешь обучение (примерно 5500-6000 € за каждую программу) — и вот ты уже студент. При наличии свободного места, естественно. Да и список изучаемых предметов тоже не слишком мудрен: технический английский язык, устройство и настройка двигателей и шасси, электрика, обустройство рабочего места, обучение работе с инструментами и станками, компьютерная грамотность, а также теория мотоспорта и взаимодействия в нем. На все про все — 1600 часов теории и практических занятий.
Мало? Никто не запрещает остаться после занятий и поковыряться с каким-нибудь агрегатом еще — завсегда пожалуйста! Тем более что для работы в мототехникуме имеется любой инструмент.
Хочется большей движухи? Тоже не вопрос! Вместе с командой Estrella Galicia 0.0 «Монлау» довольно успешно гоняется в мировом и национальном испанском чемпионатах Moto3, а значит, готов предложить всем желающим покрутить гайки там. А коли интересы больше на стороне эндуро или супермото, то и в этих дисциплинах найдутся варианты.
Да и во всем остальном: стимулов для отличной учебы — хоть отбавляй! Взять хотя бы тот факт, что лучшей тридцадке выпускников обеих «Школ гоночных механиков» (авто и мото) нефтяники из Repsol возвращают половину стоимости обучения. При этом учитываются не только результаты финальных экзаменов, но и деятельность в течение всего срока обучения, а также дипломная практика — 24-часовая гонка эндуранс на автодроме Catalunya. Причем суточный марафон в июле — это всего лишь кульминация шестимесячного процесса, который начинается в середине февраля с двух абсолютно стандартных «спорт-литров»: их «запиливают» в боевые машины сами учащиеся на основе техтребований FIM для суперстоковой категории, что называется, от и до: от дизайна графики на бортах в «Фотошопе» и до финальных тонких настроек систем.
Конечно, после получения диплома механику не составит большого труда собрать и отладить любой двигатель с закрытыми глазами. Или, проверив давление в шинах и настройки подвески, определить причину чаттеринга переднего колеса в повороте. Или накрутить на диностенде впрыск, чтобы и «низы» смогли, и «верхи» захотели. А вот спроектировать тот или иной узел — это увольте. Поэтому всем желающим развиваться дальше (то есть получить ученую степень бакалавра, а затем и магистра) приходится сначала отучиться в одном из технических вузов (например, Universitat Politècnica de Catalunya или University Autònoma de Barcelona) и лишь после четырех лет учебы на стороне поступать в монлаускую магистратуру Master en Ingeniería de Competición.
Конечно, столь длительный разрыв отношений не всегда удобен — возвращаются единицы. Зато, как сами в Monlau Competicion говорят, самые упорные и целеустремленные. На вопрос, отслеживают ли они судьбу своих выпускников, обычно отвечают, что да, хотя далеко не всех. Для многих удобнее, позабыв про гонки, устроиться в «обычный» сервис. Но те, кто остается в спортивной индустрии, становятся гордостью барселонского учебного центра — его «рекламным щитом», который проще всего предъявить общественности.
А КАК У НАС?
Если подготовкой автомобильных механиков или инженеров в России худо-бедно еще занимаются в тех же МАМИ, МАДИ, ЯГТУ и множестве профтехучилищ (с недавних пор они переименованы в политехникумы или колледжи) на базе учебников 60-80-х годов прошлого столетия, то обучением аналогичных мотоспециалистов — нет. Причем прежние кузницы кадров мотозаводов в Туле, Ижевске и Ирбите про мототематику уже позабыли, а новых (в том числе и для отдельных сборочных производств), увы, так и не появилось. Возможно, в ближайшем будущем что-то и поменяется (во всяком случае, потребность в подобных специалистах есть). А пока, как ни жаль, различные громкие проекты, завершившиеся ничем, — скорее закономерность, чем исключение. Зато участие девяти отечественных учебных заведений из разных регионов в конкурсе Smartmoto Challenge (чемпионата среди легких мотоциклов на электрической тяге, построенных студентами инженерных вузов) удивляет не на шутку. Более того, летом этого года команда МАМИ одержала победу на этапе в Барселоне. Но этот «челлендж» заслуживает отдельного материала.
Материал подготовлен при содействии DMC Panavto-Yamaha.
Для добавления комментария требуется зарегистрироваться или авторизоваться на сайте .