Ключ к успеху

02 декабря 2015

Успех многих гонщиков неразрывно связан с их верными оруженосцами-механиками, чьи имена часто на слуху. Тот же Валентино Росси вряд ли добился бы столь заметного прогресса, не будь в гран-прийной ямаховской «конюшне» Сильвано Гальбусеры. Однако для каждого из них путь в тысячу ли неизменно начинался с первого шага...


Ключ к успеху

Выпуск:
Журнал «МОТО» – ноябрь 2015

Автор:
Роман АБАЛАКИН, фото автора и Игоря ТРОФИМЕНКО

Теги:
Спорт / Мотошкола / WSBK / MotoGP / Monlau Competicion /

Просмотры:
1963

Оставить комментарий

Поделиться с друзьями:

Учебных заведений, занимающихся подготовкой специалистов гаечного ключа и пневмопистолета, по всему свету хватает. Другое дело — далеко не все из них принимают активное участие в мировых гоночных сериях, а уж рождаются из них — и вовсе единицы. Одна из таких — испанская школа Monlau Competicion, чьё имя первоначально принадлежало команде, по ходу сезона 1997 года поддерживавшей испанца Эмилио Арзамору в 250-м классе Гран-при. И лишь годом позже, видимо, столкнувшись с острой нехваткой кадров, Пио Вентура объявил о создании собственного центра подготовки механиков для чемпионата мира, который в 2005 году возглавил Арзамора.


Впечатление от «Монлау» складывается постепенно: из разных составляющих, словно трехмерный пазл. Первый базовый слой в сознании выстраивает здание с черным блестящим фасадом из полированного гранита, возвышающееся на окраине Барселоны. Следом за ним наступает черед лестничных пролетов с выставленной на них техникой, частично разрезанной для пущей наглядности. Последним слоем в ячейку памяти встают учебные классы, наполненные двухколесными гоночными машинами последнего десятилетия всех мастей. Кстати, уточнение по количеству колес совсем не случайно, ведь в стенах «Монлау» готовят как мото-, так и автомехаников: первые занимают пару верхних этажей, а последние — нижний.

Весь стеллаж забит хондовскими «шестисотками» от прототипов категории Moto2 (по сути, модифицированными силовыми агрегатами CBR600RR). В чемпионате мира их обслуживанием занимается испанская компания ExternPro, расквартированная в технопарке автодрома MotorLand Aragon. Но после того как активная гоночная жизнь этих двигателей заканчивается (после 6000 км пробега), их списывают. Конкретно эти экземпляры «из‑под Марка Маркеса» передали будущим механикам в техникум Monlau Competicion, дабы те набивали руку. Львиную же долю обычно распродают всем желающим «на свой страх и риск» по цене 1250 € за штуку. 

Правда, тем, кто приходит сюда сразу после окончания школы, рассчитывать на получение высшего образования не приходится. Всё, что может дать Monlau Competicion бывшим школярам, — это профподготовка (по аналогии с тем, что у нас не так давно называлось ПТУ, а теперь гордо величают колледжем), состоящая из одногодичного «вступительного» курса Iniciación a la Mecánica de Competición («Введение в специальность гоночного механика») и двухлетнего основного Escuela Mecánica Moto (то есть собственно «Школы мотомехаников»).

Потрепанный Kawasaki ZX-10R в спортивном пластике – это одна из составляющих дипломной работы «пэтэушников» Monlau Competicion, которые под конец своего обучения проходят через обязательное участие в 24‑часовой гонке на автодроме Catalunya. Кстати, дизайн облицовок тоже придуман студентами: на борта наносится лучший рисунок, выбранный на занятиях по информатике.

Впрочем, чтобы освоить профессию и найти себе место в мире мотоспорта, этого уже достаточно. Тем более что для дружащих с головой и руками попасть сюда особых проблем не составляет: проходишь четыре несложных экзамена (теоретический, практический и психологический тесты, а также английский язык), общаешься с будущими преподавателями, оплачиваешь обучение (примерно 5500-6000 € за каждую программу) — и вот ты уже студент. При наличии свободного места, естественно. Да и список изучаемых предметов тоже не слишком мудрен: технический английский язык, устройство и настройка двигателей и шасси, электрика, обустройство рабочего места, обучение работе с инструментами и станками, компьютерная грамотность, а также теория мотоспорта и взаимодействия в нем. На все про все — 1600 часов теории и практических занятий.

На диностенде проверяются навыки работы с настройкой двигателей (в основном с топливными картами). Всех учащихся делят на команды по четыре человека и дают по три попытки для замера мощности, после которых преподаватели оценивают проведенную работу: у кого наивысшие показатели – тем начисляют десять баллов, у кого скромнее – девять, у кого еще меньше – восемь… При этом учитываются не только пиковые характеристики, но и кривая в целом.


Мало? Никто не запрещает остаться после занятий и поковыряться с каким-нибудь агрегатом еще — завсегда пожалуйста! Тем более что для работы в мототехникуме имеется любой инструмент.

Хочется большей движухи? Тоже не вопрос! Вместе с командой Estrella Galicia 0.0 «Монлау» довольно успешно гоняется в мировом и национальном испанском чемпионатах Moto3, а значит, готов предложить всем желающим покрутить гайки там. А коли интересы больше на стороне эндуро или супермото, то и в этих дисциплинах найдутся варианты.

И все‑таки Monlau Competicion – это не только техникум, но и спортивная команда, сконцентрированная в основном вокруг «кольца». Взять, к примеру, тот же суточный марафон 24 Horas de Catalunya de Motociclismo, ставший де-факто экзаменом на профпригодность будущих механиков: в этом году он завершился финишем квартета пилотов (Хоана Заморано, Энрика Саури, Марка Крю и Массимилиано Четри) на четвертой строчке зачета Superstock 1000. В испанском чемпионате CEV Moto3 дела у «Монлау» идут еще лучше: как‑никак именно с ее коллективом, объединенным под вывеской юниорской Estrella Galicia 0,0 Junior team, в 2012 году Алекс Маркес завоевал титул чемпиона, а в прошлом это удалось Фабио Куартараро. Последний, кстати, в возрасте 14 лет и 218 дней стал еще и самым юным гонщиком в истории испанского мотоспорта, кому этот титул доставался. Посему вполне закономерно, что к этому сезону Фабио вместе с Хорхе Наварро попал уже в основной состав, выступающий в мировой серии Moto3. Кстати, раз уж мы вспомнили про Маркеса-младшего, то было бы нечестно, если б позабыли про старшего. Потому что за судьбой действующего чемпиона мира Марка Маркеса непосредственно следит не кто иной, как директор Monlau Competicion Эмилио Альзамора, который трудится его личным менеджером аж с 2004 года.




Да и во всем остальном: стимулов для отличной учебы — хоть отбавляй! Взять хотя бы тот факт, что лучшей тридцадке выпускников обеих «Школ гоночных механиков» (авто и мото) нефтяники из Repsol возвращают половину стоимости обучения. При этом учитываются не только результаты финальных экзаменов, но и деятельность в течение всего срока обучения, а также дипломная практика — 24-часовая гонка эндуранс на автодроме Catalunya. Причем суточный марафон в июле — это всего лишь кульминация шестимесячного процесса, который начинается в середине февраля с двух абсолютно стандартных «спорт-литров»: их «запиливают» в боевые машины сами учащиеся на основе техтребований FIM для суперстоковой категории, что называется, от и до: от дизайна графики на бортах в «Фотошопе» и до финальных тонких настроек систем.

Эмилио Альзамора начал помогать Марку Маркесу, когда тому было всего 11 лет.


Конечно, после получения диплома механику не составит большого труда собрать и отладить любой двигатель с закрытыми глазами. Или, проверив давление в шинах и настройки подвески, определить причину чаттеринга переднего колеса в повороте. Или накрутить на диностенде впрыск, чтобы и «низы» смогли, и «верхи» захотели. А вот спроектировать тот или иной узел — это увольте. Поэтому всем желающим развиваться дальше (то есть получить ученую степень бакалавра, а затем и магистра) приходится сначала отучиться в одном из технических вузов (например, Universitat Politècnica de Catalunya или University Autònoma de Barcelona) и лишь после четырех лет учебы на стороне поступать в монлаускую магистратуру Master en Ingeniería de Competición.

Несмотря на постепенный переход мотоспорта на четыре такта, старые добрые «двухтактники» пока никуда не делись, а потому их изучение тоже входит в программу: от примитивных «одностволок» до сложных гран-прийных машин недавнего прошлого. Чтобы получить зачет по двигателям, каждому студенту предстоит сначала разобрать мотор, а потом собрать его. Естественно, на время.



Конечно, столь длительный разрыв отношений не всегда удобен — возвращаются единицы. Зато, как сами в Monlau Competicion говорят, самые упорные и целеустремленные. На вопрос, отслеживают ли они судьбу своих выпускников, обычно отвечают, что да, хотя далеко не всех. Для многих удобнее, позабыв про гонки, устроиться в «обычный» сервис. Но те, кто остается в спортивной индустрии, становятся гордостью барселонского учебного центра — его «рекламным щитом», который проще всего предъявить общественности.



Перед будущими магистрами факультета Master en Ingeniería de Competición задачи ставятся заметно сложнее. Пару лет назад их попросили создать с нуля электромотоцикл, а в этом – вокруг 250‑кубового двигателя Honda прототип категории Moto3. Студенты должны рассчитать геометрию, спроектировать раму и кучу других элементов (как, например, корпус воздушного фильтра), изготовить их, проработать расположение агрегатов и многое другое. Все необходимые запчасти заказываются через школу по списку, составленному совместно с преподавателями. Результатом их труда должен стать конкурентоспособный гоночный мотоцикл. 






А КАК У НАС?

Если подготовкой автомобильных механиков или инженеров в России худо-бедно еще занимаются в тех же МАМИ, МАДИ, ЯГТУ и множестве профтехучилищ (с недавних пор они переименованы в политехникумы или колледжи) на базе учебников 60-80-х годов прошлого столетия, то обучением аналогичных мотоспециалистов — нет. Причем прежние кузницы кадров мотозаводов в Туле, Ижевске и Ирбите про мототематику уже позабыли, а новых (в том числе и для отдельных сборочных производств), увы, так и не появилось. Возможно, в ближайшем будущем что-то и поменяется (во всяком случае, потребность в подобных специалистах есть). А пока, как ни жаль, различные громкие проекты, завершившиеся ничем, — скорее закономерность, чем исключение. Зато участие девяти отечественных учебных заведений из разных регионов в конкурсе Smartmoto Challenge (чемпионата среди легких мотоциклов на электрической тяге, построенных студентами инженерных вузов) удивляет не на шутку. Более того, летом этого года команда МАМИ одержала победу на этапе в Барселоне. Но этот «челлендж» заслуживает отдельного материала.



Материал подготовлен при содействии DMC Panavto-Yamaha.





Материалы по теме:

19.09.2017

1. Браво, Макар: российский гонщик снова на подиуме!

18.09.2017

2. MotoGP 2018: Таиланд и британская интрига

06.09.2017

3. Стать чемпионом

13.06.2017

4. Harley-Davidson: все будут ездить на мотоциклах

07.06.2017

5. Полицейская мотошкола за пять минут (+видео)

26.05.2017

6. Возрождая легенду: реставрация классического спортбайка Suzuki (+видео)

18.05.2017

7. Ники Хэйден попал в серьезную аварию

27.04.2017

8. Браво, дедуля: Валентино Росси вновь отличился

21.04.2017

9. Два или четыре: формульный пилот Льюис Хэмилтон грезит MotoGP

12.04.2017

10. Магия цифр: читайте в апрельском номере «Мото»

27.03.2017

11. Motul в MotoGP: технический партнер и титульный спонсор

21.03.2017

12. Moto Rally Cup: Прием заявок на участие в первом этапе открыт

26.01.2017

13. Выпуск как тонкий намек: Honda и Akrapovič вновь сотрудничают

24.01.2017

14. Апеннинская сенсация: Ducati выпустит спортбайк с мотором V4!

23.01.2017

15. «Перепутал» трассы: чемпион MotoGP спустил байк с горнолыжного склона

Оставить комментарий

Для добавления комментария требуется зарегистрироваться или авторизоваться на сайте .


↑ Наверх