Теневой мотобизнес: белее снега, крепче табака

19 апреля 2013

Когда Остап Бендер похвалялся своими четырьмя сотнями сравнительно честных способов отъема денег, он и представить себе не мог, как далеко продвинется в этих вопросах человечество всего за пару поколений. 


Теневой мотобизнес: белее снега, крепче табака

Выпуск:
Журнал «МОТО» – апрель 2013

Автор:
Оскар ЛАУНДРИ, перевод Александра ВОРОНЦОВА, фото Юджина БИВЕРСА.

Теги:
Бизнес / Мотоциклы / Техника / Коррупция / Взятка /

Просмотры:
8099

Оставить комментарий

Поделиться с друзьями:

Но хуже всего то, что сегодняшние способы отъема построены так, что жертвы порой не только не огорчаются этому факту, но испытывают в некотором роде даже восторг. И мотоциклисты – не исключение. Наш зарубежный корреспондент встретился с сотрудником госструктур США, который приоткрыл сенсационные подробности о «двухколесной мафии», которой много лет успешно удавалось скрывать масштабы своей преступной деятельности.

Конечно, речь – об отмытых деньгах и о дружбе, которая скреплена ими куда надежнее, чем высокими чувствами. Крепко дружат все, кто входят в цепочку по отмыванию денег – настолько крепко, насколько крепко они ей связаны. 

Вот уже более 15 лет я состою на службе в одном из государственных ведомств США (которое не называю в силу моей к нему принадлежности). В сферу моей компетенции входит расследование экономических преступлений с ущербом свыше 500 млн. долларов. 

«Чтобы они вам ни говорили, всей правды они не говорят никогда.»
 «Политические принципы Тодда.» 

С середины 90-х годов в сферу нашего внимания, помимо казино и ресторанов, сетевых магазинов и дорогих бутиков, авиакомпаний и производителей медицинских препаратов, стали попадать производители и продавцы мотоциклов – как в США, так и в остальном мире. 

В начале моей карьеры я занимался сравнительно безобидными суммами, отмытыми на аукционах антикварной техники. Помните дело о коллекционных скутерах? Схема очень проста. Продавец выставляет на торг и аппарат по завышенный процентов на 30–50 цене. Покупатель платит, получает часть своих денег в качестве вознаграждения и потом перепродает скутер третьему лицу (или сдает на свалку – также своим людям, – откуда его потом можно запустить по второму кругу). 

Такие делишки проворачивали еще в прошлом веке. Главное, что деньги оставляют «законный» след, после чего их можно совершенно открыто пускать в оборот. Многие такого рода «антикварщики», прошедшие через наше ведомство, как оказалось, со временем стали известными экспертами и сами открыли уже вполне легальные реставрационные мастерские. 

Некоторые подались в кастомайзинг и нашли себя в этом бизнесе. Не побоюсь утверждать, что культура кастомайзинга в Америке своим расцветом от части обязана таким вот мелким махинаторам. Но в веке нынешнем сделки куда масштабнее, в первую очередь благодаря интернет-аукционам (с вашего позволения, обойдемся без имен, ладно? Или, если хотите, подберем созвучные названия – так никто не будет в обиде). 

Итак, известный всем eSell позволяет перепродавать по той же схеме один и тот же мотоцикл дюжину раз, даже не открывая давно развалившийся гараж, где лежит его давно сгнивший скелет. Отследить такие сделки, где фактически крутятся только деньги, очень трудно даже нам, особенно с ростом популярности этого ресурса. 

Но общее число, скажем, тех же «Мортонов», проданных за последние годы, намного превышает число « живых» экземпляров. Еще один прием, который практикуют одиночки или малочисленные банды – так называемый способ «японских муравьев». Представьте себе, что вы живете в этом прекрасном островном государстве и держите сеть дорогих бутиков. Три-четыре раза в год вы раздаете десяткам своих знакомых по несколько тысяч евро, билеты до Парижа и обратно и список покупок. 

Они отдыхают в тени Эйфелевой башни, ходят по магазинами и привозят вам одежду, духи, драгоценности, которые потом вы сбываете через эти бутики. Так же в последнее время стали поступать и с мотоциклами – особенно в странах, где нет законодательных ограничений на ввоз по рабочему объему или мощности и где рынок еще не сформировался. 

«О чем бы они ни говорили, они всегда говорят о деньгах.» 
«Политические принципы Тодда» 
 

Наглядный пример – Россия, которая, правда, пока ввозит таким способом немного мотоциклов, но доля «подпольного импорта» некоторых марок частными лицами по моим сведениям достигает 90 %. Вы можете себе представить: некоторые «серые дилеры» продают значительно больше мотоциклов и запчастей к ним, чем их «официальные» конкуренты! И ощутимо выгоднее для покупателя. 

Впрочем, я убежден, что этих людей также связывает «крепкая байкерская дружба», несмотря на формальное «состояние войны». При этом страдает только производитель, который не понимает (или делает вид, что не понимает), почему его официальный бизнес хромает, а серый – процветает. Хотя по сути – это та же завлекаловка из дутых скидок, которыми успешно заманивают покупателей по всему миру. 

Ведь, согласитесь, приятно купить настоящий «Ролекс» на 20 % дешевле! (Вот я вижу, что ваш вы купили почти на 100 % дешевле оригинала, но сегодня я не на службе и не буду задавать вам положенных в этом случае вопросов. Хотя на таможне в Европе вполне могут поинтересоваться…) 

Так вот, об этой части рынка сбыта мотоциклов я упомянул лишь вскользь, поскольку к нашему отделу она прямого отношения не имеет. Мы занимаемся сделками покрупнее. И воевать нам приходится не с отдельными предприимчивыми дельцами, а с целыми концернами. 

Ну, к примеру, видите тот новый красный мотоцикл на улице? Это мой. Правда, красивый? В магазине вас попросят выложить за него около $ 18 000. А себестоимость изготовления – мы провели детальную экспертизу – в пять (!) раз меньше. И такова политика почти всех брендов премиум-сегмента. Но чтобы доказать сговор, нам нужны прямые улики. А китайский алюминий картеров или индийская сталь рамы – лишь косвенные доказательства. 

Конечно, вы скажете, что есть и интеллектуальная составляющая, и к ней мы еще вернемся. Но сразу замечу, что сегодня она тоже имеет свою, причем не самую высокую, цену. Та легкость, с которой бренды исчезают, воскресают вновь, меняют хозяев, обновляют линейки моделей, показывает, что собственно мотоциклы уже давно живут своей отдельной, привязанной к налаженной и стабильной экономике Азии, жизнью. 

Их инженеры и технологи готовы буквально за пару месяцев запустить в серию хоть MD Douglas, хоть DKW, хоть Hard-Death – любой бренд, с любой начинкой и на территории любого государства, которое это позволит. 

Как показывает практика, только три державы пока блюдут «расовую чистоту» (впрочем, отчасти по стечению обстоятельств) – это Великобритания, Канада и Австралия. Могу намекнуть, что США в этом списке отсутствуют отнюдь не из-за моей забывчивости, хотя не так уж много марок мы производим. Впрочем, именитые бренды давно научились делать деньги из воздуха. Или, скорее, из звука своего имени. 

На каждый культовый мотоцикл они продают тонны бейсболок, календарей, брелоков, ремней, зажигалок, джинсов и курток, не говоря уже о дамских сумочках, наклейках, значках и прочем ширпотребе, который ни качеством, ни происхождением уже давно не отличается от того «Ролекса», который вы имели неосторожность мне продемонстрировать. 

Сегодня такому «брендодержателю» уже не столь важно, как, собственно, продаются его мотоциклы. Чем они недоступнее, тем азартней раскупают 5-долларовые наклеечки, которым цена – не больше цента. Это ли не надувательство мирового масштаба? А главное – законное! 

Сегодня премиальность – единственное, что держит на плаву европейские бренды. И разменивать ее, расширяя модельный ряд за счет более доступных моделей, решаются немногие. Хотя это наиболее честный и надежный в финансовом отношении путь, ведь обилие «премиума» автоматически означает его девальвацию. Вы видите, еще недавно строго соблюдаемые негласные договоренности между мировыми брендами о разделе сфер влияния сегодня трещат по швам. 

Я убежден: бортовая электроника – вот тот «уравнитель», который очень скоро сотрет различия между марками, оставив его лишь между ценовыми категориями. Я знаю, что вы сами ездите на мотоцикле и не хотел вас разочаровывать, но даже те «иконы» мотоциклетного мира, которые сейчас носят эмблемы былых побед, уже давно превратились в конфетку в красивой упаковке, которая стоит ровно столько, сколько нужно, чтобы обосновать цену более низкого сегмента, который-то и призван обеспечить основные прибыли. 

И вы думаете, они чем-то принципиально различаются? Вы знаете, например, как появляются дешевые модели телефонов с урезанным функционалом? Образно говоря, в них не припаивают пару лапок микросхемы. Или не позволяют программе «понимать» часть запросов пользователя. То же самое – и с запчастями, и с самими мотоциклами. Конструкторы прекрасно знают, как должен ехать их мотоцикл и как он умеет ездить. 

Сегодня перед разработчиками стоит задача не как улучшить те или иные характеристики, а как ухудшить их так, чтобы создать целую линейку – от базовых до топовых моделей. И согласовать с конкурентами – что важно для всех! Такие сговоры тоже трудно доказать. И много лет все шло гладко, пока в игру не вмешалась Азия, которая вышла из-под контроля Запада и решила сыграть по своим правилам – не дутой, а реальной экономики.

«Сеть организованной преступности лишь следует по путям, проторенным межнациональными корпорациями, и окольным тропкам, протоптанным лучшими адвокатами, нотариусами и банкирами Лондона, Люксембурга или Женевы.»
Тьерри Годфруа, Пьер Ласкум «Подпольный капитализм» 
 

Помните, когда-то новые технологии позволяли не только улучшать технику, но даже экономить средства! Сегодня, будьте уверены, они также позволяют это делать. И наглядный пример тому – китайские и индийские мотоциклы, которые всерьез грозят обвалить экономику западных производителей, построенную на продаже «имиджа» (пока еще наполовину своего) и призрачном «хай-теке» (который они уже заказывают в Азии). 

Их счастье, что китайцы еще ориентируются на младшие, пока самые массовые классы техники, которые мировые бренды (кроме японских) вовремя покинули. Японские же слились с китайскими так плотно, как боксеры в клинче, и для них теперь это единственный способ выжить. Фактически они вернулись к тому, с чего начинали. Не один японский бренд поначалу рассматривал мотоциклы исключительно в качестве побочного продукта и рекламы своей более достойной продукции. А теперь трудно понять, кто кого больше продвигает – легендарный бренд современный мотоцикл или наоборот…

Но есть и еще более азартные игроки в этот международный покер. И пока ставки за этим столом делают не только корпорации, но и целые государства, я не боюсь потерять работу. Так, например, мы еще не закончили громкое дело одного американского гиганта, несколько лет назад вложившего в новый для него бренд MD Douglas в общей сложности более $200 000 000, а вскоре продавшего его прежнему европейскому владельцу всего за $5. Вы, конечно, догадываетесь, о ком я говорю? 

А как вы считаете, если деньги у кого-то пропали, где-то же они должны появиться?.. Полагаю, «убыточные продажи» мотоциклетных брендов мы увидим еще не раз. Ведь это куда интереснее, чем толкать своим друзьям на аукционе по одному мотоциклу, не так ли? 

От редакции: Буквально через неделю после этого разговора мир облетела новость о продаже очередного крупного мотоциклетного бренда (см. «Мото» №3- 2013, с.6) с пометкой «сумма сделки не разглашается». Совпадение?

Материалы по теме:

Оставить комментарий

Для добавления комментария требуется зарегистрироваться или авторизоваться на сайте .


↑ Наверх