Осколки разбитого вдребезги

02 апреля 2015

Отложенные на полку – и, казалось, давно забытые – дизайнерские эксперименты 80‑х оказались востребованными в неожиданном ключе. Это еще не стиль и тем более не тренд. По сути, мы все свидетели рождения нового базового направления, которое, не исключено, уберет в архив исчерпавший себя «олдскул» и прочую псевдоклассику.


Осколки разбитого вдребезги

Выпуск:
Журнал «МОТО» – март 2015

Автор:
.Stinger, фото из архива автора

Теги:
кастомайзинг / Ретро / Кастом /

Просмотры:
6611

Оставить комментарий

Поделиться с друзьями:

В изысканиях активно участвуют и совсем молодые дизайнеры, но большинству экспериментаторов за сорок. Это те, чье детство и юность пришлись на ревущие 80‑е. Не всегда в их арсеналах тогда водились мотоциклы – но всегда над их диванами висели постеры с двух- и четырехколесными концептами и новинками. 

Олдскул бессмертен? Не смешите! То же самое говорили в 90‑е о стритфайтерах и хайтек- чопперах. И где все они сейчас?

И то сказать, время было интереснейшим с точки зрения эволюции дизайна. Если быть точным, это период с конца 70‑х, когда многие дизайнеры осознали исчерпанность привычных форм и бросились развивать мотивы, навеянные концептами, суперкарами и гоночными автомобилями тех лет – и примерно до 93–94 года, когда последние опыты были окончательно похоронены биодизайн-эйфорией. Между ними полтора десятка лет попыток возродить и переосмыслить на качественно ином уровне идеи конструктивизма и авангарда 20‑х. Попыток, чаще всего так и оставшихся в концептах – и лишь изредка становившихся относительно серийной техникой. (Из мотоциклов таких счастливых исключений и вовсе считанные единицы: Bimota Tesi 1D, BMW K1, Gilera CX125 и… И все. Хотя фрагментарно элементы «нового стиля», конечно же, встречались повсеместно.) Впрочем, такова участь любого авангарда, по сути своей не предполагающего ни малейшего компромисса с консервативными вкусами подавляющего (и в прямом смысле тоже) большинства. 

Угол вместо радиуса, цвет вместо монохрома, эпатаж вместо гармонии

Что в сухом остатке? Перечислю главные идеи, культивировавшиеся тогдашними пром- и автомотодизайнерами. Во-первых и в‑главных – хай-тек (в своем изначальном прочтении, сильно замылившемся к нашему времени): направление в промдизайне, отличавшее радикальный рационализм в конструкции, по сути, реинкарнация идей конструктивистов 20–30‑х, положенная на технологии 60–80‑х. Альтернативой по форме и антиподом по сути был деконструктивизм – предельное развитие импрессионистского начала в промдизайне и архитектуре, подразумевавший столкновение несовместимых на первый взгляд форм и объемов. Впрочем, в автомотодизайне этот стиль так и не успел стать сколь‑либо заметным (эксперименты Эда Рота, начатые еще в 60‑е, не в счет), зато открыл дорогу к контрастному сочетанию элементов в деталировке: круглые шкалы сочетались с квадратными световыми индикаторами, а угловатая (и, как правило, перегруженная по нынешним меркам шкалами и индикаторами) приборная доска – с подчеркнуто анатомической (а значит – сложноизогнутой) формой седла. Парадоксальным образом ажурность базовых структур сочеталась с прихотливостью и даже вычурностью деталей. Таким же образом, как любимые в те годы основные цвета – белый и красный – дополнялись деталями и графикой желтого, фиолетового, темно-зеленого цветов, а часто грязно-сиреневого, бледно-салатового и ярко-голубого оттенков. (Замечу, никакой психоделии: предельно броские и яркие рисунки сменили плавные переходы цветов.) На то же самое время пришелся и расцвет экспериментов с асимметрией. 

В отличие от бобберов, «кафешников» и скрэмблеров, гармонирующих со средой своего обитания, представители постретро вызывающе контрастируют с любым антуражем, от полумузеев исторических центров до пыльных заборов промзон и спальных районов.

Это форма. Содержание же все те годы и вовсе менялось стремительно как ни до, ни после этого. Новые познания в теории автомобиля и мотоцикла, а также аэродинамике породили принципиально иные пропорции и решения. (Вспомним для примера, сколько экспериментов с передними подвесками пришлось именно на те годы – а ведь они меняли облик мотоцикла кардинально!) И не только в основной конструкции. Скачок в эволюции электронных устройств породил моду на цифровые приборные панели (еще на вакуумно-люминесцентных индикаторах, реже светодиодных; ЖК-индикаторы тоже, впрочем, начали появляться, но в совсем простом виде), и тогда же на концептах появились первые попытки проецировать данные на стекло.


Казалось, будущее за этими резкими линиями, испещренными воздухозаборниками и раскрашенными безумным коктейлем несовместимых на первый взгляд колеров. Но внезапно для многих массовый (а вслед за ним и элитарный) потребитель проголосовал за позитивность и дружественность биодизайна. Объяснение просто: социум, уставший от вставания с колен тогдашнего кризиса и посткризиса, сменил агрессию на потребность в уюте. И вот история белой цивилизации сделала новый виток. После исчерпания «пути к себе» в традиции (быстро выродившегося в уход от реальности в эстетическое гетто «старых добрых времен») кастомайзеры и их клиенты увлеклись поиском нового визуального языка. Желательно, контрастирующего с ныне доминирующим – но при сохранении (а по‑хорошему, и улучшении – благо это ну совсем несложно, уж простите за иронию) функционала привычных «кафешников» и скрэмблеров. Усталость же от дизайна «конвейерной» техники только усилилась – и логичным образом родилась идея: отринув эпохи биодизайна и постмодерна как потерянное время, начать строить проекты, ведущие родословную из стилистики 70–80‑х. Причем не только и не столько как «альтернативную историю», сколько как действительно новую эстетику. Не забывая поглядывать и в сторону современности – в частности, боевых самолетов (дизайн которых – совпадение или?.. – рождался как раз в конце 80‑х) и навеянных их мотивами концептов вроде Lamborghini Egoista. 


Так невостребованный (и, как оказалось, огромный даже по меркам всей истории дизайна) пласт наработок, концепций и готовых решений вновь пришелся ко двору. А тут и матчасть соответствующая подоспела. Перешедшие в разряд «старье безмазовое», но еще далеко не исчерпавшие свой ресурс и потенциал мотоциклы 90‑х стали прекрасными донорами для подобных экспериментов. А чему, собственно, удивляться – корни создания их механической основы тянутся как раз в 80‑е. Немногим более «картонные» по исполнению и чуть более сложные конструктивно, нежели доноры для «пост-каффов», они оказались вполне дружественными к внесению изменений в конструкцию – а тем более к замене элементов, не влияющих на ходовые качества. Экстремальный тому пример – задуманная в 80‑е и явленная миру в 92‑м Yamaha GTS. Оставляя почти нетронутой основу и исправляя врожденные пороки модели – громоздкие тяжелые подрамники и массивный унылый экстерьер – некоторые кастомайзеры уже добились впечатляющих результатов, и потенциал донора отнюдь не исчерпан. 


(Любопытно, что к новой стилистике отдельные экспериментаторы приходят именно через донора. Например, итальянцы из North Eeast Custom, решив однажды построить скрэмблер не из SR400, а из NX650, столкнулись с порочностью воспроизведения ретроформ в новых пропорциях – и вынуждены были искать полностью новую стилистику. Нашли. И вошли во вкус…) 


Это можно было бы назвать ретро-авангардом, но я нахожу более корректным термин «постретро», использованный в адрес одного из таких аппаратов итальянским журналом the Riders. Причин тому несколько. Во-первых, подражательство здесь лишь в приемах, решениях и деталях: соединенные вместе – причем часто скрещенные с решениями из других эпох (в том числе ультрасовременными!) – они, как правило, нанизаны на отнюдь не характерные для тех времен пропорции. В то же время часто присутствует противоречащая духу любого авангарда ностальгическая нотка: именно этот акцент расставляется путем применения решений из того времени, но «из другой оперы». Скажем, детальным подражанием автомобилям для «Формулы-1» и ралли 80‑х (да-да, тем самым Турбоэре и Группе Б, по которым принято пускать скупую слезу у гурманов от инжиниринга и автоспорта). А в‑главных – этот новый стиль (Новый Стиль? New Look?) идет на смену привычному ретро. Заменяя его форму, но не меняя внутренних смыслов. Все то же назначение, все та же олдскульность в ощущениях пилота. Зато меняя коммуникацию со средой обитания: вместо уютной гармонии «старого доброго» – разительный контраст ярких оттенков и резких форм. Контраст в том числе и с современной техникой, чьи формы и краски часто «прикидываются ветошью и не отсвечивают» в отнюдь не пестрой картинке мегаполиса.


Фото к статье Осколки разбитого вдребезги

  • vosmidesyat-1.jpg
  • vosmidesyat-2.jpg
  • vosmidesyat-3.jpg
  • vosmidesyat-4.jpg
  • vosmidesyat-5.jpg
  • vosmidesyat-6.jpg
  • vosmidesyat-7.jpg
  • vosmidesyat-8.jpg
  • vosmidesyat-9.jpg
  • vosmidesyat-11.jpg
  • vosmidesyat-12.jpg
  • vosmidesyat-14.jpg
  • vosmidesyat-15.jpg
  • vosmidesyat-16.jpg
  • vosmidesyat-17.jpg
  • vosmidesyat-18.jpg
  • vosmidesyat-19.jpg
  • vosmidesyat-20.jpg
  • vosmidesyat-21.jpg
  • vosmidesyat-22.jpg
  • vosmidesyat-23.jpg
  • vosmidesyat-25.jpg
  • vosmidesyat-26.jpg
  • vosmidesyat-27.jpg
  • vosmidesyat-28.jpg
  • vosmidesyat-29.jpg
  • vosmidesyat-30.jpg
  • vosmidesyat-31.jpg
  • vosmidesyat-32.jpg
  • vosmidesyat-33.jpg
  • vosmidesyat-34.jpg
  • vosmidesyat-35.jpg
  • vosmidesyat-36.jpg
  • vosmidesyat-37.jpg
  • vosmidesyat-39.jpg
  • vosmidesyat-40.jpg
  • vosmidesyat-41.jpg
  • vosmidesyat-42.jpg
  • vosmidesyat-43.jpg
  • vosmidesyat-44.jpg
  • vosmidesyat-46.jpg
  • vosmidesyat-47.jpg
  • vosmidesyat-48.jpg
  • vosmidesyat-49.jpg
  • vosmidesyat-50.jpg
  • vosmidesyat-51.jpg
  • vosmidesyat-52.jpg
  • vosmidesyat-53.jpg
  • vosmidesyat-54.jpg
  • vosmidesyat-55.jpg
  • vosmidesyat-56.jpg
  • vosmidesyat-57.jpg
  • vosmidesyat-58.jpg
  • vosmidesyat-59.jpg

Материалы по теме:

Оставить комментарий

Для добавления комментария требуется зарегистрироваться или авторизоваться на сайте .


↑ Наверх