Пулеметные дети

21 августа 2015

Почти 70 лет тому назад на улицах Коврова зазвучали новые ноты: рокот двигателей и приглушенный шум выхлопа первых ковровских мотоциклов. На боковых поверхностях бензобаков красовались цветные эмблемы с буквой К, означающей, что эти машины изготовлены руками местных рабочих и инженеров.


Пулеметные дети

Выпуск:
Журнал «МОТО» - август 2015

Автор:
Николай Тубаев, фото Евгения Бобрикова и из архива автора

Теги:
Ковров / Ковровец / DKW / История /

Просмотры:
7861

Оставить комментарий

Поделиться с друзьями:

Украли как-то японцы комплект чертежей нашего мотоцикла.
Изготовили детали, собрали — пулемет получился.
Вновь изготовили, собрали — опять пулемет.
Нашли специалиста — бывшего советского инженера.
Тот полистал документацию, почесал в затылке и спросил:
«А вы ведомость изменений прихватили?»

Советский заводской фольклор


Да, пулеметы были главной специализацией расположенного в старинном купеческом городе Коврове Инструментального завода № 2 имени К. О. Киркижа. Во время Великой Отечественной войны он снабжал Красную армию «инструментами» системы В. А. Дегтярева — прославленными «дегтярями». А в мирное время получил задание освоить производство легкого мотоцикла — копии немецкого DKW RT125.

В 1949 году заводу было присвоено имя прославленного оружейного конструктора В. А. Дегтярева.

Эта машина, спроектированная Германом Вебером, была проста, недорога в производстве и, что немаловажно, надежна. После разгрома Германии ее копировали более десятка фирм. Даже Harley-Davidson не остался в стороне и какое-то время радовал американцев ее выпуском.

В 1946 году по репарации документация, часть оборудования и довольно большое количество деталей прибыли в Ковров. Хотя из Германии был получен полный комплект чертежей, их необходимо было переработать с учетом производственных возможностей и особенностей эксплуатации в нашей стране. Для этого в отделе главного конструктора было создано специальное конструкторское бюро под руководством Н. Н. Лопуховского. А 7 марта 1946 года директор завода В. И. Фомин подписал приказ об организации мотоциклетного производства. Именно эта дата считается днем рождения ковровского мотоцикла — модели К-125.

К-125 – первый мотоцикл из Коврова.

Что же представлял собой этот аппарат? Одноцилиндровый двухтактный двигатель имел чугунный цилиндр с двумя перепускными окнами, причем была применена возвратно-петлевая продувка. Этот прогрессивный (по сравнению с прямой продувкой, вынуждавшей ставить поршень с дефлектором) способ до войны был исключительным ноу-хау компании DKW, имевшей на него патент. Неразборный коленвал опирался на два подшипника 203 слева и один справа. В малую головку шатуна запрессована бронзовая втулка, в большой установлен однорядный роликовый подшипник. На наружных сторонах маховиков имелись выемки для уравновешивания инерционных сил. Для уменьшения объема кривошипной камеры они были закрыты специальными крышками, заклепанными от выпадания. Однако во время эксплуатации крышки иногда отделялись от маховиков, и нормальная работа двигателя нарушалась. Карбюратор К-30 был прост по конструкции и удобен в обслуживании. Достаточно ослабить болт хомута, чтобы снять карбюратор либо повернуть его, чтобы добраться до жиклера. Фильтр — контактно-масляный, с заслонкой для пуска двигателя в холодную погоду.

Копии мотоцикла DKW RT125 выпускали не только в СССР, но и в Италии, Великобритании, США, Японии, Польше, Венгрии.

Крутящий момент от двигателя передавался цепной моторной передачей на многодисковое сцепление и трехступенчатую коробку передач с ножным переключением. На рычаге переключения была установлена стрелка указателя передачи.

Простенький указатель включенной передачи.

Трубы рамы спаены латунью, а в некоторых местах соединены газосваркой. В задней части рамы к нижним трубам с обеих сторон приварены проушины, к которым каждый желающий мог самостоятельно прикрутить подножки для пассажира, при этом на багажник ставили дополнительное подпружиненное сиденье.

Красная звезда с хвостом кометы украшала бензобаки ранних ковровских мотоциклов.

На мотоцикле К-125 установлена параллелограммная вилка с центральной спиральной бочкообразной пружиной. Детали вилки соединены точечной и газовой сваркой. При езде по проселочным и булыжным дорогам (третьего класса по тогдашней классификации) параллелограммная вилка не справлялась с обработкой дорожных неровностей, вдобавок заднее колесо было установлено в раме жестко. От тряски ослаблялись гайки оси, и колесо норовило выскочить на ходу из пазов перьев вилки.

Система электрооборудования — шестивольтовая, с батарейной системой зажигания. В первичную обмотку катушки зажигания поступал ток низкого напряжения от аккумуляторной батареи 3-MT-7. Интересной особенностью мотоцикла была распределительная коробка П-35, в которой находились реле-регулятор, центральный переключатель на шесть положений, катушка зажигания, контрольная лампа красного цвета и предохранитель. Положения центрального переключателя соответствуют режимам работы электрооборудования: 0 — стоянка в гараже или в пути, все потребители электроэнергии выключены; 1 — ночная стоянка в пути, включены задний фонарь и стояночный свет фары, ключ в этом положении (как и в положении 0) можно вынуть; 2 — езда днем, включены катушка зажигания и сигнал; 3 — городская езда ночью по хорошо освещенным улицам, включены катушка зажигания, сигнал, задний фонарь и стояночный свет; 4 — езда ночью, включены катушка зажигания, сигнал, задний фонарь и центральная лампа фары; 5 — езда без аккумуляторной батареи, включены катушка зажигания и сигнал.

Основные приборы электрооборудования – реле-регулятор, центральный переключатель, катушка зажигания, контрольная лампа и предохранитель – были собраны в распределительной коробке. Этим ковровские мотоциклы отличались от московских и минских «макак», у которых центральный переключатель и контрольная лампа располагались в корпусе фары.

Руль сваривали из трех деталей газосваркой, после чего его полировали и хромировали. Крылья, бензобак, инструментальный ящик после грунтовки покрывали в 6-7 слоев нитроэмалью, с полировкой после нанесения каждого слоя. На лакокрасочную поверхность ободьев, крыльев, бака, вилки, инструментального ящика специально обученные художницы наносили белые полосы-цировки тонкими длинными (до 50 мм) кистями. Первые партии сходили с конвейера без логотипа на бензобаке. Позже появилась эмблема (тоже нарисованная вручную): звезда с хвостом кометы, буква К и цифра 125.

Руль на первых К-125 сваривали из трех частей. Под ним видна мощная пружина передней вилки. Спидометр с «обратным» ходом стрелки стоял справа от фары.

Серийное производство мотоциклов в Коврове началось уже в ноябре 1946 года. Тогда почти все детали изготавливались индивидуально, а сборка первых пятидесяти машин производилась на стапелях, переоборудованных от военных изделий. Мотоциклы частично комплектовались вывезенными из Германии деталями. Всего в 1946 году было изготовлено 279 мотоциклов К-125.

Первая партия мотоциклов подвергалась испытаниям в жесточайших условиях — требовалось выявить слабые узлы и детали. Директор завода распорядился передать полтора десятка машин и руководителям подразделений — с тем, чтобы они на себе ощутили качество своих изделий. Испытания выявили массу слабых мест. В основном страдала экипажная часть из-за несовершенства подвесок: гнулись ободья колес, лопалась в передней части рама. Руль крепился к передней вилке по велосипедному типу, и труба руля проворачивалась.


Конструкторы старались оперативно устранять выявленные недостатки, но стало ясно, что без коренной модернизации подвески не обойтись. И в 1952 году с конвейера начали сходить мотоциклы К-125М. Главным новшеством этой модели стала телескопическая вилка штокового типа с гидравлической амортизацией. В каждое перо вилки заливали по 100 см³ смеси, состоящей из 75 см³ автотракторного или дизельного масла и 25 см³ осветительного керосина. На раме появился ограничитель поворота вилки. Руль — такой же по форме, как и прежде — теперь изготавливался из одной трубы и надежно крепился с помощью кронштейнов к верхней траверсе вилки. На бензобаке добавились резиновые наколенники-нигрипсы, инструментальный ящик большего объема теперь запирался специальным ключом. Закупленное станочное оборудование позволяло решить проблему с болтами и гайками. Теперь они изготавливались на специальных станках-автоматах.

1954 год ознаменовался двумя примечательными событиями. Во-первых, на заводе было создано специальное конструкторское бюро мотоциклостроения (СКБ). Во-вторых, начались экспортные поставки: первые партии ковровских мотоциклов ушли в Венгрию.

Мотоцикл К-55 получил заднюю маятниковую подвеску.

Первой моделью нового СКБ, вставшей на конвейер, стал выпущенный в 1955 году мотоцикл К-55. Главным новшеством в его конструкции стала задняя маятниковая подвеска с двумя пружинно-гидравлическими амортизаторами. Она потребовала создания новой рамы с совершенно другой конфигурацией задней части. В кривошипной камере двигателя в месте разъема половин картера для повышения давления вставлено подковообразное кольцо, фиксируемое от поворачивания штифтом. Карбюратор К-30 заменен карбюратором К-55, что позволило повысить мощность двигателя до 4,75 л.с. Для лучшего охлаждения увеличено оребрение головки цилиндра. Несколько иную форму получили рычаг кикстартера и педаль переключения передач. На бензобаке сверху появилась декоративная стальная полоса, закрывающая сварочный шов. Вместо привычной «кометы» по бокам бензобака — круглые наклейки с буквой «К» по центру и надписью «К-55» полукругом снизу.

Одновременно с постановкой на производство К-55 конструкторами СКБ был спроектирован с чистого листа совершенно другой мотоцикл с мотором нового для СССР класса 175 см³, — но это другая история.

Ранний вариант мотоцикла К-58, с 9‑литровым бензобаком.

Последним 125-кубовым ковровским мотоциклом стал выпущенный в 1958 году К-58. Главным новшеством стало электрооборудование с генератором переменного тока. Использование такой схемы позволило отказаться от дефицитной аккумуляторной батареи, требующей особого ухода и подзарядки после длительного простоя. В корпусе новой большой фары располагались также спидометр, сигнал и замок зажигания.

Двигатель К-58 форсирован до 5 л.с. за счет измененной конфигурации продувочных каналов и выпускного окна. В нижней головке шатуна установлен роликовый двухрядный подшипник. Червячный механизм включения сцепления заменен рычажным.

Мотоцикл К-58 с новым 13‑литровым бензобаком.

Существенно изменилась на К-58 рама: ее задняя часть выполнена в виде дуги, приваренной к верхней балке и подседельной стойке. Намного жестче стал узел крепления маятника задней подвески. В таком виде рама в общих чертах выпускалась вплоть до 90-х годов. В модернизированной задней подвеске (унифицированной с К-175) увеличены объем гидроамортизатора, длина направляющей втулки, диаметр штока, изменены конструкция сальника и крепление штока с верхним наконечником, отсутствует нижний клапан.

На модели К-58 впервые на 125-кубовых ковровских мотоциклах появилась облицовка, закрывающая заднюю часть рамы — для улучшения внешнего вида и защиты от грязи и пыли. На правом щитке на некоторых партиях машин располагался звуковой сигнал, на левом — большой инструментальный ящик с замком, открываемым отверткой либо монеткой.

В 1956 году завод имени В. А. Дегтярева стал одним из крупнейших мотозаводов Европы, выпуская по 10 000 мотоциклов ежемесячно.

Поначалу на новой модели устанавливался такой же бензобак, как на К-55, но с наклейкой К-58. Но вскоре главный инженер В. В. Бахирев съездил в командировку во Францию и там на фирме Motobecane подсмотрел новую конструкцию бака. Этот узел состоял из двух штампованных половин, сваренных между собой снизу. Кроме того, что отпала надобность в маскировке сварного шва, новый бензобак (получивший среди работников завода прозвище «немецкая каска») обладал повышенной с 9 до 13 л емкостью. Пришлось помучиться с верхней деталью, полученной методом глубокой штамповки, поэтому поначалу на машины ставили то 9-литровые, то 13-литровые баки. По бокам нового бензобака на винтах крепились эмблемы, отлитые из алюминиевого сплава: два сидящих друг напротив друга зайца, а внизу надпись «Ковровец». Зайцы перешли с герба города Коврова, утвержденного еще в 1781 году: «Сидящие два зайца в зеленом поле, каковых зверей в окрестности сего города изобильно». По преданию, царский наместник граф Воронцов любил охотиться на зайцев в ковровских лесах — он и подсказал идею герба.

В 1961 году завод полностью перешел на производство 175-кубовых мотоциклов. Всего же за 15 лет выпущено около 750 000 ковровских 125-кубовых машин.


Герои спорта

Первые спортивные мотоциклы были созданы в Коврове уже в 1947 году. А через год они получили «официальный статус»: разработана документация, организована заводская команда. Мотоцикл К-125С отличался форсированным двигателем, усиленной коробкой передач, облегченной ходовой частью, системой зажигания от магнето. Степень форсировки зависела от назначения: мощность моторов для кроссовых мотоциклов доводили до 7 л.с., а с гоночных агрегатов, переведенных на спиртовую смесь, за счет повышения степени сжатия и установки двух карбюраторов снимали 9 л.с. На кроссовом К-125С капитан команды ВВС Московского военного округа Владимир Дейч в 1948 году стал чемпионом СССР в классе 125 см³.

В 1949 году завод сделал усовершенствованную модель К-125С1, с передней телескопической вилкой. На модификации для мотокросса было подрессорено и заднее колесо. Гоночный вариант К-125С2 1950 года отличался головкой цилиндра из медного сплава с увеличенной площадью оребрения. Верхняя часть цилиндра также получила алюминиевую напрессовку с большими ребрами охлаждения. На колесах стояли сдвоенные тормозные барабаны.

До 1955 года завод делал спортивные мотоциклы лишь для заводской команды и по отдельным заказам спортивных организаций. Но с этого года он приступил к мелкосерийному производству. Всего выпущено 300 мотоциклов модификаций К-55С1 (для мотокросса), К-55С1М (для многодневки) и К-55С2 (для шоссейно-кольцевых гонок).

Точку в развитии 125-кубовых спортивных мотоциклов из Коврова конструкторы поставили в 1959 году, выпустив кроссовый К-58СК и многодневный К-58СМ. За исключением двигателя эти машины были полностью унифицированы со 175-кубовыми спортивными мотоциклами – вплоть до четырехступенчатой коробки передач, которая на дорожном 125-кубовом аппарате применялась лишь на экспортных моделях.

Ранний образец мотоцикла для шоссейно-кольцевых гонок с бензобаком увеличенной емкости.


Установка двух карбюраторов и магнето на моторе гоночного мотоцикла.


Гоночный К-55С2. Мотоцикл комплектовали набором из трех головок цилиндров для подбора степени сжатия в зависимости от применяемого топлива.


К-55С1М мало отличался от серийного дорожного мотоцикла. Хотя на селе явно предпочли бы такой вариант.


Cамый совершенный 125‑кубовый мотоцикл из Коврова – К-58СК.




Материалы по теме:

Оставить комментарий

Для добавления комментария требуется зарегистрироваться или авторизоваться на сайте .


↑ Наверх