В трех измерениях - тест-пробег на Can-Am Commander 1000 X/XT/LTD

07 августа 2012

Предназначение UTV (он же side-by-side) долгое время для меня оставалось загадкой. Но поездка по горам на Can-Am Commander расставила все на свои места.


В трех измерениях - тест-пробег на Can-Am Commander 1000 X/XT/LTD

Выпуск:
Журнал "МОТО" - август 2012

Автор:
Роман Ситников, фото Rosan

Теги:
Тесты / Багги / Rosan / Can-am / Commander / UTV /

Просмотры:
4521

Оставить комментарий

Поделиться с друзьями:

С первых часов путешествия по окрестностям Геленджика стало ясно, что аббревиатура UTV, прямо указывающая на утилитарную направленность класса, литровым "Коммандерам" не очень-то подходит. Истинное их назначение – фан и спорт, а не перевозка фермерских причиндалов по территории угодий. Отнести UTV к мотоциклетному роду-племени можно, пожалуй, только в силу законодательных нюансов: в России они классифицируются как «внедорожные мотосредства». В действительности же это, скорее, багги: автомобильные кресла, руль и педальный узел, да и посадка водителя слева. В тест-пробеге участвовали «Коммандеры» трех версий – X, XT и LTD. За этими буквами скрывается не только разница в уровнях оснащения, но и более серьезные моменты.

can-am-aommander-1000-x
Форсирование реки – не только необходимость, но и способ отмыть «Коммандера», сохранить его фотогеничность.

Commander 1000 X ориентирован на спортивную эксплуатацию, причем, скорее, раллийной, чем трофийной направленности. Это хорошо заметно по подвеске. Газомасляные амортизаторы Fox Racing Shox HPG с выносными резервуарами – регулируемые (раздельно для высоких и низких скоростей хода подвески), стабилизатор поперечной устойчивости установлен не только сзади, как на всех «Коммандерах», но и спереди. Подвеска великолепно отрабатывает неровности, «Икс» пишет траекторию на разбитой грунтовке с четкостью настоящих спортивных багги. При этом риск разбортировать колесо, проходя поворот в глубоком заносе, минимален: на Commander 1000 X установлены алюминиевые колеса с бедлоками. Кроме того, пороги «Икса» надежно защищены стальными дугами. Зато "Икс" обделен лебедкой и расширителями арок — но нужны ли они подобной «зажигалке»? Все-таки для трофийно-внедорожных подвигов лучше подходят XT и LTD. Из всей линейки литровых «Коммандеров» ХТ – наиболее универсальный аппарат. Оснащенный простыми нерегулируемыми масляными амортизаторами, он способен одинаково хорошо передвигаться по любым поверхностям. Пусть не великолепно, но именно хорошо. И везде. Плюс он оснащен столь актуальными при штурме бездорожья расширителями арок и, конечно же, оружием последнего шанса – лебедкой. Продумана и система крепления багажа: на кузове установлены рейлинги, позволяющие надежно зафиксировать перевозимый «шмурдяк». 

can-am-commander-1000
Качественная грязь превращает любую резину в «слики». Прогазовка не помогает самоочищению.

Ну а версия LTD, как и следует из названия, — самая «нафаршированная» из семейства «Коммандеров». Подвеска на «лимите» пневматическая, с возможностью регулировки величины дорожного просвета и жесткости пневматических элементов, амортизаторы – газомасляные Fox Racing Shox. Одним нажатием переключателя режима подвески LTD можно превратить в раллийного «Икса» или в лифтованную трофийную «котлету». Есть, кстати, еще один полезный момент наличия пневмоподвески: ее компрессор можно использовать для подкачки колес. Колеса Limited – 14-дюймовые, в отличие от 12-дюймовых на Х и ХТ, при этом диаметр резины такой же — 27 дюймов. Красиво, спору нет, да и точность управления выше. Но в условиях сурового бездорожья при одинаковом внешнем диаметре шин лично я предпочел бы колесики поменьше. «Лимитед» ориентирован скорее на комфорт и удовольствие, чем на спортивные достижения. Чего стоит одна аудиосистема! Четыре мощных динамика способны не просто скрасить поездку по дебрям или сидение в болоте, но и устроить полноценную open-air party в честь окончания покатушек. А в качестве источника можно использовать не только родную «голову», но и iPod/iPhone или USB-флешку — соответствующие разъемы есть. Оригинально решен вопрос навигации: в приборную панель «вщелкивается» GPS-приемник Garmin Montana 650, при этом никаких проводов к нему тянуть не нужно – разъемы для питания есть в гнезде. Демонтируется оттуда он, что называется, легким движением руки, превращаясь в обычный «пешеходный» навигатор. Расширители арок и 4000-фунтовая лебедка входит в стандартное оснащение LTD. Равно как и ветровое стекло высотой до середины проема. Решение удачное – стекло отлично отсекает воду и грязь, позволяя при этом смотреть поверх него.

can-am-aommander-1000-ltd
Commander 1000 LTD. Это не бездорожье, это и есть дорога.

can-am-aommander-1000-garmin-montana-650-open-air-party
Навигатор на LTD можно снять и использовать на пеших маршрутах, а чего стоит одна аудиосистема, полноценный open-air party.

В целом Commander любой версии однозначно воспринимается как техника класса хай-энд. Ни на комплектующих, ни на оснащении не экономили. Пример — кнопка «Старт/стоп», обычно являющаяся признаком автомобилей высокого уровня. Да, может быть, избыточно для «квадрика», но так приятно! Очень полезным оказался переключатель Sport, присутствующий на всех версиях «Коммандеров». В этом режиме машинка «валит», как и положено «литру», активация же более «овощного» режима существенно демпфирует реакцию двигателя на педаль газа, позволяя избежать рывков при движении по неровностям. Двухуровневый (или, точнее, с двойным дном) кузов с закрывающимся нижним отделением предполагает возможность перевозки до 272 кг багажа, так что топливо, запаску, палатку и провиант можно смело грузить в «Коммандер». И еще один приятный момент: кресла «Коммандеров» легко демонтируются, превращаясь в удобные шезлонги.

Черноморское побережье России мне всегда казалось исключительно одномерным, где вся жизнь сосредоточена исключительно вдоль моря. Но поездка показала, что трехмерное пространство, уходящее вверх от линии берега, живет своей собственной жизнью, интересной и насыщенной.

can-am-aommander-1000 черный берег моря
Commander 1000 XT отлично подготовлен для штурма бездорожья.

Окружающие Геленджик горы — с огромным числом дорог и тропинок, рельефом с разнообразной геометрией, непроходимыми субтропическими лесами, альпийскими лугами и голыми каменными склонами, водопадами, реками, речушками, ручейками и даже болотами. Да, как ни странно, хватает там и столь притягательной для многих любителей внедорожной техники грязи – в оврагах, низинах, лесовозных колеях. А машинкам предстояло возить нас по этому окружающему великолепию, параллельно убеждая и водителей, и пассажиров в том, что такой вид отдыха является действительно беспрецедентным по соотношению активности, безопасности и полученных впечатлений и эмоций.

Кстати, вопрос безопасности – отнюдь не праздный. Не секрет, что покатушки на обычных квадриках нередко заканчиваются переворотами. И хорошо, если незадачливый водитель просто покидает квадрик, а не меняется с ним местами. А вот «валить на все деньги» на «Коммандерах» можно куда смелее – серьезный металлический каркас сохранит целыми содержимое шлемов водителя и пассажира в случае переворота, защитные сетчатые «двери» минимизируют риски переломов рук, а трехточечные ремни безопасности позволят обнаружить тела обоих членов экипажа на причитающихся им местах.

can-am-aommander-1000

В течение трех дней колонна из девяти «Коммандеров» настойчиво утюжила горы и долины над Геленджиком, возвращаясь на «одномерное» побережье только на ночь. Мы многое успели увидеть за это время, и далеко не все доступно уазикам, регулярно вывозящим в горы и на водопады сторонников «овощного» отдыха (считающих, впрочем, себя любителями активного туризма). Длиннобазный УАЗ сопровождения, выполнявший в этом вояже роль боевой технички, несмотря на солидную внедорожную подготовку и опытный экипаж, не всегда мог составить нам компанию. Нередко ему приходилось идти по более приличным «дорогам», пересекаясь с колонной в контрольных точках.

can-am-aommander-1000 в горах

Не обошлось, конечно, и без некоторых технических сложностей, сдерживавших продвижение колонны. Дело в том, что большая часть направлений покрыта камнями, на поверку оказавшимися достаточно острыми. Резина Maxxis Bighorn, в которую обуты «Коммандеры», отлично подходит для грязи и песка, но в условиях постоянной каменной «сыпухи» жгуты для ремонта порезов стали нашими лучшими друзьями. Особенно почему-то доставалось покрышкам наиболее «драйвовой» версии «Икс». Именно на ней чаще всего устраивали скоростные прохваты по хорошо просматриваемым участкам, и именно «Иксы» чаще других приседали то на одно, то на другое колесо. Роль «дороги» часто возлагалась на русла рек и ручьев. Невысокий уровень воды позволял спокойно объезжать наиболее засадные места прямо по реке, при этом риск пропороть колеса округлыми камнями был минимальным.

can-am-aommander-1000

Эффектно получался выход на сушу: очень часто передние, а иногда и все колеса оказывались в воздухе в момент выпрыгивания. Энергоемкости подвески хватало всегда, ни одно приземление на плоскость, несмотря на суммарную массу экипажа и груза за два центнера, не вызвало пробоев.

Была и настоящая, качественная грязь. Лесовозные колеи, заполненные вязкой субстанцией, подарили непередаваемые ощущения: «Коммандер» постепенно погружается все глубже, а скорость терять нельзя, до выезда из грязевой ловушки остается немного. Бурая жижа начинает заливать сиденье, но привстать не дает ремень. И отстегнуть нельзя — электроника сразу же «срубает» тягу двигателя. Безопасность превыше всего. Так и едешь дальше, сидя в прохладной грязи. Некоторые соратники оказываются более находчивыми — застегивают ремень и, забравшись с ногами на сиденье, палкой давят на педаль газа. Другие своевременно, насмотревшись на медленно плывущих впереди спутников, сдают назад, чтобы поехать по верху. Но заполненные вязкой субстанцией «бассейны» все-таки заставили несколько раз расчехлить лебедки.

can-am-aommander-1000
Can-Am Commander - это не просто утилитарный квадрик, а настоящий генератор эндорфинов, способный помочь увидеть привычный мир под другим углом.

Перерывы на обед становились настоящим праздником. Помимо непосредственно короткой передышки и приема пищи, можно было отмыться от въевшийся пыли и налипшей грязи. Да и сам процесс приготовления горячего обеда из индивидуального армейского пайка для многих был в диковинку.

can-am-aommander-1000 привал

Заглянули и к дольменам, популярность которых и, как следствие, рост их количества становятся в последнее время чрезмерными. Однозначного мнения об изначальном предназначении этих конструкций из каменных плит до сих пор нет, но меня, например, не покидает ощущение, что сооружения эти лучше всего подходят для мото- и квадротриала.

Но особое счастье — водопады. В первую очередь, конечно, те, куда уазо-туристам путь заказан, отчего природа сохранила свой первозданный вид. Поиски интересной позиции для съемки заканчивались довольно неожиданными картинами: один «Коммандер» почти вертикально торчит из воды, заехав на стенку водопада своим ходом, другой изображает подводную лодку, с трудом удерживаясь от всплытия.

Ни липкие грязевые ванны, ни ремонт колес не добавляли скорости передвижения нашей колонне, так что возвращения на базу по темноте стали закономерным итогом. Линзованная оптика «Коммандеров» прекрасно справлялась с кромешной южной темнотой, но лучше всего себя чувствовали экипажи LTD — установленные на них светодиодные "люстры" действительно превращали ночь в день.

can-am-aommander-1000 ночью как днем, спасибо оптики ltd

Напоследок — несколько слов об экипировке. Подход к выбору одежды для side-by-side может быть куда более либеральным, чем для езды на обычном квадрике, «dress for crash, not for ride» здесь принимает иные очертания. Разумеется, без шлема не стоит и думать о поездке. Перчатки тоже будут совсем не лишними. Основная же функция защитной экипировки ложится на ремень безопасности и каркас. Меня, например, хорошая ветрозащита и отсутствие — о ужас! — кондиционера заставили отстегнуть нижнюю часть эндурных штанов, превратив их в шорты, и предусмотрительно оставить на базе привезенные с собой кроссовые мотоботы и шарнирные наколенники. Треккинговые сандалии оказались куда более подходящей обувью для подобных покатушек.

can-am-aommander-1000 экипировка

В них удобно управлять машинкой, выбираться на просмотр трассы и обозревание достопримечательностей, при этом водные и грязевые ванны ничуть не напрягают – как затекло, так и вытекло. В целом же пляжного комплекта, дополненного шлемом, для покатушек вполне достаточно. Проверено на практике: переворот на высокой скорости с приземлением на бок прошел без последствий. Ни для членов экипажа, ни, что особенно приятно, для «Коммандера».

can-am-aommander-1000

Итог

Три дня, проведенные в горах за рулем Can-Am Commander 1000, подарили объем впечатлений, сравнимый с иной длительной экспедицией. Давно знакомая местность неожиданно открылась заново, превратившись из одномерной береговой полосы в настоящее трехмерное пространство.

Тест организован компанией «Росан», дистрибьютором техники Can-Am в России.
Экипировка Fox и Shift предоставлена на тест компанией FoxUSA.ru

Видео

Материалы по теме:

Оставить комментарий

Для добавления комментария требуется зарегистрироваться или авторизоваться на сайте .


↑ Наверх