Вышли из Часового. Посетили Пермь-36 - единственный сохранившийся лагерь (кроме него были еще 35-ый и 37-ой) так называемой "Красной зоны" - там содержались репрессированные офицеры. Далее заехали в Каменный город, находящийся в лесу, в природном заповеднике. Следующей достопримечательностью маршрута стала наклоненная колокольня - на манер Пизанской башни - в Усолье. Там же - усадьба Строановых нач. 18 века и усадьба Голицыных.
В следующие дни намечен длинный переход по Североуральскому тракту (направление на Кваркуш).
Собор усадьбы Строгановых. Усолье.
Барак тюремного заключения и карцер.Пермь-36.
Когда-то белый "рояль в кустах". Усадьба князей Голициных. Усолье.
Ох и дремучая здесь тайга! Тяжко собираемся к Демидовским крестам и Писанному камню. От них через Кын на Лысьву и Чусовой. Опять задержка - на квадре сильно пропорота покрышка. Долго чинили ее в дороге и варили в городе. Ночевать остаемся в Часовом.
От Иткуля идем на грандиозный Дидинский туннель. Сооружение впечатляет!
Еще одна задержка – ремонт ШРУСа квадра поддержки. Далее направились вдоль знаменитой Угрюм-реки (Чусовой). Посетили реконструкцию древнерусского поселения. Лагерь ставим на живописном месте. Здесь в демидовские времена была большая деревня.
Памятный крест на реке Чусовая, установлен в 1779 году на месте рождения сына Акинфия Никитича Демидова в 1724 году.
С утра пробрались к знаменитым чертовым воротам. От них вскарабкались на вершины гор Сугомак и Егоза. Отыскали в тайге руины взорванного динамитного завода (таинственную его историю расскажу в другой раз).
К вечеру прорубились к озеру Иткуль, к загадочному Шайтан-камню. Опять прокол – ставим лагерь прямо на берегу. Ремонт в таком месте – удовольствие.
Дождь, зарядивший еще с вечера, сделал лесную глинистую дорогу из лагеря, разбитого на берегу реки Большая Сатка, коварной, да и не только ее. Часть намеченных восхождений не состоится. Но к Поклонному кресту, что на горе Карабаш, мы обязательно доберемся.
Пока же грейдером идем от Порогов до Бердяуша, оттуда на Златоуст и Миасс, и лесными дорогами от Новоандреевки добираемся до Карабаша, где находится печально знаменитое на весь мир медеплавильное производство. Воздух здесь смертельно опасен – в нем помимо тяжелых металлов содержатся пары серной кислоты. Хотя старожилы говорят, что лет десять назад было куда хуже.
Доказательство у нас под ногами – выжженная, желто-рыжая земля, огромные черные отвалы вдоль дороги. Не одну гору породы перемололи на этом заводе.
А наша цель – 12-метровый Поклонный крест на вершине горы Карабаш, откуда открывается вид на два мира – до и после прихода цивилизации. С одной стороны – выжженная равнина, где возвышаются дымящие трубы, с другой – поросшие зелеными лесами холмы и голубые озера.
К вершине ведет каменистая тропа. Сюда легко взбираются квадрики сопровождения. А вот мотоциклистам приходится попотеть – причем в буквальном смысле слова. Дорога, ведущая по хребту, состоит из подвижной каменной осыпи, на которой руль норовит вырваться из рук. Первая передача, отключенная ASR – и все три мотоцикла одолевают первый, самый трудный подъем до седловины, а там – финальный бросок к вершине. Хорошо, что дождь сюда не добрался.
На вершину уже завезли мраморные плитки, видимо, природу хочется подправить и тут. Делаем несколько снимков на память – и вниз. Задача та же – удерживать руль, не давая мотоциклу зарываться в камни. Самая трудная часть – середина спуска, где камни крупнее и острее. Но все три мотоцикла благополучно одолели и спуск.
Пора расставаться: Владимир Чайковский и Анатолий Сухов отправляются в Екатеринбург, а экспедицию ждет привал и текущее обслуживание техники, которая пока работает как часы. Сплюну три раза, заодно песочек на зубах меньше хрустеть будет...
В пятый день путешествия к экспедиции присоединились главный редактор журнала «Мото» Анатолий Сухов и руководитель направления BMW Motorrad в России Владимир Чайковский на BMW F800 GS и R1200 GS. Выехав утром из Екатеринбурга, к обеду «группа поддержки» прибыла в Межевой (что неподалеку от Сатки).
А выход экспедиции из Белорецка задержался по причине все тех же проколов камеры заднего колеса. Оказалось, что мастер в шиномонтаже приклеил заплатку аккурат между двумя дырками, отчего обе они вскоре вновь открылись. Полевой ремонт своими силами оказался куда надежнее.
На трех мотоциклах двинулись вдоль реки Ай, любуясь из низин мшистыми отвесными скалами, а с высоких берегов - бескрайними сосновыми лесами. Проехав вброд приток реки, переправились по мосту и противоположным берегом дошли до деревни Пороги, где сохранилась действующая с 1908 г. (!) ГРЭС. Нас даже пустили в машинный зал, где сохранились австрийские турбины начала прошлого века.
Станция питает два населенных пункта, но на плотину (кстати, сложенную из природного камня) уже не пускают – денег нет даже на деревянные перила моста. Обидно глядеть, как разрушаются цеха старого завода ферросплавов, как доживают свой век в непрерывных трудах практически музейные экспонаты. Какие-нибудь немцы или австрийцы сделали бы из этих покинутых строений и работающей электростанции музей если не мирового, то федерального значения, и туристы приносили бы краю прибыль и популярность. А пока – отдельные островки цивилизации да стада коров, ночью выруливающих на дорогу перед мотоциклами.
Еще одна достопримечательность – фонтан у самой реки: вода бьет из пробитого геологами пласта. В этот раз он оказался невысок, хотя порой достигает десятка метров.
Песчано-каменистые дороги временами сменялись глинистыми проселками, а мокрые подъемы и спуски заставляли точно работать рулем и газом. На подъем - с отключенной антипробуксовочной системой, на спуск – с выключенной ABS, благо мотоцикл позволяет управлять ими по желанию.
Вечером разверзлись небеса. Судя по тяжелой плотной облачности и вспышкам молний на горизонте, дождь зарядил надолго. Как выбираться по кривой лесной дороге через овраги и колеи квадров, мы подумаем завтра, а пока – сушиться и спать.
Покинув туманную Кашалю прошли еще несколько бродов и ступили на земли Башкирского заповедника. Колея долго петляла в глухом лесу, пока не вывела нас к людям. Облегченно вздохнув, что, наверное, самый трудный участок путешествия преодолен, мы полетели на север.
И опять неудачи – прокол за проколом, не успеваем штопать колеса.
Затянувшийся наш переход по реке, постоянные ремонты колес сказываются на графике: Капову пещеру миновали не посетив, хребтами Крака и Шатак любовались издали. Зато дорога радует – с перевальчика на перевальчик несет она нас к конечной точке дня сегодняшнего – городу Белорецку.
Часто останавливаемся просто полюбоваться – не зря этот путь окрестили Визитной карточкой Башкортостана!
Солнечное утро не предвещало ничего плохого – идем по графику, погода балует.
Побродили по монументальному карстовому мосту, испили студеной Куперлинской водицы, да тронулись в путь дорогу. Возвращаться той же дорогой как-то неспортивно, и приняли мы роковое решение подниматься дальше вверх по реке.
Дорога спустилась к реке и начались бесконечные броды.
Дорожка игриво скачет с берега на берег, а под колесами скользкие валуны – ад для мотоцикла. Броды таковы, что даже квадроциклы висли на камнях. Но и здесь баварец продемонстрировал внедорожные качества – забор воздуха сделан высоко, а электрика не боится воды. Идущая с нами хонда пару раз нахлебалась воды – БМВ же ни разу не чихнул. Если усидел, если удержал – то вывезет. Но чудес не бывает – управление тяжелым мотоциклом в этих условиях отнимает массу сил.
А как красива река! Уже с ног валишься от усталости, а не перестаешь восхищаться говорливыми водопадиками, скалами подпирающими небеса. Река в борьбе с камнем пропилила каньон напоминающий пятилистник. И каждый его листок остался в памяти!
За день мы прошли всего 40 километров, но каких!!!
Сегодня грунтовыми дорожками шустро допылили до уникального места – Мурадымовского ущелья. ГС опять на высоте – отлично настроенное шасси, мощный мотор позволяет не чувствовать массы аппарата на грунтовых дорожках и жечь по-полной.
В само ущелье на технике не пустили – красоты осматривали пешком. Речка, как брильянт в каменной оправе - впечатляет!
От Мурадыма асфальтовыми дорожками долетели до голубой жемчужины Башкортостана – реки Нугуш и одноименного водохранилища. Накупавшись начинаем подъем по реке на знаменитый водопад Куперля и карстовый мост над ним. И опять сухая разбитая колея по вкусу баварскому скакуну- никогда бы не подумал, что такая дорога на мотоцикле такого класса может доставлять удовольствие.
На привал встали на 200-метровом обрыве над рекой Нугуш. Просто очаровательное место!
Первый день нашего путешествия. Старт со славного города Кувандыка с главенствующей вершины над городом. Виды захватывают дух, душу будоражит предчувствие будущих приключений. На север продвигаемся Зилаирским плато – кругом сочно-зеленые горы мягких очертаний, перелески – очень душевные пейзажи. Не зря эти края называют долиной счастья! Дорожки твердые, скоростные – ГС 800 в своей стихии. Еду, наслаждаюсь, балуюсь регулировками подвески. Пылили пылили вершинами, да решили разнообразить маршрут, испытать технику – нырнули в мокрую лесную клею. Груженый БМВ массой хорошо за 2 сотни хоть и с трудом но самостоятельно преодолел это препятствие. Основным сдерживающим фактором был не вес или габариты, а универсальная резина, быстро замыливающаяся на таких грунтах.
Надо сказать, путешествию предшествовали 2 неприятных события: машина транспортирующая технику на старт попала в аварию, и я объезжая мотоцикл приложился, испытав экипировку БМВ (сработала на отлично!). Вот и сегодня череда неудач продолжилась – на скоростном участке кувыркнулся один из квадриков сопровождения. Легкие повреждения пилота и техники – легко отделались!
Ночевать встали на живописной реке Зилаир, давшей название всему тому прекрасному плато.
Мотоцикл, выбранный для прохождения маршрута – BMW F800GS 2013 года выпуска.
Это универсальный аппарат, прекрасно подходящий как для езды по асфальтовым покрытиям, так и для проселочных дорог и умеренного бездорожья.
Мотоцикл оснащен защитой поддона мотора, дугами безопасности, навигацией и прочными кофрами.
Также в комплект входит отключаемая ABS, электронная настройка подвески, и также отключаемая для бездорожья система антипробуксовки.
Специально для путешествия на мотоцикл установлены внедорожные покрышки Matzeler.
Весной завершился конкурс на лучший проект путешествия по России, открытый журналом "МOТО" при поддержке компании BMW. Сегодня все готово к началу путешествия: подготовленный мотоцикл BMW F800GS ждет победителя в Оренбурге, где сегодня состоится старт трансуральского путешествия. Напомним, его предложил Александр ПАЗУХА из г. Миаса Челябинской области.
Вместе с ним открывать Россию для вас будет наш фотограф и оператор Евгений БОБРИКОВ. Его фото- и видеоотчеты по каждому дню гонки смотрите в этом блоге. А большой отчет о путешествии появится в октябрьском номере журнала "МОТО".
И, конечно, в его iPad и Android-версиях, а также на нашем сайте, где вы сможете посмотреть фильм об этом проекте и открыть для себя потаенные уголки Урала.