За три моря: путешествие по Казахстану

02 мая 2013

Меня, заядлого эндуриста, всегда манили дикие места: пустыни, моря, горы… И, в попытке скрыться от дождливой уральской осени, я отправился на юг, где все это есть – интереснейшие места с богатой историей.


За  три моря: путешествие по Казахстану

Выпуск:
Журнал «МОТО» – апрель 2013

Автор:
Александр ПАЗУХА, фото автора

Просмотры:
14685

Комментарии:
2

Оставить комментарий

Поделиться с друзьями:

Непроглядная ночь в бескрайних казастанских степях. Я ковыряю захандривший мотоцикл. Вдруг из темноты возникает стройный силуэт… Девушка? Одна? В степи?.. – Откуда ты, красавица? – В Шалкар иду. Можно у тебя отдохнуть? – Без вопросов! Вот палатка. А я пока мотоциклом займусь. Снимаю двигатель и начинаю разбирать. Картер уже вскрыт, но неожиданный порыв ветра поднимает пыль с песком… Как не вовремя! И тут из темноты, натужно урча, выползает ЗИЛ. 

Выскакивают дюжие ребята: «Где она?!» Удар ноги по песку, пыль летит в разобранный двигатель, и… я просыпаюсь в холодном поту. Над палаткой светит полная луна, тишина. Ни таинственной незнакомки, ни ЗИЛа… Надо же такому присниться! С первыми лучами солнца, разогнавшими эту странную ночь, выдвигаюсь в путь к местам влекущим и таинственным: Каракумы, Арал, Устюрт… 

Местные настоятельно рекомендуют избегать маленьких поселков, особенно Шалкарского района – говорят, люди там озлобленные и, в случае чего, от меня и следов не найдут… Памятуя о своем сне, так и поступаю. Просто пылю степными дорожками на юг. В степи натыкаюсь на следы бурения и шурфы. Здесь когда-то упал метеорит. Но сколько ни напрягал воображение, сколько ни вглядывался с разных точек, представить себе кратер так и не смог – видно, рассосался за последний миллион лет. 

Зарулив в Эмбу для дозаправки, вызываю всеобщий ажиотаж – нечасто, видать, их «инопланетяне на стальных скакунах» посещают. Бензин по талонам, но мне, как путешественнику, разрешают заправиться. Подошел к кассе и, встав в очередь, задумчиво уставился на кассиршу. Вдруг она встает, тычет в прайс-лист и вопрошающе машет мне головой: «Дую спик русский?» Я аж дар речи потерял!.. Оказалось, недавно здесь проезжал француз, и меня приняли за его попутчика. К вечеру на горизонте показались Мугоджары – самые южные отроги Уральских гор. Не удержавшись от соблазна, спрыгиваю с насыпи грейдера и мчусь напрямки. Минут десять скачу по камням да оврагам и… снова оказываюсь на «своем» грейдере. 

Запас хода должен составлять не менее 400 км по песку! Топливо можно найти в любом более-менее крупном поселке, но качество не гарантировано. Захватите октан-корректор.

Выяснилось, что дорога делает петлю и поворачивает к горам. Надо почаще заглядывать в карту. Горами Мугоджары можно назвать с натяжкой, скорее, это каменистые сопки с чахлой растительностью. Но после унылой степной дороги радуют глаз. Отвел душу, прокатившись по вершинам. И вновь пыльный грейдер на юг, навстречу новым приключениям. Стали попадаться первые вестники пустыни. От районного центра Шалкар решаю идти на Арал «Китайской дорогой», ибо где-то читал, что каждый уважающий себя путешественник просто обязан здесь проехать. Говорят, именно этим путем караваны Шелкового пути шли к пресному озеру Шалкар. 

Сейчас «Китайская дорога» – это отсыпанный крупным щебнем грейдер в песках, идущий параллельно газопроводу и железнодорожной ветке. Еду довольно шустро. Пару раз на скорости, неудачно выбрав колею, совершил непреднамеренные прыжки с песчаных трамплинов. Появились первые барханы – небольшие, поросшие травой и кустарником. На них-то и потренировался. Песок совсем не такой, как у нас на Урале, и «лекарство» от него только одно – скорость. Лечу я песчаной дорогой, и вдруг из-за очередного бархана появляется красивейший белоснежный солончак. О чем я думал в тот момент, осталось загадкой, но со словами «Ух, прохвачу!» добавляю газу и спрыгиваю с насыпи. 

Прохватить удалось метра четыре – солончак нежно принял меня в свои объятия. Спешиваюсь. Ситуация не выглядит критичной. «За 15 минут вытащу, даже разгружаться не потребуется», – мелькнуло в голове. Потянув мотоцикл, проламываю корочку и погружаюсь в черную липкую жижу – теперь эвакуация требовалась мне самому. Началась адская работа – трясина засасывала мотик, а я упорно пытался его выдернуть. 

В попытке навести гать, утопил несколько дорожных знаков, непонятно откуда взявшихся в пустыне. Сам буквально пропитался этой жижей. Часа через три интенсивной работы под палящим солнцем, когда мотоцикл был развернут и до берега оставалось не более метра, запасы воды и силы кончились. Все, безнадега… Посидел, подумал и, спрятав вещи за ближайший бархан, пошел в один из шалкарских поселков, от которых меня предостерегали… Будто сцена из фильма про Дикий Запад: я, скрипя мотоботами, настороженно шагаю по пустынной улице меж покосившихся домиков. Ветер, завывая, гонит песок по улочкам. За кадром звучит тревожная музыка… 

ЭКОЛОГИЯ. 
В степях много пыли. У Арала это усугубляется ветром, поднимающим с обнажившегося дна ядохимикаты, копившиеся десятилетиями. На Магистау в 60–70-х годах было произведено три ядерных взрыва: район в 100–150 км юго-восточнее поселка Сай-Утес лучше объезжать стороной. Но все это мелочи по сравнению с непередаваемыми впечатлениями от сурового, но прекрасного края!













Но, на счастье, встречаю хороших людей и вскоре еду в кузове единственного в поселке автомобиля выручать мотоцикл. Запомнились слова, которыми меня встретили: «С казахстанским сором* шутки плохи!» (*Сор (каз.; туркм. – шор) – мелководный бессточный солончак в замкнутых впадинах, характерный для пустынь Центральной Азии). Оказывается, он никогда полностью не высыхает, и никто по нему не ездит. Похоже, я был первым… 

Тянем, потянем – вытянуть не можем! Полчаса дергали уазиком заякорившийся в солончаке мотик. А когда, наконец, вытащили двухколесный кусок грязи, наш спаситель пригласил в гости пообедать и помыться. За обедом хозяин рассказал, как в прошлом году у них останавливались австралийские путешественники, идущие из Китая в Европу на… верблюдах! Не менее часа очищал жизненно важные органы мотика от сорной грязи, но кое-где намеренно оставил – чтобы помнить! 

И вновь дорога среди барханов и бескрайних степей. Под колесами шустро бежит грейдер, стрелка спидометра весело пляшет у сотни – ничто не предвещает беды… Вот на горизонте появились две точки – попутные местные мотоциклы. Быстро их нагоняю. Они идут по правой колее, я – по левой. Добавляю газ, чтобы быстрее разминуться, и… Видимо, здесь-то я и обогнал своего ангела-хранителя. Опять – как кадры кинофильма: быстро приближающийся мотик прямо передо мной перескакивает в мою колею… БАЦ!.. Лечу… Кувыркаюсь… Все, темнота…. 

Очнулся в кювете. Разбитый шлем полон гравия, на лице смесь песка и крови. Вылезаю на дорогу, ищу глазами виновника. От удара он улетел метров на сто и приземлился в песок противоположного кювета. В шоке, но вроде целый. Начал осознавать, как сказочно мне повезло – руки-ноги целы, только шлем разбит, лопнул наколенник да покоцан мотоцикл. От удара отлетели все «артефакты» пребывания в солончаке. Начали подтягиваться местные ребята, но разошлись по-мирному, и я полетел дальше. 

Население может помочь, а может и… Без острой необходимости не следует вечерами заезжать в поселки, а общаться предпочтительней со старшим поколением.

С заходом солнца выскочил с «Китайской дороги» на «Дорогу смерти» (местное название федеральной «трассы» Арал – Актобе). Утренний моцион – поиски бензина. На трассе нет. Пришлось заехать в Аральск. А коли уж суждено побывать в городе, еду в порт. Печальное зрелище – сбежавшее море. Группа рабочих занимается перевоплощением оставшихся кораблей в музей. – Туда-сюда… Выпьем? – Спасибо, не пью. – Ну, туда-сюда, дай денег. Мы выпьем! Пришлось ребят огорчить… 

Дорога по Каракумам – песок и чахлая растительность. Ехать не то чтобы очень жарко, но дыхание пустыни ощутимо. Несмотря на хороший запас топлива, заправлялся я при каждой возможности, ибо не знал, что ждет впереди. На очередной заправке бензина нет, но хозяин притащил канистру. Денег брать отказался: «Гостей мы уважаем!» Пересек длиннейшую в Средней Азии реку Сырдарью. В небе закружили чайки, а нос защекотал запах моря. Выезжаю на плотину Северного Арала. Увы, лежащие на мели вдали от берега суда разрушили надежды полноценно искупаться. Поплескался как смог. 

Передохнул – и снова в путь, направление на поселок нефтяников Бозой. От моря поднялся на чинк (тюрк. – крутой обрыв, уступ. Ограничивает плато или небольшие столовые останцы. Наиболее типичны у плато Устюрт.) и помчался по плоскости. Дорога – песчаная колея различных оттенков и плотности. Порывы встречного ветра и смерчики поднимают песок с пылью и бросают в лицо, периодически ослепляя. Песок везде: в глазах, на зубах… Дышать можно лишь через импровизированный респиратор. 

Несколько раз, позабыв про карты, сбивался с пути, незаметно уходя в сторону. Приходилось возвращаться, вспоминая аральского рабочего: «туда-сюда». Регулярно попадаются растерзанные туши животных – как-то не по себе… Проскочил интересный поселок Акбасты, на широких улицах которого вольготно чувствуют себя барханы. А к вечеру снова вышел на чинк, с высоты которого видна синяя полоска – Северный Арал. Спустившись, пошел по дну бывшего залива Тущебас. 

НАПРАВЛЕНИЯ. Приаральские Каракумы славятся среди раллистов «тяжелым» мелким песком. Если ехать по проторенным колеям, это не так заметно, а если маршрут пойдет через нехоженые участки, это надо учитывать. На Мангистау пески ощутимо «легче». Степные дороги региона двулики: когда сухо, они твердые и весьма скоростные, но стоит пройти хорошему дождю, превращаются в «мыло» (на резине лучше не экономить). Участки по солончакам во время дождя просто опасны. Не раз мне казалось, что еду по каменной плите, как вдруг в этом «камне» появлялась глубокая колея…

Мимо старой пристани и лежащих в песках кораблей выхожу к источнику, у которого встречаю явно не местную бригаду. Представляются как «Дикая дивизия». Золото Северного Арала – это яйца рачка Artemia (Artemia salina – жаброногий рачок, обитатель соленых озер. Считается самым популярным кормом для морских и пресноводных рыб, которых разводят в разных условиях – от домашних аквариумов до промышленных водоемов.). Их-то и добывают старатели Арала. 

Купаюсь и с заходом солнца еду с «дивизией» ночевать на их базу к берегу моря. Вкусный ужин и сон под аральскими звездами на крыше недостроенного домика. Узнав о моем намерении проехать по Устюрту за два дня и ночевать в степи, стали предостерегать: сейчас много волков, которые «давят» все живое. Так вот чья работа – останки по дороге… Также не советуют заезжать в Бозой – мол, живут там исключительно отморозки, стреляют по поводу и без. А после бозойского бензина «дивизионный» квадрик отказывается ехать. Радужные перспективы… 

Благодарю за все и опять ложусь на курс по дну моря. По наводке новых знакомых нахожу в песках военный корабль. Недалеко отсюда печально знаменитый остров Возрождения (сейчас уже полуостров), бывший полигон бактериологического оружия. Похоже, судно оттуда. Потом решил рискнуть и пробраться к грузовому кораблю, стоящему поодаль и, как мне показалось, на зыбкой почве. Помня, что с «сором шутить нельзя», аккуратно пробирался по верблюжьей тропе. 

Но опасения оказались напрасными – сборщики металлолома уже и сюда накатали дорогу. Вдоволь налазившись, выдвинулся на Бозой… Огромный огненный шар медленно таял в волнах Арала «и еле видимый свет, словно от свечи, горел где-то в глубине»… А я сидел под охраной в комнате с заклеенными окнами и ждал своей участи. 

С водой напряженка. Полезными будут карты генштаба с отмеченными колодцами. Но это лишь резервный вариант – вода в них, как правило, солоноватая, а из некоторых пить просто небезопасно. Глубина колодцев нередко превышает 30 м. А на побережье Арала они сухие – с уходом моря ушла и вода.

Дело в том, что накануне я попытался пройти вдоль берега Северного Арала, да не учел, что здесь приграничная с Узбекистаном зона. Итог – погоня и задержание меня за нарушение пограничного режима. Честно говоря, в душе надеялся, что меня пожурят да отпустят, ведь границу я не пересекал (да и не собирался). Но когда забрали документы, а меня посадили в комнату под охрану, стало понятно: все будет по-серьезному. Начались допросы: «Кто? Куда? Откуда? Адреса? Пароли?..» По телефону допрашивали«из центра». Настояли на удалении всех фоток, отснятых в приграничной зоне. 

Просматривая фотографии и увидев «Дикую дивизию», немало удивились: «Знаком с чеченцами? Оружие? Наркотики?..» Меня не били ни сапогами, ни прикладами, но кормили и поили, а в ожидании звонков «из центра» начальник заставы рассказывал много интересного про регион и нравы. Мировые ребята! Лишь на следующий день я смог продолжить свое путешествие. В Бозое пополнил запасы топлива. – Какой бензин? – Хороший! Делать нечего – заправляюсь под завязку. Сначала еду осторожно, прислушиваюсь к мотору. 

Но на удивление «Хонде» бензин пришелся по вкусу – тянет отменно, только выхлоп стал дюже вонючим. Впереди главный «спецучасток»: переход до поселка Бейнеу по одному из самых безлюдных уголков планеты – плато Устюрт. Около 400 км неизвестности. Колей тысячи, но ехать предпочитаю по целине – можно держать довольно высокую скорость, прокладывая просеки через чахлый кустарник. Но здесь поджидают «сюрпризы» – суслики нарыли нор. Пролетаешь над ними и проваливаешься, обрушая «кровлю». 

Частенько под колеса «кидаются» глубокие поперечные колеи – перелетаю. Наконец-то лично знакомлюсь с местной достопримечательностью – пухляком. Если в песке на скорости мотоцикл глиссирует и управляется, то влетев в эту субстанцию, «тонет» и подламывается. Опять, как бы в подтверждение слов «дивизии», стали попадаться обглоданные туши. Периодически останавливаюсь, осматриваю горизонт. Куда ни повернись, одна картина – абсолютная плоскость. Удивительное дело – среди этого сурового Ничего неожиданно появлялся сладковатый женский аромат… Я и раньше его чувствовал, но списывал на то, что одетая мной свежая вещь сохранила частичку домашнего запаха. Но сейчас, по прошествии недели, эта версия уже не прокатывала. 

ФАУНА. Водятся такие недружелюбные создания, как среднеазиатская кобра, гюрза, песчаная эфа, щитомордник, обыкновенная и степная гадюки, фаланги, пауки-крестовики, сколопендры, каракурты («черная вдова»), тарантулы, скорпионы. Элементарные меры предосторожности (босиком не ходить, боты на улице не оставлять и т.д.) не помешают. Как и знания порядка действий при укусе. Стращали еще периодическим нашествием волков. Но волков бояться – на Устюрт не ездить!

Иногда отклоняюсь от нужного направления, делаю «радиалки» на примечательные места – древние захоронения, сооружения, колодцы… У сора Алтайсор натыкаюсь на вооруженных людей в форме – опять пограничники. «Кто такой? Один? Откуда? Почему по степи едешь?» Забирают документы и устраивают радиосвязь с центром. Это выглядело так: один солдат залез на крышу КамАЗа и на вытянутой руке держит антенну, другой в это время орет в радиостанцию так, что в центре его и без рации, похоже, слышат. Проверив документы, приступают к досмотру: – Распаковывай сумки! Это что? – Это палатка…. – Это что? – Это спальник… – Это что? – Продукты… – А хлеб есть? – Есть сухари… – Оставишь? – Бери. Дальше сумки распаковывать? – Нет, все. Можешь ехать! 

Получаю традиционное наставление, что в Бейнеу живут исключительно отморозки и головорезы… Во второй половине дня выскочил на красивый обрыв, а внизу уже виднеется городок – «спецучасток» пройден! В Бейнеу первым делом еду отмечаться в погранслужбе – обязательное условие моего освобождения. Опять получив наставление, что в следующем поселке Сай-Утес живут страшные люди, отправился на «полуостров тысячи чудес» – Мангышлак. На «трассе» Бейнеу-Шетпе похлеще, чем на целине Устюрта. Еще до отъезда, читая отзывы, я не мог понять, чем она так ужасна – на фото вполне приличный для эндуро грейдер. На деле – просто зубодробительное покрытие, а ямы пробивают даже эндурную подвеску. «Радость» прохвата многократно усиливал яростный боковой ветер, поднимавший пухляк со степи. Дышать нечем, видимость никакая… Пренеприятнейшая дорога из всех мной езженых! А по этой «трассе» еще и легковушки с фурами ухитряются ползать! 

Поначалу пытался «валить», но через полторы сотни километров, не выдержав перегрузок, лопнуло крепление одной из сумок. Сбавив темп, выхожу на поселок Сай-Утес. От поселка я планировал свернуть в степи к подземной мечети Бекет-Ата. Но так как уверенности найти в мечети бензин не было, озадачился его поисками. На богом забытой заправке, естественно, никакого бензина нет. Еду к «страшным людям» в поселок. У местных разузнал, что вроде как в одном из домов можно разжиться топливом. Мне на бак посадили «навигатора» – парнишку лет семи, не говорящего по-русски, который просто вытягивал руку подобно стрелке компаса. Так и петляли по закоулкам поселка, пока не нашли нужный двор. Оттуда появился парень и сообщил, что у хозяина какой-то праздник и гости, нужно подождать минут 15–20. Местечко удручающее: завывает ветер, полуразрушенные сараи, остовы машин… 

Проходит 30 минут – хозяина нет. То ли гости засиделись, то ли праздник перешел на новый уровень. Решаю, что это знак и надо ехать дальше. Немного расстроенный, выруливаю на «трассу». Смотрю – стоит «Опель», пассажиры приветливо машут руками. Ребята остановились перекусить и зовут меня к столу. Кроме того, есть запас топлива и они готовы поделиться. Не в первый раз ощущаю чью-то незримую помощь… Дальше дорожка пошла веселее, и я шустро вышел на западный чинк плато Устюрт. С чинка «трасса» сходит спуском Маната. Здесь Устюрт необычайно красив – коричневый вверху, книзу он переходит в белоснежные меловые слои. После степных просторов виды впечатляют – не отказал себе в удовольствии поскакать по тропам чинка. 

Благоприятное время посещения региона – весна (апрель-май) и осень (сентябрь-октябрь). Летом можно неслабо поджариться.

Под спуском могила святого Манаты-ата. Все водители останавливаются около нее и оставляют пожертвования. Не остановился – жди неприятностей в дороге. А кого еще просить о помощи, если за 20 лет независимости Казахстан не построил ни одной асфальтированной дороги на Мангышлаке? Здесь прощаюсь с дорогой и сворачиваю в сторону сора Тузбаир. Вот уж где красоты! Долго не мог себя заставить ехать в нужном направлении – катишься по тропке вдоль обрыва, а за каждым изгибом открываются все более впечатляющие виды. Есть даже «сфинкс» – отдельно стоящий останец, напоминающий египетскую скульптуру. 

Наметив по карте кратчайший выход в моем направлении, нырнул в ущелье и покатил по колее. Довольно быстро оно сомкнулось, и колея оборвалась. «Где не пройдет машина, на мотике можно попробовать», – подумал я и покатил по вершинам холмов. Когда до цели оставалось метров пятьсот, уперся в скальный обрыв – увы, подняться здесь не судьба. Вперед несколько сотен метров, а объезд – десятки километров… Обидно! Пришлось вернуться, подняться спуском Маната и покатить в нужном направлении по верху чинка. Только к ночи выехал к подземной мечети Бекет-Ата. Мне говорили, что она очень популярна, но увидеть такое количество людей посреди степи я не ожидал! 

Взбудораженная прибытием «инопланетного гостя», толпа окружила и терзала традиционными вопросами. Проводили в гостевой дом, все рассказали, показали, напоили, накормили и спать уложили. Гостевой дом – большое здание с одним помещением. За низким столом рассаживаются на обед паломники. С наступлением ночи стол убирается, на пол стелются циновки, и все укладываются спать. С утра неспешно прогулялся к мечети, вырубленной прямо в чинке, набрал водички и отправился дальше. Мой путь – через урочище Босжира и барханы Туйсеу к побережью Каспийского моря. Спускаюсь с Устюрта и качу в сторону урочища. 

Местность не предвещает ничего интересного. Неожиданно на горизонте появляются белоснежные скалы. Подъехав, обнаружил три джипа. У ребят из Актау семейный выезд- восхождение. Среди них инструктор по туризму, знающий здесь все тропы. – Пойдешь с нами? – Конечно! Вот удача! Босжира – это потрясающе! Единственное, что омрачило восхождение, это вода в моем гидраторе – попил ее, и сразу поплохело. Видать, в мечети набрал не живой воды, а мертвой. После спуска меня накормили, напоили, заправили бензином и проконсультировали по дальнейшему маршруту. Спасибо, люди добрые! Еду дальше и чувствую, что становится все хуже и хуже… Солнце, отражаясь от белой дороги, лупит по глазам, руки с трудом удерживают руль. У горы Бакты немного отлежался в тени мотоцикла и решил ехать не в пески Туйсеу, а в подземную мечеть Шопан-Ата и там немного оклематься. 

Шопан-Ата – еще одно культовое для казахов место. Это скальное полуподземное сооружение, стены которого вырублены в известняковой породе. Хорошенько отдохнув и полечившись шубатом (шубат (каз.) – кисломолочный напиток из верблюжьего молока, традиционный для казахов), по хорошему грейдеру ухожу в сторону города Жанаозен. Скорость и предвкушение третьего моря делают чудо – мне полегчало. Настолько, что захотелось хотя бы краем глаза увидеть знаменитые барханы Туйсеу. Поворачиваю к ним. Сначала пески не впечатляли – пологие барханы, поросшие кустарником. Но они становятся все больше и, наконец, у поселка Сенек появились большущие абсолютно чистые барханы! 

Посмотреть и не пощупать – это не про меня. Распугав ревом мотора жителей пустыни, рассекаю пески, штурмуя барханы. Пробую забраться на самую верхушку по верблюжьей тропе – на полпути зарылся. Пробую наглее – первая, вторая, третья… газ до упора… И я на вершине! Потрясающе! Накатавшись вволю, замечаю, что солнце клонится к горизонту – пора торопиться к морю. Степь в районе Жанаозен – это сплошной частокол из нефтекачалок и ЛЭП. Жутковатый техноген… А в городе опять проблемы с топливом – то отсутствует, то по талонам, то мотоциклы не заправляют. 

На одной из заправок четверо крепких ребят на BMW настойчиво предлагают помощь. И действительно помогли, уговорив заправщицу продать мне бензин, но их приблатненный говор и чрезмерная настойчивость сильно настораживали. Пополнив бак, поспешил покинуть город… Лечу по дороге, догоняю заходящее солнце. И вдруг на обочине – груженая «Ява» с турецкими номерами. Знакомимся. Джан едет уже 4 месяца. Он, как настоящий путешественник, не имеет конечных целей и задач – просто едет. Вместе с целями и задачами отсутствуют и карты: перед ним – лишь рукописный листочек с тремя обозначенными городами Казахстана и замысловатой линией меж ними… Генштаб отдыхает! 

На вопрос, где он собирается ночевать, Джан пожал плечами. Приглашаю составить мне компанию и ехать на море. Не знаю, понял ли он, куда я его зову, но поехал. Пока общались, окончательно стемнело, а до моря – около сотни. Сначала шел отличный (по моим меркам) асфальт, но даже на нем турок начал отставать – подвеска «Явы» не справлялась. А потом начались степные колеи, по которым мы долго плутали в ночи. Но вот в свете луны заблестела морская гладь – Каспий! С утра побежали к воде, а она-то ледяная! Не искупаешься… Чуть поодаль стоит внедорожник, ночью нами не замеченный. Хозяин Володя оказался земляком, родом с Челябинской области, но всю жизнь провел на Мангистау. Живет неподалеку, а сюда ездит с супругой на подводную охоту. 

Пригласил отведать кефаль. После завтрака Володя предложил: «Хочешь занырнуть в снаряжении?» Ну конечно! Сбылась мечта окунуться в третье море, да еще посмотреть его подводную жизнь. Но дорога зовет – упаковываемся, прощаемся. Только отъехали, как на «Яве» спустило колесо. Возвращаемся, накачиваем Володиным компрессором – вроде держит. Снова прощаемся, отъезжаем пару десятков метров, и «Ява» глохнет. Заводиться отказывается – сел аккумулятор. Опять возвращаемся. Подзарядив батарею от автомобиля, очередной раз прощаемся и все-таки отбываем. Решили заехать окунуться в радоновые источники. 

К сожалению, приходится объехать стороной мыс Песчаный – испытания песком «Ява» не выдержит. Источник – это торчащая из земли труба, откуда хлещет реально горячая вода. Накупавшись, снова обнаруживаем спущенное колесо. На этот раз подкачка помогла не более чем на 10 минут. Дело к ночи… Решаем воспользоваться приглашением Володи и заезжаем к нему в гости. Баня, вкуснейший ужин – о чем еще можно мечтать! У Джана истекает срок пребывания в Казахстане. Он остается продлевать регистрацию, а мой путь – к знаменитой Голубой бухте, одной из жемчужин полуострова Мангышлак. В урочище Саура долго высматривал обещанных морских черепах. Увидел только одну – видать, не сезон. Миновав Форт-Шевченко, покатил южным побережьем к ущелью Тамшалы. Прибыл засветло и неспешно проехал по ущелью, любуясь красотами. 

Ночевать решил в самом красивом месте – у водопада. Чтобы до него добраться, пришлось поскакать по пешей тропке да чуток пораскидывать лягушек и змей из местного болотца. Водопад в это время года – тонкие струйки воды, стекающие с широченного скального карниза с высоты трех метров. К сожалению, обещанная пресная вода оказалась солоноватой и противной на вкус. На следующий день, выбираясь из ущелья, зазевался и слетел с тропки в воду, утопив верного коня. Как ни боялся тварей ползучих, а пришлось лезть в мутную водичку. Когда мотоцикл был уже разгружен и наполовину вытащен, мне снова улыбнулась удача – в ущелье послышался шум машины, и через некоторое время передо мной возникли крепкие ребята в форме.

«Опять будут арестовывать», – мелькнуло в голове. Но ребята помогли вытащить «утопленника» и убежали на водопад. Традиционный обряд реанимации, и я уже лечу вдоль «своего» ущелья к следующей точке маршрута – на мыс Жигалган («Упавшая земля»). А здесь-то море теплое! Накупался вдоволь и отправился вглубь полуострова к мечети Султан-Упе, где был радушно встречен хранителем. Султан-Упе – морской покровитель, поэтому колодец здесь с самой чистой и вкусной водой на Мангистау. Пил ее без опаски. Говорят, в те времена люди были покрупнее нынешнего племени, поэтому и усыпальница Султана, символизирующая корабль, 4 метра в длину. 

На следующий день посетил крайнюю на моем пути подземную мечеть Шакпак-Ата, вырубленную в толще скального мыса на склоне горы Унгазы. Здесь я попрощался с Каспием и помчался к овеянной легендами горе Шеркал. Долго кружил по Долине замков среди суровых красот, созданных водой и ветром. За тысячи лет останцы приняли вид столбов, башен, часовен. Впечатляет! На закате «закольцевал» свой маршрут по Мангистау. У полюбившегося сора Тузбаир, с которого и началось мое знакомство с Мангышлаком, остаюсь на ночевку. Только повернул в сторону дома – как сглазили: прокол за проколом. Ночью в глухой степи где-то за Кульсарами колеса окончательно сдаются – клеить уже нечего. Латаю, как могу, и ставлю палатку в степной пыли. Утро вечера мудренее! 

И вдруг замечаю на горизонте огонек. Что-то явно едет сюда. Через полчаса, поднимая клубы пыли, ко мне подполз КрАЗ, и… снова этот женский аромат! Грузовик им загружен «по уши» – мужики везут сено с покоса. К своему стыду название той благовонной травки я запамятовал. Водитель предложил переночевать у него в Кульсарах, а утром поискать новую камеру. Соглашаюсь и, чтобы в темноте не паковать вещи на мотоцикл, сгребаю все в кабину грузовика. Еду впереди, а КрАЗ ползет следом. И вдруг грузовик «растворился» в степи! Стало не по себе – остался один, в степи, без вещей… «Место встречи изменить нельзя», и я еду в Кульсары. Там мы и встретились! 

А дальше была баня, вкусный ужин и мягкая кровать на веранде. Следующие два дня – где степями, где дорогами – прорываюсь в сторону дома. В крайнюю ночь, когда до финиша оставалось несколько сотен километров, накрыло холодным осенним дождем. После каракумских приключений фара почти не светит – еду «на ощупь». И вдруг догоняю «газель». Обгоняю, пробую тормознуть, дабы предупредить, что поеду за ними. Но мужики чего-то напугались и дали газу: 70, 80, 90, 100… О, то что надо! И мне безопаснее, и им, похоже, нескучно. Так и доехал за ними почти до самого дома.

Хотите, чтобы о вашем путешествии узнали?
Пишите по адресу moto@zr.ru

 

Оставить комментарий

Для добавления комментария требуется зарегистрироваться или авторизоваться на сайте .

Мне нравится0
Павел Бушуев, писатель
Интересно, очень понравилось:) а вот наш рассказ о путешествии автостопом в Казахстан, через города: Астана, Караганда, Алматы, живописное озеро Балхаш и вылазку в горы Алатау.
http://hramputi.ru/kazahstan-puteshestvie-avtostopom-astana-karaganda-balhash-almaty-gory-alatau/
Получился огромный отчёт со множеством красивых фото, если захотите сравнить впечатления ;)
Имя Цитировать Мне нравится0
Мне нравится0
Петр Денисов
Спасибо, Казахстан впечатляет)
Имя Цитировать Мне нравится0
 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение
 
Социальные комментарии Cackle
↑ Наверх