- Техника
- Тесты
- Рынок
- Сообщество
- Ремзона
- Спорт
- Копилка
20 сентября 2013
История
Первые эксперименты с двухцилиндровым Adventure начались еще в 1992 году, когда на выставке IFMA австрийцы показали прототип с мотором, собранным из двух «одностволок». Дальше тизера тогда дело не пошло, но уже в 1998 году компания твердо осознала необходимость расширения и начала работу над новым, двухцилиндровым семейством.
Уже к 2001 году австрийцы начали испытания предсерийной машины в «боевых» условиях, в том же году взяв золото в «Ралли Фараонов», а уже через год 950-й приехал первым на «Дакаре».
Отточив машину до совершенства, в 2003 году KTM выпустила первый серийный 950-кубовый Adventure. Мотоцикл, ставший легендой еще до появления на рынке, сразу обрел море фанатов по всему миру. Еще бы – прекрасные подвески, мотор, оригинальный дизайн, не без оснований поданные под лозунгом Ready to race, равнодушными не оставили ни одного любителя эндуро.
Для остальных же на шасси Adventure австрийцы «вырастили» модификацию Enduro, отличающуюся отсутствием обтекателя, колесами, подвесками и настройками мотора. В том же году появилась спецверсия Adventure S, с еще большим ходом подвесок и, соответственно, большей высотой по седлу.
В 2005 году любители «пузотерок» получили родстер Super Duke, отличавшийся от Adventure литыми колесами, короткоходными подвесками, посадкой и облицовками. Передние суппорты получили радиальное крепление, а главное – мотоцикл получил новый, 990-кубовый впрысковый мотор. К 2006 году всю линейку мотоциклов освежили: Adventure, Enduro и Supermoto, вслед за Duke, получили 990-кубовые моторы и немного измененный пластик.
В 2007 году на Adventure появились ABS и иной рабочий цилиндр сцепления, а в 2009 – измененная приборная панель. В 2008 австрийцы показали еще одну машину – KTM 990 SMT. Туристический кроссовер, построенный на основе Supermoto, довольно быстро завоевал популярность – и пользуется спросом до сих пор.
А в этом году на смену Adventure пришла совершенно новая модель с индексом 1190, построенная на основе платформы уже известного спортбайка RC8.
Зачем
Кажется, расширяя модельный ряд, австрийцы руководствовались концепцией «каждой твари по паре», создав множество машин на любой вкус.
Adventure подойдет любителям дальних путешествий вдали от цивилизации. Но стоит понимать: разрабатывалась машина в первую очередь как спортивный снаряд, потому и расслабиться за рулем не выйдет: высокий и тяжелый мотоцикл требует от пилота недюжинных силы и умения.
Мотоциклистам без внедорожных амбиций придется по нраву родстер Duke, одинаково хорошо подходящий как для ежедневных перемещений по городу, так и для небольших пригородных прохватов. Не будет он мальчиком для битья и на трек-днях.
Любителям асфальтового туризма стоит обратить внимание на кроссовер SMT, по сути являющийся туристической версией Supermoto. Что же до Super Enduro – райдеров, способных раскрыть потенциал «литрового» 190-килограммового эндуро оказалось немного, потому и целевую аудиторию этой машины определить сложно.
Где искать
Везут KTM в основном из Америки. На втором месте Европа. Редко, но австрийские машины всплывают и на японских аукционах. В общем, притащить нужный экземпляр «под заказ» или найти подходящий в салонах секонд-хенда особого труда не составит.
Не стоит забывать и о «белых» машинах, купленных в салонах официальных дилеров КТМ в России, коих, к слову, на вторичном рынке больше всего. Нелишним будет изучить предложение «официалов»: у них подчас всплывают неплохие экземпляры, сданные в трейд-ин.
Попадаются и новые машины этого или прошлого модельных годов, задержавшиеся в шоу-румах и продающиеся со скидкой: так, например, сейчас еще есть возможность купить новый 990-й «Эдвенчер» с ощутимой скидкой.
Выбор
Серьезных болячек у мотоциклов нет, многие из них ходят по сто тысяч без каких-либо серьезных вмешательств, но тем не менее при выборе аппарата из 950-го семейства стоит учитывать ряд нюансов. Рассмотрим их на примере самого распространенного представителя – Adventure, на долю которого выпадают самые жесткие испытания в дальнобоях по забытым богом уголкам планеты.
Выбирая туристический эндуро, в первую очередь стоит понять, где мотоцикл эксплуатировался: не съезжавший с асфальта и вовремя проходивший все ТО аппарат, скорее всего, еще долго будет радовать владельца отсутствием проблем, а видавший виды – напротив, может доставить хлопот. Поэтому понравившийся мотоцикл стоит внимательно осмотреть на предмет следов яркой и интересной жизни.
Мятые обода, протертая жесткими эндурными мотоботами краска на раме и разбитые подшипники колес – явный признак того, что мотоцикл гоняли в хвост и в гриву. С таким аппаратом связываться, конечно, можно, но изучать его нужно с особой тщательностью.
Во-первых, больное место 950-х моторов – сальник помпы. При сильном износе он дает течь, и моторное масло начинает смешиваться с антифризом. Убить мотор таким коктейлем – дело недолгое, поэтому в первую очередь проверяем масло и антифриз.
На 990-х моторах австрийцы изменили сальник, вал и крыльчатку помпы, одновременно улучшив охлаждение и вылечив детскую болезнь. Adventure 950 и 990 имеют склонность к перегреву, от которого особенно страдает задний цилиндр. Замерить компрессию в нем – процедура трудновыполнимая в гаражных условиях, поэтому о температурном режиме можно судить лишь по нескольким косвенным при знакам.
Первый – «приколхоженный» дополнительный вентилятор – скажет о том, что владелец проблемой озаботился и риск перегрева минимизировал. Второй – рассказ владельца о том, как в мотоцикле менялась охлаждающая жидкость: дело в том, что у 950/990 моторов эта процедура, как и остальные сервисные операции, требуют особой сноровки и знаний, и «выгнать» воздушные пробки полностью гаражным механикам удается нечасто. Поэтому если рассказ свелся к «вот тут слил, вот здесь залил», мотоцикл все же стоит отвезти на диагностику.
К слову, о ней: KTM имеет единую компьютерную сервисную базу, поэтому в «правильном» сервисе можно узнать полную историю мотоцикла с попаданием конкретной машины под отзывные компании, выполненные ТО и многое другое. А в случае, если под отзывную мотоцикл попадал, но с рекламацией к дилеру бывший владелец не пошел, новый без проблем сможет обратиться к «официалам» и выполнить полагающиеся работы.
Во-вторых, на старых машинах «устают» манжеты главного и рабочего цилиндров привода сцепления. При изнашивании манжеты рабочего моторное масло попадает в гидравлическую систему, создавая в ней излишнее давление, из-за чего разжимаются фрикционы, и сцепление начинает буксовать. Увидеть проблему можно невооруженным глазом: уровень масла в главном цилиндре будет выше максимального, а в запущенных случаях при снятии крышки вообще может выливаться через край.
Об износе манжеты главного цилиндра скажут потеки масла у ручки сцепления и, вследствие попадания воздуха, некорректная работа его привода.
В-третьих, кронштейн боковой подставки расположен непосредственно на картере двигателя, и, в редких случаях, при падениях на левый бок кронштейн вырывает с куском картера. Ярким свидетельством такого «приключения» станут сварные швы, а уберечь мотор в дальнейшем поможет афтермаркетовый выносной кронштейн подставки, устанавливающийся на раму.
В-четвертых, подвеска и у Adventure, и у его «собратьев» отличная и при нормальной эксплуатации беспроблемная, но, выбирая мотоцикл, эксплуатировавшийся вне дорог, все же стоит посмотреть на состояние сальников вилки и заднего амортизатора. Последнему стоит уделить особое внимание: при про боях (вследствие перегруза или неправильной настройки) амортизатор выходит из строя и начинает течь. Поэтому масляные потеки и раскачивание «кормы» – повод для торга.
В-пятых, тормоза у всего семейства 950/990 машин безупречные, но со временем в сочленениях «плавающих» тормозных дисков появляется люфт, особенно сильно этим страдают задние диски. На динамику торможения подобные «косяки» не влияют, но иметь в виду и при возможности заменить их все же стоит.
И последнее: не стоит особо заострять внимание на свисающих отовсюду проводах и болтающихся фишках. Дело не в «колхозном» вмешательстве: сами австрийцы к прокладке проводки относятся творчески, оставляя хороший запас длины и лишний раз не закрепляя провода на раме и моторе. Работает все без проблем, а для перфекционистов в любом магазине автозапчастей продаются пластиковые хомуты.
Тюнинг
Производители афтермаркета предлагают головокружительный ассортимент аксессуаров на любой вкус и кошелек, поэтому все перечислять не будем, а остановимся лишь на основных моментах.
Первое, что стоит поменять на стандартной машине – тяжелый родной выпуск. «Концы» от Akrapovic при правильной настройке впуска добавят около 10 «лошадок» и уберут несколько килограммов веса, а заодно будут меньше подогревать хвост мотоцикла.
Комплект кофров, состоящий из центрального и боковых кейсов, значительно увеличит грузоподъемность, а на бак можно установить мягкую сумку. Сделать машину комфортнее помогут высокое ветровое стекло, подогрев ручек и, например, афтермаркетовое сиденье, а защитить от падений – комплект дуг для внедорожных машин и слайдеров для асфальтовых.
Цены
Ценник на 990-е Adventure начинается от 360 тысяч рублей за подержанные аппараты и заканчивается в салонах «Байк Ленда», где за новый мотоцикл попросят 650 тысяч. 950-е Adventure немного дешевле: цены начинаются от 315 тысяч за аппарат в приемлемом состоянии.
Немало предложений и по Super Duke, на вторичном рынке за него попросят от 290 тысяч рублей. Выпускается он и по сей день, поэтому не составит труда купить совсем свежий или новый аппарат, цена которого доходит до 600 тысяч.
По Supermoto и кроссоверу SMT предложений меньше, но они есть. На Supermoto цены колеблются в районе 300 тысяч, а на SMT начинаются от 440 тысяч за «несильно поношенный» аппарат и заканчиваются на 690 тысячах, которые попросят за новый. Что же до Super Enduro, то он на нашем рынке не встречается, а предложения на интернет-порталах всплывают крайне редко, но порядок цен представить можно. Ценник примерно такой же, как и на Supermoto ранних вы пусков.
Поиски выбранной модели стоит начинать с мониторинга интернет-порталов. Предложений немного, но тем не менее они есть почти по всем моделям. Исключение составляет лишь 950 «Эндуро» – мотоцикл выпускался всего пару лет и, что называется, «не пошел», потому и предложений по нему в нашей стране нет.
Конкуренты
Для добавления комментария требуется зарегистрироваться или авторизоваться на сайте .