- Техника
- Тесты
- Рынок
- Сообщество
- Ремзона
- Спорт
- Копилка
06 марта 2015
Выпуск:
Журнал «МОТО» – февраль 2015
Автор:
Роман АБАЛАКИН, фото автора
Теги:
Просмотры:
6101
На территории бывшего Союза если кто и приходит в двухколесный спорт, то обычно гораздо позже. Разве что в последнее время снова вспомнили про детей. Но особенности климата все равно загоняют зимой всех «шоссейных» в крытые картодромы, где лучший выбор – как раз «миники».
В небольшом ангаре, который в официальных документах зовется производственным цехом, я насчитал человека четыре, не больше. Тут царит расслабленность, граничащая с бездельем. Рабочие перемещаются не спеша, но при этом каждый выполняет свои обязанности: один гнет трубы для будущих рам, второй закрепляет их в кондукторах и сваривает меж собой, третий окончательно собирает то, что должно в итоге превратиться в минибайк DM Telai. Конвейера (даже самого захудалого) не видать, как и сверхсложных линий и станков – да они и не нужны. Для целей этого производства достаточно самых простых инструментов.
Когда поднимаюсь в тускло освещенную каморку под крышей (офис и конструкторское бюро), нос к носу сталкиваюсь и заодно знакомлюсь еще с тремя сотрудниками, среди которых оказывается и Лука Гуадарньини. Он знает, как устроены все выпущенные в городке Дзола-Предозаа «миники», и постепенно их модернизирует. Но о том, что он гонщик, участвовавший в чемпионате Италии по минимото, а теперь переключившийся на мини-мотарды, Лука не забывает ни на секунду: «А ты знал, что в первый послестартовый поворот картодрома Circuito di Pomposa наш GP Factory R влетает где‑то на скорости 110 км / ч?»
Ого, ничего себе блоха! Двумя днями ранее мне посчастливилось побывать на этом небольшом треке, построенном почти вплотную к Адриатическому побережью, всего в нескольких километрах от Равенны. И могу сказать, что для разгона там места не так уж и много. Признаться, подобной прыти от «миников» я не ожидал. Но неровный асфальт этого компактного кольца заставил вновь задуматься над тем, почему минимотоциклы не имеют подвесок. Само собой, осознаю, что все компромиссы – исключительно ради сохранения минимально возможной массы. Ведь любые амортизаторы – это дополнительные граммы и килограммы, которые при столь скромной энерговооруженности (а редко какой 40- или 50‑кубовый двухтактный мотор выдает больше 18 сил) становятся настоящей обузой. Но далеко ж не все картодромы могут похвастать зеркальной поверхностью! На бугристой трассе, как ни спускай шины, а надежного контакта все равно удается добиться не всегда. Как тут быть?
«Вопрос чувствительности, держака и амортизации, – говорит Лука, – на минимотоциклах решается при помощи запрограммированной эластичности рамы. В случае с DM Telai это изогнутый сектор в месте крепления маятника.»
То есть, несмотря на крохотные размеры, все стопроцентно по‑взрослому. Как и используемые компоненты, поступающие традиционно от местных (читай: итальянских) поставщиков. Например, тормоза поставляет известная среди велосипедистов и мотокроссменов фирма Formula. Они не просто по последней моде радиальные, но и моноблочные. Демпфер, подогнанный под специфику DM, присылает со складов Gubellini, а пульты и рукоятки – Domino. С двигателями же ситуация неоднозначна. Потому что «по умолчанию» на все бюджетные модели устанавливаются «воздушники» Polini, а на топовые – жидкостные BZM. Но среди стоявших на полках «миниках» мне на глаза попались несколько явно гоночных экземпляров с другой «водянкой» – производства IAME. Какой из них лучше, какой хуже?
«Да в целом разницы почти нет, – без заминки отвечает Лука. – Правда, поршня BZM хватает на сезон, в то время как у IAME за тот же период обычно успеваешь заменить его два-три раза. Зато «одностволка» IAME не только ремонтопригоднее (ее цилиндр загильзован), но еще и имеет более продуманную систему охлаждения».
Любопытно вот что: самые авторитетные спортсмены, которые всерьез рубятся в авангарде европейских «мясных» гоночных серий, с ответом на вопрос, что же лучше, похоже, так и не определились. Глянешь, кто с чем пытается заставить ехать свой DM, – найдешь и BZM, и IAME, и совсем уж экзотичный для марки SG Racing.
Между тем, главная заводская пилотесса Роберта Понциани свой выбор остановила все‑таки на BZM. И, судя по итоговым турнирным таблицам, ее ставка сработала как надо. Ведь в 2014 году именно этот 50‑кубовый моторчик привез итальянку прямо к золотому кубку класса Open A в домашнем Campionato Italiano Minimoto и к серебряному трофею Senior Open 50 в европейском Mini Road Race European Championship.
Впрочем, вспоминая про полноценную заводскую поддержку, такие результаты выглядят закономерностью. Удивляешься, лишь когда Лука Гуаданьини рассказывает про ее стоимость: «Поддержка со стороны DM Telai обходится спортсменам примерно в 3000–3500 € в год. В эту сумму включены аренда «миника» на шесть гонок и полное техническое обслуживание». По меркам мотоиндустрии – подарок!
«Всё относительно на этом свете», – скажете вы. И будете абсолютно правы. Если весной прошлого года такая сумма инвестиций в карьеру подрастающего спортсмена многим казалась более-менее подъемной, то спустя какие‑то шесть месяцев уже заставляет нас задуматься. С таким‑то темпом роста евровалюты!
Но даже в тех странах, где, на первый взгляд, для развития любой двухколесной темы есть все условия, одними мотоциклами сыт не будешь. Оттого почти все мелкие и средние фирмы и фирмочки параллельно заняты чем‑то еще. Для DM Telai это означает, что помимо минимотоциклов компания производит рамы для велосипедов (их «двухподвес» 679 Super Enduro, к слову, весьма котируется в среде «даунхилщиков») и классических Ducati (для моделей Pantah, F1, 750 Sport и Monster из стали и алюминия), а также различные металлоконструкции. А стоит покопаться в истории – в богатом 40‑летнем резюме можно найти много интересного: шасси для автомобилей от автокросса до «Формулы-1», прототипы MotoGP, сайдкары, кроссовые и уличные мотоциклы. Притом минибайками итальянцы занимаются всего ничего – с 1995 года.
А каковы планы компании? Может, снова выйти за пределы миниразмеров? Пусть и в сторону PreGP или Pre-Moto3?
К моим идеям Лука Гуаданьини отнесся скептически: «А какой смысл? Во всем мире едва ли наберется сотня пилотов, желающих гоняться в каждом из этих классов. В одной итальянской провинции Эмилия-Романья мы ежегодно продаем столько же «миников». Посмотрим… Может, в будущем».
Материал подготовлен при содействии DMC Panavto-Yamaha.
Для добавления комментария требуется зарегистрироваться или авторизоваться на сайте .