Русская «косуля»

11 апреля 2014

Самыми совершенными советскими довоенными мотоциклами по праву считались ТИЗ АМ-600, выпускавшиеся на Таганрогском инструментальном заводе №65 им. Сталина.


Русская «косуля»

Выпуск:
Журнал «МОТО» – апрель 2014

Автор:
Евгений ПЕВЗНЕР, фото автора, Алексея ПОПОВА, а также из архива Алексея ПОПОВА

Теги:
ТИЗ / История / Ретроскоп /

Просмотры:
21037

Оставить комментарий

Поделиться с друзьями:

Многопрофильное предприятие, главным назначением которого было изготовление вооружения и военного снаряжения, производило также широкий спектр гражданской продукции – не только инструмент и промышленное оборудование, но и, к примеру, запасные части для тракторов СТЗ и Intеrnаtiоnаl. 

Возможности завода вполне позволяли наладить изготовление такой сложной продукции, как четырехтактный мотоцикл. За основу был взят нижнеклапанный ВSА с наклонным цилиндром (в народе прозванный «косулей»), который конструкторы по возможности переосмыслили (значительно изменив раму, переднюю вилку и колеса) и пересчитали с дюймовых на метрические размеры. 

Всего в Таганроге изготовлено более 15 тысяч мотоциклов, которые сильно различались по исполнению, несмотря на кажущуюся общность конструкции. В процессе производства менялись технологии изготовления практически всех узлов и агрегатов. Изменялись также комплектующие, поступавшие с предприятий-смежников. 

Добавим обычную практику времен активной эксплуатации этих мотоциклов, когда при ремонте устанавливали детали от других экземпляров – и станет понятна причина постоянных споров между коллекционерами на тему: «у кого ТИЗ наиболее оригинальный». Хотя, на самом-то деле, мотоцикл, у которого все детали оригинальные, а не взяты от «Урала» или ИЖа, по-прежнему остается ТИЗ АМ-600 и вовсе не превращается в самоделку… 

Помимо изготовления серийных машин на заводе велись работы по созданию спортивных верхнеклапанных и верхневальных моделей, а также вариантов с V-образным двухцилиндровым двигателем. Часть мотоциклов оснащалась боковой коляской, выпускавшейся здесь же. 

Производство ТИЗ АМ-600 в Таганроге продолжалось с 1936 года и до эвакуации оборудования осенью 1941 года. Переброшенное в Тюмень мотоциклетное производство, получившее название Тюменский мотоциклетный завод (ТМЗ), в период 1941– 1943 годов собрало из запаса вывезенных деталей более 600 мотоциклов. Инженеры создали также два экземпляра первого в СССР тяжелого мотоцикла с приводом на колесо коляски. 

Затем мотоциклетное производство было свернуто, а оборудование и специалистов отправили на усиление Горьковского мотоциклетного завода. Само же предприятие в Таганроге возобновило изготовление боеприпасов после освобождения города в 1943 году, а в 1948 году было переименовано в Таганрогский комбайновый завод. Возвращение к производству транспортных средств произошло в 1998 году, когда на территории предприятия был создан Таганрогский автомобильный завод (ТагАЗ).


ВSА Slореr – один из мотоциклов семейства, послужившего прототипом для ТИЗ АМ-600. В 30-е годы прошлого века мотоциклы британской марки продавались в СССР наряду с ВМW и Наrlеу-Dаvidsоn, а с помощью компании ВSА был построен Московский велосипедный завод.

Сохраненный экземпляр ТИЗ АМ-600 из экспозиции «Рижского Мотормузея». Мотоцикл имел 600-кубовый нижнеклапанный двигатель мощностью 16 л.с., четырехступенчатая коробка передач располагалась в отдельном блоке. Аппарат весил 160 кг и на хорошей дороге развивал скорость 95 км/ч.


Приборный щиток мотоцикла выполнен по английскому образцу – непривычная роскошь 
по тем годам. При фронтовой эксплуатации трубка к манометру чаще всего глушилась, 
да и не имело смысла контролировать давление масла – по воспоминаниям 
ветеранов, цилиндро-поршневая группа требовала замены максимум 
через пару тысяч километров, а то и чаще.


На переднем крыле сделано углубление, предназначенное для предотвращения ударов крыла по узлу крепления коляски. Вещевой ящик уже более простой формы. Этот экземпляр оснащен системой зажигания от магнето, освещение мотоцикла работало от аккумулятора, заряжавшегося в гараже.


Передние вилки мотоциклов разных лет выпуска при внешней похожести различались 
размерами и формой составных элементов. На этом аппарате фара крепится с 
помощью двух боковых кронштейнов.


Архивное заводское фото показывает не только внешний вид мотоцикла, но и методику смены колес – передний бугель-подставка предназначался именно для этого. На вещевом ящике – застежка чемоданного типа, позже замененная на более простые замки.


Еще одна заводская фотография, демонстрирующая мотоцикл с боковой коляской, или, как писали до войны, прицепкой. Корпус коляски, весьма стильный по форме, был комфортно подвешен на двух полуэллиптических рессорах.


Восстановленный мотоцикл ТИЗ АМ-600, показанный публике на выставке «МОТОклассика» в феврале 2014 года в Москве.


Еще один вариант размещения фары: такой кронштейн устанавливался на переднюю вилку в стандартные крепления, но позволял использовать любую автомобильную или тракторную фару с центральной подставкой.


Гоночный мотоцикл ТИЗ-6 имел 500-кубовый двигатель с верхним распредвалом, алюминиевый цилиндр, четырехступенчатую коробку передач с ножным переключением. На первенстве СССР 1939 года заводской гонщик Леонид Потанни установил всесоюзный рекорд на дистанции 1 км с хода – 158,66 км/ч.


Сохранившийся мотоцикл-вездеход ТМЗ-53 в экспозиции Политехнического музея в Москве. Созданный в 1942 году по образцу аналогичных немецких машин, он оказался чрезвычайно сложным в изготовлении, а потому остался лишь опытным образцом. Двухцилиндровый оппозитный 1000-кубовый нижнеклапанный двигатель развивал мощность 28 л.с.


Четырехступенчатая коробка передач ТМЗ-53 имела также передачу заднего хода и демультипликатор.


Привод на колесо коляски – с механической блокировкой. Сквозь картер проходит ось тяги привода тормоза заднего колеса.



Материалы по теме:

Оставить комментарий

Для добавления комментария требуется зарегистрироваться или авторизоваться на сайте .


↑ Наверх