Горьковский мотоциклетный завод

03 июля 2014

В советском мотопроме завод в Горьком – наскоро переоборудованные в начале Великой Отечественной войны для выпуска М-72 цеха предприятия «Красная Этна» – пожалуй, наименее известен. И все же и у него была своя минута славы.


Горьковский мотоциклетный завод

Выпуск:
Журнал «МОТО» – июнь 2014

Автор:
Александр ВОРОНЦОВ, фото Алексея ПОПОВА и из архива редакции

Теги:
М-72 / ГМЗ / Горьковский мотозавод / История / Ретроскоп /

Просмотры:
6993

Оставить комментарий

Поделиться с друзьями:

Нападение гитлеровской Германии на СССР 22 июня 1941 года спутало все планы по освоению производства нового армейского мотоцикла – М-72. Первоначально предполагался его серийный выпуск на трех заводах – в Москве, Ленинграде и Харькове. Но быстрое наступление немцев заставило Народный комиссариат среднего машиностроения (в ведении которого находились предприятия) уже 13 июля 1941 года издать приказ об эвакуации производства из Ленинграда в Горький; в ноябре туда же эвакуировали и Харьковский завод «Серп и молот». Вывезенное оборудование первоначально разместили в инструментально-ремонтном цехе завода «Красная Этна», приказ о создании Горьковского государственного мотоциклетного завода (ГМЗ) вышел 10 октября 1941 года. 

Уже в 1941 году завод собрал 442 мотоцикла из вывезенного задела деталей, а с февраля 1942 года освоил собственное производство. Со временем ГМЗ стал выпускать и двигатели (особенно когда получил оборудование ликвидированного Тюменского мотозавода), хотя часть силовых агрегатов получал из Ирбита. Всего же за годы Великой Отечественной войны завод изготовил 7489 мотоциклов М-72. 

Мотоциклы М-72 производства Горьковского мотозавода в техническом отношении не отличались от машин, выпущенных в Москве или Ирбите: 750-кубовый двухцилиндровый оппозитный нижнеклапанный двигатель мощностью 22 л.с. (правда, некоторые экземпляры военной поры развивали всего 18 л.с.), пристыкованная к нему четырехступенчатая коробка передач, передача на заднее колесо карданным валом, трубчатая дуплексная рама, передняя телескопическая вилка, задняя свечная подвеска. В 1944 году мотоцикл был модернизирован, получив двухдисковое сухое сцепление вместо однодискового, усиленные спицы колес и измененное передаточное отношение главной передачи. В Горьком изготовили также шесть экспериментальных мотоциклов М-73, спроектированных специалистами Военной академии имени Сталина: они отличались бездифференциальным (жестко подключаемым в условиях бездорожья) приводом на колесо коляски.


После войны ГМЗ продолжал производство М-72. Кроме того, под руководством главного конструктора завода Наума Гуткина было создано несколько интересных спортивных мотоциклов. Тем не менее, по планово-экономическим показателям завод оставался худшим в Министерстве автомобильной промышленности (план производства выполнялся лишь наполовину, а себестоимость достигала 190 % от запланированной). К тому же бурное развитие автомобильной промышленности требовало расширения основного производства – автомобильных нормалей – на предприятии «Красная Этна». В итоге 11 сентября 1948 года было принято постановление Совета министров СССР о расформировании Горьковского мотозавода. Производство М-72 в 1949 году было переведено в Киев, куда отправилась большая часть оборудования, а также около сотни сотрудников ГМЗ. А «Красная Этна» получила назад свои производственные площади. Всего в Горьком сделали 11 265 мотоциклов.

Спортивный мотоцикл М-80 был создан в 1946 году. По мотору и ходовой части он сохранял много общего с серийным М-72, но отличался облегченной рамой, а главное – верхнеклапанными головками цилиндров по образцу BMW R75. Это позволило форсировать двигатель до 40 л.с. Летом 1947 года заслуженный мастер спорта Евгений Грингаут на М-80 установил абсолютный рекорд скорости СССР – 172 км/ч.


В отличие от М-80 спроектированный в 1947 году М-35 был действительно во многом новой машиной. Помимо верхнеклапанных головок цилиндров, мотор отличался алюминиевыми цилиндрами с чугунными гильзами, системой смазки с сухим картером. Несмотря на рабочий всего 349 см³ (размерность 61,7х58,0 мм), двигатель развивал 20 л.с. даже при работе на обычном бензине. Ходовая часть – такая же, как на М-72, но предельно облегченная (весь мотоцикл весил 160 кг). Было выпущено более двух десятков спортивных М-35, предполагалось также создание дорожного варианта с перспективой его серийного производства. Увы, не сложилось.


После ликвидации Горьковского мотозавода его главный конструктор Наум Гуткин перешел на работу в серпуховское ЦКБ. Там он продолжил трудиться над М-35, установив на него лопастной компрессор. В результате мощность двигателя удалось поднять до 45–50 л.с. В 1952 году гонщик Эдуард Кулаков на мотоцикле М-35К с коляской установил всесоюзный рекорд скорости – 176,297 км/ч. 
Совершенно неожиданное продолжение история М-35К получила в 2013 году. В этом году отметили 90-летие мотоциклов BMW; в частности, под знаком этого события прошел и знаменитый конкурс элегантности Villa d’Este. Гран-при конкурса получил М-35К, хранящийся сейчас в мотоциклетном музее в австрийском Ворхдорфе (где он ошибочно назван продукцией Ирбитского мотозавода).


Материалы по теме:

Оставить комментарий

Для добавления комментария требуется зарегистрироваться или авторизоваться на сайте .


↑ Наверх