Африканаш!

28 марта 2016

И хотя ралли «Дакар» в его нынешнем виде окончательно осело в Южной Америке, народная тропа до сенегальского Розового озера никак не зарастает. В этом году россиянка Анастасия Нифонтова в очередной раз приняла участие в африканской гонке Africa Eco Race, которую можно назвать какой угодно, но только не легкой.


Африканаш!

Выпуск:
Журнал «МОТО» – март 2015

Автор:
Анастасия НИФОНТОВА, фото Алена РОССИНЬОЛА и Алессио КОРРАДИНИ

Теги:
Анастасия Нифонтова / Africa Eco Race / Husqvarna / Эндуро / Ралли / Дакар /

Просмотры:
4081

Оставить комментарий

Поделиться с друзьями:

В этот раз к гонке Africa Eco Race я планомерно готовилась весь год. После дебютного опыта в африканском марафоне проявилась, в первую очередь, нехватка выносливости и физической силы. Поэтому тренер Виталий Грошев из центра подготовки спортсменов «Методика» составил общую программу тренировок, а кроссмен Александр Иванютин взялся за мои мотонавыки. Мне ничего не оставалось, кроме как погрузиться в мир сурового спортивного режима.


Первый неприятный сюрприз преподнес провалившийся рубль, ведь перед сезоном командный бюджет подсчитывался именно в отечественной валюте. Из-за этого финансовые возможности заметно сократились, и вместо нового мотоцикла в Африку мы повезли мою боевую «старушку» Husqvarna FE450, с которой провели в чемпионате мира не менее 8000 ударных километров. Естественно, механик ее тщательно проверил и по возможности перебрал отдельные узлы, но все равно...

Запакованную «хаску» мы за две недели до старта отправили в Европу вместе с запчастями. И всё шло по плану, пока не настала пора ехать в аэропорт. Сначала мы чуть не опоздали на самолет. После торжественного старта в Монако в командной техничке неожиданно не нашлось места для мотика (свой автобус техподдержки из-за экономии мы оставили дома). Ну а затем в туннеле по дороге в порт я «обсохла» и чуть не замерзла. В общем, когда мы всем караваном загрузились на паром, выдохнули с облегчением.


Однако скучать не пришлось и спустя сутки. На марокканской таможне нас ждали две очереди: на паспортный контроль и на досмотр техники. Их прохождение заняло не менее трех часов. К тому же на последовавшем далее брифинге нам рассказали, что забирать технику с парома предстоит в шесть утра следующего дня, а гонка стартует всего через полчаса после этого. И если все пойдет по плану, то дальше участников мотозачета должен ждать перегон длиной 50 км, сразу за ним — короткий, но с большим количеством «навигации» и извилистых каменистых дорог 100-километровый спецучасток, а под конец — еще один перегон, но уже протяженностью 457 км (видимо, чтобы как следует проветриться). При этом орги «обрадовали» прогнозом, обещавшим в первую ночь где-то 7-10 °С со знаком минус. Так что спать придется в шапках, как и годом ранее.

А утром выясняется, что паром опаздывает и придет только в десять. По этой причине первый мотоциклетный спецучасток отменяется, отчего всех нас приглашают прохватить до первого привала-бивуака «какие-то» 600 км. Наверное, излишне говорить, что до него мы добрались расстроенные и изрядно подмерзшие.


Впрочем, все быстро забылось, когда начался первый нормальный 313-километровый СУ-2. В этот день я не рисковала: присматривалась к соперникам, вкатывалась и старалась настроиться на две недели тяжелого марафона, поэтому седьмой результат едва ли показателен. На перегонах было по-прежнему очень холодно, отчего без теплых варежек просто никак. Да и без термобелья SIX2 в комплекте с виндстоппером ледяной ветер наверняка продул бы до самых костей.

На третий день решила, что пора поехать в боевом режиме. Тем более что каменистые дорожки проходили по местам, хорошо знакомым по прошлогодним Africa Race и чемпионату мира. Да и встреча с песчаными дюнами должна была произойти впервые именно здесь.


Результат СУ-3, признаться, превзошел все ожидания: второе место в общем зачете с отставанием от матерого норвежца Пала Андерса Уллевалсетера на несущественные для многодневного марафона 12 минут! И это притом что никто из соперников не падал и не плутал. На финише удивлялась не одна я, но и все окружающие. В генеральной классификации сразу же подтянулась до четвертой позиции. Стало очевидно, что могу побороться за первую тройку в абсолюте.

Дабы не поддаваться эйфории, весь четвертый этап я аккуратничала, хотя и придерживалась темпа. Такой взвешенный подход отразился на итогах дня — четвертая, тогда как шедший третьим Дмитрий Агошков опередил меня на 33 секунды. Это помогло мне сделать очередной шаг и подняться на третью турнирную строку. Сражаться становилось всё интереснее.


Но недаром говорят, что не стоит спешить говорить «гоп». Потому что после этого удача стала постепенно от меня отворачиваться. А ведь пятый день, как многим казалось, был очень простым по пилотированию, скоростным. Но в погоне за секундами лидеры отвлекались от навигации, из-за чего пролетали мимо прописанных в легендах ориентиров на скорости под 150 км/ч. И я не исключение: к дозаправке успела накатать сверх нормы 17 км. А вот Уллевалсетер — аж 45! Попробовала собраться и наверстать упущенное.

Буквально за 70 км до окончания меня догнали два КамАЗа: Антона Шибалова и Сергея Куприянова. На свою беду подумала, что русские мужики на больших грузовиках уж точно дорогу знают, и поддалась соблазну не смотреть в навигатор. Ну и мы все дружно уехали от заданного маршрута левее. Пока метались по степи, начал барахлить мотоцикл: категорически отказывался набирать полную мощность и на высоких оборотах чихал, пыхтел и кашлял. А к моменту, когда вернулась-таки в канал гонки, перестал ехать быстрее 60 км/ч.

На этом фото – практически весь российский десант «Африки». По краям – два камазовских экипажа: Сергей Куприянов, Александр Куприянов и Анатолий Танин, а также Антон Шибалов, Роберт Аматыч и Алмаз Хисамиев. Рядом с ними – два легковых: Александр Терентьев с Алексеем Беркутом на Ford категории T2 и Антон Григоров с Романом Елагиным на прототипе OSC категории T1. Ну а в центре – Дмитрий Агошков и автор этих строк.

Понятно, что при таком раскладе продолжать невозможно. Остановившись у края дороги, решила проверить топливный фильтр. На мое счастье, именно в нем крылась причина! Выкинула — и мотик снова помчал как ни в чем не бывало. Но время-то всё равно утеряно: нужно отыгрывать целый час! Поэтому понеслась на всех парах. Обогнала нескольких соперников, и за 15 км до завершения этапа у меня, видимо, из-за плохого скотча вдруг обрывается роудбук... О нет! Оставалось надеяться на следы и чутье. До финиша я все-таки добралась. Но результат был разгромным: лишние полсотни километров и около часа потерянного времени!

Правда, моим основным соперникам тоже не повезло. Так что я даже поднялась на второе место! А на третьем расположился Дмитрий Агошков. И пусть мы представляли разные команды (я — VEB Racing, а он — Troyka Team), но в Африке мы себя чувствовали частью одной большой российской сборной.


После дня отдыха на кайтерской базе в Дахле маршрут гоночного каравана свернул в сторону границы Мавритании. Этот, шестой по счету, спецучасток показался каким-то совершенно формальным. Ровно 173 км без единого поворота и какого-либо ориентирования, зато с мотором, работающим на пределе. Конечно же, в этих условиях лучше всех себя чувствовали пилоты на заводских ралли-репликах. Те же, кто строил себе пустынный мотоцикл из эндуро, вынуждены были прикладывать заметные усилия, чтобы из-за недостатка стабильности удержаться на прямой. То есть день прошел — вот и славно. От того факта, что я приехала тогда четвертой, ничего в зачете не изменилось. Больше всего же хотелось побыстрей окунуться в коварные пески Мавритании, где по традиции должно было начаться настоящее адское месиво.

Отчасти переживания по поводу будущих трудностей стали причиной того, что седьмой СУ я помню смутно. Как-то ничем он не был особо примечателен. Разве что историей с козой, которая бросилась мне под колеса. Только чудом я выиграла этот поединок! Животину, конечно, жалко: она осталась ковылять на «переднем приводе», потому что задний перебило колесом моей «Хускварны». К засечке я примчалась четвертой, продемонстрировав завидную стабильность и не просто уверенно сохраняя за собой место в верхней тройке, но и увеличивая потихоньку отрыв от ближайшего преследователя.


Зато восьмой этап в Мавритании стал адским адом из камней. Более тяжелого я ни разу не проезжала за всю свою жизнь: на 376 км у меня ушло целых восемь часов! Практически всю дорогу не было ни единого места, чтобы присесть на мотик и немного расслабиться — все восемь часов на ногах. Спина ныла так, что даже словами не описать. Всё усугубилось тем, что на девяностом километре в пыли не заметила камень, споткнулась об него и со всего маху ударилась об огромные булыжники. Боль была такой силы, что я думала, что переломала себе весь правый бок.

Подняться помог Дмитрий Агошков, после чего я его отпустила, чтобы он не тратил на откачивание меня драгоценное время — все-таки у него тоже был шанс попасть в тройку лидеров. После этого ко мне подоспел словацкий гонщик Ян Жатко и помог встать. Перед глазами всё плыло — в тот момент я чуть не свалилась в обморок. Но меня подхватил Ян, за что ему огромное спасибо. Через несколько минут, когда немного пришла в себя, попросила подсобить вскарабкаться на мотоцикл и поехала дальше. Любой камень и подскок отдавались дикой болью в колене, локте и правом боку. Тем не менее нужно было двигаться вперед, несмотря ни на что. Неудивительно, что этот кусок трассы я заканчивала восьмой «на зубах». Но в тот день до бивуака дотянули только самые упертые и выносливые, а из девочек — вообще никто, кроме меня. И, располагая хорошим заделом по времени, я настроилась на борьбу за подиум вплоть до Дакара. Но у фортуны снова на меня нашлись свои планы.


Старт СУ-9 не предвещал ничего дурного. Ехала в хорошем темпе, как выяснилось на дозаправке, на четвертой позиции. После 225-го километра началась песчаная секция, которая, увы, фактически стоила мне всей гонки. Вязкие пески Мавритании беспощадно обошлись со сцеплением моей «хаски» — и она безнадежно встала. Сложно передать словами, что именно я чувствовала в тот момент. Даже плакать не могла от бури эмоций, рвавших меня на части. Ведь всё было так реально, так близко! Ан нет, получите, распишитесь...

На финиш этапа меня привезли без мотоцикла, что означало автоматический проигрыш. Начисленные штрафные восемь часов и 20 минут за невзятые точки и 11 часов максимального времени спецучастка навсегда перечеркнули надежду показать достойный результат в абсолюте. Ко мне подходили друзья, пытались подбодрить: мол, ты не переживай, зато в женском зачете ты все равно первая, да еще с огромным отрывом. Но это никак не утешало, скорее, даже злило.


«Хускварну» в лагерь дотащила «метла» (грузовик, собирающий сошедшую технику — прим. ред.) в три ночи. Антон Гаврилов и Марк Мотошин при помощи Сергея Уткина и Влада Юмашева из команды «Независимость» к утру всё привели в порядок, и я смогла снова выйти на старт. Настроение было ни к черту. С третьей позиции я рухнула на двенадцатую.

Раз уж рассчитывать не на что, то надо получать удовольствие. Тем более что организаторы пообещали нескончаемый тяжелый песок на протяжении всего десятого этапа. К слову, у меня это получилось. Пускай пришлось постоянно копать, чтобы освободить мотоцикл из зыбучего плена. Пускай пару раз летала через руль, когда переднее колесо проваливалось по крыло в невидимую яму. Но по итогам дня я была шестой, что помогло подняться с 12-й на 11-ю позицию в турнирной таблице — очень достойно для физически «мужского» раунда. И сей факт больше веселил, чем огорчал. Как-никак я еще раз показала, что являюсь достойным соперником для парней, невзирая на неприятности!


Финальный, одиннадцатый по счету, спецучасток напоминал взлетную полосу длиной 208 км, где соревновались скорее лошадиные силы, чем гонщики. Рваться вперед смысла уже не было, поэтому я старалась держать скорость не выше 130 км/ч, дабы поберечь мотор. И все бы ничего, но за 17 км до финиша серия ходовых поворотов неожиданно закончилась резким правым, который не прописали в дорожной книге. Как и положено по закону Мерфи, сей «сюрприз» я прозевала и на 100 км/ч улетела прямиком в поле, где меня ждали трава с человеческий рост и песчаные кочки. Удар о первую из них — и я лечу через руль, бьюсь о землю, а еще через секунду мне на спину приземляются 140 кг железа в виде моего мотоцикла.

Первая мысль: позвоночник пополам, прощай мотоспорт. Через пару мгновений аккуратно проверяю работоспособность одной ноги, второй, затем ощупываю руки. Вроде всё шевелится, ура! Но адская боль в спине и ощущение, будто в легкие налили кипятка. Надо срочно ехать к финишу и ползти к доктору. Поднять мотоцикл в таком состоянии — отдельное шоу. Но с задачей я справилась.


Кстати, как потом выяснится, кроме меня, в этом месте вылетели еще шесть мотоциклистов. Один сломал ключицу, второй выбил плечо, а третий и вовсе позабыл, как оказался в Африке и на мотоцикле.

После пересечения створа финишных ворот мне оказали помощь, дали горсть обезболивающих таблеток и отправили потихоньку ковылять 340-километровый перегон до Сенегала и заключительного бивуака. Уже в Москве выяснится, что падение привело к компрессионному перелому шестого позвонка и его отростка.


Старт на атлантическом побережье и почетный круг вокруг Розового озера в зачет не входят — это лишь дань традиции. Классический африканский «Дакар» — та самая великая гонка, которую основал легендарный Тьерри Сабин, — всегда завершалась именно так, в месте силы и притяжения всех адептов религии под названием ралли-рейд.

Да, конечно, мой реальный результат далек от того, за который я реально боролась почти всю гонку. Но, несмотря на это, я искренне горжусь тем, что вот уже второй раз смогла преодолеть больше 6500 км по Африканскому континенту и финишировать на сенегальском Розовом озере. Причем единственной из всего женского мотоколлектива.




Вот так и ехали: то я помогала подняться Дмитрию Агoшкову, то он мне. А иначе никак.






Материалы по теме:

Оставить комментарий

Для добавления комментария требуется зарегистрироваться или авторизоваться на сайте .


↑ Наверх