Шедевр ар-деко

24 июня 2016

Мотодизайн подвержен влияниям общих трендов меньше, чем архитектура или автомобильный стайлинг. Впрочем, история знает и блистательные исключения…


Шедевр ар-деко

Выпуск:
Журнал «МОТО» – июнь 2016

Автор:
Алан КАТКАРТ, перевод Александра ВОРОНЦОВА, фото Кела ЭДЖА

Теги:
Henderson / Кастом /

Просмотры:
1786

Оставить комментарий

Поделиться с друзьями:

Стиль Art Deco (от французского l’art decoratif — «декоративное искусство») возник во Франции в 20-е годы прошлого века и быстро распространился по миру, охватив все сферы прикладного искусства: архитектуру, моду, промышленный дизайн, от предметов массового производства до эксклюзивных творений. Он пришел на смену стилю модерн и, в отличие от предшественника, с упоением обнажал свою механистичную сущность, обыгрывая приемы динамики и обтекаемости. Это был стиль нимфеток и утомленных работой машинисток, заводских рабочих и адских водителей, стиль мира Голливудских грез и реального левого берега Парижа. Мы увидим его в архитектуре небоскребов и океанских лайнеров, дизайне авангардных автомобилей, а также некоторых мотоциклов — таких, как Majestic, Ner-a-Car или концепт-байк BMW R7.


Но ярче всего выражен стиль Art Deko в уникальном мотоцикле, который в 1935 году построил жестянщик из Мичигана Рей Кортни. Он родился в Индиане в 1895 году и был вторым из пяти детей. Рей впервые оседлал мотоцикл в возрасте 13 лет, а собственным двухколесным аппаратом — двухцилиндровым Excelsior — обзавелся в 1916 году, как раз перед отправкой за океан в составе Военно-воздушного корпуса. Вернувшись с войны, он нашел работу в компании Central Manufacturing, выколачивая кузовные панели и крылья для таких роскошных автомобилей, как Duesenberg. Впоследствии он перешел в General Motors и занимался в этой корпорации изготовлением прототипов.


Период между двумя мировыми войнами стал плодотворным временем для автомобильных дизайнеров. Они наконец-то перестали воспринимать автомобиль лишь как утилитарный транспорт, осознав, сколь важны для покупателей скорость, комфорт и удовольствие обладания. Огромное влияние на индустриальный дизайн оказала аэродинамика. Обтекаемость стала модной фишкой — не только для тех машин, которые реально движутся, но и для статичной продукции: появились обтекаемые тостеры, чайники, радиоприемники.


Вот в те времена Рей Кортни и приобрел свой четырехцилиндровый Henderson Streamline Model KJ. Несмотря на Streamline («Обтекаемый») в своем названии, этот мотоцикл трудно было назвать обтекаемым — словечко появилось лишь как дань моде. В 1934 году дебютировал чемпион стиля ар-деко — Chrysler Airflow, и Кортни был настолько восхищен его обликом, что решил перестроить в том же стиле и свой двухколесный аппарат.


Работа была закончена в 1935 году. Мотоцикл получил 10-дюймовые колеса (почти вдвое меньшего диаметра, чем у оригинального Henderson) с баллонными авиационными шинами. Полностью переработал Кортни и шасси: укоротил переднюю вилку, поставил сзади маятниковую подвеску с элементами от передней подвески Oldsmobile, а тормоза перевел на гидравлический привод. Он также установил низкое и широкое одноместное седло и приборную панель автомобильного типа, со множеством приборов. Но главное — Рей одел все это в металлическую облицовку, в передней части весьма похожую на Chrysler Airflow, и почти полностью закрыл колеса. Даже в наше время при взгляде на этот аппарат захватывает дух! Он великолепен — но в той же степени непрактичен: металлические облицовки тяжелы и чрезвычайно сложны в изготовлении, а посадка очень тесная. Впрочем, сам Кортни был невысокого роста и делал машину под себя — она явно устраивала его больше, чем высоченный Henderson.


В 1950 году Рей Кортни вместе со своим сыном Реем-младшим основал собственную компанию Courtney Enterprise. Они делали кузова на заказ, а также облицовочные панели для гоночных автомобилей. В 1953 году они представили новый мотоциклетный проект — Enterprise. Машина вновь имела полностью закрывающую ее облицовку, но уже в стиле 50-х годов. В этот кузов можно было установить мотор любого типа — Кортни пытались запустить этот аппарат в серию: покупатель приносил двигатель на свой выбор и получал готовый мотоцикл за 2500$. Но в те времена эта цена выглядела астрономической для двухколесной машины — Chevrolet Bel Air стоил тогда 1800$. Поэтому ни один Enterprise так и не был продан — хотя Кортни построили три аппарата, один с двигателем Indian и два с моторами BSA 650.


После смерти Рея Кортни в апреле 1982 года и Henderson в стиле ар-деко, и один из сохранившихся Enterprise выкупил Рон Финч, его друг и известный кастомайзер. Потом машины перешли к коллекционеру из Нью-Йорка Майку Гальотти и, в конце концов, оказались у друга Гальотти Фрэнка Уэстфола. Вот как Фрэнк рассказывает о своем приобретении:

«Когда Майк купил оба мотоцикла, он привез их в мою мастерскую. Мы начали их разбирать, чтобы посмотреть, что и как, и во время этого стриптиза я в них влюбился! Они были грязные и ржавые, но это не имело никакого значения. Передо мной были образцы высокого искусства — все равно что картины старых мастеров перед реставрацией. Я сказал Майку, что если он когда-нибудь решит их продать, я заплачу любые деньги.

Майк собирался отреставрировать эти аппараты — да у него руки до этого так и не дошли. Так что 13 июля 2001 года, в пятницу, я приехал к нему, шваркнул пачку денег на стол и сказал, что он должен продать мне эти машины. Мы ударили по рукам — и так эти два замечательных мотоцикла стали моими. Теперь я знаю, что пятница 13-е — счастливое число!»


Первым делом Уэстфолд взялся за реставрацию Henderson. Ему помогал известный специалист по восстановлению ретро-автомобилей Пэт Мерфи: «Вы себе и вообразить не можете, из скольких кусочков металла эти облицовки сделаны и сколько сварочных швов наложено! Когда я взялся за эту работу, я предполагал, что ввязываюсь во что-то вроде тюремного заключения, но не думал, что оно будет таким долгим. Да за то время, что я потратил на Henderson, я отреставрировал бы два автомобиля!». В общем партнеры затратили на эту работу более 700 часов. Но результат того стоил — Уэстфолд и Мерфи вернули к жизни один из лучших шедевров американского индустриального искусства.






Материалы по теме:

27.02.2017

1. Очарование архаики: что можно сделать с Royal Enfield Classic 350

27.02.2017

2. Французский сюрреализм: новая степень свободы Yamaha R1

24.02.2017

3. В кафе не едем: BMW K 75 превратился в… эндуро

24.02.2017

4. Мужчина с пулеметом: Royal Enfield отдает дань… капитану Немо и Ричарду Гатлингу

23.02.2017

5. Мятежники одобряют: воскресший Confederate Hellcat

22.02.2017

6. Настоящий швейцарский одессит: Harley-Davidson от «Молодых стрелков»

21.02.2017

7. Апокалипсис сегодня: «инвалидка» с двигателем Honda

21.02.2017

8. Трайк вдохновляет: Honda CX500 в стиле «злого» трехколесника

19.02.2017

9. С именем автомобиля и деталями спортбайка: что можно сделать из турэндуро Honda

18.02.2017

10. Ломать и строить: итальянский акцент Honda Dominator

17.02.2017

11. Само великолепие: идеальный Kawasaki GPZ750

17.02.2017

12. Сыновья гонщика рекомендуют: Fratelli Brambilla Guzzi Parabolica — это звучит красиво!

16.02.2017

13. NOSferatu, дух «квотера»: турэндуро Moto Guzzi стал дрэг-байком

15.02.2017

14. Валькирия-самоделка: буйная итальянская фантазия

15.02.2017

15. Колосс на железных ногах: «Хыжер» старшего механика

Оставить комментарий

Для добавления комментария требуется зарегистрироваться или авторизоваться на сайте .


↑ Наверх