Правь, Британия: классические cafe-racers

27 февраля 2013

Стиль café-racer настолько популярен у кастомайзеров и тюнингеров всех мастей, что особо прыткие эксперты так и норовят его объявить вышедшим из моды и похоронить. А он, зараза, никак не хочет помирать! 


Правь, Британия: классические cafe-racers

Выпуск:
Журнал «МОТО» – февраль 2013

Автор:
Пол ГАРСОН, фото автора, перевод Александра ВОРОНЦОВА

Теги:
Кафе-рейсер / Cafe-racers / Правь / Британия / Ace Cafe /

Просмотры:
5906

Оставить комментарий

Поделиться с друзьями:

Едва ли не каждая неделя приносит весть об очередном творении из Великобритании, Испании или России. Но классиков не переплюнешь – ими можно любоваться бесконечно. И учиться…

Лондонское Ace Café, средоточие самых крутых байков в 50-е и 60-е годы – родная среда обитания этих машин. Это трио – квинтэссенция стиля caf?-racer и спустя полвека после своего рождения продолжает вдохновлять мотоциклистов и кастомайзеров. Комбинация кинетического искусства, высококлассной ручной работы и опьяняющей динамики – порукой тому, что солнце никогда не зайдет если и не над Британской империей, то над ее мотоциклами.

Norton domiracer - господин в перине. 

Историю этого аппарата можно проследить до конца 40-х годов прошлого века. Именно тогда инженер Берт Хопвуд разработал для компании Norton первый в ее истории рядный двухцилиндровый двигатель. Мотоцикл, на котором стоял этот мотор, получил гордое имя Dominator («Господин») – и не зря. 

Рама Featherbed плюс двухцилиндровый двигатель Norton Dominator – формула, много раз воспроизведенная в «гаражных» условиях. На этой машине стоит 750-кубовый мотор.

За первоначальной 500-кубовой версией последовала 650-кубовая, а уже в 60-е годы на основе этого двигателя была разработана 750-кубовая модификация Atlas. Чуть позже братья Мак-Кандлесс разработали легендарную раму Featherbed («Перина») – уникальное сочетание управляемости и комфорта. Гоночные мотоциклы Norton Manx с такой рамой превосходили на трассе любой аппарат той же мощности – и порой громили более мощные, но неуклюжие многоцилиндровые машины. 

Барабанный двухкулачковый тормоз – с хорошей вентиляцией. Обратите внимание на множество сверлений для снижения массы.

Обе эти фишки компании Norton в начале 60-х годов решил объединить инженер Дуг Хил (хотя, говорят, впервые такая идея зародилась в недрах проектного отдела еще в 1952 году, специально для американских гонок серийных мотоциклов – да тогда не получила воплощения). 

Гоночным аппаратам спидометр не нужен, так что здесь установлен только тахометр.

В модифицированную раму Featherbed он установил 500-кубовый двухцилиндровый двигатель Dominator, форсированный до 55 л.с. при 8000 об/мин, – сей гибрид он назвал Domiracer. В 1961 году такой аппарат для выступления в классе Senior гонки Tourist Trophy получил австралиец Том Филлис – и пришел к финишу на почетном третьем месте, вслед за Майклом Хэйлвудом и Бобом Мак-Интайром на Norton Manx. В следующем году на заводе сделали несколько Domiracer с форсированными 650-кубовыми моторами для американской гонки в Дейтоне. 

Крохотное ветровое стекло гонщики той поры прозвали «мухобойкой».

Компания собиралась даже наладить мелкосерийное производство подобных машин – но эти планы не стали реальностью. Зато рецепт взяли на вооружение энтузиасты – к числу таких аппаратов «домашней» постройки относится и Domiracer на наших фотографиях. 

Norvin Comet: меньше мотора, больше кайфа 

Один из самых харизматичных гибридов в мотоциклетном мире – Norvin, 1000-кубовый твин Vincent в раме Norton Featherbed. Это был настоящий Rolls-Royce среди кафе-рейсеров 60-х годов. Вы спросите: зачем же ставить двигатель Vincent, специально спроектированный как основной несущий элемент шасси, в столь сложную раму, как Featherbed? 

Norvin Comet превосходен с любого ракурса. Высоко поднятый глушитель позволяет проходить повороты с большим креном.

Да вы только посмотрите на эту комбинацию – какая красота! Так что причина отнюдь не практическая, а чисто эмоциональная. Тем паче если речь идет о гибриде, представленном на наших фото – его автор вместо громоздкого V-твина поставил 500-кубовый мотор Vincent Comet. Хотя кто-то и обозвал одноцилиндровый Comet «однолегочным», эта легкая машина с отличной управляемостью бросает вызов расхожему мнению «больше – лучше». 

Цвета побежалости на выпускной трубе говорят о том, что на этом байке ездили как следует. Хорошо форсированный Vincent Comet мог разгоняться до 185 км/ч.

А началась история этого двигателя в 1934 году, когда в гонке Tourist Trophy все мотоциклы Vincent-HRD с моторами JAP сошли с трассы. Тогда-то хозяин компании Филип Винсент и ее главный инженер Фил Ирвинг решили построить собственный 500-кубовый агрегат.

Оригинальным решением стало высокое размещение распредвалов, так что штанги получились короткими – что позволило совместить практичность схемы OHV с высокооборотностью, присущей схеме OHC. В гонке Tourist Trophy 1935 года мотоциклы с новыми моторами заняли седьмое и девятое места – совсем неплохо для дебюта. Вскоре последовали и серийные машины – туристический Meteor, спортивный Comet и гоночная TT Replica. 

Замысловато изогнутая педаль переключения передач и кикстартер расположены справа.

И лишь в конце 30-х годов Ирвинг на основе одноцилиндрового двигателя разработал V-образную «двойку». Так что это не одноцилиндровый вариант – половина твина, а твин – удвоенный сингл. Vincent Comet, согласно заводской инструкции, «развивает комфортную крейсерскую скорость 100–110 км/ч, но может быть форсирован для спортивных состязаний»

Мотоцикл весил 177 кг и разгонялся с места до 100 км/ч за 10 с. Но для заводской команды в 1950–1951 годах было построено несколько гоночных аппаратов Grey Flash – вот те могли набирать скорость 185 км/ч. Увы, в то же время на гоночные трассы вышел Norton Manx с новой рамой Featherbed – король среди 500-кубовых «одностволок». 

Комбинация классических приборов от компании Smiths – спидометр и тахометр с черными циферблатами.

Тем не менее молодой, но весьма многообещающий гонщик Джон Сертис (впоследствии Джон Сертис станет единственным человеком, выигравшим и чемпионат мира по мотогонкам, и автомобильную F1.) в составе заводской команды Vincent одержал немало побед в английских гонках. Теперь же вы можете полюбоваться на сочетание одного из лучших моторов той поры с безусловно лучшей рамой 50-х годов.

Velocette Thruxton - последний герой. 

Настоящий кафе-рейсер – вовсе не обязательно творение гаражного гения. Третий мотоцикл на наших страницах – вполне заводская серийная машина, тем не менее она относится к высочайшим образцам caf?-racers. Верхнеклапанный двигатель Velocette M создан еще в середине 30-х годов, но долгое время оставался в тени топ-модели компании – верхневальной KSS/KTT (cм. «Мото» №10–2012). \

Velocette Thruxton – машина редкая: выпущено всего 1108 аппаратов этой модели. На наших фото – один из последней пятерки.

Но в начале 50-х годов верхневальный мотор сняли с производства по экономическим соображениям, и для серии «М» настал звездный час. В 1955 году дебютировали 27-сильная 350-кубовая модель Viper («Гадюка») и 36-сильный 500-кубовый Venom («Яд»). 

Двигатель снабжен огромным карбюратором Amal GP. Пятиступенчатая коробка передач Quaife – в отдельном блоке.

Оцените прибавку: у «рядовых» моделей Velocette мощность составляла 17 и 23 л.с. соответственно! Гонщики-любители с удовольствием переделывали эти машины в гоночные аппараты, а компания, в свою очередь, использовала их опыт для постройки все более совершенных спортивных мотоциклов. 

Вид со стороны водителя – выше всяких похвал.

Вершиной стал выпущенный в 1964 году Venom Thruxton: его двигатель выдавал уже 41 л.с. (позднее мощность подняли до 46 л.с.), и этот 170-килограммовый аппарат разгонялся до 175 км/ч – совсем неплохо для одноцилиндрового мотоцикла да же в наше время! Кстати, своим именем он обязан победам в 500-мильной гонке «Тракстон», весьма популярной у гонщиков-любителей. 

Полуобтекатель Avon – один из доступных в конце 60-х годов аксессуаров.

К сожалению, компания Velocette прекратила производство мотоциклов в 1971 году. На наших фото – один из пяти последних выпущенных ей аппаратов. 

Материалы по теме:

Оставить комментарий

Для добавления комментария требуется зарегистрироваться или авторизоваться на сайте .


↑ Наверх