Славянская легенда

20 марта 2015

Чешский мотоцикл для нас – это Jawa, еще раз Jawa и немного ČZ. Между тем мотоциклетная история страны этими двумя марками отнюдь не исчерпывается. Чтобы убедиться в этом, достаточно прогуляться по залам пражского Национального технического музея.


Славянская легенда

Выпуск:
Журнал «МОТО» – март 2015

Автор:
Александр ВОРОНЦОВ, фото Константина ЯКУБОВА

Теги:
Чехия / Музей / Выставка /

Просмотры:
7712

Оставить комментарий

Поделиться с друзьями:

Можно веками спорить о том, какая нация техническая, какая нет. И задаваться вопросом: почему танки получаются, а простые легковые автомобили – не очень? Но никуда не деться от того факта, что изо всех славянских наций лишь чехам удалось создать вполне оригинальную мотоциклетную промышленность, не опирающуюся на копирование зарубежных образцов, завоевавшую авторитет во всем мире и собравшую великолепную коллекцию спортивных наград высшего достоинства. 

А начался поход к славе в 1898 году, когда еще даже не было такой страны – Чехии. В ту пору эти земли входили в состав Австро-Венгерской Империи. Два Вацлава – Лаурин и Клемент, хозяева фабрики по производству велосипедов в городе Млада Болеслав, во время поездки в Париж на промышленную выставку увидели там новую французскую диковину – мотоцикл Werner. Аппарат настолько им понравился, что по возвращении домой они решили построить его копию. Но вскоре убедились, что расположение двигателя над передним колесом, как у Werner, – не лучший вариант. И они – одни из первых в мире – поставили его в классическую позицию, в нижнем углу рамы. Так чешские конструкторы мотоциклов в первый, но далеко не в последний раз показали, что миру есть чему у них поучиться.

Национальный технический музей (Narodni Technicke Museum) основан в 1908 году.


Самый ранний мотоцикл чешского производства в Пражском музее – Slavia 1901 года (под этой маркой Лаурин и Клемент продавали свои велосипеды и мотоциклы на внутреннем рынке). 240‑кубовый четырехтактный двигатель мощностью 2 л.с. разгонял этот весивший 55 кг аппарат до 40 км / ч. Расположенный за двигателем большой бензобак служил также карбюратором испарительного типа, автоматический впускной клапан срабатывал от разрежения в камере сгорания. Привод на заднее колесо – ремнем, без сцепления и коробки передач. Шасси – велосипедного типа, но рама изготовлена специально для установки двигателя. Мотоцикл передан в музей лично Вацлавом Клементом.


Усовершенствованная версия – Slavia Bz 1905 года. Рабочий объем двигателя увеличен до 331 см³, максимальная мощность – до 2,5 л.с. Обратите внимание также на усиленную переднюю вилку и маслобак. Было продано 4000 мотоциклов этой модели.


Спортбайк начала XX века – Slavia CCR 1905 года. V-образная «двойка» рабочим объемом 812 см³ развивала мощность 5 л.с., и мотоцикл разгонялся до 85 км / ч. На оночной версии этого аппарата Вацлав Вондржих выиграл Coupe Internationale во Франции – прообраз чемпионата мира. В 1908 году компания Laurin & Klement полностью перешла на производство автомобилей, а в середине 20‑х годов вошла в состав концерна Škoda. Эта марка дожила до наших дней и стала самой успешной автомобильной маркой на постсоциалистическом пространстве.


Кроме Laurin & Klement мотоциклы на территории будущей Чехии в первое десятилетие ХХ века производили около десятка фирм – хотя и в мизерных количествах. Пример такой продукции – Jelinek 1904 года с 397‑кубовым двигателем мощностью 2,5 л.с. Как и современные ему Slavia, этот аппарат располагал мотором с автоматическим впускным клапаном, карбюратором испарительного типа и передачей на заднее колесо ремнем без сцепления и коробки передач.


Walter В 1909 года с боковой прицепной коляской. V-образный твин рабочим объемом 1022 см³ и мощностью 7 л.с. снабжен вентилятором для лучшего охлаждения. Этот мотоцикл уже имел цепную передачу и сцепление, встроенное в заднее колесо. Компания Walter, расположенная в Смихове, выпускала мотоциклы с 1901 по 1928 годы (в ее производственной программе также присутствовали автомобили и авиамоторы), причем большой популярностью пользовались ее тяжелые машины – часто в трехколесном варианте.


Уже во время Первой мировой войны военное министерство Австро- Венгрии объявило конкурс на создание современного армейского мотоцикла. В нем приняла участие и компания Walter, разработавшая машину с двухцилиндровым оппозитным двигателем по образцу английского Douglas – один цилиндр вперед, второй назад. Но война закончилась прежде, чем были объявлены результаты конкурса, и руководство компании решило не запускать аппарат в серию, а продать документацию на него пражскому инженеру Йозефу Янатке. Он выпускал мотоциклы этой конструкции под маркой Itar с 1920 по 1929 годы – в основном для поставок в чешскую армию. На фото – модель 1924 года, с 706‑кубовым оппозитом мощностью 14 л.с.


Первые скутеры появились после Первой мировой войны, и одним из пионеров скутеризации стала фирма из Праги ČAS (Česka Automobilova Společnost). 180‑кубовый моторчик мощностью всего 1,25 л.с. был установлен в передней части машины, смонтированный за ним кожух защищал ноги водителя. Аппарат весил 48 кг и разгонялся до скорости 35 км / ч. На фото – выпущенный в 1921 году скутер, единственный из сохранившихся.


Франтишек Поустка с 1923 по 1934 годы выпускал в Праге мотоциклы довольно простой конструкции с двухтактными моторами английской компании Villiers. На фото – машина образца 1923 года, со 147‑кубовым двигателем мощностью 4,7 л.с.


Один из лучших довоенных чешских мотоциклов – Premier 500SL 1931 года. Верхнеклапанный четырехтактный двигатель развивал 22 л.с., так что весивший 140 кг аппарат разгонялся до 125 км / ч. На форсированных версиях этой машины с успехом выступали многие чешские гонщики. Компания Premier выпускала мотоциклы с 1913 по 1933 годы – с рынка ее, как и многих других чешских мотопроизводителей, выбил успех Jawa.


Самый мощный и дорогой чешский мотоцикл 20‑х годов – Motor Company. Его даже можно назвать «чешским Brough Superior», поскольку при его изготовлении использовались самые высококлассные компоненты английского производства: двигатели JAP, коробки передач Sturmey Archer, передние вилки Brampton. Увы, проект не завоевал популярности: те, кто мог себе позволить такой мотоделикатес, отдавали предпочтение машинам честной британской сборки. На фото – аппарат 1924 года с 980‑кубовым нижнеклапанным V-твином JAP, развивавшим 22 л.с. Максимальная скорость весившего 177 кг мотоцикла – 100 км / ч.


Рано или поздно в такой мотоциклетной стране, как Чехословакия, должен был появиться мотоцикл марки Praga. Что и произошло в 1929 году, когда одноименный машиностроительный концерн присоединил к себе компанию Braidfeld- Danek, выпускавшую мотоциклы марки BD конструкции чешского инженера Ярослава Франтишека Коха. Для своего времени это была чрезвычайно передовая машина: 500‑кубовый двигатель с двумя верхними распредвалами развивал 15 л.с., что позволяло 170‑килограммовому аппарату разгоняться до 105 км / ч.


Пражский инженер Франтишек Ротт дал своему аппарату звучное имя Satan. Он особо подчеркивал, что машина спроектирована с учетом плохих чешских дорог и отличается крайней выносливостью и неприхотливостью. Нижнеклапанный 540‑кубовый двигатель выдавал всего 10 л.с., зато отличался нетребовательностью к качеству топлива и масел. Впрочем, дело ограничилось постройкой опытных экземпляров в 1930 году.


Для нового работодателя Кох спроектировал еще более оригинальный аппарат. Praga 350 1933 года имела 12‑сильный мотор с одним верхним распредвалом, причем вертикальный вал его привода располагался не сбоку, как обычно, а перед цилиндром. Продольное расположение коленвала сочеталось с приводом на заднее колесо валом. Основные элементы ходовой части – рама, вилка – изготовлены из крупных штамповок. Мотоцикл получился красивым, гармоничным, но, увы, слишком дорогим.


Оружейная фабрика инженера Яначека приступила к изготовлению мотоциклов в 1929 году, купив лицензию у немецкой компании Wanderer. Марка новой машины была образована из первых слогов фамилии владельца и фирмы- лицензиата: JAnaček + WAnderer = JAWA. 500‑кубовый верхнеклапанный двигатель развивал 18 л.с., привод на заднее колесо – валом. Первенец едва не погубил компанию: тяжелый и дорогой, он не привлек покупателей. К счастью, Яначек вскоре переориентировал ее на выпуск недорогих легких мотоциклов, которые привели марку к успеху.




В 1931 году на оружейный завод Яначека пришел английский конструктор и мотогонщик Джордж Уильям Патчетт, который занялся проектированием легкого мотоцикла. По его предложению Яначек приобрел лицензию на производство британского двухтактного двигателя Villiers. Под этот мотор Патчетт спроектировал ходовую часть скорее в немецком стиле – из штампованных деталей. Машина стоила в три раза меньше 500‑кубового аппарата и сразу же стала бестселлером. На фото – Jawa 175 1938 года, с двухтактным двигателем мощностью 5,5 л.с. Мотоцикл весил 85 кг и развивал скорость 80 км / ч.


Единственным серьезным конкурентом Jawa на чешском рынке в 30‑е годы выступали мотоциклы ČZ, которые выпускала тоже оружейная фирма – Česka Zbrojovka из города Страконице. С 1929 года она производила мотовелосипеды, а с 1934 года – и полноценные мотоциклы. На фото – ČZ 175 Special 1937 года, с двухтактным двигателем мощностью 6,5 л.с. и дуплексной рамой из штампованных элементов.


Компания Autfit Яна Махека с 1901 года выпускала в Праге велосипеды, а в 1934 году решила вывести на рынок и мотоциклы – под маркой Ogar. Как Jawa и ČZ, она сделала ставку на легкие мотоциклы с двухтактными моторами. В чем‑то спроектированные инженером Франтишеком Бартушкой машины были даже прогрессивнее, чем у конкурентов: трубчатые рамы, сблокированные с четырехступенчатыми коробками передач моторы, веерообразное оребрение головки цилиндра. Ogar 250 1937 года развивал мощность 10 л.с. и разгонялся до 100 км / ч.


Во время Второй мировой войны завод Яначека изготавливал оружие и занимался ремонтом немецких мотоциклов. Всяческая деятельность гражданского характера была строжайше запрещена. Тем не менее под руководством инженера Йозефа Йозифа началось проектирование целой гаммы моделей для послевоенного производства – в том числе и этой 250‑кубовой машины. Испытания аппаратов проводились под видом обкатки отремонтированных немецких мотоциклов – поэтому на них наносили стандартную армейскую раскраску.


После победы коммунистического режима в Чехословакии промышленность была национализирована, и для устранения «ненужной» конкуренции мотопроизводители разведены по разным рыночным нишам. ČZ получил задание производить мотоциклы меньшей кубатуры, чем Jawa. На фото – ČZ 125Т 1949 года, легкий аппарат с двухтактным двигателем мощностью 4,5 л.с. Благодаря малой массе – 78 кг – машина могла разгоняться до 80 км / ч. Простые и популярные, именно ČZ послужили образцом для первых мотоциклов Suzuki.


Саботаж по‑чешски – это честная работа… не над тем, что приказано. Пока команда Йозефа Йозифа работала над послевоенными дорожными мотоциклами, Винсенс Скленарж возглавил проектирование спортивных аппаратов. Этот трековый мотоцикл имел 500‑кубовый четырехтактный верхневальный двигатель мощностью 50 л.с.


Легендарный Perak – Jawa 250 / 11, которую часто называли первым настоящим послевоенным мотоциклом в мире. Двухтактный двигатель мощностью 9 л.с., сблокированный с четырехступенчатой коробкой передач, разгонял весившую 115 кг машину до 100 км / ч. Передняя телескопическая вилка сочеталась со свечной подвеской заднего колеса. Необычно и привлекательно смотрелся дизайн мотоцикла, с объединяющим фару и вилку кожухом и закрытым карбюратором. От Perak идет прямая линия развития к современным мотоциклам марки Jawa.


C 1955 года и Jawa приступила к производству машины малой кубатуры – скутеретты 50 / 550 Pionyr (за своеобразную форму облицовки под седлом прозванную «Пень»). Горизонтальный двухтактный двигатель развивал мощность 2,2 л.с. Аппарат выпускался на филиале завода в Словакии. Jawa Pionyr стала одним из прототипов будущего супербестселлера – Honda Super Cub.


В 1948 году Ярослав Шимандл в своей мастерской начал производство 500‑кубового двигателя для трекового мотоцикла. Своему детищу он дал название Eso – «Туз». Присовокупив к мотору четырехступенчатую коробку передач, он сделал и кроссовый мотоцикл – на фото 500‑кубовая модель 1956 года с верхнеклапанным двигателем мощностью 51 л.с. Впрочем, как только мотоциклы Eso завоевали популярность, заводик Шимандла был национализирован, а в 1962 году вошел в состав концерна Jawa.


В 1958 году мотоциклы-эндуро еще мало чем отличались от серийных дорожных машин. В этом можно убедиться, посмотрев на боевой аппарат команды Чехословакии, взявшей в том году на «Шестидневке ФИМ» оба главных приза – и «Международный трофей», и «Серебряный кубок». 175‑кубовый ČZ 961 весил целых 120 кг, его двухтактный двигатель развивал мощность 16,5 л.с.


Самый мощный мотоцикл чешского производства – гоночная Jawa 350 / 673. Ее четырехцилиндровый V-образный двухтактный двигатель жидкостного охлаждения развивал 80 л.с. В 1969 году итальянский гонщик Сильвио Грассетти на таком аппарате выиграл Гран-при Югославии и занял второе место по итогам чемпионата мира.


В 80‑е годы завод Jawa совместно с советскими специалистами института ВНИИМотопром и предприятия «Ижмаш» вел разработку мотоцикла принципиально новой концепции – с двухцилиндровым четырехтактным оппозитным двигателем. Для сокращения длины силового агрегата и увеличения угла наклона на виражах пятиступенчатая коробка передач располагалась под мотором. На фото – экспериментальная Jawa 824 1984 года, с 500‑кубовым двигателем мощностью 32,6 л.с. Мотоцикл весил 176 кг и разгонялся до 155 км / ч.


Завод ČZ в конце 60‑х годов тоже сделал ставку на схему V4, но в четырехтактном формате, с двумя распредвалами в каждой головке. Машину делали и в 350‑кубовом варианте, и в расточенной до 418 см³ версии для выступления в «пятисотках». Именно такой мотоцикл, с 418‑кубовым двигателем мощностью 73 л.с., хранится в музее. Но успехи были куда скромнее, чем у Jawa, и в 1972 году завод свернул гоночную программу.


Некогда знаменитая марка Praga была возрождена в 1996 году. На рынок вышло целое семейство современных мотоциклов эндуро, с двух- и четырехтактными моторами рабочим объемом от 250 до 610 см³. В музее представлена Praga ED610 с четырехтактным двигателем жидкостного охлаждения мощностью 55 л.с. К сожалению, компания не выдержала конкуренции и в 2003 году свернула мотопроизводство.


Материалы по теме:

Оставить комментарий

Для добавления комментария требуется зарегистрироваться или авторизоваться на сайте .


↑ Наверх