Ремонтируем вариатор: Семь бед - один ответ

28 июня 2013

Вариатор разгружает водителя, но делает это отнюдь не бескорыстно. Срок службы его узлов зависит от многих факторов, но при прочих равных он меньше, чем у классической вальной коробки передач. 


Ремонтируем вариатор: Семь бед - один ответ

Выпуск:
Журнал «МОТО» – июнь 2013

Автор:
Анатолий СУХОВ и .Stinger, фото авторов и Евгения БОБРИКОВА

Теги:
Ремзона / Вариатор / Ремонт / Обслуживание / Мастерская /

Просмотры:
22346

Оставить комментарий

Поделиться с друзьями:

Поговорим о том, как проявляются неисправности вариатора и как его отремонтировать. На большинстве аппаратов это не так уж сложно. Но есть нюансы.

Да, именно так: любая неисправность вариатора – повод к его переборке. А проявляются они по-разному. Расставим их от первых признаков болезни до ее запущенных случаев. Если динамика аппарата вдруг заметно улучшилась, но упала максималка, это может свидетельствовать о стершемся ремне (фото 15) или начале износа грузиков (роликов). (Подробнее об устройстве вариатора расскажем ниже, при его разборке, на примере различных моделей скутеров.) 

Если не обращать внимания на необычную резвость, со временем появятся рывки. Это означает, что ролики (фото 14, 20) уже сильно истерты (наметившаяся проплешина увеличивает износ в геометрической прогрессии). При ослаблении центральной пружины (фото 48) ведомого шкива (она не только «оседает», но нередко и «раскручивается» под действием вращающих моментов) или пружин колодок центробежного сцепления или износе их накладок (фото 16) появляется задумчивость в разгоне. 

Металлический звук может быть следствием сильного износа накладок центробежного сцепления, а звенящий шум – выработки на штифтах и – реже – канавках ведомого шкива (фото 47). Запах горелого ремня (или горелых накладок сцепления) обычно появляется при повышенных нагрузках (нередко ремень горит на квадроциклах и практически никогда – на скутерах, там запах обычно исходит от сцепления). 

Горелый ремень не жилец главным образом из-за «поджарки», оставшейся на половинках шкива (фото 14). Поэтому не забудьте при замене ремня проверить шкивы и при необходимости очистить их от пригара – хоть столовым ножом. Практически единственная причина, по которой аппарат может вдруг оказаться не на ходу – обрыв ремня. В остальных случаях он едет, и можно добраться до дома в щадящем режиме. 

Поэтому в оффроудных покатушках на квадрах ремень стоит возить с собой. Но сначала неплохо бы понять, удастся ли заменить его в поле. О нюансах – ниже. Редко, но бывает и другая фатальная ситуация – деформация барабана сцепления («колокола», фото 13, 41). Как правило, это следствие обрыва одной из пружин центробежного сцепления. А обрыв, в свою очередь, зачастую – следствие ошибки установки. Прочие доработки – подбор массы грузиков, жесткости центральной пружины и пружин сцепления или – чаще на максискутерах – установка ведущего шкива с другой характеристикой канавок, или же – в «экстремальных» случаях – ведомого шкива с другой характеристикой «спирали» (фото 47). Но это отдельная большая тема. А мы сегодня просто разберем несколько скутерных вариаторов. 

Yamaha YP400 Majesty 2007 г.в. 

Снимаем крышку воздушного фильтра двигателя (фото 1), накладку вариатора (фото 2) и крышку фильтра вариатора (фото 3). Теперь можно снять пластиковый кожух вариатора с фильтром (фото 4). Откручивать гайки шкивов проще всего пневмопистолетом (фото 5). 

Отвернув болты крепления крышки, снимаем ее (фото 6, 7). Перед нами шкивы: ведущий (слева) и ведомый (справа) с центробежным сцеплением (фото 8). В приливы на лопатках шкива можно упереться отверткой через окна в крышке, чтобы застопорить его – если у вас нет пневмопистолета. 

Кстати, на многих моделях отворачивание гаек шкивов – самая «засадная» часть работы. А вот на Yamaha TMAX и BMW C650GT к ней приступают уже при снятой крышке. Уже сейчас можно бегло оценить износ ремня и поверхности шкивов, а сняв барабан сцепления, получаем доступ к колодкам (фото 10). Снимаем ведущий и ведомый шкивы, ремень и втулки (фото 11). При необходимости очищаем детали моющим средством (фото 12). 

Осматриваем детали ведущего шкива (фото 14). При увеличении оборотов коленвала под действием центробежной силы грузики «разбегаются», сжимая половинки шкива. Быстрее всего изнашиваются ролики (1), которые находятся в пазах алюминиевой корзины (2) и контактируют со стальной пластиной (3). Малейшая «некруглость» – повод к замене комплекта. Ступеньки на корзине – тоже приговор детали.

Куда дольше ходят пластмассовые направляющие (4) и втулка (5). Небольшой износ поверхности шкива (6) – не приговор, глубокие (0,5 мм и более) бороздки – ищите замену. Барабан сцепления (фото 13) обычно служит очень долго, а небольшой износ не причина замены. Измерив ремень по длинной стороне трапеции (фото 15) и сравнив результат со справочными данными для нашей модели вариатора, оцениваем его износ.

При установке ремня соблюдайте направление вращения, всегда указанное на нем стрелками. Износ накладок можно определить без штангенциркуля (фото 16). Они всегда изнашиваются клином (поскольку колодки поворачиваются вокруг оси), поэтому обнажившийся под накладками металл (а тут он еще и терся по барабану) – сигнал к замене колодок. Разборку ведомого шкива покажем на примере скутера BMW (см. ниже). 

При сборке не забудьте заложить между уплотнениями корзины консистентную смазку (фото 18), а также смазать ось (фото 17). При сборке корзины с грузиками следите за расположением направляющих. Смазка грузикам не нужна. Чтобы облегчить установку ведущего шкива, разжимаем руками (на малокубатурных аппаратах это возможно) половинки ведомого шкива и пропихиваем ремень поглубже (фото 19). Можно воспользоваться монтажной лопаткой. Устанавливаем наружную половину ведущего шкива, надеваем крышку и затягиваем гайки на валах рекомендованным моментом. 





Yamaha TMAX 2012 г.в.

Особенность этого аппарата – сцепление в масляной ванне, находящееся с противоположной стороны от вариатора, – конструкция для скутеров нетипичная. Служит оно достаточно долго и при своевременной замене масла повышенного внимания не требует. И, прежде чем разбирать его, позаботьтесь о новой прокладке. Мы же ограничимся собственно вариатором. 

На «Тимаксе» придется снимать много облицовок, а если вы решили заменить и воздушные фильтры (у этого вариатора их два!), то пластик придется раскручивать с обоих бортов (фото 22). 

Здесь много пистонов, которые вовсе не одноразовые, как полагают некоторые, а легко разбираются, если нажать отверткой на их сердечник (фото 23). Собираются они также нажатием – но уже на выдвинутый сердечник пальцами. Если винты крышек отворачиваются туго, можно воспользоваться ударным способом (фото 24). 

Второй воздушный фильтр находится под кожухом напротив ведомого шкива вариатора (фото 25). Под пластмассовой крышкой – гайка коленвала (фото 26). Отвернув болты крышки и обстучав ее пластмассовым молотком, снимаем деталь, стараясь не повредить прокладку (фото 27). 

В принципе, конструктивно прокладка большой нагрузки не несет, поскольку картер вариатора, мягко говоря, негерметичен. Прокладка часто остается на крышке (фото 28), а установочные втулки (для них здесь предусмотрены два отдельных отверстия) – на силовом агрегате. Не потеряйте их! 

Теперь можно оценить состояние ремня и шкивов (фото 30). Есть вариант застопорить ведущий шкив специальным приспособлением (надевается на оба шкива сразу) или ременной петлей, но можно воспользоваться и пневмоинструментом (фото 29). На фото 20 – корзина с грузиками, ответная часть с направляющими, опорой подшипника и гайкой. А так все это выглядит в сборе: фото 21. Здесь, чтобы облегчить сборку, есть возможность разжать половинки ведомого шкива, ввернув специальные отверстия два болта М8 (можно использовать болты крепления крышки вариатора: фото 31). 

BMW C650GT 2012 г.в.

Большой бонус механику BMW – возможность застопорить коленчатый вал. Для этого служит приспособление (фото 32), которое вворачивается в специальное отверстие (фото 33). Но правильнее воспользоваться другим – соединяющим шкивы вариатора (фото 36). Оно позволяет застопорить оба шкива, а чтобы ослабить гайку вторичного, нужно поворачивать сам вал по часовой стрелке за шестигранник на его конце. Крышка снимается до отворачивания гаек валов (фото 34). 

Перед нами классический вариатор, только сцепление «смотрит внутрь» (фото 35). Чтобы отвернуть гайки валов, понадобится разогнуть стопорные пластины валов (фото 37). По рекомендации фирмы, они одноразовые. Отвернув гайки (фото 38), снимаем ведущий шкив (фото 39), ведомый (фото 40) и барабан сцепления (фото 41). Под внутренней половиной ведомого шкива – втулка (фото 42). Конструкция корзины с грузиками – обычная. Для разборки ведомого шкива нужно сжать центральную пружину (фото 43). 

Для отворачивания гайки удобно воспользоваться специальной головкой (фото 44), но на меньших аппаратах можно справиться и большим разводным ключом. Затягивать ее нужно указанным (обычно большим) моментом (фото 45). Так выглядит снятое сцепление с пружиной (фото 48). 

Чтобы добраться до канавок на валу ведомого шкива (обеспечивающих изменение передаточного отношения при изменении нагрузки), поддеваем опору пружины (фото 46) и снимаем ее (фото 47). При сборке разместить ремень в шкиве поможет пластмассовый молоток (фото 49). 

Скутер Yamaha Majesty предоставлен Аленой Макаровой (Москва), Yamaha TMAX – компанией Yamaha Motor CIS, BMW C650GT – компанией BMW Group Russia.

Благодарим сервисы Ninja's workshop и «Авилон» за помощь в подготовке материала.

Материалы по теме:

Оставить комментарий

Для добавления комментария требуется зарегистрироваться или авторизоваться на сайте .


↑ Наверх