Вместо ржавчины

19 мая 2016

И все-таки рэтлук жив. С модой на лакированные поверхности и зачищенные до блеска детали согласились не все. И — предложили новые варианты нарочито грязной стилистики. Вот только из формальных признаков от былого «рэта» здесь осталось мало. По сути, правомочнее здесь говорить о новом стиле, нежели об эволюции прежнего.


Вместо ржавчины

Выпуск:
Журнал «МОТО» – май 2016

Автор:
.Stinger, фото из архива автора

Теги:
Кастом / кастомайзинг / Тюнинг /

Просмотры:
2730

Оставить комментарий

Поделиться с друзьями:

Смыть краску, зашкурить, помазать йодом, через два дня смыть, после чего залить лаком... Эта и другие технологии искусного старения и захламления пару лет назад дрогнули и растворились во Времени (и его извечном хранительнице Провинции) под натиском тысяч сверкающих лаком и гальваникой свежепостроенных кастомов, к коим вскоре прибавилась тьма тьмущая свежеперестроенной экс-панкухи. И вдруг...

Если кастомы Vibrazioni — изделия штучные, а потому редкие, то их мебель можно купить и в Москве. Уровень цен — 1200-1700 евро за железный стульчик.

В ноябре-14 рэтлук нанес ответный удар. На миланском мотосалоне на немаленьком стенде мебельщиков из Vibrazioni Art Design красовалось несколько мотоциклов (в основном родом из конца 80-х) с обвесами, выполненными в их манере — из бочек от масла, грубо выстучанных по болванкам и столь же небрежно сваренных и зачищенных. На фоне мрачноватых колеров блестящих хипстабайков, слегка разбавленных психоделических цветов бобберами, это произвело эффект... Эффект разорвавшейся бочки дерьма на приеме в Кремле.


За два года фирменный стиль VAD эволюционировал. С одной стороны, некоторые элементы теперь итальянцы выполняют по усложненной технологии: вместо минималистичной гибки панелей — полигональные ломаные поверхности, напоминающие оригами. На другом полюсе — попытка упростить процесс, отбивая до мелких вмятин стоковые баки и нанося на них трафаретами и аэрографом рисунки, имитирующие фрагменты бочек. Стоит ожидать и дальнейшей эволюции дизайн-ДНК Vibrazioni в сторону как усложнения, так и «народности». Но одно можно отметить уже сейчас: хотя волну подражаний они не породили (не считая возвращения моды на «потертую» графику), их роль в удержании на плаву панк-стилистики и панк-духа в кастомайзинге несомненна. Как и Шиньи Кимуры (Сhabott Engineering) с его неповторимой манерой оригами-стайлинга, в последнее время периодически спускающегося с Олимпа «большого» кастомайзинга к «уличным» работам.


А все это время в Западном полушарии не предпринимали никаких революций. А просто гнули свою линию, совершенствуя собственную стилистику. Я про кастом-мастерскую при мотоодежной компании Icon, возглавляемую шеф-дизайнером марки Куртом Уолтером. Курт и его парни работают в различной манере, но гранж они любят пуще прочего. И прошли в этом направлении долгий путь. Начав с протухшей уже к началу века survival-стилистики (на тот момент уже переставшей называться рэтбайками), они, продолжая вдохновляться все тем же Mad Max и прочей постапокалиптической кинохренью, развили это свое направление в очень любопытный стиль, оказавший влияние на многих кастомайзеров Европы и Австралии.


Среди последних находок Курта — матовый серебристый окрас (вместо любимого «иконописцами» серого матового), визуально состаренный (точнее, подкопченный) небольшими штришками аэрографом. Чтобы сакцентировать внимание на этом решении, Icon на том аппарате (на базе GSX-R 750 86 года) даже отказались от желтого ветрового стекла, противотуманок и решеток-багажников, обычно присущих их «окрысенным» мотоциклам.

"Новый рэтлук" все реже наводится на ретробайки и все чаще — на технику родом из конца 80-х, а то и современные мотоциклы.

Хватает удачных решений и у других кастом-дизайнеров. Среди прочего отдельно упомяну трафаретное граффити (подчеркну — именно граффити, а не надписи мелким шрифтом, характерные для милитари), бабл-визоры от шлемов (как прозрачные, так и цветные — причем и в нормальном, и в перевернутом положении) в качестве бикини на фару — и фурнитуру из грубой сыромятной кожи. Например, в качестве застежки-фиксатора бака у Ducati Monster вместо штатного замка-защелки. Нередки и нарочито грубые элементы «рабочего места» — кронштейны приборки, тумблеры, корпуса приборов... А из «большого» кастомайзинга на кафе-рейсеры перекочевали деревянные элементы. Причем как в трэш-исполнении — скажем, ящиков для аккумуляторов из грубой фанеры, — так и в виде «дров ценных пород», скажем, корня ореха. Последнее, конечно, для контраста. Ибо какой бюджетный кастом без демонстративно дорогих элементов?


Причем элементов уже числом поболе одного-двух. Матированные поверхности часто сочетаются с дорогими на вид и на ощупь, тщательно простроченными седлами; пролежавший в сарае четверть века обтекатель — с недешевыми приборами, а бензобак вида «только что из помойки» — с не самым доступным донором, чья механическая часть приведена в идеальное состояние и вылизана до звона даже внешне. Именно это — сочетание неброской «премиальности» и эпатажной небрежности — и делает гранж гранжем, отличая «специально подготовленные» мотоциклы от любимых мотоговнарями недобитых спортбайков. Примерно как драные ливайсы гранжеров начала 90-х отличались от засаленных мальвин гопоты того времени.


Впрочем, возможен и обратный процесс — так сказать, от говнаря к стиляге. Поставить на предварительно откапиталенный «спорт» конца 80-х — начала 90-х «правильные» тормоза и колеса, перетянуть «по-дорогому» сидушку, подрезать обтекатель, после чего уделить внимание мелочевке и графике... Это идеологически близкое гранжу направление сейчас набирает обороты, грозя в ближайшие годы стать доминирующим (подобно постройке кафе-рейсеров из SR500 и ему подобных лет 10 назад). Но пока это именно что направление — без особых правил и стилевых канонов — бурно и хаотично эволюционирующее, так что более предметно и системно о таких мотоциклах поговорим попозже.


Пока же констатирую факт: демонстративная небрежность противопоставляется и всегда будет противопоставляться не только стройным рядам аккуратных, гармоничных и блестящих, — но и убожеству «из говна и палок» по принципу «так склалося». Причем в одно и то же время — и на одних и тех же площадках, будь то сцена кастом-шоу, парковка у клуба или перекресток на ночном бульваре. И каждый новый тренд будет реакцией на доминирование предшествующего. И это — по крайней мере, в кастомайзинге — здраво и здорово. Хотя бы потому что толпа одностилевых кастомов у бара выглядит ничуть не менее убого, нежели колонна «джиксеров» в городе или стройная линейка «гусей» на рейде.










Материалы по теме:

Оставить комментарий

Для добавления комментария требуется зарегистрироваться или авторизоваться на сайте .


↑ Наверх