- Техника
- Тесты
- Рынок
- Сообщество
- Ремзона
- Спорт
- Копилка
17 мая 2013
История серпуховских мотоциклов началась в 1939 году – когда Подольский механический завод получил крупный оборонный заказ, в связи с чем на нем было прекращено мотопроизводство.
Подольчане в то время осваивали легкий мотоцикл со 125-кубовым двухтактным мотором – эту машину и решили выпускать на вновь образованном Серпуховском мотоциклетном заводе.
Впрочем, не успели на новом месте наладить ее изготовление, как в 1940 году завод получил новое задание – освоить 350-кубовый четырехтактный мотоцикл Л-8 (одновременно унифицированную с ним модель начали делать в Ленинграде и Ижевске).
А весной 1941 года вышло постановление Правительства СССР об организации в Серпухове (наряду с другими заводами) производства тяжелого армейского мотоцикла М-72… Но началась Великая Отечественная война, и предприятие было эвакуировано в Ижевск.
Резкий поворот в истории серпуховских мотоциклов произошел в 1942 году, когда Государственный Комитет Обороны принял решение об организации в Серпухове Ведущего конструкторского бюро по мотоциклам (ВКБ). Его костяк составили инженеры, прибывшие из Ижевска, во главе с бывшим главным конструктором Ижевского мотозавода Всеволодом Вячеславовичем Рогожиным.
Впрочем, поначалу приходилось заниматься сбором мотоциклов, брошенных отступавшей немецкой армией, и их ремонтом. Затем в Серпухове комплектовали боковыми колясками М-72 мотоциклы, прибывавшие по ленд-лизу из США. В 1945 году сотрудники ВКБ принимали участие в демонтаже оборудования немецких мотоциклетных заводов, предназначенного для отправки в СССР, и получении технической документации.
В 1946 году ВКБ было преобразовано в Центральное конструкторско-экспериментальное бюро мотоциклостроения (ЦКЭБ). С этого времени начинается планомерная работа по созданию советского мотоцикла. В Серпухове разрабатывают типаж перспективной мототехники, в тесном контакте с мотозаводами проектируют новые конструкции и проводят испытания, способствуют подготовке новых производств (например, в ЦКЭБ изготовили документацию для освоения мотороллеров в Туле и Вятке).
Причем, хотя мотозавод в 1951 году получил задание выпускать мотоколяски для инвалидов и вышел из состава ЦКЭБ, созданное в недрах бюро опытное производство позволяло изготавливать не только экспериментальные образцы, но и небольшие партии мототехники. Особая глава в истории серпуховских мотоциклов – создание уникальных гоночных аппаратов.
Разработанные под руководством Святослава Юрьевича Иваницкого, они со временем вышли на мировой уровень и в 60-х годах позволили нашим гонщикам с успехом выступать в чемпионате мира, завоевывая призовые места. Именно эти машины впервые привлекли на Западе внимание к советским мотоциклам, а полученное там прозвище «Восток» со временем стало фирменной маркой.
В 1965 году на базе ЦКЭБ был создан Всесоюзный научно-исследовательский конструкторский и технологический институт мотоциклов и малолитражных бензиновых двигателей внутреннего сгорания (ВНИИМотопром). В полном названии отражена еще одна сторона его деятельности – разработка малокубатурных двигателей для стационарных установок, прежде всего военного применения.
Коллектив продолжает тесно сотрудничать с мотозаводами всего СССР и ведет работу над новыми перспективными направлениями в технике – например, вариаторами и роторно-поршневыми двигателями. К сожалению, в новых экономических условиях услуги ВНИИМотопром оказались невостребованными. Да и трудно представить себе его существование в условиях крушения всей мотопромышленности стран, ранее входивших в СССР.
Переименованный в ОАО «Мотопром» институт чах, хирел, пытался заниматься непрофильными производствами и, в конце концов, 1 сентября 2011 года был ликвидирован.
Хранители
Наследию отечественного мотопрома все-таки повезло. При почти полном отсутствии интереса самих заводов к своей же истории почти в каждом «мотоциклетном» городе нашелся энтузиаст, посвятивший себя ее сохранению.
Отличный музей работает в Ирбите, есть надежда, что откроются для широкой публики экспозиции в Туле и Коврове…Хранитель истории серпуховских мотоциклов – Алексей Черных. Хотя ему не довелось работать во ВНИИМотопроме, интерес к мототехнике у него – с детства. Да и как остаться к ней равнодушным, если твоя школа граничит с мотозаводом? Но азарт коллекционера проснулся уже в нулевые, когда в руки Алексею практически случайно попал один из роторных мотоциклов. Диковинная конструкция вызвала желание узнать о ней побольше… а там и понеслось!
Черных собирал «железо» и документацию (тем более что ОАО «Мотопром» рухнуло, и все его наследие могло отправиться на свалку), воспоминания ветеранов. Так в его руках оказались уникальные мотоциклы, по которым можно проследить историю ВКБ-ЦКЭБ-ВНИИМотопром. (Большая часть машин на наших фото – из его коллекции).
И все это только на энтузиазме, на собственные средства, без какой-либо поддержки со стороны городских властей… Всего не охватить, но к этому стоит стремиться. Алексей Черных (rotor501@gmail.com) будет благодарен всем, кто окажет содействие в пополнении его коллекции.
Для добавления комментария требуется зарегистрироваться или авторизоваться на сайте .