Воины с плюмажем

17 октября 2014

Италия участвовала в двух мировых войнах на разных сторонах: против Германии и в союзе с ней – но и враги, и союзники сходились в одном: итальянские вояки немногого стоят. За исключением лишь элитных частей – берсальеров.


Воины с плюмажем

Выпуск:
Журнал «МОТО» – октябрь 2014

Автор:
Пол ГАРСОН, иллюстрации из архива автора

Теги:
Берсальер / Мотоциклист / Италия / История /

Просмотры:
5998

Оставить комментарий

Поделиться с друзьями:

Впервые подразделения берсальеров (название произошло от итальянского слова bersaglio – «цель») были сформированы в 1836 году как часть профессиональной армии Сардинского королевства (единой Италии тогда еще не было). Создателем и первым идеологом этих войск был генерал Алессандро Ферреро делла Мармора, говоривший, что берсальеры должны быть натренированными, хорошо экипированными и способными действовать по собственной инициативе, не дожидаясь приказов сверху. 

Берсальеры служили своей родине еще до того, как на карте мира появилось государство Италия. Они, кстати, сыграли немалую роль в ее объединении: именно берсальеры первыми вошли в Рим, заставив папские и французские войска сложить оружие. Затем они участвовали в многочисленных военных конфликтах и занимались спасательной службой во время наводнений, землетрясений и эпидемий. 

Одна из ключевых особенностей берсальеров – их мобильность. Даже на парадах эти части не ходят, а бегают (в темпе 180 шагов в минуту), причем вместе со своим оркестром. Не пробовали играть на трубе на бегу? Если пробовали, то поймете, почему оркестры есть только у половины полков. Еще в 1898 году берсальеры оседлали велосипеды, а уже к началу Первой мировой освоили и мотоциклы. 

Во время Второй мировой войны берсальеры воевали и в Африке, и на Восточном фронте. (Жители оккупированных территорий вспоминали, что, в отличие от немцев, итальянцы не зверствовали, хотя «млеко-яйки» требовали исправно – прим. переводчика.) Когда в 1943 году Италия попыталась выйти из войны, она фактически превратилась из союзника в оккупированную немцами страну. Тем не менее многие итальянские солдаты встали под немецкие знамена – кто по принуждению, а кто из ложно понятого чувства долга. В ноябре 1943 года под немецким контролем было создано Bersaglieri Divisione Italia, проходившее подготовку в баварском городке Хьюберг. 14 000 берсальеров заняли окопы на Linea Gotica – последнем рубеже обороны немцев в Италии – в декабре 1944 года. Наступавшие союзники столкнулись с неожиданно яростным сопротивлением на реке Серкио. Последние берсальеры сдались лишь 29 апреля 1945 года, за неделю до капитуляции Германии. 

За участие в войне Италия заплатила свою страшную цену: погибло почти четверть миллиона итальянских солдат и около 150 000 гражданских лиц. Части берсальеров едва не расформировали в 1945 году – за неуместный с точки зрения победителей героизм в последние месяцы войны. Тем не менее и в армии современной Италии есть шесть полков берсальеров. Как элитные подразделения, они принимали участие во многих миротворческих операциях.

Плакат, выпущенный к 46-му национальному слету ветеранов-берсальеров в 1998 году. На нем изображен разведывательный отряд в Ливийской пустыне, 1940 год.


Берсальеры не идут на войну… они на нее бегут. На парадах они демонстрируют свой знаменитый темп: 180 шагов (бегов?) в минуту.


Монумент в честь берсальеров в Риме у Porta Pia – там, где они в 1870 году вошли в город. Он открыт в 1936 году, в столетнюю годовщину создания этих войск. Там же, у Porta Pia, находится и посвященный берсальерам музей.


Италия одной из первых начала применять мототехнику в войсках. Сержант берсальеров сидит на мотоцикле, маневры в Итальянских Альпах, 1906 год.


Фотопортрет юного берсальера, 30-е годы прошлого века. Самая приметная часть экипировки – широкополая шляпа вайра, украшенная плюмажем из черных перьев глухаря. Первоначальное назначение этого необычного головного убора – смягчать сабельные удары. Девиз берсальеров, принятый еще в 1836 году: «Самоуверенность до самонадеянности».


На этой открытке – мотоциклисты-берсальеры времен Первой мировой войны. Машины для итальянских войск тогда поставляла в основном компания Frera, основанная в 1906 году. Ее армейскую гамму составляли одноцилиндровая 320-кубовая модель и 1140-кубовый V-твин. Мотоциклы Frera отличались своей «прочностью и практичностью».


Берсальер ведет огонь с установленного на мотоцикле пулемета Breda.


Берсальер стоит рядом со своим аппаратом – 500-кубовым 13-сильным Moto Guzzi Alce. Характерные черты этой машины – открытый маховик двигателя и горизонтальное расположение цилиндра, обеспечивающее большой дорожный просвет. С 1939 по 1945 годы выпущено 7059 мотоциклов этой модели, в том числе 669 с коляской. Часть машин оснащалась пулеметом Breda Model 30/37 калибра 8 мм.


«Киренаика, Северная Африка. Мотоциклисты-берсальеры отражают атаку британских броневиков». Из иллюстрированного приложения к Corriere della Sera, самой популярной итальянской газете, 28 июля 1940 года.


Патруль берсальеров на Русском фронте, 1941 год.


Отряд берсальеров на Moto Guzzi Trialce, трехколесной версии Alce.


Альфредо Сантини Лутри был направлен на Русский фронт в составе 11-го полка берсальеров после нападения Германии на Советский Союз. Во время разведывательного рейда 11 августа 1941 года Лутри и его напарник Джермано Нардуцци были обстреляны русскими солдатами, оба получили ранения. Несмотря на застрявшую в груди пулю, Лутри спас своего товарища и вернулся на базу с важной информацией. Там он настоял, чтобы медицинскую помощь оказали в первую очередь Нардуцци, а сам через несколько минут скончался. За свой подвиг Лутри был посмертно награжден Золотой медалью Воинской доблести – высшей военной наградой Италии. Прах Лутри был возвращен в его родной город Требисачче в 2001 году, где в его честь назвали главную улицу, а в ноябре 2011 года поставили памятник в центральном парке города.

Материалы по теме:

Оставить комментарий

Для добавления комментария требуется зарегистрироваться или авторизоваться на сайте .


↑ Наверх