Архитектура малых форм

29 августа 2014

Разглядывая эти ходовые двухколесные концепты, созданные в свободное время человеком, для которого мотостроение – только хобби, а специальность – архитектура, невольно задумываешься, сколько радости могли бы принести эти аппараты, запущенные в производство. 


Архитектура малых форм

Выпуск:
Журнал «МОТО» – август 2014

Автор:
Александр ЧИКУРОВ (Днепропетровск), фото автора

Теги:
Самопал / Ремзона /

Просмотры:
7560

Оставить комментарий

Поделиться с друзьями:

Но так уж повелось, что таланты у нас часто растут на голом энтузиазме, а не в теплицах КБ – и без финансовой подкормки. Хотя создание этих вполне рабочих минимотоциклов – от концепции до «железа» – пример далеко не любительского подхода.

Еще с детства меня интересовали двухколесные поделки. Мой первый опыт на этом поприще – велосипед «Десна», к которому я приделал моторчик Д6 и гонял по окрестностям. Тогда мне было тринадцать. Теперь мне сорок, и я по-прежнему увлечен этой темой. Профессионально же я занимаюсь дизайном интерьеров, люблю рисовать. 

Для меня минимотоциклы вовсе не средство передвижения, это прежде всего процесс поиска формы, концепции, художественного образа. Ощущения того, что после долгих экспериментов и ошибок модель заводится и, задорно жужжа, везет своего автора с ветерком, для меня ни с чем не сравнимы. 

Теперь о технике и технологии: все начинается с эскиза. Для некоторых узлов приходится делать плоские макеты, чтобы понять кинематику взаимодействия сопряженных деталей. Принципиально не прибегаю к компьютерным средствам проектирования, их мне хватает на работе… 

Сперва я приобретаю силовой агрегат и колеса. Затем, после понимания концепции, прорабатываю шарниры, узлы крепления подвесок, ступицы. В некоторых случаях делаю сборочные чертежи. Для сложных трубчатых конструкций выполняю их в масштабе 1:1 (так сварщику удобней работать). Настает очередь токарных работ – их делает токарь. Затем я попросту арендую сварочную мастерскую, где есть все необходимое, и специалисты под моим непосредственным руководством делают остов аппарата: вначале на прихватках, а затем, после проверки геометрии, все проваривается окончательно. К слову, геометрию я контролирую примитивными методами: угольник, отвес, глазомер. 

Во всех моделях использую только нержавеющую сталь. Оси, валы, прочие нагруженные части – из конструкционных сталей. Черновая сборка происходит «на коленке», в домашних условиях. Иногда обхожусь без чертежей, примеряю все «по живому». Так, например, рождался ANTY. По конструкции он самый сложный. Его задняя «нога» крепится прямо на вращающемся валу редуктора, через подшипники, и малейший перекос в пару миллиметров приводит к дикой пляске заднего колеса. Плюс возможность сложения вокруг двух осей по принципу пантографа. И здесь промашка в миллиметр выдавала порядочный перекос. Долго примеряли, но получилось-таки. 

В поисках общей концепции я вдохновлялся работами советского художника-авангардиста Лисицкого.

После сборки в домашних условиях следуют полевые испытания. Длятся они, как правило, два-три месяца. При выявлении конструктивных недостатков изделия дорабатываются и отправляются на повторные испытания. Только после этого модель разбирается, очищается, получает отделку (окрашивается в профессиональной камере в автосервисе) и логотип, после чего собирается окончательно. Затем следует студийная фотосессия «на память» и наступает время для покатушек и хохота. Если приглядеться, то на видео с лесных покатушек заметно, что даже при небольшом добавлении газа заднее колесо срывается в занос. Прибавляет острых ощущений! 

По затратам, с учетом неудачных экспериментов, каждая модель обходится в пределах $ 1500–1800. 

GREASY – сплошная смесь стилевых решений и цитат. Кто-то разглядит в нем черты дрегстера с его широким задним катком и низким силуэтом, кто-то обратит внимание на высокий, как у боббера, руль, а кто-то подметит схожесть с классическим американским минибайком шестидесятых. 


Имя: GREASY
Технические харакитеристики:
Габаритные размеры: 1180х600х630 (900) - высота по сиденью и по рулю.
Мощность: 6,5 л.с.
Масса: 38 кг
Максимальная скорость: 78 км/ч
















Но есть еще одна заметная всем особенность. Этот аппарат умеет смотреть на зрителя, смотреть слегка вопросительно, широко раскрыв глаза, будто желая поскорее получить оценку своей внеклассовой внешности. 

По правде говоря, добродушный внешний вид несколько обманчив, поскольку «начинка» у GREASY вовсе не безобидная – четырехтактный двигатель мощностью 6,5 л.с. с вариатором. Эта «парочка» без труда тянет байк с ускорением в любую горку, а при резком открытии дроссельной заслонки, принимая во внимание короткую колесную базу, запросто может его опрокинуть. На первый взгляд, спинка сиденья кажется декоративной деталью, однако помогает в подобной ситуации пилоту удержаться на своем месте. Совершенно нелишним для безопасной езды является задний гидравлический тормоз, который, работая в тандеме с передним, надежно останавливает машину на дороге. 

Не сразу можно понять, что GREASY имеет заднюю подвеску: амортизаторы прикрыты топливным баком. У любого мотоцикла бак играет ведущую роль в формировании внешнего облика. В данном случае после длительных поисков было принято решение заменить штатный топливный бак на другой, индивидуального изготовления, который разместился позади седока, чтобы визуально не нарушать приземистую горизонтальную линию «спины». Он выполнен из двух сваренных между собой нержавеющих емкостей. Сама же рама сконструирована таким образом, чтобы двигатель и прочие агрегаты имели максимально плотную компоновку. Ее клиновидные очертания делают контуры байка динамичней, а поперечная дуга характерной формы не только добавляет жесткости конструкции, но и служит своеобразной защитой для светотехники.

Следующий проект задумывался как нечто очень маленькое, необычное и яркое. Поэтому первым родилось название – SHRIMP – маленькая и вкусная креветка. Изучив морфологию этого морского обитателя, пришел к идее сделать основой конструкции коробчатую раму-панцирь, внутрь которой спрятана вся механическая часть. К сожалению, аппарат настолько мал, что в этом самом панцире не нашлось места для двигателя: он расположился на правом боку. Отдельной деталью выполнен хвост: на нем крепится седло и задняя светотехника. Для большего комфорта при езде он имеет свой амортизатор. 


Имя: SHRIMP
Технические характеристики:
Габаритные размеры: 960х550х700 (1020) - высота по сиденью и по рулю.
Мощность: 2,2 л.с.
Масса: 19 кг
Максимальная скорость: 42 км/ч















Конструкция ходовой части обусловлена применением крошечных пневматических дутиков. Крепление переднего колеса выполнено консольным, для чего в оригинальный штампованный диск была вварена ступица, имеющая фланец для крепления тормозного диска индивидуального изготовления. Вилка – половинка велосипедной от BMX. Для улучшения управляемости перо вилки слегка изогнуто. Руль выполнен в виде усов креветки – тонкий и высокий. 

С задним колесом было сложнее. Дело в том, что диаметр применяемых тормозных колодок был больше, чем внутренний диаметр покрышки, поэтому пришлось сместить тормоз влево, изготовив одной деталью колесный диск вместе с тормозным барабаном. Все надето на ступицу с фланцем под звездочку. 

В угоду общей компоновочной схеме пришлось помудрить и с задней подвеской. Дело в том, что с целью понижения оборотов и увеличения тягового усилия необходимо было установить редуктор. А при наличии задней подвески ось маятника должна быть и осью промежуточного вала, иначе при работе подвески неизбежно провисание цепи. Учитывая крошечные размеры, для «традиционного» размещения заднего амортизатора места уже не оставалось. Но выход нашелся: амортизатор разместился в перед ней части рамы и с помощью особого рычага и двух тяг, идущих от заднего маятника, достойно выполняет свою работу. Система амортизации сконструирована таким образом, что, в случае необходимости, усилие может регулироваться в зависимости от веса седока и условий дорожного покрытия. В раме же были сделаны «окна», и теперь «раковая шейка» открыта взгляду. В темное время суток внутренние полости рамы подсвечиваются красным. 

Управлять «Креветкой» – сплошное удовольствие. Идет мягко и достаточно быстро. Очень верткая. На ходу интересно наблюдать, как «дышит» центральный амортизатор, отрабатывающий неровности дорожного покрытия. Острые ощущения от пилотирования усиливаются благодаря крошечным размерам.Сверхзадачей проекта ANTY была оригинальная компоновка, обуславливающая, в свою очередь, неповторимую внешность. Было желание построить байк, радикально отличающийся от традиционного представления о двухколесной технике. Свобода творчества предлагала совершенно парадоксальные решения, а множественные эскизы уводили прообраз будущего изделия все дальше и дальше от общепринятых канонов проектирования. 

Ездить на этих моделях на максимальной скорости лично мне достаточно страшно.

На этом этапе и появилось имя – ANTY. Механический муравей, не похожий ни на кого, конструкция-антипод, шокирующая своим внешним видом. Впоследствии было решено сделать аппарат складным, как можно более компактным, можно сказать, «карманным». 


Имя: ANTY
Технические характеристики:
Габаритные размеры: 980х600х780 (1100)
В сложенном состоянии:
600х480х270
Мощность: 1,6 л.с.
Масса: 14 кг
Максимальная скорость: 30 км/ч













Компоновка бесконечно отрабатывалась на плоских макетах – до тех пор, пока не удалось создать схему, позволяющую складывать всю конструкцию без «просветов» и практически одним движением. В «боевом» положении раму фиксирует всего один эксцентрик. Подседельный штырь и боковые части руля фиксируются тем же способом. Непосредственно корпус, вокруг которого все устроено, служит еще и резервным топливным баком, сквозь него проходит рулевой стакан и главный вал. Данный вал многофункциональный. Он выполняет роль редуктора, служит осью складывания, также на нем крепится задняя подвеска. В конечном итоге весь процесс выглядит следующим образом: отстегнув седло и сложив педали, подаем заднюю часть корпуса вниз. Увлекаемая амортизатором, она подкатывается вплотную к переднему колесу, после чего складывается руль, отстегиваются его боковые части с органами управления, а седло фиксируется пружинной лапкой багажника (см. видео ниже). 

Передняя подвеска представляет собой рычажную вилку, только непривычной формы. Эта особенность имеет свое объяснение. Характерный изгиб перьям вилки был придан для того, чтобы дать возможность переднему тормозу занять правильное положение относительно колесного диска. Кроме того, при такой конфигурации вилки есть куда спрятаться заднему колесу в сложенном состоянии. Жесткость подвески регулируется изменением положения амортизатора. Также на вилке крепится аккумулятор, который защищается от повреждений конструкцией багажника. 

Моторама выполнена отдельной деталью, которая крепится болтами к корпусу. На нее навешен двухтактный мотор мощностью 1,6 л.с. 

Заднее колесо крепится консольно, имеет велосипедный фривил и кассету с пятью звездами. Общее передаточное отношение подобрано так, что на низшей передаче байк уверенно стартует с места и даже имеет некоторый запас мощности. 

Рулить этим созданием непросто: короткая база и особенности компоновки требуют сноровки и умения. Изобретение удачным образом сочетает в себе свойства игрушки и арт-объекта, при этом имеет неплохие ездовые качества, возможность трансформации, ну а крошечный багажник намекает на полное отсутствие какой-либо практичности и утилитарности в этой затее.

Материалы по теме:

Оставить комментарий

Для добавления комментария требуется зарегистрироваться или авторизоваться на сайте .


↑ Наверх