Кузнечик

10 июля 2015

Почерк создателя этого минимотоцикла мы узнали с первого взгляда на его детище. Новый проект нашего читателя из Днепропетровска – уже четвертый на страницах нашего журнала (предыдущие три опубликованы в «Мото» №8-2014). И хотя конструирование мотоциклов - всего лишь его хобби, нас не перестает поражать тщательность в деталях, оригинальность технических решений и гармония пропорций, которую так сложно выдержать в «минике» для взрослых.


Кузнечик

Выпуск:
Журнал «МОТО» - июль 2015

Автор:
Александр ЧИКУРОВ, фото автора

Теги:
Самопал / Самоделка / Ремзона / Кулибин /

Просмотры:
8606

Оставить комментарий

Поделиться с друзьями:

Говорят, машина начинается с человека, для которого она создается. Это особенно верно, когда машина совсем небольших размеров. Правильно выбранные параметры конструкции с точки зрения особенностей человеческого тела — его размеров, массы, физической силы и возможностей — обязательное условие при проектировании. И все-таки, приступая к разработке, я ставил перед собой несколько иную задачу. Она заключалась не в том, чтобы сделать утилитарный, безотказный, но при этом бездушный механизм, а в том, чтобы оживить конструкцию, соединив два метода работы — логический и чувственный, науку и искусство. Наука — это точность, формула, а искусство — художественный образ, воплощающий определенное содержание. Имея свою специфику, оба метода и противоположны, и одновременно родственны друг другу.

Но всякая конструкция — компромисс. Главные проблемы минимотоцикла — колеса небольшого диаметра и сочетание короткой базы и высокого центра тяжести, что требует точного расчета характеристик устойчивости и управляемости. Кроме того, создать маленький мотоцикл, чтобы он не казался неказистым и случайным нагромождением готовых узлов и агрегатов, значительно сложнее, нежели работать в условиях, не столь стесненных геометрическими ограничениями. Осознание важности этих задач только усиливало творческий азарт при работе над проектом. Также я старался избежать результата, когда пилот выглядел бы нелепо и смешно, оседлав мотоцикл длиной чуть больше метра. Ведь на дороге всегда воспринимается парный силуэт: мотоцикл-наездник. Не скрою, что эмоциональное удовлетворение окружающих от зрительного восприятия машины было для меня не менее важным результатом работы, чем надежность конструкции и качество ее изготовления.

На передний план я поставил удобство пользования машиной, красоту ее технического решения, единство формы и содержания. Что же касается механизмов, то любая их конструкция не представляла для меня непреодолимых трудностей и была подчинена общей компоновке изделия.

Итак, карандашные наброски постепенно заполняли мой блокнот, а вместе с тем приходило понимание, что придумать что-либо новое, не впадая в эксцентричность, довольно трудно. А учитывая достаточно традиционные технологии изготовления и комплектующие, и вовсе невозможно. Я остановился на «естественном» функционализме, в то же время не лишенном внимания к деталям, с живой взаимосвязью симметрии внешних форм с асимметричным расположением механизмов машины, обусловленным спецификой их функции.


Одной из иллюстраций этого принципа служит сложно изогнутая форма глушителя. Это не дань формализму, а подчинение компоновочной схеме. Во-первых, я хотел, чтобы хвостовая часть глушителя находилась строго по продольной оси мотоцикла, под седлом. Слегка приподнятая, она вторит излому верхней трубы рамы, добавляя динамичности боковой проекции. Во-вторых, изгиб глушителя влево визуально уравновешивает расположенный на правом борту воздушный фильтр, который и по форме, и по цвету является очень яркой деталью в общем облике модели. Это хорошо видно на фото сверху. Над изгибом глушителя рама имеет выступающий элемент в виде панели, на которой расположен замок зажигания и тумблер управления освещением. Она также предохраняет левую ногу пилота от случайного ожога. Дополнительно об этой опасности информирует предупреждающая надпись на торце панели. Кстати, элементы промографики (текстовые пояснения, информационные таблички) я применяю на всех своих моделях, поскольку считаю, что они не только придают «фирменный» вид изделию, но и содержат действительно полезную и необходимую информацию.

  

Имя: Hopper

 
Технические характеристики

Габариты: 1230х540х850
Масса: 31 кг
Мощность двигателя: 6,5 л.с.
Размер шин: 10х4,5-5
Максимальная скорость с пилотом массой 94 кг: 68 км/ч















При изготовлении топливного бака в качестве боковин я использовал крышки инструментального ящика от мопеда «Дельта». Затем, вварив между ними клиновидные вставки листового металла, получил искомую форму нужных габаритов. Характерная форма боковой поверхности бака дает возможность создать более плотную компоновку по высоте, тем самым понижая центр тяжести. Для этого топливный бак установлен под наклоном. В то же время хвостовая часть рамы, поднимаясь кверху, позволяет установить седло на удобной для пилота высоте.


Конструкция передней вилки обозначилась не сразу. Эта деталь не только функциональна и очень важна для обеспечения управляемости, но и придает определенную выразительность общему облику байка. Было желание создать нетрадиционную, но в то же время работоспособную конструкцию. Окончательный вариант представляет собой следующее: вилка состоит из двух частей, которые соединяются шарнирно через амортизатор. Учитывая несимметричный колесный диск и общую ширину колеса, его крепление выполнено по-автомобильному, консольно, что в целом придает необычности композиционно-пластическому решению этого механизма. Тормозной диск и суппорт — велосипедные.


Сцепление — центробежное, индивидуального изготовления. Исходя из общей компоновки и конструкции задней вилки, пришлось применить промежуточный вал с редуктором. Натяжение первой цепи осуществляется путем перемещения двигателя в продольных пазах рамы, вторая цепь натягивается традиционным способом с помощью натяжителей на оси заднего колеса. Задняя подвеска снабжена моноамортизатором, по бокам от которого у рамы имеется декоративное «оперение» с габаритными огнями.


Двигатель четырехтактный, мощностью 6,5 л.с., надежный и неприхотливый. От корпуса отрезаны ставшие ненужными кронштейны крепления топливного бака, сам двигатель окрашен термостойкой краской.

Конструкция на испытаниях показала свою работоспособность, задняя подвеска имеет регулировку, однако передняя вилка несколько «клюет» при резком торможении, но вероятно это неизбежное следствие «врожденных» недостатков мотоцикла с короткой базой. Виражи на нем особенно не заложишь, но если ездить без экстрима, рулится «миник» уверенно.


Процесс финишной отделки оказался очень не простым. При фактическом отсутствии капотированных деталей, позволивших бы с размахом применить средства цветовой гармонизации, я имел в своем распоряжении лишь топливный бак и трубчатую конструкцию рамы. Именно поэтому, в общем колористическом решении модели задействован даже корпус двигателя. Цветовая нюансировка, в сочетании с пластикой, фактурой и световым бликом оказалась очень действенным средством. Различные оттенки, которые я использовал, подчеркивают пропорциональное деление корпуса, но при этом не нарушают завершенности общего вида.


Итогом работы я полностью удовлетворен. Строго придерживаясь выбранных методов и принципов конструирования, я добился желаемого результата: мотоцикл получился работоспособным, аккуратным и живым. Сразу после постройки он был приобретен частной арт-галереей.





Материалы по теме:

Оставить комментарий

Для добавления комментария требуется зарегистрироваться или авторизоваться на сайте .


↑ Наверх